Статья для педагогов "Этюд как форма организации театрально-игровой деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОО"
статья (младшая группа)
Этюд как форма организации театрально-игровой деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста:
- значение;
- методика организации;
- виды этюдов;
- примеры этюдов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etyud.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Этюд как форма организации театрально-игровой деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из основных видов детской деятельности является игровая. Игровая деятельность включает в себя: сюжетно-ролевые, режиссерские, интеллектуально-развивающие, дидактические, театральные игры и игры-фантазирования, экспериментирования с разными материалами.
Этюд является формой организации театрализованной деятельности.
Значение театрализованной деятельности формирует правильную модель поведения в современном мире; повышает общую культуру ребенка, приобщает к духовным ценностям; в ходе театрализованной деятельности ребёнок знакомится с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями; ребёнок приобретает элементарные представления о видах театра.
Театрализованная игра-этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем, это комплекс упражнений для развития актёрской техники. Безусловно, учитывается возраст детей. Методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета, или, если дети подготовлены, импровизируются фрагменты поведения героев. Подбор художественного слова должен осуществляться с учетом особенностей детей, чтобы вызывать у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувства сопричастности к тому, о чем рассказывает художественное произведение.
Для реализации игр-этюдов в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста требуется организация игровой пространственно-развивающей среды. Разнообразие содержания игр-этюдов достигается посредством игровых атрибутов, в группе необходимо подобрать игрушки для настольного театра, плоскостные предметы-заместители, театральные куклы (различные животные, люди, предметы быта и гигиены). Подбираются аудиозаписи литературного материала, звуки природы, детские музыкальные произведения, которые периодически прослушиваются воспитанниками. Так, для настольного театра на начальных этапах используются реалистичные резиновые и мягкие игрушки определенного размера, которые ребенок может удерживать в руках и проводить с ними игровые действия. (помыть, причесать, почистить зубы, аккуратно накормить, переодеть). Это зайки, собачки, кошки, лиса, медведь и др. Затем в практику с детьми вводятся театральные игрушки, которые имеют меньшее сходство с натуральными предметами. Для того чтобы пробудить у детей среднего дошкольного возраста интерес к играм-этюдам, необходимо проводить их два раза в неделю. Продолжительность игры соответствует возрасту детей: в младшей группе -10-15 минут.
Взрослый не только вносит новую игру, но и служит для детей образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, он заражает детей своей увлеченностью, весельем, создает эмоциональный настрой. Постепенно, при неоднократном проведении игры-этюда, дети начинают выполнять движения самостоятельно.
Уже с раннего возраста мы пробуждаем у детей интерес к театральной игре. В данном возрасте детям можно предложить этюды на подражания животных и птиц под музыку, под звучащее слово (малая фольклорная форма). В проигрывании таких этюдов у детей воспитывается желание играть вместе, развиваются умения передавать настроение и характер персонажей с помощью движения и жестов. Например - кошка (веселая, бегает, мяукает, показывает коготки, выгибает спинку); медведь (ходит, переваливаясь с боку на бок); зайцы (прыгают, дрожат); курица (кудахчет, машет крыльями, клюет зернышки), цыплята (бегают, клюют зернышки, пьют воду, пищат пи-пи.) и т.д.
Для младшего возраста будут интересны и понятны этюды с настольными куклами. Такие этюды – прекрасные упражнения, в которой дети постигают азы актерского мастерства, основы кукловождения. Такие упражнения помогают научиться покачивать куклой вперед и возвращать ее в исходное положение. Освоив это движение, дети смогут применить его в тот момент, когда их игрушка решит «заговорить».
Примеры этюдов с настольными конусными куклами:
«Гуси»
(Русская народная потешка)
Ведущий: Гуси, гуси. (Дети придерживают игрушкой одной рукой.)
Дети: Га-га-га! (Покачивают игрушкой вперед и возвращают в исходное положение в ритме потешки.)
Ведущий: Пить хотите? (исходное положение.)
Дети: Да-да-да! (Покачивают игрушкой.)
Ведущий: Гуси, гуси, вот вода. (Исходное положение.)
