Актуальные приёмы развития запоминания у детей дошкольного возраста с ОНР.
картотека по обучению грамоте (средняя группа) на тему
Леонтьев А. Н. отмечал, что для ребёнка дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Игра и будет основной формой развития видов и процессов памяти у дошкольников с ОНР. В играх, особенно в коллективных, формируются качества личности детей, развивается чувство ответственности, воля и характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека развивающих игр для развития памяти дошкольников | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные приёмы развития запоминания у детей дошкольного возраста с ОНР.
Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт.
Леонтьев А. Н. отмечал, что для ребёнка дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Игра и будет основной формой развития видов и процессов памяти у дошкольников с ОНР. В играх, особенно в коллективных, формируются качества личности детей, развивается чувство ответственности, воля и характер.
Дидактические игры - это игры обучающие. Роль игры в коррекционно-педагогическом процессе – устойчивое закрепление изученного материала. Играя с увлечением, дети за игрой повышают способность к произвольности внимания, обострению наблюдательности, более точному восприятию, осмыслению знаний.
Игры позволяют индивидуализировать работу, дать задания посильные каждому ребёнку с учётом его умственных и психических возможностей, характером речевого заболеваний и максимально развивать способности каждого ребёнка.
Игры и упражнения, развивающие способность запоминать использовать во всех видах НОД , а также включать в коррекционный образовательный процесс. Коррекционная работа осуществлялась мной в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных образовательных областях.
Картотека игр для развития всех видов памяти,
фонематического слуха.
- Красный- белый
- Где звук?
- Поймай рыбку.
- Кто внимательнее.
- Кто больше слов придумает?
- Слова перевертыши.
- Найди место для своей картинки.
- Будь внимателен
- Телеграф
- Звенит-Жужжит.
- Кто больше?
- Угадай слово.
- Отстукивание слогов.
Красный -Белый
Цель. Развитие фонематического слуха, слуховой памяти; нахождение звука в словах, воспринятых на слух
Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый)
Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет –поднимают белый кружок.
Кто больше?
Цель. Развитие зрительной памяти; нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Описание игры. Педагог показывает картину, например «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают пионеры на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается карточный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.
Где звук?
Цель. Развитие фонематического слуха, слуховой памяти; нахождение места звука в слове
Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями , фишка (флажок или кружок).
Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяю место заданного звука в слове . В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или средине, фишка становится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничится только одной большого формата полоской и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.
Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. – Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным ( аист, река, мак).
Поймай рыбку
Цель. Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.
Оборудование. Металлические скрепки, небольшие предметные картинки ( изображенный предмет вырезан по контуру). Коробка и удочка с магнитом из игры « Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.
Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука ( например, р). Его место в слове ( в начале , конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает то , кто наберет больше очков
Кто внимательнее?
Цель. Развитие фонематического слуха, слуховой памяти ; активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование. Картинки на определенный звук.
Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: « Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушаете и отгадаете, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: C . Педагог: « Правильно, все эти слова начинались со звука С. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком. Игру можно усложнить.
Кто больше слов придумает?
Цель. Развитие фонематического слуха, слуховой памяти ; активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование. Мяч, фанты
Описание игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому –нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант .
Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.
Слова- перевертыши
Цель. Развитие фонематического слуха, словесно –логической памяти; активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.
Описание игры. Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например: люк (кол), мод (дом), зако (коза), сако(коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова при перевертывании не допускалось ошибок.
Можно предложить детям и другие варианты: загадывать по одному, а разгадывать всей группе: кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.
Найди место для своей картинки
Цель. Развитие фонематического слуха, слуховой и зрительной памяти
; активизация словаря, дифференциация разных звуков.
Оборудование. Картинки, в названии которых, например, есть звуки ш и ж.
Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш… Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает , как жук жужжит: ж-ж-ж… « Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки , а вы слушайте, в названии какой из них будет звук ш или ж. Если услышите звук ш, то картинку надо положить слева, а если услышите звук ш, то ее надо положить с право». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.
Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук ж стоит в конце слова или перед глухим согласным.
Будь внимателен
Цель. Развитие фонематического слуха, зрительной памяти ; активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование. Различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, курица, автобус и т.д.
Описание игры. Обращаясь к детям, педагог говорит: « Я буду называть игрушки . Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук С, вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берут предметы, в названии которых звук С встречается в начале, середине и конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком С. В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слова ( аналогичную игру можно повторить и с другими звуками).
Телеграф
Цель. Развитие фонематического слуха, слуховой памяти ; обучение слоговому анализу слова.
Описание игры. Педагог говорит: « Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. С начала детям дают двусложные слова, подбирая по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова ( ма-ши-на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумать слова, которые надо передать по телефону.
Угадай слово
Цель. Развитие фонематического слуха, словесно - логической памяти; составление слов с определенным количеством слогов.
Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: « Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу- отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затруднятся назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог.
Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.
Звенит – жужжит
Цель. Развитие фонематического слуха, слуховой памяти ; дифференциация звуков З – Ж.
Описание игры. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звуки З или Ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук З, то он говорит: «Звенит», если слышит звук Ж, то говорит: « Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.
Отстукивание слогов
Цель. Развитие фонематического слуха, слуховой памяти ;обучение слоговому анализу слов.
Оборудование. Барабан, Бубен.
Описание игры. Дети садятся в ряд. Педагог объясняет , что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал не одной ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы успешного запоминания для детей дошкольного возраста
Статья предназначена широкому кругу пользователей / родителям, педагогам, учителям - логопедам/. Содержит различные методы и приёмы, способствующие успешному запоминанию материала....
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.Внимание является сквозным психическим процесс...
Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»
Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»...
Консультация «Актуальность, проблемы развития умственных способностей детей дошкольного возраста. Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях»
Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и п...
Приёмы развития памяти у детей дошкольного возраста.
Анализ возможностей развития памяти у детей дошкольного возраста....
Методы и приёмы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях
В настоящее время педагоги, психологи и родители отмечают у современных детей взаимосвязь высокого уровня технического развития с низким уровнем развития коммуникативных навыков. Тогда как г...