Приёмы развития голоса у детей дошкольного возраста в детском саду
методическая разработка по музыке

Этапы работы по развитию голоса дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx23.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Прядкина О.Н.

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Голос – это бесценный дар, данный ребёнку от рождения. С помощью голоса человек выражает свои чувства и эмоции. Но голос является не только средством коммуникации, но и представляет собой уникальный и неповторимый музыкальный инструмент со своим тембром и богатой палитрой красок.

Если сравнивать голос ребёнка с голосом взрослого человека, то можно обнаружить много нюансов и отличий. Знание физиологических особенностей и бережное отношение к голосу ребёнка – главные задачи для педагога дошкольника.

Дети дошкольного возраста очень любят петь, так как это наиболее доступный вид музыкальной деятельности. Во время певческой деятельности формируется целый комплекс музыкальных способностей. Пение активизирует внимание, память и мышление детей, способствует развитию фантазии. Благодаря пению дети глубже воспринимают музыку, учатся активно выражать свои чувства и впечатления, своё отношение к сюжету песни. Кроме того пение обладает мощным эффектом объединения людей, создаёт условие для эмоционального общения детей и тем самым улучшает общее самочувствие каждого ребёнка.

Из практического опыта выясняется, что большое количество детей поёт не активно, неуверенно высказывает свои эмоции относительно услышанной музыки, обладает скудным словарным запасом и не чисто интонирует. Часто во время пения дети форсируют звук, поют крикливо, что приводит к напряжению ещё неокрепшего детского голосового аппарата. Задача педагога защитить детский голос от перегрузок и создать благоприятные условия для его развития и творческой реализации детей.

Тема развития детского голоса для меня, как и для каждого музыкального руководителя, является важной, актуальной и интересной для изучения и практической работы. Под развитием голоса подразумевается и развитие музыкального слуха детей, развитие чистого интонирования и, конечно, стремление к унисону в пении, как к идеалу.

Можно условно выделить три основных этапа по развитию голоса дошкольников:

1 этап - вводный (подготовительный речевой);

2 этап - основной (здесь происходит переход от речи к пению);

3 этап - исполнительский (творческий).

Рассмотрим каждый этап более подробно.

1 этап вводный

1 этап является вводным, его задача подготовка мышц речевого и дыхательного аппарата. В начале занятия необходимо создать позитивное настроение у детей, собрать их внимание и вызвать интерес с помощью простых и доступных каждому ребёнку упражнений. Сюда можно отнести артикуляционную гимнастику, игры и упражнения на развитие дыхания, ритмические игры, пальчиковую гимнастику, логоритмику и т.д. Цель всех этих упражнений - подготовка детского голоса к пению.

Первый этап интересен тем, что он сначала предшествует основному и исполнительскому этапу, а потом идёт параллельно с ними. Он позволяет на каждом последующем занятии устранить напряжение и скованность мышц артикуляционного аппарата, разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти. С помощью вводных простых упражнений можно развивать мимику, выразительность исполнения, артикуляционную подвижность и чёткость дикции. Благодаря использованию упражнений у детей обостряется внимание, улучшения происходят в координации слуха и голоса, развивается чувство ритма и интонационная выразительность.

2 этап основной

На втором основном этапе происходит непосредственный переход от речи к пению. К нему можно отнести распевание в игровой форме, музыкально-дидактические игры, разучивание песни.

Во время перехода к этому этапу важным и необходимым является знакомство детей с певческой установкой. Детям необходимо объяснить в доступной форме, что от правильного положения корпуса при пении во многом зависит качество звука и дыхания. «Среди всех певческих навыков особое внимание необходимо уделять звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребёнка. Голос теряет необходимую лёгкость и приобретает неприятный горловой звук» [1, с. 6]. Следует обратить своё внимание на то, как дети формируют гласные. Во время пения необходимо учить детей хорошо раскрывать рот, стараться прививать навык плавного ведения звука, часто показывая своим голосом, как нужно спеть фразу или звук.

«Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая связь. Если ребёнок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него высокое звучание. Важно, чтобы ребёнок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он постепенно начнёт петь естественным звуком» [1, с. 9].

Большое значение для развития голоса и музыкального слуха детей имеет повторение ранее выученных распевок. При этом музыкальный руководитель должен добиваться от детей точной вокальной интонации в пении, умения слушать себя и остальных ребят.

Огромное значение для развития правильного воспроизведения музыкального звука имеет певческое дыхание. Нарушение дыхания снижает точность интонирования. Певческое дыхание можно выработать только в процессе пения. Необходимо с младшего возраста учить детей пропевать музыкальную фразу на одном дыхании. Это способствует укреплению дыхательного аппарата и выработки единого тембра.

Необходимо обращать внимание на выработку бесшумного и спокойного вдоха, без поднятия плеч, а так же чтобы певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом и содержанием песни.

После распевания, когда голосовой аппарат детей подготовлен, можно переходить к разучиванию песни. Чтобы этап разучивания песни проходил для детей интересней можно использовать в своей работе как традиционный способ – сидя на стульчиках, так и не традиционный – сидя или стоя на ковре, выстраиваться в различные фигуры (линии, полукруг, круг и т.д.) Известно, что форма круга несёт в себе не только терапевтические, но и воспитательные задачи. Каждый ребёнок, находящийся в кругу, начинает чувствовать себя равноправным и значимым участником деятельности, и в тоже время создаётся ощущение единства и поддержки всех присутствующих.

3 этап исполнительский

После того как голос детей подготовлен специальными упражнениями и песня выучена наступает третий этап - исполнительский. Третий этап характеризуется тем, что дети уже свободно владеют выученным материалом. Если песня детям понравилась, то у педагога и детей появляются возможности для воплощения творческих идей. Исполнение песни можно дополнить игрой на детских музыкальных инструментах, танцевальными движениями, театрализацией и импровизацией. Дети будут петь полюбившуюся песню не только на музыкальном занятии, но и в своей свободной деятельности и с удовольствием выступят с ней перед зрителями. Очень важно, чтобы подготовленная песня была представлена на утреннике или сценической площадке.

Рассмотрев три основных этапа по развитию детского голоса, хочется отметить ещё одну важную составляющую успеха в этом направлении – это взаимосвязь музыкального руководителя с педагогами и родителями детей. Необходимо создавать условия для слушания музыки и пения детей, как в детском саду, так и дома. Чаще сотрудничать с педагогами и использовать формы интегрированной деятельности

Именно целенаправленная и систематическая работа способствует положительной динамике в музыкальном развитии детей значительному повышению уровня развития детских голосов, певческих навыков и исполнительской культуры.

Список литературы

  1. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. –М.: Просвещение, 1986. – 143 с.
  2. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Г. М. Орлова, С. И. Бекина. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
  3. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».

Моя консультация предназначена прежде всего тем  родителям и педагогам, которые  интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...

Актуальные приёмы развития запоминания у детей дошкольного возраста с ОНР.

            Леонтьев А. Н. отмечал, что для ребёнка дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Игра и будет основной формой развития видов и пр...

Родительское собрание в средней группе по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.Внимание является сквозным психическим процесс...

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи  детей дошкольного возраста»...

Программа по развитию хантыйской речи детей дошкольного возраста в детском саду "Зайчик"

Программа по развитию хантыйской речи детей дошкольного возраста в детском саду "Зайчик"...