Консультация для педагогов
консультация по музыке

Магадиева Сабина Равилевна

«Музыкальное воспитание в летний период»

Музыкальная работа летом – кладезь для творчества детей и педагогов. В этот период можно заниматься тем, на что не хватает времени в учебном процессе. Педагог свободен в выборе содержания материала, организации деятельности, на пути к решению основной задачи по музыкальному воспитанию в летний период - радость от общения с музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Музыкальное воспитание в летний период».

Музыкальная работа летом – кладезь для творчества детей и педагогов. В этот период можно заниматься тем, на что не хватает времени в учебном процессе. Педагог свободен в выборе содержания материала, организации деятельности, на пути к решению основной задачи по музыкальному воспитанию в летний период - радость от общения с музыкой.

Формы работы

Традиционно в дошкольном учреждении принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности :

  • организованная музыкальная деятельность;
  • самостоятельная музыкальная деятельность;
  •  музыка в повседневной жизни;
  •  праздники, развлечения.

В летний период музыка в детском саду звучит во время игр, на развлечениях, прогулках, в повседневной жизни.

Организованная музыкальная деятельность

Летом с детьми проводятся музыкальные занятия. Их структура и методика не претерпевают особых изменений. По — возможности, занятия проводят на улице с использованием ТСО или детских музыкальных инструментов. При планировании и проведении занятий учитываются условия работы детского учреждения: состав детей, количество вновь пришедших, возраст (одинаковый или смешанный, имеющиеся навыки, интересы и т. д. В летнее время нельзя загружать детей обилием материала, давать сложные танцы, постановки, упражнения, которые потребуют большого напряжения внимания, усиленной тренировки. Весь материал должен опираться на имеющиеся у детей навыки. Новый репертуар следует разучивать с детьми без спешки, постепенно.

Самостоятельная музыкальная деятельность выражается в нескольких формах:

  • сюжетно-ролевая игра

Сюжет игры, тему выбирают дети, например, «Игра в оркестр»«Музыкальный магазин» «Музыкальная шкатулка»«Игра в театр»«Музыкальное занятие»«Ищем таланты»«Народный артист»«Концерт по заявкам» и т. д. ;

  • игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальные движения;
  • музицирование. (оно включает и пение, и ритмические движений, и игру на музыкальных инструментах.)

Хорошим стимулом для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе и на прогулке могут служить музыкальные игрушки, инструменты, пособия, игры, атрибуты. Их не должно быть много, они должны заменяться, обновляться; желательно менять и место их расположения в группе.

Музыка в повседневной жизни в летний период объединяет все виды детской музыкальной деятельности:

• слушание музыки в «живом исполнении» и в записи;

• самостоятельное музицирование детей;

• утренняя гимнастика под музыку;

• игры и упражнения (игры-забавы, игры-упражнения);

Музыка звучит во время игр, рисования, что создает особое настроение, направлена на непроизвольное восприятие и внимание детей. Ребята слушают различные по стилям и жанрам музыкальные произведения (классические, народные). Слушание музыки проходит как с установкой на ее восприятие, так и без установки. При этом дети получают разнообразные музыкальные впечатления.

Летние праздники дарят детям веселые игры и соревнования, шутки и смех.

• «неожиданные» импровизированные праздники;

• беседы-концерты;

• спектакли, театральные постановки;

• игры, развлечения, хороводы;

• празднование дня рождения;

• кукольные и теневые театры;

• досуги.

• музыкальные конкурсы и викторины

Воспитатель может заниматься с детьми музыкой в группе, на групповом участке или в музыкальном зале. На участок необходимо вынести атрибуты для танцев и упражнений, музыкально-дидактические игры, разнообразные детские музыкальные инструменты, магнитофон. Занимаясь на участке, можно предложить детям прислушаться к окружающим звукам: шелест листьев (например, у осины и берёзы он разный, шум ветра и дождя, пение птиц, стрекотание кузнечиков и цикад, треск крыльев стрекозы и др.) Очень интересны звуки шумной улицы: легковых и грузовых машин, мотоциклов, газонокосилок и др. Обязательно обсудить, что слышали, характер звуков, тембр. Такая деятельность развивает остроту слуха, произвольное внимание, воображение.

