Использование логоритмических упражнений на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
статья по музыке (средняя группа)
Наша команда специалистов детского сада уже много лет работает с ребятишками с ограниченными возможностями здоровья. Наше учреждение имеет большой опыт работы с детьми с ОВЗ, у которых ведущим дефектом являются интеллектуальные и двигательные нарушения, среди них есть дети с умственной отсталостью разной степени тяжести, дети с ЗПР, дети с РДА (ранним детским аутизмом), дети с ДЦП.
Мы заметили, что детям очень нравятся логиритмические игры, которые мы используем на своих занятиях и на занятиях совместно с музыкальным руководителем и учителем-дефектологом.
Логоритмические занятия помогают нам заинтересовать детей, удержать их внимание, вызвать живой, искренний интерес к процессу обучения. Дети с удовольствием выполняют несложные подвижные игры с музыкальным сопровождением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логоритмические занятия воспитателя совместно со специалистами | 25.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование логоритмических упражнений
на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Наша команда специалистов детского сада уже много лет работает с ребятишками с ограниченными возможностями здоровья. Наше учреждение имеет большой опыт работы с детьми с ОВЗ, у которых ведущим дефектом являются интеллектуальные и двигательные нарушения, среди них есть дети с умственной отсталостью разной степени тяжести, дети с ЗПР, дети с РДА (ранним детским аутизмом), дети с ДЦП.
Мы заметили, что детям очень нравятся логиритмические игры, которые мы используем на своих занятиях и на занятиях совместно с музыкальным руководителем и учителем-дефектологом.
Логоритмические занятия помогают мне заинтересовать детей, удержать их внимание, вызвать живой, искренний интерес к процессу обучения. Дети с удовольствием выполняют несложные подвижные игры с музыкальным сопровождением.
Что же такое логоритмика. Давайте обратимся к существующим теоретическим источникам.
Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей. ( 5.)
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развития речи малыша. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной. (6.)
Для наших детей характерно: позднее развитие или недоразвитие фразовой речи; затруднение в воспроизведении логико-грамматических конструкций; нарушение двигательной активности, общей и мелкой моторики; нарушение пространственной ориентировки; скудный словарный запас; низкая познавательная активность; полиморфное нарушение звукопроизношения.
Мы представляем вашему вниманию практический опыт нашего учреждения совместно музыкального руководителя, учителя-дефектолога и воспитателей.
Основным принципом построения занятий является тесная связь слова, движения и музыки. Нами разработаны комплексные логоритмические занятия с детьми с ОВЗ, характеристика которых дана выше. Они составлены с опорой на лексические темы. Структура занятий отвечает основным требованиям проведения игр-занятий с детьми раннего возраста с ОВЗ:
— последовательность;
— повторяемость;
— доступность;
— эмоциональность;
— создание единых игровых ситуаций.
Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, непосредствен-ность его восприятия облегчают поставленную задачу. Музыкальный ритм использовался как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.
Содержание музыки (темп, ритм, высотное восприятие) используются нами для упорядочения характера и темпа движения ребенка. Ребенок самостоятельно выбирает нужное движение, характерное для данной музыки.
Музыкально-двигательные игры помогают ребенку корригировать общую моторику. Это благотворно влияет на появление экспрессивной речи.
Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических занятий необходимо следующее:
— тесный контакт специалистов и музыкального руководителя;
— знание особенностей развития детей с ОВЗ с различной патологией;
— знание психо-моторного и речевого уровня развития каждого ребенка;
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его психомоторного развития и речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Наши занятия с элементами логоритмики проводятся как индивидуально, так и с небольшой подгруппой до 5-7 человек, в зависимости от целей занятия и особенностей психомоторного и речевого развития детей. На своих занятиях с детьми с ОВЗ мы используем следующие виды логоритмических упражнений в различных сочетаниях, актуальных для данной категории детей:
Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными.
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.
3. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.
4. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10.
5. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
6. Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
7. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
8. Игра на музыкальных инструментах. Музыцирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
9. Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Пальчиковые игры проводятся с пением и с проговариванием текста. Учитывая нашу категорию детей эти упражнения проводятся либо по подражанию, либо совместно с ребёнком. ( 6 .)
При планировании занятий важно учитывать равномерное распределение психофизической нагрузки. Примерная схема наших занятий:
- Вводная часть
- Развитие слухового внимания.
