Использование в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
статья по коррекционной педагогике на тему
Обучение дошкольников с ОВЗ изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Татьяна
Использование в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
В дошкольном возрасте изобретательная деятельность оказывает свое развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и его личность в целом и имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного и трудового развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют проблемы в интеллектуальном развитии, двигательные нарушения разной степени выраженности, нарушения сенсорных систем (слуха, зрения, речи). У таких детей часто отмечается нарушение внимания, памяти, недоразвитие мелкой моторики, речи, ограниченный запас представлений об окружающем мире, что влияет на развитие ребенка в целом и, в частности, на формирование изобразительных навыков. Детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психологической деятельности, наблюдается отставание в формировании восприятия. Развитию мешает повышенная отвлекаемость. У них отсутствуют живость воображения, легкость при возникновении новых образов, которые не отличаются яркостью и оригинальностью. Дети с ОВЗ быстро устают , из-за этого дети не могут завершить начатое свое дело. Дошкольники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать Также доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, смена настроений, чувства страха и неуверенность.
Обучение дошкольников с ОВЗ, изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы.
Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, независимо от его умственных и моторных возможностей, необходимыми условиями являются: организация предметной среды; создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы; обеспечение разнообразных сенсорных ощущений, взаимосвязь взрослого с ребёнком.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской или пластилином, боязнь не справиться с процессом. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что способствует развитию тактильной чувствительности, повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук (их мускулатуры и координации движений. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твердость, вязкость. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности. Происходит развитие наглядно – образного мышления, активизация речевой деятельности детей. Неразвитая речь затрудняет общение со сверстниками и с взрослыми. Таким детям трудно овладеть навыками самообслуживания и трудовой деятельности. В связи с этим актуальность развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья трудно недооценить. Сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, нетрадиционные художественные техники вызывают у дошкольников эмоционально положительное отношение к самому процессу изобразительной деятельности, развивают воображение и являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Нетрадиционные техники позволяют детям быстро достичь результата и каждая из них - это маленькая игра. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Кроме того, такие занятия не утомляют ребёнка, а стимулируют положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывают радостное настроение у детей, способствуя ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.
Использование нетрадиционных художественных техник на занятиях по изобразительной деятельности весьма перспективное направление в работе с детьми с множественными проблемами развития и приобретает высокую коррекционную значимость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на педагогической секции учителей-логопедов...
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий реализации ФГОС ДО
В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы, педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого р...
"Использование бисероплетения в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Сборник материалов восьмой Всеросийской научно-практической конференции, 2014 год ...
Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....
Регламент научно-практического семинара «Организация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством проектной деятельности»
Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ...
Регламент научно-практического семинара «Организация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством проектной деятельности»
Учебно-методическмий материал по коррекционной педагогике...