Музыкальное тематическое занятие для подготовительной группы детского сада «Красота фольклора»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Бочкарева Елена Сергеевна

В рамках реализации музыкально-образовательного проекта «Народный фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей»  Музыкальное тематическое занятие для подготовительной группы детского сада

«Красота фольклора»

Цель: расширять знания детей о русском народном творчестве

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В рамках реализации музыкально-образовательного проекта «Народный фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей»  Музыкальное тематическое занятие для подготовительной группы детского сада

«Красота фольклора»

Цель: расширять знания детей о русском народном творчестве.

Задачи:

1.Образовательные задачи:

Закрепить понятия «фольклор», «хоровод», «плясовая».

-формировать доброжелательные отношения между детьми.

-продолжать знакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами;

-закреплять умения правильно и выразительно выполнять элементы русских народных плясок.

-осваивать основные приемы звукоизвлечения (деревянные ложки, маракасы, бубны, колокольчик, балалайки).

-развивать художественный вкус и эстетическое восприятие фольклора;–развивать певческие навыки.

2.Развивающие задачи:

-реализовать познавательную активность, индивидуальные возможности ребенка через практические виды деятельности;

-формировать навык самооценки.

3. Воспитательные задачи.

-воспитывать интерес к традициям русского народа, прививать уважение к народной культуре;

–воспитывать положительные эмоции при выполнении музыкально-ритмических движений;

-воспитывать эстетические чувства при восприятии инструментальной музыки.

- воспитывать общечеловеческие качества, культуру общения;

Виды детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации - игровая и практическая.

Формы организации детей: коллективные, групповые, индивидуальные.

Методы и приемы - наглядно- слуховой; словесный (беседа, рассказ, пояснения); практический (показ педагогом музыкально-ритмических движений, показ приемов игры на музыкальных инструментах).

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): ноутбук, пианино, нотный материал, мультимедийный проектор, детские балалайки, бубны, трещотка, маракас, деревянные ложки.

Планируемые результаты:

Предметные:

-вызвать интерес к звучащей на занятии музыке и к предложенным видам музыкально-творческой деятельности;

-продолжить работу над чистотой интонирования мелодии.

Личностные:

-совершенствовать навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Метапредметные:

-вызвать интерес к данной образовательной деятельности, совместной деятельности с педагогом и сверстниками;

-вызвать позитивную самооценку своих музыкально – творческих способностей.

Предпосылки формирования универсальных учебных действий.

Познавательные:

-расширение кругозора дошкольников;

-умение применять правила и пользоваться инструкциями.

Регулятивные:

-принимать образовательную и творческую задачу;

-осознавать и управлять своими эмоциями;

-уметь удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь;

-развивать умение сотрудничества со сверстниками в движении, играх, соблюдать правила игры.

Предварительная работа:

- Разучивание русских народных потешек, попевок, закличек;

- Знакомство с русскими народными инструментами: балалайка, трещётка, ложки, дудочка, гармонь;

-Прослушивание русских народных мелодий в исполнение оркестра народных инструментов;

Содержание образовательной деятельности:

Дети под русскую народную песню заходят в зал.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?

Давайте поприветствуем друг друга «УЛЫБНИСЬ ТОМУ КТО СПРАВА»

                                   (в кругу)

Как здорово мы с вами поздоровались! А встретились мы с вами в музыкальном зале не случайно. Как вы думаете, чем мы можем здесь заняться(петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах). А можно ли здесь поиграть? Так давайте поиграем в игру «Ладошки».

Игра «Ладошки»

Музыкальный руководитель:

Похлопаем немножко (Хлопают в ладоши)

И разотрем ладошки (Трут ладоши друг об друга)

А теперь еще сильней,

Чтобы стало горячей! (Трут ладоши более быстро и интенсивно)

Громче-громче, веселей,

Ты ладошки не жалей!

Какие бурные аплодисменты! А для кого они могут звучать? (для артистов)

А давайте и мы сегодня вместе побудем артистами.

Мы будем учиться красиво петь и танцевать.

Артисты, занимайте места! (осанка) сели на стульчики

Музыкальный руководитель- Разговаривать мы сегодня будем о русском народном творчестве или как его называют ещё «фольклор». Это когда творцом и созидателем является не один человек, а целый народ. Какие народы вы знаете? (ответы детей)

Музыкальный руководитель:

У каждого народа есть свои обычаи, традиции, промыслы и, конечно, культура со своеобразными песнями и танцами. Все это называется ФОЛЬКЛОР.

-Послушайте и постарайтесь определить, какой народ написал эту музыку?

Хоровод «Во поле березонька стояла»

(ответы детей)

Что хочется делать под эту музыку(ответы детей)

Давайте, заведём хоровод, возьмитесь за руки и пойдём по кругу вправо, а теперь влево;

Соберёмся в центр хоровода, вернёмся в большой круг;

Мальчики, топайте правой ногой, а девочки идут в центр и обратно;

Девочки хлопайте в ладоши, а в центр пойдут только мальчики;

Повернёмся друг за другом и пойдём хороводным шагом за ведущим на стульчики.

Музыкальный руководитель: Сядьте удобно. Как можно описать характер этой музыки(ответы детей). Верно. Она, спокойная, неторопливая, звучала плавно, под неё хотелось двигаться, значит, она танцевальная.