Дети: Га-га-га! (покачивают игрушкой.)
Га-га-га!
«Козлик»
(Русская народная потешка)
Ведущий: Вышел козлик погулять,
Свои ножки поразмять. (Ребенок ведет игрушку по столу, плавно покачивая ее из стороны в сторону.)
Козлик ножками стучит,
По козлиному кричит. (Ребенок, остановив игрушка, постукивает ею по столу.) окачивают игрушкой вперед и возвращают в исходное положение в ритме потешки.)
Ребенок: Бе-е-е, бе-е-е! (покачивает игрушкой вперед и возвращает в исходное положение.)
«Киска»
(Русская народная потешка)
Ведущий:
Идет кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
(Ребенок ведет игрушку
по столу, покачивая ею
из стороны в сторону.)
Ребенок:
Как мне, кисоньке, не плакать!
Повар пеночку слизал,
Да на кисоньку сказал.
(Покачивает игрушкой
Вперед в ритме
Потешки и возвращает ее
В исходное положение.)
«Мыши водят хоровод»
(Русская народная потешка)
Ведущий: Мыши водят хоровод.
На лежанке дремлет кот. (Дети плавно водят мышат по столу.)
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод. (Дети импровизируют танцевальные движения кукол-мышат. С окончанием потешки кот их ловит.)
Примеры этюдов на выразительность жеста:
Воспитатель озвучивает русские народные потешки, песни, прибаутки побуждая ребенка жестикулировать в такт.
«Баю-Бай»
(русская народная песня)
Ведущая: Баю-бай, баю-бай!
Спи, мой мишка, засыпай.
Ты скорей зарой глазок,
Ты поспи, поспи часок.
Баю-бай, баю-бай!
Спи, мой мишка, засыпай!
(выразительные движения: шея вытянута вперед к мишке, плавное покачивание игрушкой в ритме песни)
«Сорока-сорока»
(русская народная прибаутка)
Ведущая: Сорока, сорока, где была?
Ребенок: Далёко.
(Машет рукой.)
Кашу варила,
(Помешивает воображаемой ложкой в воображаемой кастрюли.)
Детушек кормила.
(Раздает деткам воображаемые миски.)
На порог скакала,
(Прыгает на двух ногах в ритме прибаутки, машет «крыльями».)
Гостей созывала.
Гости услыхали.
Быть обещали.
От более простых в течение года можно переходить к упражнениям посложнее, например.
Игра-этюд «Приходите, поглядите!»
Воспитатель вносит детский фартук, игрушечную метлу. Читает стихотворение «Приходите, поглядите».
Предлагает определить характер литературного персонажа и изобразить его с помощью мимики, жестов, движений и интонации.
Воспитатель: Метлу взяла
И двор подмела.
Девочка: Всюду нос метла совала,
Но и я не отставала
–От сарая до крыльца
Танцевала без конца.
Приходите, поглядите,
Хоть сориночку найдите.
Выразительные движения: уверенные взмахи метлой, доброе выражение лица, улыбка, выразительная интонация.
«Я сама!»
Воспитатель читает детям стихотворение и предлагает движениями изобразить то, о чем в нем говорится. Затем воспитатель и ребенок читают стихотворение по ролям.-Давай будем одеваться...
-Я сама! Я сама! (Ребенок одевается.)
-Пойдем, будем умываться...
-Я сама! Я сама! (Умывается.)
-Ну идем, хоть причешу я.
-Я сама! Я сама! (Причесывается.)
-Ну давай, хоть накормлю я.
-Я сама! Я сама! (Делает вид, что жует.)
Помимо этюдов с куклами, с детьми полезно заниматься этюдным тренажем. Этюдный тренаж – это работа актера над собой. Она помогает детям развивать память, внимание, воображение, умение двигаться на сцене.
Несколько видов упражнений по этюдному тренажу:
- упражнения на внимание и память
1. Предлагаем детям рассмотреть иллюстрацию из детской книги, затем книгу закрываем и просим описать то, что было изображено.
