" Способы развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста в детском саду и дома"
консультация на тему

Парфенова Екатерина Станиславовна

Университет для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universitet_dlya_roditeley2.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Способы развития восприятия детей дошкольного возраста в детском саду и дома

Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целый образ предмета; в се познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и  первичную переработку  информации из внешнего мира:  узнавание  и различение отдельных свойств  предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.

Значение восприятия в жизни дошкольника  очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.

Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию.

Для этого была создана система игр и игровых упражнений, которые могут способствовать развитию зрительного восприятия дошкольного возраста.

В процессе коррекционной работы с детьми по развитию зрительного восприятия рекомендуется использовать разнообразные наглядные средства:

  • Естественные средства ( предметы, объекты)
  • Изобразительные наглядные средства ( картинки, рисунки)
  • Схематическую наглядность ( планы, схемы)

Занятия проводятся индивидуально или с небольшими подгруппами

 ( 2-3 человека). Распределяя детей по подгруппам, следует учитывать их особенности и уровень развития зрительного восприятия. Упражнения следует предлагать в игровой форме, т. К. игра способствует  формированию интереса и положительного отношения к деятельности.

Развитию зрительно – моторной координации детей способствуют такие игры и упражнения как6 рисование по точкам и пунктирным линиям, обводка фигур, рисование прямых линий, различные штриховки, рисование по клеточкам, лабиринты. Выполняя эти задания, ребенка учат зрительно контролировать движения руки.

Игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия.

  • « Помоги зайчику добраться до морковки»

Цель: развитие мелкой моторики, умение рисовать прямую линию с помощью стимулирующих линий под контролем зрительного восприятия.

На рисунке изображен зайчик и морковка. Ребенок должен провести зайчика к морковке. Задача ребенка провести прямую линию, не выходя за пределы стимулирующих линий.

  • « Извилистая дорожка»

Цель: развитие мелкой моторики, умение рисовать кривую линию.

На рисунке изображен мальчик на велосипеде, дорожка и дом. Ребенку предлагается « проехать» по дорожке к дому. Задача ребенка провести линию посередине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги,  и не съезжая с дорожки.

  • « Обведи рисунок»

Цель: развитие мелкой моторики, умение обводить рисунок по контуру.

Ребенок должен обвести изображенную фигуру по контуру, при этом обводная линия должна быть как можно ровнее. Для обведения  можно предложить следующие рисунки: птичка, машинка, дед мороз и т.д

  • « Сделай картинку»

Цель: учить видеть форму в предмете, зрительно соотносить форму предмета с образцом.

Оборудование: картинка с изображением домика из двух частей ( квадрата и треугольника) и озера ( круг). Вырезанные из картона соответствующие геометрические фигуры.

Ход игры. Педагог кладет перед ребенком первую картинку и спрашивает, что на ней нарисовано. Затем просит ребенка сделать такую же картинку из геометрических фигур.

  • « Из каких фигур сделан паровозик»

Цель: учить детей различать и выделять геометрические фигуры на картинке.

Оборудование: рисунок с изображение паровозика

Ход игры: Ребенку предлагается рисунок с изображением паровозика, деталями которого являются геометрические фигуры. Ребенок должен назвать и показать все геометрические фигуры, из которых состоит паровозик.

  • « Узнай, какой фигуры не стало»

Цель: учить детей различать геометрические фигуры по форме

Оборудование: карточки с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Ход игры: Детям показываются различные геометрические фигуры. По команде педагога они отворачиваются. Педагог убирает одну фигуру. Учитель подает команду « можно» дети поворачиваются и определяются, какой фигуры не стало.

  • « Найди»

Цель: учить детей находить в комнате игрушки разной формы, развивать внимание и запоминание.

Оборудование: игрушки разной формы

Ход игры: Педагог предлагает найти детям в комнате игрушки разной формы. Например, найти все предметы круглой формы. Затем педагог вместе с детьми рассматривает найденные предметы. После этого игра повторяется, и дети ищут предметы другой формы.

  • « Заштрихуй фигуру»

Цель: развитие зрительно -моторной координации

Оборудование: карточка с геометрическими фигурами

Ход игры: Педагог предлагает ребенку карточку с геометрическими фигурами. Задача ребенка найти все квадраты на карточке и заштриховать их.

  • « Вокруг нас»

Цель: закрепление названий геометрических фигур, учить выделять форму предметов

Оборудование: картинки с изображением геометрических фигур.