-Русский народ жизнерадостный и оптимистичный. Очень известны в русском фольклоре небольшие куплеты, которые много раз повторяются с разными текстами, и, конечно, сопровождаются танцевальными движениями.

-Мы сейчас их исполним, а вы вспомните, может где- то уже встречались с такой музыкой и сравните её характер с характером хоровода, который мы водили в начале занятия. Похожие они или отличаются?

Частушки:

Мы хорошие подружки

Дружно, весело живём,

И частушки – топотушки,

Мы сейчас для вас споём,

Ух!

(на проигрыш пританцовывают)

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли плохо ли,

А сейчас мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Ух!

(на проигрыш пританцовывают)

Музыкальный руководитель: Узнали, как называются эти куплеты? (ответы детей) Верно, это частушки. Мы пропели два куплета, но их может быть очень много. А какой характер был у музыки(ответы детей) Весёлый, озорной, шутливый, игривый…. Так можно сказать о характере частушек, но всегда они исполняются в чётком ритме.

- Вы тоже знаете небольшие русские народные песенки. Догадайтесь, ритм, какой песенки я сейчас прохлопаю. (прохлопывает ритм русской народной песенки «Андрей – воробей).

(ответы детей)

Музыкальный руководитель: Ребята, это русская народная попевка «Андрей – воробей». Прежде чем её исполнить, давайте немного разогреемся. Встаньте около стульчиков.

Физминутка:

Головою три кивка

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Музыкальный руководитель: Молодцы! Рассаживайтесь на свои места. Вспомним слова песенки «Андрей – воробей», проговорим их шёпотом и прохлопаем ритм (дети вместе с воспитателем выполняют задание)

Музыкальный руководитель: Давайте подберём музыкальный инструмент, который поможет нам исполнить эту песенку.

Выставляются музыкальные инструменты – металлофон, барабан, балалайка, трещотка.

Дети предлагают инструменты и аргументируют свой ответ.

Музыкальный руководитель- На любом из этих инструментов можно сыграть песенку «Андрей – воробей», потому – что исполняется она на одном звуке, меняется только ритм. Кто хочет помочь сыграть эту песенку на металлофоне? Выходи (имя ребёнка) Бери палочку в правую руку, выбери любую пластинку на металлофоне, играй, а мы будем петь. Пойте не громко, чтобы не заглушать звук металлофона.

«Андрей – воробей», русская народная мелодия.

Музыкальный руководитель: А теперь попробуем спеть на другом звуке (песня исполняется ещё 2 раза, на более высоких звуках и с ускорением темпа) Молодцы, справились. Вы выбрали металлофон, чтобы исполнять эту песенку. Но раз она русская народная песенка, значит, и инструмент надо было брать народный. А есть ли среди этих инструментов русские народные? (ответы детей)

Верно, балалайка – это русский народный инструмент, но вы на нём играть пока не умеете, для этого надо специально учиться. А какие ещё народные инструменты вы знаете? Я вас попрошу ответить, когда вы услышите их в музыке. И так, будьте внимательны.

Слушание.

«Камаринская» П. Чайковский (отрывок)

(Дети называют услышанные инструменты.)

Воспитатель: Молодцы, так и хочется пуститься в пляс под такую задорную музыку. Выходите, ребята, танцевать.

Танцевальное творчество.

«Русская пляска»

(Дети используют движения русской народной плясовой)

Музыкальный руководитель: Молодцы, те ребята, которые вспомнили движения русской народной пляски – это и притопы, и топотушки, и приседания с выставлением ноги на пяточку, и хлопки, и кружения. А исполнили мы пляску под звуки русских народных инструментов. Когда они звучат одновременно, то получается…. (дети отвечают). Оркестр. Для нас прозвучал оркестр русских народных инструментов.

Музыкально-игровое творчество

Игра «Трынцы - брынцы удальцы». Дети всей группой встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.Все поют:

Трынцы -брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока. Игра повторяется несколько раз.

Рефлексия: Ребята, что нового вы узнали на занятии(Ответы детей).

Да, мы глубже познакомились с русским народным творчеством – с песнями, хороводами, плясками, играми. Все это называется одним словом – фольклор. Благодарю за занятие. До свидания.

Дети под русскую мелодию выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ВЕСНА - КРАСНА"

ПРЕДСТАВЛЯЮ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ВЕСНА - КРАСНА"....

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Красота»

Тема: «Красота»Интеграция образовательных областей:Познание, коммуникация,  художественное творчество, музыка,  физическая культура.Цели: Формирование понятия красоты, как эстетической...

Музыкально-тематическое занятие для подготовительной группы "Путешествие в осенний лес"

Цель:·        развитие активности детей через синтез музыки, движения , речи и образного мышления.Задачи:·        Ра...

Конспект тематического занятия в подготовительной группе детского сада «Музыкальное путешествие»

Показать виды певческой деятельности для развития певческих навыков и творческих способностей....

Музыкальное тематическое занятие в подготовительной группе детского сада « 4 ноября. День народного единства».

Музыкальное тематическое занятие в подготовительной группе детского сада « 4 ноября. День народного единства»....

Конспект тематического занятия в подготовительной группе детского сада «Музыкальное путешествие»

Программное содержание. Показать виды певческой деятельности для развития певческих навыков и творческих способностей.Пение для развития музыкального восприятия: пение мелодий и упражнений для развити...