- Доступные элементы артикуляционной гимнастики.
- Речь с движением.
- Координация движений. Ориентировка в пространстве. Пальчиковая гимнастика.
- Игры на обогащение словарного запаса
- Релаксация
В вводной части игры-занятия даются упражнения на координацию движений, развитие внимания, музыкально-ритмические движения.
Для развития слухового восприятия, внимания и памяти, используются игры хороводные, на развитие дыхания и эмоционально-волевой сферы.
Речь с движением предполагает проведение подвижной игры. Цель — закрепление полученных на занятии навыков.
Пальчиковые игры направлены на развитие координации движения пальцев, кисти руки и согласование движения руки и речи.
Игры направлены на выработку умения управлять мышечным напряжением и расслаблением рук, ног, шеи, спины.
На логоритмических занятиях:
— соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, усложнение, повторяемость;
— отрабатывается ритмическая структура слова;
— четкое произношение доступных по возрасту и уровню развития звуков;
— проводится работа по уточнению, обогащению словаря;
— формируются грамматические категории.
Логоритмические занятия проводят учитель-дефектолог, музыкальный руководитель и воспитатель данной группы. Занятие проводится 1 раз как обобщающее по лексической теме. Воспитатель проводит вводную часть занятия. Музыкальный руководитель сопровождает вводную часть музыкой. Вторую и третью части занятия, как правило, проводит учитель-дефектолог. Релаксацию может проводить любой специалист. Музыкальный руководитель может выполнять с детьми упражнения для развития координации движений, если не требуется музыкального сопровождения, или помогать коллегам, исполняя нужные мелодии. Занятие проводится на освоенном материале и не представляет сложности для детей. Дети должны получать удовольствие от того, что могут использовать свои знания и навыки. На логоритмическом занятии закрепляется материал лексической темы.
Использованная литература:
- Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
- Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 -5 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
- Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2-3 года). Практическое пособие. - СПб.: Паритет, 2004. - 112 с.
- http://vocabulary.ru/termin/logoritmika.html
- http://www.karapuzovedenie.com/2012/03/chto-takoje-detskaja-logoritmika.html
- http://www.crlotos.ru/helpful_information/logoritmika/
Рекомендуемая литература:
- Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. — СПб, 1993.
- Беденко Г. В., Поваляева М.А. Логоримические занятия в старших группах для детей с дизартриями. — Ростовский государственный университет. 1997.
- Здравствуй, пальчик! Как живёшь?: картотека тематических пальчиковых игр/сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 247 с.
- Кириллова Ю. А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. Младшая и средняя группы. Методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. - Мпб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 — 320с.
- Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: Издательство ГНОМ, 2014. - 16 с.
- Е. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. - 2-ое изд. - СПб.: КОРОНА принт, 2005. - 80 с.
- Никитина А. В. 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей. - СПб.: КАРО, 2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приведём пример нашего логоритмического занятия.
Дата проведения: 17 апреля 2016 года .
Тема: "Путешествие в весенний лес к диким животным».
Цель: Развитие координации речи с движением, общей и мелкой моторики, ориентировка в пространстве. Формирование умения воспроизводить несложные ритмические структуры.
Задачи развивающие:
- Развитие умения наблюдать за живой и неживой природой, замечать в ней изменения.
- Развитие умения внимательно слушать простые загадки и понимать их (отгадывать).
- Развитие речи с движениями с музыкальным сопровождением и без него.
- Развитие артикуляционного аппарата, выполнение доступных элементов артикуляционной гимнастики.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковые игры с речевым сопровождением).
- Развитие слухового восприятия, внимания, памяти («Отгадай животное по звуку»).
- Формирование умения слушать и слышать ритм музыки, воспроизводить несложные ритмические структуры.
Задачи образовательные:
- Уточнение и закрепление знаний о весне, её основных признаках. О названиях диких животных, живущих в лесу.
- Закрепление знаний о названиях музыкальных инструментов: «бубен».
Задачи воспитательные:
1. Развитие умения слушать педагога, выполнять задания в соответствии с задачами занятия.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Музыкальные инструменты: фортепиано, бубен; ТСО (музыкальный центр). Диски с записью музыкальных произведений.
- Образные игрушки животных (заяц, лиса, ёж, медведь, ёлки разного размера). Шапочки зайцев для детей.
- Коврики для релаксации.
