" Способы развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста в детском саду и дома"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Способы развития восприятия детей дошкольного возраста в детском саду и дома
Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целый образ предмета; в се познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире.
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.
Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию.
Для этого была создана система игр и игровых упражнений, которые могут способствовать развитию зрительного восприятия дошкольного возраста.
В процессе коррекционной работы с детьми по развитию зрительного восприятия рекомендуется использовать разнообразные наглядные средства:
- Естественные средства ( предметы, объекты)
- Изобразительные наглядные средства ( картинки, рисунки)
- Схематическую наглядность ( планы, схемы)
Занятия проводятся индивидуально или с небольшими подгруппами
( 2-3 человека). Распределяя детей по подгруппам, следует учитывать их особенности и уровень развития зрительного восприятия. Упражнения следует предлагать в игровой форме, т. К. игра способствует формированию интереса и положительного отношения к деятельности.
Развитию зрительно – моторной координации детей способствуют такие игры и упражнения как6 рисование по точкам и пунктирным линиям, обводка фигур, рисование прямых линий, различные штриховки, рисование по клеточкам, лабиринты. Выполняя эти задания, ребенка учат зрительно контролировать движения руки.
Игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия.
- « Помоги зайчику добраться до морковки»
Цель: развитие мелкой моторики, умение рисовать прямую линию с помощью стимулирующих линий под контролем зрительного восприятия.
На рисунке изображен зайчик и морковка. Ребенок должен провести зайчика к морковке. Задача ребенка провести прямую линию, не выходя за пределы стимулирующих линий.
- « Извилистая дорожка»
Цель: развитие мелкой моторики, умение рисовать кривую линию.
На рисунке изображен мальчик на велосипеде, дорожка и дом. Ребенку предлагается « проехать» по дорожке к дому. Задача ребенка провести линию посередине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги, и не съезжая с дорожки.
- « Обведи рисунок»
Цель: развитие мелкой моторики, умение обводить рисунок по контуру.
Ребенок должен обвести изображенную фигуру по контуру, при этом обводная линия должна быть как можно ровнее. Для обведения можно предложить следующие рисунки: птичка, машинка, дед мороз и т.д
- « Сделай картинку»
Цель: учить видеть форму в предмете, зрительно соотносить форму предмета с образцом.
Оборудование: картинка с изображением домика из двух частей ( квадрата и треугольника) и озера ( круг). Вырезанные из картона соответствующие геометрические фигуры.
Ход игры. Педагог кладет перед ребенком первую картинку и спрашивает, что на ней нарисовано. Затем просит ребенка сделать такую же картинку из геометрических фигур.
- « Из каких фигур сделан паровозик»
Цель: учить детей различать и выделять геометрические фигуры на картинке.
Оборудование: рисунок с изображение паровозика
Ход игры: Ребенку предлагается рисунок с изображением паровозика, деталями которого являются геометрические фигуры. Ребенок должен назвать и показать все геометрические фигуры, из которых состоит паровозик.
- « Узнай, какой фигуры не стало»
Цель: учить детей различать геометрические фигуры по форме
Оборудование: карточки с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник)
Ход игры: Детям показываются различные геометрические фигуры. По команде педагога они отворачиваются. Педагог убирает одну фигуру. Учитель подает команду « можно» дети поворачиваются и определяются, какой фигуры не стало.
- « Найди»
Цель: учить детей находить в комнате игрушки разной формы, развивать внимание и запоминание.
Оборудование: игрушки разной формы
Ход игры: Педагог предлагает найти детям в комнате игрушки разной формы. Например, найти все предметы круглой формы. Затем педагог вместе с детьми рассматривает найденные предметы. После этого игра повторяется, и дети ищут предметы другой формы.
- « Заштрихуй фигуру»
Цель: развитие зрительно -моторной координации
Оборудование: карточка с геометрическими фигурами
Ход игры: Педагог предлагает ребенку карточку с геометрическими фигурами. Задача ребенка найти все квадраты на карточке и заштриховать их.
- « Вокруг нас»
Цель: закрепление названий геометрических фигур, учить выделять форму предметов
Оборудование: картинки с изображением геометрических фигур.
