Конспект занятия на интегрированной основе в старшей группе «Лаборатория звука»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Ищенко Жанна Генриховна

Занятие разработано в  нетрадиционной форме организации обучения: занятие - сомнение (поиска истины). Исследовательская деятельность детей направлена на выяснение причин возникновения звука, факторов, влияющих на изменение громкости – динамики, на связь восприятия природы и музыки и т.п. Все опыты со звуками в основном взяты из программы Девятовой Т.Н. «Звук-волшебник».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_zvuka._konspekt_na_konkurs.docx53.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на интегрированной основе в старшей группе

«Лаборатория звука»

  Пояснительная записка:

В образовательном процессе ДОУ данное занятие является обобщающим в последовательной цепочке образовательной деятельности с общей работой 1 недели февраля в рамках темы «Зима на земном шаре».  

Предварительная работа ведётся во время фронтальных музыкальных занятий, в совместной деятельности в группе, а также во время наблюдений на прогулке.

Множество опытов и экспериментов проводится с детьми в детском саду и предлагается перенести в домашние условия для закрепления полученных знаний.

 Во время занятия воспитатель принимает непосредственное участие в воспитательно-образовательном процессе.  

Предварительная работа:

  • Опыты и эксперименты со звуком.
  • Разучивание песен, игры в оркестре, танца.
  • Проведение музыкально-дидактических игр:  «Ручеёк времени», «На чём играю», «Эхо», «Угадай мелодию», «Узнай музыку», «Нарисуй музыку».
  • Проведение танцевальных импровизаций.
  • Беседы о времени года зима и зимних приметах.
  • Просмотр иллюстраций: зимняя природа, балет, портреты композиторов..
  • Знакомство с творчеством П.И.Чайковского.
  • Просмотр видеосюжетов: отрывки из балета «Щелкунчик», познавательные мультфильмы из серии «Фиксики».
  •  Методические рекомендации для родителей по организации музыкальных опытов дома, размещённых в раздевалке группы и на сайте детского сада.
  • Индивидуальные беседы с детьми, направленные на выявление их предпочтений в музыкальных видах деятельности.

Список использованных информационных источников:

  1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - СПб.: «Музыкальная палитра», 2012 г.
  2. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель 2011 г.
  3. Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. М.: ВАКО, 2006 г.
  4. Костина Э.П. «Азбука музыкального образования детей дошкольного возраста», Н.Новгород, 2001г.
  5. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры» (методические рекомендации к 7 кассетам), Москва, 1997г.
  6. Девятова Т.Н. «Звук-волшебник» Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИН-КА-ПРЕСС, 2006 – 208 с.
  7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Невиданное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2001.

Интернет-ресурсы:

  1. «Весёлая наука»   http://naukaveselo.ru/tag/opyityi-so-zvukom 
  2.  Фото зимней природы
  3.  Фикси-советы. Опыты со звуком. https://www.youtube.com/watch?v=Uk_pyEkgIMI 
  4. Балет
  5. Опыт «Поющий бокал»

Примечания автора.

Занятие разработано в  нетрадиционной форме организации обучения: занятие - сомнение (поиска истины). Исследовательская деятельность детей направлена на выяснение причин возникновения звука, факторов, влияющих на изменение громкости – динамики, на связь восприятия природы и музыки и т.п. Все опыты со звуками в основном взяты из программы Девятовой Т.Н. «Звук-волшебник».

 

Конспект занятия на интегрированной основе в старшей группе

«Лаборатория звука» 

Данное занятие проходит в музыкальном зале, оборудованном под лабораторию.  С одной стороны на стульчиках располагаются материалы, используемые для проведения опытов и экспериментов (бумажные рупоры для усиления звука, банки различной ёмкости для создания эффекта «эхо», расчески другие предметы, ранее использованные во время опытов). С другой стороны зала ставятся столы из группы, на которых приготовлены листы и карандаши для рисования, а также разноцветные бумажные нотки для оценивания самого интересного опыта.

Материалы и оборудование:

  • Экран с проектором
  • Презентация к занятию
  • Видеоклип на музыку П.Чайковского
  • Видеоролик «Поющие бокалы»
  • Столы из группы – 4 шт.
  • Карандаши, белые листы по количеству детей
  • Бумажные кружочки-«юбочки» для «балеринок»-карандашиков
  • Цветные нотки
  • Пластиковые контейнеры для сбора ноток
  • Ширма на столе с музыкальными инструментами (барабан, маракас)
  • Шляпа большого размера, закрывающая глаза ребёнка
  • Детские шумовые муз.инструменты – бубенцы, металлофон, треугольник, колокольчик (для муз.дидактической игры «Угадай, на чём играю»)
  • Муз.инструменты для игры в оркестре  - на всех детей
  • Самодельные маракасы ( киндер-яйцо с наполнителем) для танца – по количеству детей
  • Карточки для моделирования последовательности движений танца
  • Бумажные рупоры
  • Плоские расчёски
  • Банки, ёмкости, создающие эхо
  • Стеклянные бокалы разной величины и толщины, вода для опыта «Поющие бокалы»

Цель:

Через различные виды детской деятельности (восприятие музыки, пение,  танцевально-игровое творчество, просмотр видеоролика, опыты и экспериментирование, художественное творчество) раскрыть свойства звука, его восприятия человеком.

Задачи в  интеграции образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие – приобщать детей  к восприятию симфонической музыки, расширять знания о балете.  

Речевое развитие – расширять словарный запас детей, побуждая рассказывать о характере музыки, её  эмоциональной окраске.

Познавательное развитие – с помощью опытов уточнять и углубить знания детей о природе происхождения звука,  побуждать детей самостоятельно находить ответы на множество вопросов, связанных со свойствами звука

Социально-коммуникативное развитие – развивать умение договариваться во время игровых и творческих заданий, не мешать друг другу во время слушания музыки, побуждать проявлять симпатии друг к другу в танце.

 Физическое развитие -  способствовать укреплению здоровья детей через исполнение песенки-приветствия с элементами самомассажа,  проведения опытов и беседы, направленных на здоровьесбережение (слух, голос).

Задачи в области художественно-эстетического развития:

- закрепить знания детей о профессиях: музыкант, дирижёр, композитор, балерина, через слушание фрагмента 2 части симфонии № 1 П.И.Чайковского «Зимние грёзы»;

- побуждать самостоятельно передавать художественные образы через пластику и движения;

- подводить дошкольников  к песенному творчеству через опытно-игровую деятельность;

- побуждать самостоятельно ритмично играть на детских музыкальных инструментах;

- развивать чувство ритма, исполняя танец  с переходом  «Добрый жук», передавая радостное настроение музыки;

- самостоятельно выполнять смену движений,  реагируя на музыкальные фразы в танцах.

Мотивация:

Фиксики присылают в группу детям  видео приглашение в «Лабораторию звука»

Воспитатель предполагает, что лаборатория разместилась в музыкальном зале. Все проходят в зал.

Ход НОД

№ слайда

Речь педагога

Примерные ответы детей

1

Заставка-фиксики

2

Видео – фиксики. Опыты со звуком

3

 Голосо

вые связки

4

Опыты со звуком

5

 Схема «Ручеёк времени»

6 Портрет Чайковского

7

Зимняя природа

8

Видео «Зимние грёзы» - балет

9 Балерина

10

Пуанты

Дети с воспитателем заходят в зал, здороваются.

Музыкальное приветствие:

«Здравствуйте, ребята»

МР: Сегодня мы приглашены в «Лабораторию звука». Лаборатория – это  место, где проводят опыты. Как вы думаете, с чем экспериментируют в этой лаборатории?

Да, вы правы. Здесь экспериментируют со звуком. Как видите, сегодня не только мы приглашены в лабораторию, здесь находятся самые настоящие профессионалы–музыканты. Давайте поприветствуем их и научим нашей песенке, которая поможет сделать небольшой массаж, чтобы лучше слышать. Ведь воспринимать звуки нам помогает орган чувств …

 

МР: А откуда берутся звуки?

Действительно, звуков существует очень много. Проверим, какие вы внимательные.

В.: Давайте сейчас постоим в тишине,

Так, тихо, как будто бы это во сне.

Услышим тогда, как звучит тишина

Хоть кажется нам, что она не слышна.

 

 

Гости по очереди  издают звуки – топают ногами, шелестят тетрадью, звонят в колокольчик, хлопают в ладоши, напевают песенку, играют на пианино и металлофоне.

МР: Какие из услышанных звуков можно отнести к музыкальным?

А что можно сказать про топот ног, скрип двери – это какие звуки?

Да, это - бытовые звуки.

В.: Птицы встречают восход,

Дети шумят у детсада!

Звуки повсюду живут –

Только прислушаться надо.

МР: Так что же такое звук и откуда он берётся? Давайте посмотрим, что нам об этом расскажут Фиксики.

Видеоролик «Фиксики. Опыты со звуком».

МР: Итак, звук - это…

И мы можем показать этот опыт.

В.: Кажется, линеечки заскучали. Может, организуем им небольшое выступление – ансамбль линеек под песню «Как у наших у ворот»?

МР: А откуда берётся голос?

Мы можем говорить (а также кричать, петь, шептать) только на выдохе, когда воздух выходит из легких наружу через рот и нос, создает звуковую волну и тем самым рождает голос. Голос каждого человека уникален, его нужно беречь. Вы знаете как?

В.: Ребята, проверьте, никуда ваш голосок не убежал? Давайте споём песенку про теремок с закрытым ртом.

В.: Голос на месте? Что вы ощутили?

МР: Дети, а как вы думаете, как  можно усилить звук?

Вы можете в лаборатории найти предметы, усиливающие звук и объяснить, как это происходит?

Раньше капитан на корабле, отдавая команды, использовал рупор для усиления голоса. Так как рупор от голоса начинает дрожать, команды звучат громче. Кто из вас может показать, как меняется голос?

А сейчас вы станете капитанами, а все дети-  команда, которая выполняет эти команды. Капитаны, дайте команде задание выполнить какое-нибудь танцевальное движение.

МР: А если вы заблудились в лесу, то как можно усилить голос?

МР: И тогда кто-нибудь вас обязательно услышит и отзовётся. И уж точно отзовётся в лесу эхо. Давайте внимательно посмотрим и найдём на столе, в каких предметах спряталось эхо.

МР: А теперь вспомните, в какой знакомой нам песне композитор использовал принцип эхо – повторение фраз.

Напомните пожалуйста, как мы её будем исполнять.

Прошу хор и солистов занять свои места.

Итак, солисты начинают, а хор – повторяет

И не забудьте передать радостное настроение песни зрителям. А помогут нам в этом…

Готовы?

МР: Интересно, если бы во время вашего пения, вдруг как в телевизоре пропал бы звук, зрители смогли бы догадаться, какую по характеру песенку вы исполняете?

МР: А если бы зрители вас не видели, а только слышали, смогли бы они почувствовать радостное настроение песни?

В.: Видеть нам помогают глаза (зрение), а слышать – уши (слух).

МР: Дети, а вы можете на слух определить, какой музыкальный инструмент звучит?

Проверим? А поможет нам волшебная шапка-невидимка.

МР напоминает правила игры: остальные соблюдают тишину, дирижёр руководит музыкантами, Если водящий отгадал правильно, сообщаем ему об этом аплодисментами.

МР: Вы совершенно правильно называли музыкальные инструменты. 

В.: А как они звучат красиво вместе,

Когда в оркестре исполняют песню!

МР: Вы помните, кто на каком инструменте играет? Тогда – прошу.

А дирижёр нам нужен?

Зачем?

Я попрошу дирижировать Н.Б. Будьте внимательны, следите за жестами дирижёра, прислушивайтесь друг к ругу и к аккомпанементу.

МР: Спасибо дирижёру, спасибо музыкантам, думаю, ваше исполнение не оставило равнодушными слушателей.

В.: Мы говорили, что голос надо беречь, а слух надо беречь?

Как?

МР: Надеюсь, ваши ушки здоровы и у вас очень чуткий слух. Предлагаю вам проверить себя и зарисовать услышанные звуки на «ручейке времени».

В.: Посмотрите на экран, проверьте себя.

Молодцы, вы были внимательными и справились с заданием.

МР: Ребята, а вы помните, как мы проводили эксперимент, когда смотрели на экран и по жестам дирижёра и музыкантов пытались угадать, как звучит музыка?

А потом проверили и оказалось, что определили совершенно правильно.

 И слушали мы музыку великого русского композитора П.И.Чайковского.

Может быть, вы вспомните,  как называется это произведение?

А что такое грёзы?

Как вы думаете, о чём хотел рассказать композитор в своей музыке? Какие  впечатления передал?  

В. читает СТИХОТВОРЕНИЕ «БЕЛАЯ ЗИМА» (Анатолия Болутенко)   

Красота дарует вдохновенье,

Снег летит, как лебединый пух,

Дивное чудесное мгновенье,

Сказка мой захватывает дух.

 

Я в мечтах лечу под небесами,

Из души ушли печаль и тьма,

Наяву любуюсь чудесами,

Дарит мне их белая зима.

МР: Я предлагаю вам посмотреть на экран и помечтать вместе с композитором.

 МР: Как звучит музыка в этой части симфонии?

А кто танцевал под музыку?

Вам понравился её танец?

Чем понравился?

В.: Помогают балеринам так стоять на носочках специальные туфельки, похожие на чешки, называются они пуанты.

МР: Девочки, а вы бы хотели потанцевать как балеринки?

А мальчики превратят свой карандаш в балерину. Наденьте на карандаш  «юбочку-пачку», поставьте «балерину» на пуанты и пусть ваша «балерина» потанцует на другой стороне листа, оставляя волшебные зимние узоры.

В.: Спустились с неба балеринки

И закружились зимние снежинки.

В.: Какой чудесный танец. Мальчики, покажите пожалуйста, что у вас получилось.

Какие снежные кружева получились, будто вьюга замела.

МР: А я знаю один секрет, устроить музыкальную вьюгу. Хотите научу?

ОПЫТ «ПОЮЩИЕ БОКАЛЫ».

Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде пальцем водить по краю бокала. Получается отличное пение бокала! Высота звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше.

МР: А теперь, внимание на экран.

ВИДЕОРОЛИК «ПОЮЩИЕ БОКАЛЫ»

В.: Да, ребята, вот в какой необыкновенной лаборатории мы сегодня с вами оказались, благодаря приглашению Фиксиков.

Неожиданно слышится песенка «А кто такие Фиксики?»

МР: Ребята, вам понравилось в «Лаборатории звука»? Какое ваше настроение?   Хотите под весёлую песенку потанцевать вместе с Фиксиками?

И раз уж мы в настоящей лаборатории, предлагаю самим смоделировать этот танец, используя схемы. Выберите те движения, которые мы будем танцевать и расположите их в том порядке, как будет в танце.

В.: Кажется всё готово. Осталось пригласить друг друга и Фиксиков на танец.  

МР: Дети, смотрите на схемы, они будут напоминать вам порядок движений.

ТАНЕЦ С ПЕРЕХОДОМ

                       «КТО ТАКИЕ ФИКСИКИ»

В.: Возвращайтесь на места, и не забудьте проводить девочек.

В конце посещения этой удивительной «Лаборатории звука» нам с Ж.Г. очень хотелось бы узнать, что вам здесь понравилось.

МР: Мы знаем, что музыкальные звуки записываются нотами.  Поэтому возьмите нотку и оставьте возле того опыта, который вам показался наиболее интересным.

Исполняется РИТУАЛЬНАЯ ПЕСЕНКА ПРОЩАНИЯ.

МР: А теперь подойдите ко мне поближе.

Нам прощаться пора,

До свиданья, детвора.

 

До свиданья, дети.

«Здравствуйте»

В этой лаборатории проводят опыты со звуком

Слух.

(дети исполняют песенку лицом к зрителям, выполняют самомассаж)

«Доброе утро, улыбнись скорее.

И тогда весь день станет веселее.

Мы погладим лобик, носик и щёчки,

Будем мы красивыми, как в саду цветочки.

Ушки мы себе потрём,

И здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова,

Будьте все здоровы!»

Их издают предметы, люди, музыкальные инструменты.

Игра «Замри и слушай!».   Дети выполняют несложные двигательные упражнения.  Руки поднимаются на счет «раз» вверх, на счет «два» опускаются вниз. На счет «три» дети опять поднимают руки вверх. На слово «замри» те дети, которые не успели опустить руки, остаются стоять с поднятыми руками, а те, кто успел, стоят с опущенными руками. Главное — не поза, а умение услышать звуки, которые «живут» в муз. зале.

Затем по команде педагога, которая осуществляется только жестом, указывающим на того или иного ребенка, дошкольник называет услышанные звуки. Те дети, которые услышали такие же звуки, показывают пальчиками на свои уши. Если названные звуки не были услышаны, то ребята закрывают уши руками.

Пение, игра на пианино, металлофоне, колокольчике.

Шумы.

(дети садятся на стулья, смотрят на экран)

Колебание предметов.

Дети самостоятельно показывают опыт с линейками, объясняя, что линейки  разной длины звучат по-разному.

Четверо детей подходят к столу, играют на линейках 1 куплет песни под аккомпанемент ф-но.

Голос человека - это колебания воздуха, который проходит через голосовые связки.

Не кричать, не разговаривать громко,  не петь зимой на улице.

Дети подносят руку к горлу, поют с закрытым ртом.  

Дрожание, вибрацию.

Сильнее выдувать воздух. Петь громче.

Дети проводят ОПЫТ С РАСЧЁСКОЙ. 

Зубья расчёски дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним концом на стул. Повторяем опыт. Звук стал громче, Колебания передаются стулу и он усиливает звук. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал ещё громче. Чем больше предмет, тем громче звук.

ОПЫТ С БУМАЖНЫМИ РУПОРАМИ. 

Двое детей берут рупоры, уходят в разные концы зала, сначала поют своё имя и фамилию без рупора, затем в рупор.

Капитаны по очереди отдают команду. Например: «Команда, выполнить пружинку с поворотом!» или «Команда, выполнить боковой галоп!». Дети под музыку выполняют   танцевальное движение.  

После упражнения дети садятся на стулья.

Приложить руки рупором ко рту и покричать «Ау!»

ОПЫТ С БАНКОЙ. 

Двое детей по очереди  пропевают в банку несколько фраз из песни «В лесу родилась ёлочка». Затем объясняют, что звуки отражается от твёрдых стенок банки и поэтому повторяются, слышится эхо.

Песня «день чудесный – день рожденья».

С солистами.

Дети встают на полукруг, солисты выходят вперёд.

Голос, жесты и мимика.

Дети исполняют ПЕСНЮ «ДЕНЬ ЧУДЕСНЫЙ – ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ», стоя полукругом лицом к зрителям.

Наверное, смогли бы, потому что мы улыбались, пританцовывали.

Да, потому что голос был весёлый, звонкий.

Да.

ИГРА «УГАДАЙ НА ЧЁМ ИГРАЮ». 

Водящий надевает шляпу, которая закрывает ему глаза. 4 детей играют на металлофоне, бубенцах, колокольчике, треугольнике. Ими управляет дирижёр. Игра проводится 2 раза. Состав детей меняется. Дети самостоятельно передают очередь другим игрокам.

Дети берут муз.инструменты, занимают свои места.

Да.

Чтобы управлять оркестром.

ОРКЕСТР «МАЛЕНЬКОЙ ЁЛОЧКЕ».

Дети убирают инструменты, садятся на стульчики.

Да.

Не слушать очень громкую музыку, не засовывать в уши острые предметы, не кричать другу в ухо.

Дети поворачиваются к столам, берут листок бумаги, карандаш и после прослушивания звуков (барабан - 1, маракас - 2) зарисовывают их схематично.

На экране правильная схема.

Да.

Дети слушают начало симфонии «Зимние грёзы», говорят название.

Мечты.

Он хотел рассказать о красоте русской природы, о снежных полях, о снежинках-балеринках.

Дети смотрят видеоролик «Зимние грёзы - балет»

Спокойно, плавно, светло.

Девочка-балерина.

Да.

Она слушала музыку, движения были плавные, нежные, она была похожа на снежинку,  танцевала на носочках.

Да.

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ девочек.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО РИСОВАНИЮ для мальчиков.

Под музыку Чайковского (2-3  мин.)

Мальчики показывают рисунки девочкам и друг другу.

Дети пробуют извлечь звук.

Дети садятся на стульчики.

Дети выбирают подходящие схемы, выкладывают их на полу. В. и М.Р. участвуют с детьми в МОДЕЛИРОВАНИИ ТАНЦА.

Мальчики берут 2 маракасика (контейнеры с наполнителем от киндер-яйца и с наклейкой изображения Фиксика), Мальчик приглашает девочку, передаёт ей один контейнер, занимают исходное положение в парах.  

Дети берут одну нотку, оставляют на столе с опытом.

Мы сюда придём опять,

Будем петь и танцевать. 

До свиданья. 

Дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звук Ж.

Знакомство  со звуком Ж, с характеристикой звука. Определение позиции звука в слове.  Воспитание стремления говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка....

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Мир звуков. Гласные звуки."

Формировать представление о гласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове....

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Мир звуков. Согласные звуки.

Формировать представление о гласных и согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Гласные звуки»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Гласные звуки»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Согласный звук [щ] и буква Щ. 2022 г.

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.   Согласный звук [щ] и буква Щ. Задачи:- обогащать словарь детей;- учить подбирать близкие по смыслу слова; р...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Произношение звуков [Р], [Р’]»

Цель: закреплять умение описывать предмет, его внешний вид, признаки.Программное содержание: Учить согласовывать существительные, прилагательные и местоимения в роде. Закреплять правильное произн...