Доминантное музыкальное занятие «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов» для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа)
Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dominantnoe_muzykalnoe_zanyatie.doc | 53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доминантное музыкальное занятие
«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»
для старшего дошкольного возраста
Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.
Задачи:
-Продолжать знакомить детей с различными русскими народными музыкальными инструментами: а именно балалайкой и домрой, рассказать о том, как она устроена, звучит, учить узнавать инструменты по виду и тембру звучания;
-Закреплять умение играть на шумовых русских народных музыкальных инструментах, подчеркивая ритмическое и тембровое своеобразие музыки.
-Совершенствовать речь детей, умение свободно и четко высказывать свои мысли, обогащать словарный запас детей
-Развивать навык игры на инструменте индивидуально и в оркестре;
-Познакомить с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества.
- Развивать музыкальное восприятие, тембровый слух; внимание, память интонационно - стилевые представления, творческие способности.
- Воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к народной музыке.
Музыкальный репертуар: обработки русских народных наигрышей и мелодий.
Программное обеспечение: компьютерная презентация “Русские народные инструменты.
Оборудование: Балалайка, домра, музыкальные инструменты для детского музицирования, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход занятия
Муз. рук: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Муз. рук: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Мы отправимся на машине времени в прошлое. Давайте отправимся в русскую деревню. Давно это было. В те времена многое люди делали из дерева. слайд 1 Дома, мебель, сани, телеги ,домашняя утварь были деревянными. Жили, поживали в небольшой деревушке, деревянной избушке полезные вещи. Деревянные ложки, которыми хозяева избушки любили кушать кашу, да хлебать щи. Рубель, использовали при стирке белья, трещоткой отгоняли диких животных. слайд 2Оказывается, они были пригодны не только в хозяйстве. слайд 3
Однажды в деревню, на весёлый праздник масленицы, появились бродячие артисты, певцы и музыканты. Исполнители народной музыки. Музыкальных инструментов у них не было, и решили они использовать для сопровождения своего пения подручные полезные вещи.
Ложки, сами по себе, ударяя друг о друга, очень точно и ладно отстукивали ритм, а в дуэте с рубелем, воспроизводили интересные шумовые звуки.
Танец с деревянными ложками «Травушка-муравушка» русская народная мелодия
"Вот трещотка!" - говорят про излишне болтливых людей, однако не все знают, что именно скрывается под этим названием. А ведь трещотка - это музыкальный инструмент, известный с давних пор. Сначала трещеткой отгоняли диких животных, а позже трещотки, как самозвучный музыкальный инструмент, широко использовались в свадебных обрядах во время плясок слайд 4
Стреляя из лука, охотники заметили, что тетива тоже издаёт красивый певучий протяжный звук. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли слайд 5 Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцамиТак подручные полезные вещи превращались в музыкальные инструменты. Или по их подобию рождались русские народные инструменты. Например, гусли. Старинный русский инструмент. Гусли – самогуды, звончатые.
Они сделаны из доски. Форма их похожа на крыло, в середине круглая дырка, а сверху струны натянуты. Название их произошло, как вам может показаться не от слова гусь, а от древнеславянского слова густы, что означало – гудеть. Струна на инструменте гудела, её называли – гусла. Много струн – гусли. А играли на них так. Гусляр клал гусли на колени и перебирал по струнам пальцами. А сам пел и рассказывал былины. .)
Дети слушают игру на гуслях. Обсуждаем с ребятами, как они звучат.
Задание: Очень известна на Руси плясовая песня «Светит месяц» многие композиторы писали вариации на мелодию данной песни, не остался в стороне и В. Андреев. Звучит плясовая «Светит месяц» В. Андреев слайд 6
- Назвать инструменты, исполняющие плясовую?
- Назвать ведущие инструменты ансамбля?
Ну, вы ребята, пока играть на балалайке и гармони не можете, для этого надо учиться в музыкальной школе, а вот на шумовых и ударных мы сыграть можем.
Исполняем р.н.п. «Топится баня»
А теперь, будьте внимательны, я расскажу вам одну интересную историю.
слайд7
Произошло это, около ста лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал:
«Хотел бы заказать у вас музыкальный инструмент». Но когда мастер посмотрел чертежи, которые принес ему Андреев, он страшно рассердился. Как, так ему, уважаемому мастеру, предложили сделать шутовской, скомороший инструмент, да еще из лучших сортов дерева. И рассердившись, мастер сказал: « Что если господину Андрееву угодно, он может приобрести сей мужицкий инструмент в любой лавке, где тот продается вместе со спичками и солью».