Ход игры. Детям показывают геометрические фигуры. Они их называют. Затем педагог предлагает детям посмотреть вокруг, найти и назвать предметы такой же формы
- « Лабиринт»
Цель: развитие зрительно-моторной координации
Оборудование: карточка с лабиринтом
Ход игры: Педагог предлагает ребенку лабиринт. Задача ребенка помочь мышке найти путь к сыру.
- « Нарисуй орнамент»
Цель: учить детей рисовать орнамент по образцу, запоминать расположение элементов орнамента.
Ход игры: Педагог показывает детям образец орнамента. Затем предлагает повторить орнамент, опираясь на образец
- « Найди одинаковые фигуры»
Цель: учить находить одинаковые фигуры из предложенных
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур
Ход игры: Ребенку дают карточку с геометрическими фигурами. Педагог говорит: « Посмотри. Здесь есть одинаковые фигуры. Ты должен найти их и соединить линией»
- « Что изображено»
Цель: учить детей выделять предметы на фоне шума
Оборудование: карточка с изображением овощей и фруктов, перепутанных между собой
Ход игры: Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены овощи и фрукты, перепутанные между собой. Задача ребенка назвать. Что изображено на картинке и обвести предметы пальчиком.
- « Найди букву»
Цель: учить детей выделять букву, отличающуюся от других
Оборудование: карточки с буквами
Ход игры: Ребенку предлагается прямоугольник с буквами. Задача ребенка найти ту букву, которая отличается от остальных, и обвести ее.
- « Чего не хватает»
Цель: формирование целостности восприятия, учить анализировать фигуру
Оборудование: рисунки с недорисованными деталями
Ход игры: Педагог предлагает ребенку картинку с изображением предмета с недорисованной деталью. Просит внимательно посмотреть на рисунок, найти и дорисовать недостающую деталь.
- « Праздник»
Цель: учить детей различать цвета, подбирать одинаковые цвета
Оборудование: воздушные шары разных цветов и ленточки
Ход игры: Педагог говорит детям, что сегодня они будут играть в праздник и у каждого будет свой шарик. Задача детей привязать к своему шарику ленточку того же цвета, что и шарик.
- « Нарисуй узор»
Цель: учить анализировать и правильно воспроизводить каждый элемент узора
Ребенку предлагается листочек в клетку, на котором изображен узор. Элементы узора чередуются. Задача ребенка продолжить узор, опираясь на образец
- « Дорисуй бабочку»
Цель: учить анализировать и правильно дорисовывать фигуру, формирование целостности восприятия.
Педагог предлагает ребенку картинку с изображением бабочки. На другой картинке бабочка нарисована не полностью. Задача ребенка завершить рисунок, опираясь на образец.
- « Выложи предметы»
Цель: учить анализировать фигуру
Оборудование: конверт с геометрическими фигурами ( для каждого ребенка)
Ход игры: Педагог показывает детям картинки ( домик, матрешка, елочка), составленные из геометрических фигур. Дети внимательно рассматривают картинки. Затем им предлагается выложить из геометрических фигур предметы, опираясь на образец.
- « Раскрась картинку»
Цель: развитие дифференцированного восприятия
Ребенку предлагается рисунок с контурным изображением предмета, состоящие из геометрических фигур. Задача ребенка раскрасить все круги синим цветом, треугольники зеленым и т.д.
Таким образом, данные игры и упражнения способствуют развитию не только зрительного восприятия, но и всех психических процессов, каких как память, внимание, мышление, а так же мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».
Моя консультация предназначена прежде всего тем родителям и педагогам, которые интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...
система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и дома.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической...
Методическая разработка "Игровые упражнения для коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста "
Эту подборку игровых упражнений можно использовать в качестве средства коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями реч...
Родительское собрание в средней группе по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»
Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас...
Методическая разработка : "Перспективно-календарное планирование по развитию зрительного восприятия детей дошкольного возраста".
Данное годовое перспективное планирование составлено для обеспечения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в соответствии с годом обучен...
Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста в детском саду и дома
Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, а вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс- эфф...
Родительское собрание в средней группе по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»
Представлен конспект родительского собрания в средней группе по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома», к нему прилагается презентация и буклет ...