Ход занятия:
Орг момент. Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами будем играть в интересные игры. Вы любите играть? Мы с вами отправимся в весёлое путешествие в сказочный лес. А отправимся мы на поезде!
ПЕСНЯ: «Вот поезд наш мчится».
Кто знает, какое сейчас время года? (Весна) Что происходит весной?
Звучит в записи музыка Леса «Мелодия нежности», а дети называют признаки весны.
Кто живёт в лесу? (животные, дикие животные).
Что растёт в лесу? В лесу растут ёлочки:
Координация речи с движением: «Ель, ёлка, ёлочка — колкая иголочка».
Давайте отгадаем, кто прячется под ёлочкой? Загадка про зайца:
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами...
Зайка появляется и знакомится. Дети одевают маски зайчиков.
ПЕСНЯ-ИНСЦЕНИРОВКА: «Зайка маленький сидит».
Педагог:
Вдруг зайка кого-то испугался:
Всех зверей она хитрей!
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — её краса.
Это зверь лесной — (Дети: ЛИСА).
ПЕСНЯ-ИНСЦЕНИРОВКА: «На лесной лужайке разбежались зайки». Под конец песни появляется игрушка лисы и пугает зайцев-детей зайцы прячутся в норку.
Педагог: Бегут зайки дальше по лесу и, вдруг, увидели берлогу! А кто спит в берлоге? (Звук: «Рычание медведя»).
Педагог читает стихотворение: «Мишка, мишка лежебока...».
А весной мишка просыпается (Появляется игрушка медведя).
«Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под южный вой, спит в избушке снеговой».
Мишка проснулся, давайте ему поможем сделать зарядку: Дыхательная гимнастика. «Мишка лапки подними...».
Музыка с мамой: «Три медвежонка»
Что едят медведи? (Мёд, рыбу, малину).
Сладкоежка-медвежонок
Мёда вылизал бочонок.
Мама из лесу придёт,
И сластёне попадёт. (С. Крупилина). Давайте мы покажем, как мишки облизываются, когда едят мёд. (Дети повторяют за учителем дефектологом элементы артикуляционной гимнастики).
Артикуляционная гимнастика: Оближем верхнюю губу и нижнюю. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий край языка на верхнюю губу. Держать 3-5 секунд — убрать в рот. На нижней губе.
Игры с с пальчиками «Дикие животные». (Е. Борисова) (4.)
Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибать пальцы в кулачок,
Это лисёнок, это волчонок, начиная с мизинца.)
А это спешит, ковыляет спросонок (Вращать большим пальцем.)
Бурый мохнатый, смешной медвежонок.
В лесу весной медведь встретил? Звук: «Фырчание ежа».
Фыркает, когда сердит,
Весь иголками покрыт
С головы до ножек,
Зверёк этот — Ёжик.
«Ёжик играет в бубен» Дети ритмично ударяют в бубен по очереди под весёлую мелодию: «Ты катись весёлый бубен...».
Релаксация: А теперь все звери устали и хотят спать. Давайте мы с ними немного отдохнём и полежим на ковриках под ёлочками. Дети находят ёлочки, под которыми лежат коврики и ложатся на них. Звучит в записи приятная музыка, дети спокойно вдыхают через нос, а выдыхают через рот, отдыхают.
Подведение итогов:
- Понравилось вам наше путешествие в весенний лес?
- Кого мы встретили в лесу? (Дети перечисляют).
- Как назвать всех животных, живущих в лесу? (Дикие животные).
Затем под музыку «Вот поезд наш мчится, колёса стучат» отправляются в свою группу, держась друг-другу за плечи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В ИГРАХ-ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "
Развивая мелкую моторику рук - развиваем речь, гибкость пальцев, готовим к успешному обучению в школе....
Использование логоритмики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использую различные методы и приёмы. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-...
Коррекционно- развивающее занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Конспект занятия «Страна чудес»Цель: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной дея...
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)Дефектолог: Пермякова Людмила ВладимировнаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение де...
Использование в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Обучение дошкольников с ОВЗ изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения....
«Использование логоритмики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. К факторам, которые отрицательно влияют на...
Семинар-практикум «Использование артикуляционных сказок и приемов нейрогимнастики на музыкальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду».
В докладе музыкальным руководителям предложено использовать в качестве инструмента для работы с детьми с ОВЗ артикуляционные сказки и нейрогимнастику...