Дать творческие задания на детских музыкальных инструментах.

Во второй половине дня можно предложить детям старшего дошкольного возраста просмотр музыкальных мультипликационных фильмов или фрагментов, отрывки из музыкальных телепередач, слушание классической музыки.

Например, «Щелкунчик»«Петя и волк»«Детский альбом» Чайковского, «Сказка о царе Салтане» и др.

Перед просмотром поговорите о том, что они увидят, услышат, поясните особенности искусства, например, балета, анимации. После просмотра обязательно проведите беседу о содержании увиденного, услышанного, о музыке, которая использовалась в мульт- или видеофильме. Обязательно нужно показать портрет композитора, чья музыка звучала.

В течение дня рекомендуется слушать классическую музыку. Выбор музыкальных произведений летней тематики велик. Педагог может подобрать то, что соответствует возрасту и музыкальному развитию воспитанников. Слушание музыки должно гармонично входить в ежедневную работу группы. Например, на участок прилетела красивая бабочка. Дети, затаив дыхание, наблюдали, как она перелетела с цветка на цветок, рассматривали её разноцветные крылья. Предложите вечером во второй половине дня вспомнить её быстрое кружение и послушайте музыку Э. Грига «Бабочка».

Не следует воспринимать интеграцию образовательной области «Музыка» с другими областями как использование музыкальных произведений во время умывания, одевания, засыпания- просыпания в качестве аккомпанемента изобразительной деятельности и т. д. Музыка – самостоятельный вид искусства, требующий сосредоточенности внимания, эмоциональной вовлечённости, духовной работы. Интеграция искусств разных образовательных областей возможна только при их равноправии. Бездумное использование музыкального звучания, особенно классики, приводит к пониманию этого сложнейшего и глубочайшего вида искусства как развлекательного момента, аккомпанемента и навсегда закроет для ребёнка двери в его мир.

Хотелось бы предостеречь от использования в педагогической практике облегчённых переложений классических произведений. Ребёнок самого нежного возраста способен воспринимать подлинное исполнение музыки при условии доступности её эмоционального содержания и длительности звучания возрастным возможностям восприятия. Лучше послушать 1-2 мин настоящую вокальную, инструментальную, симфоническую музыку, чем целый диск «переделок», т. к. привлекательность для детей облегчённых переложений обманчива. Часто это китч, состряпанный на компьютере, цель которого – получение прибыли производителем.

Музыкальные произведения для слушания:

Аренский А. «Лесной ручей»

Бизе Ж. «Волчок»

Глинка М. – Балакирев М. «Жаворонок»

Глинка М. «Жаворонок»

Глинка М. «Попутная песня»

Гречанинов А. «Верхом на палочке»

Гречанинов А. «Гроза»

Григ Э. «Бабочка»

Григ Э. «Летний вечер»

Григ. Э «Ручеёк»

Дакен Л. «Кукушка»

Куперен Ф. «Бабочка»

Прокофьев С. «Гадкий утёнок»

Прокофьев С. «Дождь и радуга»

Прокофьев С. Кузнечики и стрекозы» («Золушка»)

Прокофьев С. «Утро»

Прокофьев с. «Шествие кузнечиков»

Свиридов Г. «Дождик»

Форе Г. «Мотылёк и фиалка»

Равель М. «Игра воды»

Чайковский П. И. «Песнь жаворонка»

Шуман Р. «Цветы»

Стихи о музыке для чтения детям

Блок А. «Ветер принёс издалека»

Давыдов Д. «Вальс»

Дрожжин С. «Всё зазеленело»

Есенин С. «Колокол дремавший»

Жуковский В. «Жаворонок»

Кольцов А. «Мир музыки»

Крылов И. «Скворец»

Мандельштам О. «Рояль»

Полонский Я. «Музыка»

Тютчев Ф. «Проблеск» (отрывок)

Шелли П. «Музыка» (пер. К. Бальмонта)

Интересны и полезны летом хороводные игры, игры, сопровождающиеся стихами, которые доступны детям с младшей группы. Ведь в теплое время года детям можно петь на улице. Больше времени летом у педагогов для организации музыкально – дидактических игр : «Узнай по голосу»«Тише – громче»«На чем играю?» и др. Дальнейшее развитие получают игры – драматизации, которые тесно связаны с сюжетно – ролевыми играми. Старшие дошкольники могут инсценировать стихи, песни, сказки и показывать их малышам.