2. Даем ребенку игрушку: некоторое время он ее разглядывает, затем вещь убираем и просим описать ее.
3. Раскладываем на столе пять мелких игрушек, предлагаем детям внимательно рассмотреть их, подержать в руках. Затем накрываем игрушки плотной тканью и незаметно убираем одну, после чего просим детей определить, какой недостает.
Воспитатель предлагает детям потанцевать. Девочки пляшут только тогда, когда ведущая поднимает цветок, а мальчики – когда поднят флажок. Когда ведущая поднимает одновременно и цветок, и флажок, танцуют все вместе. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети импровизируют танцевальные движения.
- упражнения на развитие воображения – сочини сказку
Детям дают две-три игрушки и предлагают придумать сказку с их участием. Ведущий тоже берет игрушку и сочиняет вместе с детьми.
«В царстве Дедушки Мороза»
Воспитатель предлагает детям с помощью волшебного пера Жар-птицы перенестись в царство Снежной королевы. Дети, вспомнив ощущение холодного колючего снега, бьющего в лицо ветра, непроизвольно сжимаются в комочек, закрывают лицо.
«Прогулка в лес»
Воспитатель предлагает детям с помощью волшебного пера Жар-птицы перенестись на прогулку в лес. Дети представляют себе, что они идут по извилистой лесной тропинке, перепрыгивая через лужи, пересекают спаханное поле, увязая в мягкой, рыхлой земле. По тоненькой дощечке переходят ручеек, по кочкам перебираются через болото. Возвращаются домой той же дорогой.
«Вкусная конфета»
У воспитателя в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, разворачивают обертку и берут конфету в рот, показывая мимикой и жестами, какие они на вкус.
«Предположим, что…»
Воспитатель предлагает детям предположить, что меховая шапка – это пушистый котенок, кожаный ремень- змея, серая рукавичка –мышонок. Дети должны отнестись к данному предмету, как к живому существу: погладить, прижать к себе, попытаться согреть своим дыханием или с испугом и отвращением оттолкнуть предлагаемую вещь, отбежав в сторону.
Игры-этюды, направленные на вежливое поведение. Такие этюды развивают умение общаться с людьми в различных ситуациях. Здесь можно разыграть близкие и понятные детям темы («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравления и пожелания»)
Например:
Игра «Скажи о друге ласковое слово»
Данная игра-этюд формирует у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Ведущий собирает детей в хоровод со словами:
В хоровод. В хоровод
Здесь собрался народ!
Раз-два-три – начинаешь ты!
Вслед за этим ведущий берет в руки надувное сердечко и ласково обращается к рядом стоящему ребенку. Например: - Ванечка, доброе утро!
Педагог уточняет, какие ласковые и добрые слова мы можем произносить, обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какие красивые у тебя волосы; у тебя нарядная рубашка и пр.) После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает сердечко следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к рядом стоящему малышу.
Этюд, как форма организации театрализованной игры, предполагающая обыгрывание какой-либо темы, интересной и понятной для всех ее участников, является своего рода оптимальной моделью ролевого взаимодействия педагога с детьми. При этом она позволяет включить в обыгрывание практически любое содержание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация коррекционно - развивающих занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в сенсорной зоне кабинета педагога - психолога
В данном материале отражен опыт сопровождающей работы педагога - психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях специализированного дома ребенка....
Театрализованная игровая деятельность с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Цель такого мероприятия закрепить знание русской народной сказки"Колобок", актуализировать знания о диких животных, стимулировать речевую активность, тренировать в произнесениизвукоподражаний, полных ...
Организация культурно-досуговой деятельности для детей раннего и младшего дошкольного возраста
Организация культурно-досуговой деятельности для детей раннего и младшего дошкольного возраста....
Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста...
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Приоритетной задачей современного дошкольного образования – является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников. Для решения этой задачи в ДОУ внедряются различные здоров...
Статья Музыкальные игры и приёмы для развития детской инициативы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - это время, когда закладываются основы личностного, физического, психического развития человека. В ребёнке с самого раннего детства заложена потребность в исследовательском ...
«Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционной изобразительной деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»
Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорно...