Методическая разработка «Приёмы установления эмоционального контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Кукшина Надежда Константиновна

В данную разработку включены приёмы установления эмоционального контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, описаны эмоциональные игры, предметы для начала совместной деятельности и предполагаемые ответные действия детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_ustanovleniya_emotsionalnog_kontakta.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Приёмы установления эмоционального контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

Приёмы установления эмоционального контакта с ребёнком

Ответные действия ребёнка

Предметы для начала совместной деятельности (предмет и действия с ним)

Ответные действия ребёнка

1.Установить зрительный контакт с ребёнком, для этого надо опуститься на корточки, заглянуть в глаза с интересом, улыбнуться (нежной, мягкой улыбкой).

Смотрит сначала настороженно, потом осмеливается.

1.Кубики крупные, цветные. Строим дорогу.

Воспитатель предлагает построить дорожку для машинки. Читает стихи.

 Много всяких есть дорожек

Для копыт, колёс и ножек. Длинные, короткие, Узкие, широкие, Чистые и грязные - Вот какие разные!

Шли игрушки по дорожке — Куклы, мячики, матрёшки,

Кто вприпрыжку, кто шажком, Кто весёлым кувырком.

Начинает, а ребёнок помогает, затем продолжает самостоятельно. Постройку комментируем: вот какая дорожка длинная, поедет машинка по ней, катим машинку (поехала машинка).

Строим башню. Воспитатель показывает, а ребёнок продолжает, сопровождаем словами: вот какая башня высокая.

Строим башню - высока!
Ой, тут дрогнула рука -
Башня влево наклонилась,
Но пока  не развалилась...

Башню мы собрали! Вместе!
Что теперь... поинтересней?
А давай построим дом -
В гости (имя) позовем... Рушим башню: бах! Упала башня.

Загружаем кубики в грузовик: показываем и комментируем действия- вот, как мы загружаем, вот как много нагрузили, поехали. Распыхтелся грузовик, я к безделью не привык, кирпичи, песок, посуду,-грузы я вожу повсюду!

Попади в коробку. Предлагаем кидать кубики в коробку, когда игра будет освоена, можно увеличить расстояние.

Ребёнок повторяя за воспитателем выкладывает кубики на горизонтали, по вертикали, с радостью рушит башню, складывает кубики в грузовик, активно включается в игру.

2. Начать диалог-монолог негромким спокойным голосом (с улыбкой), чтобы ребёнок не испугался.

-Привет, малыш (Зайчик, Котёнок, Куколка), тебя зовут …(имя, именно то каким называют дома)? Будешь со мной играть? или

Пойдем я тебе покажу сколько у меня игрушек; или

Посмотри сколько у нас игрушек.

Смотрит сначала настороженно, потом осмеливается, идёт смотреть игрушки, берёт понравившуюся

Природные материалы: шишки, каштаны.

Высыпаем шишки и каштаны на стол (все действия комментируем): высыпали шишки, вот как много шишек-шишечек!

Покатаем шишки в ладошках сопровождая стишком: Шишки словно ёжики колются чуть-чуть, покатать в ладошках шишку не забудь. Воспитатель вкладывает шишку ребёнку между ладоней и катает 10-15 сек.

Катаем каштан в руках (аналогично)

1, 2, 3, 4, 5!

С каштаном будем мы играть!-

(Загибаем пальчики на обеих руках одновременно)

(разгибаем пальчики на обеих руках)

(катаем каштан между ладонями)

Я каштан держу в руке,

И ладошками катаю.

Зажимаю в кулаке.

Отпускаю, разжимаю.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке, потом в левой)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Собираем в коробку.

Эти игры не надолго увлекают ребёнка, обычно 3минутки максимум, поэтому быстро играем и складываем в коробку.

Зато очень полезны для мелкой моторики способствуют скорому запуску речи.

Эмоциональная игра Сорока-белобока

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог берет руку ребенка в свою руку и начинает читать потешку, сопровождая текст движениями. Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его ладошке – «мешает кашку». При словах «этому дала» загибайте поочередно пальчики ребенка, начиная с мизинца. При словах «а этому не дала» поверните большой палец ребенка и пощекочите его ладошку.

 

Обычно эта игра знакома и не требует никаких действий или слов и поэтому нравится, ребёнок слушает и смотрит на свою ручку. В дальнейшем может производить действия самостоятельно.

Образные игрушки.

Пупс (резиновый среднего размера)

Кормим кашей. Воспитатель предлагает покормить пупсика кашей, показывает действия, сопровождая речью: возьмем тарелочку и ложку и будем куколку кормить, ам-ням-ням кушай куколка кашку. Предлагаем ложку ребенку- покорми куколку, вот как куколка хорошо кушает. Молодец куколка. Всю кашку съела.

Купаем пупса.(аналогично)

Воспитатель показывает действия, сопровождая речью и потешкой (водичка, водичка, умой Маше личико, чтоб зубки блестели…), затем предлагает повторить ребёнку.

-помоем куколке ручки, ножки, головку, вот какая куколка будет у нас чистая.

Пеленаем.

Куколка замёрзнет, надо её одеть и завернуть в одеяльце, надень куколке шапочку, заверни куколку, вот как куколке будет тепло.

Укачиваем.

Куколка хочет спать, она плачет, уа уа уа, покачай куколку на ручках: Ааа-Ааа-Ааа, положи куколку в кроватку(в коляску) покатай А-аа-Ааа-Ааа. Спи куколка, закрывай глазки, не плачь. Куколка уснула.

 

Ребёнок активно включается в игру, кормит, купает, надевает шапку на пупса, закрывает одеялом укачивает, поёт ааа, ааа, бай-бай.

Эмоциональная игра Стенка, стенка, потолок.

Воспитатель рассказывает потешку сопровождая действием (показывает у себя на лице):

Стенка, (щека)

стенка,  (щека)

потолок, (лоб)

две ступеньки, (подбородок)

дверь, (губы)

звонок. (нос)

затем детским пальчиком показывая на детском лице.

Внимательно смотрит, ведь воспитатель в роли живой игрушки. Игра ребёнку нравится и он показывает удовольствие, улыбается.

Щенок интерактивный (на батарейках)

Воспитатель показывает собачку, поглаживая читает стишок:

Я – веселая собачка

И хочу с тобой дружить,

Если трудная задачка,

Помогу ее решить.

Спрашиваем, где у собачки носик, глазки, хвостик, лапки? Если ребёнок не показывает, воспитатель показывает сам, сопровождая речью: -вот носик, вот глазки и т.д. затем опять спрашиваем, побуждаем к действию.

 

 

Нам с тобой не будет грустно – 

Мы попляшем и споем,

А в желудке будет пусто – 

Вместе косточку сгрызем!

Предлагаем покормить собачку, кормим вместе, обращаем внимание как собачка радуется, виляет хвостиком.

Спрашиваем как собачка говорит- ав-ав, ав-ав!

Читаем стишок:

Очень сильный я и ловкий,

Охраняю дом большой,

Хоть щенок я – лаю громко,

Не шутите вы со мной!

Что сказал щенок? Он хочет гулять? Пойдём гулять со щенком?

Идём, садимся на ковёр(гуляем), можно нарядить собачку, в нашем случае это будет цветок, который мы прицепим на голову собачке. Читаем стишок:

Я сплела щенку венок.
Удивился мой щенок,
Почесал за ухом лапой:
— Что мне делать с этой шляпой? Удивляемся ой! Ого!

Смотрит, берёт на ручки, рассматривает, гладит, показывает носик, глазки, хвостик, лапки, кормит, подражает лаю. Играет сам.

Эмоциональная игра «По кочкам»

Воспитатель сажает ребенка на колени. Придерживая за пояс рассказывает потешку, одновременно подкачивая вверх вниз:

Еду, еду, к бабе, к деду, в красной шапке, на хромой лошадке. По кочкам, по кочкам, по маленьким бугрочкам, в ямку бууух!

Раздавили 40 мух! На словах в ямку бух- раздвигает ноги и ребёнок проваливается между коленей.

Игра продолжается дальше.

Эта игра самая любимая у детей.

Ребёнок с удовольствием в неё играет, очень часто другие дети сразу подходят играть. игра вызывает радость, восторг, смех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА раздела образовательной программы «Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.Речь имеет большое значение для целостно...

Статья "Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

В наше время остро стоит проблема воспитания эмоционального интеллекта у ребёнка. Новейшие исследования в области педагогики и психологии показывают, что эмоциональный интеллект, наравне с IQ, являетс...

Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ» Автор ( Фарида Валеховна)

Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ». ВВЕДЕНИЕ Методическая разработка «Создание условий для успешной...

Статья Музыкальные игры и приёмы для развития детской инициативы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - это время, когда закладываются основы личностного, физического, психического развития человека. В ребёнке с самого раннего детства заложена потребность в исследовательском ...

Методическая разработка " Планирование работы воспитателей и специалистов по ранней профориентации детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности ГБДОУ"

Методическая разработка "Планирование работы воспитателей и специалистов по ранней профориентации детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности ГБДОУ" ...