Музыкальные игры – наиболее занимательные эпизоды на музыкальном занятии, радостные минуты веселья. Вместе с тем игры развивают кругозор детей. Сами того не подозревая, дети получают много впечатлений о музыке, знакомятся с его основами элементами и начинают сознательно реагировать на разнообразные созвучия. Взрослым лишь остаются вести игры в нужном направлении, постараться, чтобы дети почувствовали суть самой музыки.

Музыкальных игр множество, и представлены они в разнообразнейших формах: с движением, с танцем под музыку, с пением, импровизации. Также существует большое количество настольных музыкальных игр.

Настольные игры: Лото.

Играя в эту игру, дети запоминают различные музыкальные инструменты, имена композиторов, и некоторые музыкальные термины. Карточки можно нарисовать совместно с детьми или взять готовые (воспользоваться интернетом, но для ребёнка будет гораздо интереснее, если это сделано его руками. Подбирать материал, для содержания карточки нужно исходя из знаний ребёнка, пополняя их понемногу новыми понятиями.

Условия игры: каждому учащемуся даётся одна таблица. Ведущий берёт любую картинку и читает вопрос. Игроки, в таблице которого есть ответ, берёт эту картинку, чтобы прикрыть квадрат с ответом в своей таблице.

Выигрывает тот, кто первый найдёт все ответы в своей таблице.

Домино.

Основываясь на принципе домино цифр и картинок можно сделать и музыкальное домино. Здесь тоже, как и в лото можно использовать материал любой трудности для детей разного возраста и с разным объёмом музыкальных знаний.

Например, на одной карточке должен быть рисунок музыкального инструмента и название другого инструмента. К карточке с названием инструмента надо найти его рисунок (или наоборот).

Условия игры: каждый игрок должен положить свою карточку – ответ к карточке – вопросу. Если такой карточки нет, подставить карточку – ответ должен другой игрок (игра идёт по кругу, по часовой стрелке). Если ни у одного игрока нет нужной карточки, можно брать по одной из лежащих на столе. Побеждает тот, кто быстрее всего разложит свои карточки. Другие могут продолжать игру. Чтобы выявить следующих победителей.

Универсам.

Нужно сделать картинки (по числу играющих) с разными музыкальными инструментами, нотам, рисунками и т. д.

Для игры также нужны фишки и музыкальный кубик, который разрешает продвинуться в соответствии с продолжительностью ноты. Музыкальные знаки нарисованы на кубике. Соответствуют цифрам на обычном кубике. Некоторые квадраты на картинке могут содержать различные указания (правило игры) которые вы сами можете придумать. Например, в квадрате нарисован контрабас. Этот инструмент звучит в низком регистре, поэтому свою фишку надо подвинуть вниз на 5 квадратов. Или нарисована скрипка, этот инструмент звучит в высоком регистре, поэтому свою фишку нужно передвинуть на 10 квадратов вперёд, и. т. д.

Музыкальные картинки.

Для этой игры понадобиться много картинок и по любому музыкальному материалу. К данной картинке нужно подобрать соответствующую картинку, одинакового размера. Из общей колоды нужно брать картинки и подбирать пару. Например, скрипке – скрипачку, к трубе – трубача, к фортепиано – пианистку, и. т д. Выигрывает тот, у кого больше пар получиться с окончанием картинок в колоде.

Подобных игр можно придумать много, с разными целями и задачами. С помощью их вы не только сможете занять и увлечь ребёнка в игру, но и развивать его знание о музыки, эрудицию. И в тоже время повеселиться самим. Нужно помнить, что, совместная игра ребёнка с взрослым способствует правильному развитию, и адекватному отношению к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....