Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ЗВОНОЧКИ» (логоритмика)
рабочая программа по музыке
Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа логоритмика | 245.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №26 «ЛУКОМОРЬЕ»
Рассмотрена на заседании педагогического совете МБДОУ д/с № 26 «Лукоморье» от 2021 г. Протокол № | УТВЕРЖДЕНА Заведующий МБДОУ д/с № 26 «Лукоморье» Приказ № от 2021г. ____________ Овечкина Л.Н. |
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«ЗВОНОЧКИ»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 3-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Учитель-логопед
Шкодина Оксана Викторовна
р. п. Новодрожжино
2021г.
Содержание программы | страницы |
Пояснительная записка | 3 |
Цель, задачи программы | 4 |
Содержание дополнительного образования | 5 |
Расписание работы кружка | 8 |
Работа с родителями и воспитателями | 9 |
Примерный учебно-тематический план | 10 |
Ожидаемые результаты | 20 |
Список литературы | 22 |
Базис программы | 24 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Занятия полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Очень важны занятия в кружке для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью.
Логоритмика, по определению Г.А.Волковой, одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова.
Занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, использование здоровье сберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Занятия проводятся во второй половине дня. Программа рассчитана на 1 год обучения 28 занятий. Занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю длительностью 15-25 минут с детьми 3-5 лет.
Форма занятий групповая (14 обучающихся в группе).
Цель программы: Коррекция и профилактика отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова, движения и музыки.
Задачи:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Занятие включает следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. На занятиях используются фонопедические упражнения по
В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.
- Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии используются «шумелки» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелки» из металлических трубочек, «стучалки» из деревянных палочек, «шуршалки» из мятой бумаги и целлофана.
- Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать.
- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
РАСПИСАНИЕ работы кружка (логоритмика)
«Звоночки» на 2021-2022 учебный год.
Возраст | Время | Количество |
3 – 4 года | 15 минут 15.10 – 15.25 | 1 раз в неделю |
4 – 5 лет | 25 минут 15.35 – 16.00 | 1 раз в неделю |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
1. Провести анкетирование родителей.
2. Провести беседу с родителями детей, нарушением речи о необходимости регулярно посещать кружок для систематической и планомерной выработки двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
3. Провести работу с родителями по вопросу изготовления атрибутов, требующихся для занятий.
4. Подготовить рекомендации для родителей детей, посещающих кружок «Звоночки» «Методы и приемы развития чувства ритма у детей в домашних условиях».
6. Подготовить наглядный материал в родительские уголки «Так занимаются наши дети».
РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
1. Совместно с воспитателями провести работу с родителями по вопросу изготовления атрибутов для работы кружка «Звоночки»
2. Подготовить консультацию для воспитателей «Развитию музыкально-ритмических движений», как основу для работы кружка.
3. Провести индивидуальную работу с воспитателями по организации самостоятельной индивидуальной танцевально-музыкальной деятельности детей в группе.
4. Познакомить воспитателей с организацией музыкально-дидактических игр.
5. Совместно с воспитателями подготовить настенную информацию в родительские уголки на тему «Так занимаются наши дети».
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН с детьми 3-5 лет
Неделя | Название занятия | Цель | Количество занятий |
1 | «Осень» |
| 1 |
2 | «Богатый урожай» |
Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата. | 1 |
3 | «Кукла Ася» |
Воспитывать чувство заботы о ближнем; | 1 |
4 | «Тучка» |
| 1 |
5 | «Караваюшка» |
| 1 |
6 | «До свиданья птицы» |
| 1 |
7 | «Прогулка в осенний лес» |
| 1 |
8 | «Лесные звери осенью» |
| 1 |
9 | «Снегири» |
| 1 |
10 | «В гости к Снегурочке» |
| 1 |
11 | «Зима -красавица» |
| 1 |
12 | «Снеговик» |
Развитие эмоциональной отзывчивости. | 1 |
13 | «Семья» |
| 1 |
14 | «Одежда» |
| 1 |
15 | «Наши любимые сказки» |
| 1 |
16 | «Домашние животные» |
Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса. | 1 |
17 | «Будь здоров» |
| 1 |
18 | «Мы строители» |
| 1 |
19 | «Петушок и его семья» |
| 1 |
20 | «Армей ская карусель» |
| 1 |
21 | «Самая любимая мама» |
| 1 |
22 | «Находчивый бобр» |
| 1 |
23 | «На лесном перекрестке» |
| 1 |
24 | «Поиграем в поезд» |
| 1 |
25 | «Времена года» |
| 1 |
26 | «Полетим на ракете» |
| 1 |
27 | «В гости к радуге» |
| 1 |
28 | «Муха-Цокотуха» |
| 1 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен
- Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
- Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
- Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
- Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
- Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
- Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
- Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
- Улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической.
- Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М. «Просвещениея» 1985;
- Нищева Н.В., Гаврищева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD 2013;
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
- СанПиН 2.4.1.2731-10 Москва 2011г.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994;
- Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
- Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
- Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
- Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
- Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007;
БАЗИЗ ПРОГРАММЫ
Кружок «Звоночки» основывается на методических пособиях:
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2006;
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Волшебная ручка» для детей от 6 до 7 лет.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе
Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по логоритмике «Говоруша»
Программа по логоритмике...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...