Ход игры.  Детям показывают геометрические фигуры. Они их называют. Затем педагог предлагает детям посмотреть вокруг, найти и назвать предметы такой же формы

  • « Лабиринт»

Цель: развитие зрительно-моторной координации

Оборудование: карточка с лабиринтом

Ход игры: Педагог предлагает ребенку лабиринт. Задача ребенка помочь мышке найти путь к сыру.

  • « Нарисуй орнамент»

Цель: учить детей рисовать орнамент по образцу, запоминать расположение элементов орнамента.

Ход игры: Педагог показывает детям образец орнамента. Затем предлагает повторить орнамент, опираясь на образец

  • « Найди одинаковые фигуры»

Цель: учить находить одинаковые фигуры из предложенных

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур

Ход игры:  Ребенку дают карточку с геометрическими фигурами. Педагог говорит: « Посмотри. Здесь есть одинаковые фигуры. Ты должен найти их и соединить линией»

  • « Что изображено»

Цель: учить детей выделять предметы на фоне шума

Оборудование: карточка с изображением овощей и фруктов, перепутанных между собой

Ход игры: Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены овощи и фрукты, перепутанные между собой. Задача ребенка назвать. Что изображено на картинке и обвести предметы пальчиком.

  • « Найди букву»

Цель: учить детей выделять букву, отличающуюся от других

Оборудование: карточки с буквами

Ход игры: Ребенку предлагается прямоугольник с буквами. Задача ребенка найти ту букву, которая отличается от остальных, и обвести ее.

  • « Чего не хватает»

Цель: формирование целостности восприятия, учить анализировать фигуру

Оборудование: рисунки с недорисованными деталями

Ход игры: Педагог предлагает ребенку картинку с изображением предмета с недорисованной деталью. Просит внимательно посмотреть на рисунок, найти и дорисовать недостающую деталь.

  • « Праздник»

Цель: учить детей различать цвета, подбирать одинаковые цвета

Оборудование: воздушные шары разных цветов и ленточки

Ход игры: Педагог говорит детям, что сегодня они будут играть в праздник и у каждого будет свой шарик. Задача детей привязать к своему шарику ленточку того же цвета, что и шарик.

  • « Нарисуй узор»

Цель: учить анализировать и правильно воспроизводить каждый элемент узора

Ребенку предлагается листочек в клетку, на котором изображен узор. Элементы узора чередуются. Задача ребенка продолжить узор, опираясь на образец

  • « Дорисуй бабочку»

Цель: учить анализировать и правильно дорисовывать фигуру, формирование целостности восприятия.

Педагог предлагает ребенку картинку с изображением бабочки. На другой картинке бабочка нарисована не полностью. Задача ребенка завершить рисунок, опираясь на образец.

  • « Выложи предметы»

Цель: учить анализировать фигуру

Оборудование: конверт с геометрическими фигурами ( для каждого ребенка)

Ход игры: Педагог показывает детям картинки ( домик, матрешка, елочка), составленные из геометрических фигур. Дети внимательно рассматривают картинки. Затем им предлагается выложить из геометрических фигур предметы, опираясь на образец.

  • « Раскрась картинку»

Цель: развитие дифференцированного восприятия

Ребенку предлагается рисунок с контурным изображением предмета, состоящие из геометрических фигур. Задача ребенка раскрасить все круги синим цветом, треугольники зеленым и т.д.

Таким образом, данные игры и упражнения способствуют развитию не только зрительного восприятия, но и всех психических процессов, каких как память, внимание, мышление, а так же мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».

Моя консультация предназначена прежде всего тем  родителям и педагогам, которые  интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...

система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и дома.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической...

Методическая разработка "Игровые упражнения для коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста "

Эту подборку игровых упражнений  можно использовать в качестве средства коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия  детей дошкольного возраста с нарушениями реч...

Родительское собрание в средней группе по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас...

Методическая разработка : "Перспективно-календарное планирование по развитию зрительного восприятия детей дошкольного возраста".

Данное годовое перспективное планирование составлено для обеспечения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в соответствии с годом обучен...

Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста в детском саду и дома

    Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, а вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс- эфф...

Родительское собрание в средней группе по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»

Представлен конспект родительского собрания в средней группе  по теме:  «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома», к нему прилагается презентация и буклет ...