Музыкальное приветствие. - Приветствовать друг друга мы будем бесшумно… Педагог показывает «немые жесты»: сделать реверанс, приложить руки к груди, показать самолёт и т.д. Тихо, тихо, рядом встанем, Входит музыка в наш дом. В удивительном наряде, Белоснежно-голубом. - Белый - цвет зимы. Какие звуки напоминают нам о зиме?
Музыкально-ритмические движения Упражнение для рук. «Мельница» Ломовой - Под музыку покажем, как кружится в воздухе вьюга.
Метод сужения поля поиска. Игра «Да – нет». - Играем. Угадайте то, что я загадала. На вопросы буду отвечать только «да» или «нет». (Дети перебирают общие категории предметов и явлений, пытаясь угадать загаданный объект).
Педагог показывает «снежинку». – Молодцы. - Как появляются снежинки? Снег?
- Верно. Снегопад – это природное явление. Результат круговорота воды в природе. Зимой выпадает не дождь, а снег. Знаете ли вы, что весь наш мир состоит из очень маленьких частиц, которые мы не может увидеть даже в микроскоп. Атомы складываются в структуры молекул.
Метод ММЧ У вещества 3 агрегатных состояния: твёрдое, жидкое и газообразное. Все молекулы изображены в виде человечков. Мы смоделируем природный процесс появления снежинки. (Музрук показывает схемы). - Молекулы твердого тела изображаются человечками, которые держатся за руки.
- Молекулы жидкости человечками, которые стоят близко, но за руки не держатся.
- Молекулы газа человечками, которые стоят далеко друг от друга и не держатся за руки (они как-бы двигаются).
Задание: выложите схемой процесс появления снежинки (дети выбирают 3 карточки и расставляют в определённый порядок). Объясните.
Перестроения. - А теперь мы превратимся с вами в МЧ , «поплывём» под музыку паром, плавно, воздушно, не сталкиваясь ни с кем. Ария из сюиты №3. Бах (фрагмент) - Замираем на месте. Мы из пара превратились в капли воды, становимся «тяжелыми». Прелюдия до-мажор. Бах (фрагмент) - А теперь возьмемся за руки, капельки воды замерзли, превратившись в снежинки. Встанем с вами группами по трое в фигуру «звёздочка» (т.е. соединив правые руки). Снежинки. Стоянов (фрагмент) - Подул ветер, и снежинки полетели на стулья. И присели.
Слушание. - Вы танцевали под музыку, которая называется «Снежинки». Ее написал композитор Стоянов. Какой характер музыки? Белый снег пушистый в воздухе кружится, И на землю тихо, падает, ложится (Суриков). - Послушайте ещё раз. Какие инструменты звучат? Снежинки. Стоянов (повторное слушание) - Колокольчик - это ударный или струнный инструмент? Из чего он состоит? Чем отличается колокольчик от колокола?
Модель «Трехэкранка» (Метод «Системный оператор») - Колокол и колокольчик появились очень давно. Почти 4 тысячи лет назад. История колокола начиналась с била. Это такая плоская металлическая доска, издающая при ударе низкий гудящий звук (карточка). А сегодня колокольчики мы можем услышать в оркестре. Представляет собой набор металлических пластинок, размещенных в небольшом плоском корпусе. Звук извлекают двумя молоточками (карточка). Совсем, как металлофон. Задание: у любого объекта есть прошлое и будущее, поставьте карточки с инструментами в нужном порядке (прошлое, настоящее, будущее).
Музицирование. Распевание. Игра на металлофоне и пение 1 фразы попевки «Дон-дон» - Давным-давно колокола сообщали о бедствии или войне, предупреждали об опасности. Мы же поем и играем с вами: «Дон-дон, дили-дон, загорелся кошкин дом». Пение. Песня «До чего ж хорошо!» Музыка и слова Е.А. Гомоновой. - Послушайте песню, о чём она? Сколько куплетов? Дети разучивают 1-й куплет. - Какие ещё забавы дарит нам зима, благодаря холоду и снегу?
Игра «Ледяная фигура» (вариант игры «Замри!») Картушиной. Педагог предлагает игру в ледяные фигуры, хрупкие, холодные, загадочные.
Рефлексия. Итог. - Музыка помогает услышать и выразить явления окружающего мира. Обогатить новыми красками, увидеть мир иначе, с неизвестной стороны. Например, круговорот воды в природе мы можем выразить в движениях. А музыкальный колокольчик раскроет свою древнюю историю. А всё началось с обычной снежинки… - Попрощаемся так же тихо, бесшумно, как полет снежинки («немым» жестом). | Дети заходят в зал парами под аудио «вьюга». Разворачиваются в круг.
Дети повторяют.
(ответы: вой ветра, скрип снега под ногами, хруст льда, сосулек,)
Дети стоят врассыпную. Руки подняты на уровень плеч и разведены в стороны. 1-8 т дети легко качают руками перед собой, скрещивая и разводя; 9-16 показывают «мельницу», описывая руками большие круги. Вопросы: - живое - съедобное - большое - горячее - жидкое - это бывает летом? - это лёд? Ответ: Падает с неба, капли воды на морозе превращаются в кристаллики льда (снежинки).
Из облака (пар) под воздействием низкой температуры появляются капли воды, которые превращаются в снежинки.
- дети медленно врассыпную идут по залу;
- стоят на месте;
- перестраиваются в фигуры «звездочки» Дети сели на стулья.
Ответ: нежная, хрупкая, воздушная, красивая…
Ответ: струнные (скрипки), колокольчики.
Ответ: ударный, из купола и «язычка». Колокол большой, гулкий, громкий. Колокольчик маленький и тихий.
Ответ: било | колокольчики | Оркестровые колокольчики, клавишные колокольчики |
Дети играют и поют, от разных тонов в восходящем направлении.
Ответы: о зиме, катании с горки, о дедушке Морозе. 2 куплета. Ответы: лепка снеговика, игра в снежки, лыжи, коньки, сноуборды, зимний тюбинг
Выбирают ведущего. Дети выполняют движения по тексту. В конце игры замирают. Кто пошевелился, тот выбывает.
Дети повторяют и выходят тихо из зала. |