Ребята, Как вы думаете, какой же инструмент предложил мастеру сделать Андреев? (Балалайку)
8 слайд (муз. рук. продолжает на фоне музыки)
А еще Василий Андреев заметил, что ему скрипачу совсем не зазорно играть на балалайке и показал мастеру свое искусство игры на балалайке.
И тогда мастер сдался. Ему понравилось, как молодой музыкант горячо говорит о том, что хочет наладить, усовершенствовать русские народные инструменты и как виртуозно звучит в его руках этот мужицкий инструмент. И приступил к работе. Так заладилось дело и вскоре,
9 слайд Василий Васильевич Андреев организовал первый оркестр русских народных инструментов и назвал его «Великорусским».
10 слайд Андреев смог усовершенствовать балалайку и создать чертежи их разновидностей, получилась целая семья: прима, альт, бас-балалайка
Кроме балалаек, он смог создать и разновидности домр 11 слайд
Репертуар был очень разнообразным, писал их сам Андреев: пляски, песни, хороводы, наигрыши, музыканты много концертировали по разным странам Германии, Франции, Англии, США и конечно по городам России.
А сейчас ребята подготовили стихи про некоторые музыкальные инструменты, и я предлагаю их послушать.
Стихи:
- Балалайка - Треугольная доска, а на ней три волоска,
Три струны, а звук какой, с переливами, живой.
Узнаю его в момент, самый русский инструмент.
- Домра, как забытая царица, Что жила когда-то на Руси.
Балалайки старшая сестрица, Звуком ладным в голубой выси,
Разносила на потеху миру В скоморошьих озорных руках
Складных песен звонкую сатиру В старых сказках, баснях и стихах. - Я гусли беру золотые, И песнь о свободе пою,
Чтоб слышали старцы седые, И юноши песню мою.
Хочу я развеять струною, Тяжелые сны о былом,
Чтоб песня, пропетая мною, Дышала осенним теплом.
Музыкальный номер в исполнении музыкального руководителя на домре и балалайке.
12 слайд-игра
Ну, а сейчас, ребята, я объявляю игровую минутку, и предлагаю поиграть с народным ударным инструментом – бубном. Сделайте большой круг.
«Игра с бубнами» муз. М. Красева
А сейчас мы попробуем украсить наши музыкальные инструменты: балалайку и домру. Сам инструмент готов, а вот ваша задача состоит в том, чтобы его преобразить, украсить с помощью аппликации.
Аппликация музыкальных инструментов.
Муз. рук.: Молодцы, ребята, посмотрите, как красиво вы украсили свои инструменты. А сейчас, ответьте на такие вопросы:
- Музыку, какого оркестра мы сегодня с вами слушали и исполняли?
- Какие музыкальные инструменты входят в состав народного оркестра?
- Кто первый организовал оркестр?
- Как его назвал?
Всё правильно вы ответили, а теперь наши воспитатели подготовили для вас сюрприз, встречаем!
Сюрпризный момент-Танец воспитателей с народными инструментами.
13 слайд На этом, ребята, наша встреча заканчивается , до свидания, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотопрезентация работы кружка русской народной куклы с детьми старшего дошкольного возраста
Фотопрезентация содержит фотографии детей на занятиях кружка....
Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Литературная викторина по русским народным сказкам» (итоговое НОД)Цель:Закрепить представление детей о жанре «сказка»; о многообразии литературных жанров;Уточнить и обогатить представлени...
Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста.
В своей работе я люблю использовать народные игры. С накоторыми из них я хотела бы подлиться....
Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста.
Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста. - развивать выразительность речи и пантомимики детей, чувство ритма, умение согласовывать движения со словами...
Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста.
Приобщать детей к народной культуре - знанию сказок, расширить знания детей о сказках....
В стране сказок Занятие с использованием элементов ТРИЗ Русская народная сказка «Три медведя» Старший дошкольный возраст
В стране сказок Занятие с использованием элементов ТРИЗ Русская народная сказка «Три медведя» Старший дошкольный возраст...
Тематический досуг « Волшебная страна русских народных сказок» для детей старшего дошкольного возраста
Роль русской народной сказки в воспитании детей. Много веков назад, когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература...