Конспект занятия по развитию тембрового слуха детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Горшкова Татьяна Викторовна

Увлекательное интегрированное занятие по музыке для развития тембрового слуха через активизацию музыкального мышления и воображения по средством сравненя звучания музыкалных инструментов и голоса птиц.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Конспект подгруппового занятия с воспитанниками подготовительного дошкольного возраста по развитию избирательного внимания через развитие тембрового слуха

Тема: Голоса весенних птиц

Цель: Развивать слуховое внимание, тембровый слух.

Задачи:  Образовательные: 1. Познакомить ребёнка с понятием «тембр». 2. Ознакомить ребёнка с навыками игры в ансамбле. Развивающие: 1. Развивать тембровый слух. 2. Активизировать музыкальное мышление и воображение посредством сравнения звучания инструментов и звуков природы. Воспитательные: 1. Увлечь ребёнка предлагаемыми играми. 2. Расширять кругозор ребёнка.

Оборудование: музыкальные инструменты –металлофон, ксилофон, свирель, колокольчик. Шейкер «шум дождя», палочки –клавесы, треугольник.

Текст песни:

1 В гости лето к нам идет. Соловей в лесу поет.

Вторит птицам чудный звон, То звучит металлофон.

2 В гости лето к нам идет. За окном скворец поет.

Это что за дивный стук? Это ксилофона звук.

3 В гости лето к нам идет. Звонко иволга поет.

Подпевает чья-то трель. То для вас звучит свирель.

4 В гости лето к нам идет. Дрозд заливисто поет.

От зари и до зари…Колокольчик, повтори!

                                                             

                                                           Ход занятия:

I. Организационный момент. Создание положительно –эмоционального настроения.

-Проходи и садись! Садись прямо, улыбнись! В гости лето к нам пришло, настроенье принесло.  Показываю разноцветные кружочки-лепестки, прошу выбрать цвет вашего настроения. Соберём «Цветик –много цветик» вашего настроения

II. Основная часть.

-Представим, как мы нюхаем цветочек. Втянем носом воздух и выдохнем через рот. Насладимся ароматом весеннего цветка. Как вдруг!...  Сильный ветер налетел, свою песенку запел: «Фу-у-у-у!» (на выдохе подуть на цветочки 3-4 раза)

Сейчас послушаем, как шумит дождь- включить запись шума дождя.

                                     Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

-А ведь мы и сами можем изобразить шум дождя- дать пластмассовые шейкеры «шум дождя», выполнять встряхивания.

Посмотри и выбери какой музыкальных инструмент изобразит песню дождя? –это треугольник, музыкальные тарелочки или колокольчики, деревянные палочки.

Весенний дождь закончился и зачирикали птицы. (показать картинки соловья, скворца, иволги, дрозда, щегла) рассмотрим, какие птицы зачирикали после дождя? (ответы) голоса птиц могут изобразить инструменты.

Послушай, как голос соловья изображает металлофон. (1 куплет) звуки громкие, чёткие и звонкие

Послушай, как голос скворца изображает ксилофон. (2 куплет) звуки резкие, глухие не плавные

Послушай, как голос иволги изображает свирель (3 куплет) звуки переливистые, высокие

Послушай, как голос дрозда изображает колокольчик (4 куплет) звуки мелодичные, звонкие

А теперь поиграем!

Я пою – а ты подыгрываешь на том инструменте, о котором поётся в куплете.

Молодец! Птички собрались на ветках и устроили перекличку.

                                           Игра –физминутка «Найди похожий инструмент».

Под музыку мы произвольно танцуем. С окончанием музыки я играю на одном из четырёх инструментов. Тебе необходимо выбрать похожий инструмент.  Какой молодец! Угадал все голоса инструментов.

                                  Игра «Дирижёр» (профессия управления музыкантами)

У тебя в руках дирижёрская палочка. Взмахиваешь, называешь инструмент, а я играю под весёлую музыку. Затем мы с тобой меняемся местами. Ты –исполнитель, а я –дирижёр.

Молодец, давай повторим в музыкальной памяти как звучат инструменты?

                                                 Игра на развитие тембрового слуха.

За ширмой на столе разложены инструменты. Ведущий играет, а слушатель определяет по голосу звучание инструмента. Игра усложняется, если звучат сразу два и инструмента одновременно.

III. Заключительная часть.

В завершении нашего занятия мы поблагодарим весенних птичек за их голоса.

-Какие птицы нам помогали? Назови их. (ответы)

 -Какие музыкальные инструменты изображали голоса птиц? Назови их. (ответы)

-А ты помнишь, что изображает звук треугольника? (капли дождя)

-Как мы изображали ветерок? (дули на ладошки)

-Как изменилось настроение к концу занятия? Можно заменить лепестки на «Цветике много цветике» ?

 -Мне понравились твои ответы. Ты очень старался. И на следующем занятии мы обязательно будем слушать и узнавать голоса птиц.  Спасибо весенним птицам за доставленное удовольствие. Хочу подарить тебе брелок на память с изображением птиц.

Слежу за прощальным жестом ребенка, хвалю за произнесённое слово «спасибо» и убираю по очереди инструменты. Оцениваю работу ребёнка на занятии.

 

Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии. Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом. Это осмысление и оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека. Рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.

В начале занятия, с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности, провожу рефлексию настроения и эмоционального состояния.

Применяю карточки с изображением цвета. Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

 Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность,; жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собираем в общий цветок «Цветик-много цветик»

 Во время рефлексии ребёнок с ОВЗ отвечает сначала на простые вопросы: Что он делал или что происходило? Что он чувствовал при этом? Как он участвовал в том, что происходило? Какие при этом испытывал трудности? и т.д.

 В рассуждениях дети закрепляют, что узнали нового, как работали, т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, самостоятельно выбирая начало фразы: сегодня я узнал… было интересно узнать… было трудно выполнять… теперь я могу решать.. я научился… у меня получилось… я смог… я попробую сам

Ребёнок с ОВЗ отвечает односложно и робко.

Таким образом, рефлексия на занятии с ребёнком ОВЗ– это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы; обогащать словарь с помощью прилагательных....

Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.

Примерные  конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста  на развитие познавательных психических процессов ( восприятия, внимания, мышления) , а так же произвольной сферы с...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»

Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...