Статья Музыкальные игры и приёмы для развития детской инициативы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
статья по музыке (младшая группа)

Семенова Мария Евгеньевна

Дошкольный возраст - это время, когда закладываются основы личностного, физического, психического развития человека. В ребёнке с самого раннего детства заложена потребность в исследовательском   поиске. Такие черты характера, как любознательность, жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать за окружающими его предметами  и экспериментировать с ними  -  важнейшие черты детского поведения.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы для развития детской инициативы на музыкальных занятиях   раннего и младшего дошкольного возраста.

  Дошкольный возраст - это время, когда закладываются основы личностного, физического, психического развития человека. В ребёнке с самого раннего детства заложена потребность в исследовательском   поиске. Такие черты характера, как любознательность, жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать за окружающими его предметами  и экспериментировать с ними  -  важнейшие черты детского поведения.

Поэтому одним   из   целевых ориентиров в современном дошкольном образовании является   проявление ребенком инициативности в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

 Инициатива детей дошкольного возраста в естественной форме   происходит у ребёнка в виде вербального исследования (вопрос взрослому - почему?) и в виде детского экспериментирования с предметами.

Если коснуться музыкальных занятий в детском саду, то здесь   деятельность   ребёнка может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности детей в музыкальных играх и творческих импровизациях на музыкальных инструментах, в пении, в придумывании новых танцевальных движений.

Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.

Развитие - это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе. Особенно у самых маленьких детей не проходит ни дня без приключений и новых открытий. Для педагогов это замечательная возможность показать: «Я в тебе уверена, ты сможешь это. Я рада за тебя!» К сожалению, часто мы упускаем эти возможности.  Развитие детской инициативы - одно из направлений гармоничного развития личности. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из важных основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно вначале их обучать практическим навыкам.

Очень важно научить детей быть творческими личностями, умеющими импровизировать, найти нестандартные решения, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно.

Очень важно для поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности, чтобы у ребёнка была возможность выбора музыкальной игры, а для этого набор таких   игр, пособий и атрибутов, детских музыкальных инструментов, должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (приблизительно1 раз в 2 месяца). Небольшая часть   музыкальных игр должны быть предназначены для детей следующей возрастной группы, чтобы обеспечить зону ближайшего развития.

Для того чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности,     педагогу бывает необходимо ставить проблему, а иногда достаточно включить музыку и приготовить атрибуты для движений – листочки, пёрышки, платочки и другое.

Таким образом, музыкальный руководитель, должен не только продумать атрибуты, игры и другие материалы, но и игровые, проблемные или практические   ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу.

И конечно, дети будут включены в занятие только тогда, когда им интересно, именно поэтому в работе с детьми   так важен мотивационный компонент.

Вспомним, о значении самого слова «Мотивация» и что оно под собой подразумевает.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека, в данном случае ребёнка, к   активной деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Система мотивации дошкольника носит подвижный, изменяющийся с возрастом детей, характер. Но основными мотивами деятельности дошкольника остается игровой и познавательный мотив.

В   развитии   детской   инициативы   и  самостоятельности грамотному педагогу важно соблюдать ряд общих требований:

-  развивать  активный  интерес  детей  к  окружающему  миру,  стремление  к получению новых знаний и умений;

- создавать   разнообразные   условия   и   ситуации,   побуждающие   детей   к активному  применению  знаний,  умений,  способов  деятельности  в  личном опыте;

-  постоянно  расширять  область  задач,  которые  дети  решают  самостоятельно;

- тренировать  волю  детей,  поддерживать  желание  преодолевать  трудности, доводить начатое дело до конца;

-    ориентировать     дошкольников     на     получение     хорошего     результата;

-  поддерживать    у    детей    чувство    гордости    и    радости    от    успешных  самостоятельных действий;

- подчеркивать  рост возможностей и  достижений каждого ребенка;

- побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Для правильного использования мотивации на занятии следует помнить об основных правилах:

обязательно учитывать возраст детей, их   индивидуальные и   психические особенности

поддерживать    у    детей    чувство    гордости    и    радости    от    успешных самостоятельных действий;

 побуждать к проявлению инициативы и творчества.

ребенок должен быть мотивирован на протяжении всего занятия.

мотивация должна привести к намеченному результату

очень важна эмоциональность самого педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.

педагог должен понимать, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в сплошное развлечение и увеселение детей.

Основные позиции применения методов и приёмов для поддержания детской инициативы на протяжении всего занятия.

Музыкальное занятие я условно разделила на 3 части: вступительная, основная и заключительная.

1 часть занятия.  Мотивация и интерес к музыкальному   занятию.

Цель: введение детей в игровую ситуацию, возникновение интереса у ребенка к музыкальной деятельности, создание благоприятной атмосферы на занятии. Поэтому так важны в первой части занятия положительные эмоции.

Для этого я использую приветствия, двигательные упражнения на развитие и концентрацию внимания, игры на сплочение детского   коллектива, на установление зрительного, тактильного контактов.

2 часть занятия. Вовлечение в музыкальную деятельность.

Цель: Решение детьми какой- либо   игровой проблемы, связанной с персонажем, средствами музыкальной выразительности, содержания разучиваемой песни. Важно помнить, что интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной. Содержание занятий должно затрагивать Зону ближайшего развития детей, быть для них достаточно трудным, но посильным.

На занятии активно использовать наглядные пособия, необычный новый раздаточный материал (например, пластиковые стаканчики, разноцветные пёрышки, природный материал в виде сосновых шишек, каштанов и т.д.)

Очень важно в беседе с детьми менять   форму вопросов, заданий, стимулировать их поисковую деятельность, создавая рабочую   атмосферу на занятии.

3 часть занятия.  Анализ (рефлексия).

Цель: осмысление ребёнком новых знаний и   своих достижений. Похвала педагога с целью   закрепления  мотивации  детей на дальнейшую музыкальную деятельность, создание  предпосылок к дальнейшим занятиям. И, конечно, очень важен ритуал прощания, на положительном эмоциональном фоне, с благодарностью ко всем участникам занятия.

Таким образом, роль педагога в развитии инициативы и самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в практике работы музыкального руководителя с ДЧБ детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Конец XX – начало XXI века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую зад...

«Использование песочницы как метода коррекции и развития в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

Для детей раннего (с 2 лет) и младшего дошкольного возраста используются занятия, имеющие определённые темы, содержащие подготовленный заранее материал. Тематический план этих занятий носит ориен...

Статья "Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

В наше время остро стоит проблема воспитания эмоционального интеллекта у ребёнка. Новейшие исследования в области педагогики и психологии показывают, что эмоциональный интеллект, наравне с IQ, являетс...

Статья для педагогов "Этюд как форма организации театрально-игровой деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОО"

Этюд как форма организации театрально-игровой деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста:- значение;- методика организации;- виды этюдов;- примеры этюдов....

Методическая разработка «Приёмы установления эмоционального контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

В данную разработку включены приёмы установления эмоционального контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, описаны эмоциональные игры, предметы для начала совместной деятельности и пре...

Статья «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»

laquo;Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»Подготовила  Кулакова Ольга ИгоревнаЦель:  Развивать интерес  детей...

Дидактические игры на развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Что такое детская инициатива? Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по жела...