Семинар-практикум «Использование артикуляционных сказок и приемов нейрогимнастики на музыкальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду».
материал по коррекционной педагогике
В докладе музыкальным руководителям предложено использовать в качестве инструмента для работы с детьми с ОВЗ артикуляционные сказки и нейрогимнастику
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seinar-praktikum_dlya_muzykalnyh_rukovoditeley.docx | 21.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
города Нягани
«Детский сад №3 «Теремок»
«Использование артикуляционных сказок
и приемов нейрогимнастики
на музыкальных занятиях
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
в детском саду».
Подготовила: учитель-логопед
Суховей Е.Л.
В настоящее время все большую актуальность приобретает совместная работав дошкольном образовательном учреждении специалистов различного профиля. Как показывает практика занятия, подготовленные воспитателем и учителем-логопедом, или же инструктором по физической культуре и музыкальным работником обладают высокой эффективностью, эмоциональной насыщенностью. Также весьма успешно можно самостоятельно применять методы и инструменты к примеру коррекционного педагога на занятиях воспитателя.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию некоторые методы, которые используют в своей работе учителя-логопеды и которые могут быть весьма полезны на занятиях музыкального руководителя.
Несмотря на то, что музыканты и логопеды находятся в разных сферах профессиональной деятельности: музыкальные работники осуществляют непосредственно образовательную деятельность, а логопедия относится к коррекционной педагогике, на самом деле общего намного больше чем кажется.
По сути мы решаем одни и те же педагогические задачи, только с помощью разных средств.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.Во время проведения занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Координационный план
Педагогические задачи | Логопед | Музыкальный руководитель |
Развитие мелкой моторики | Упражнения с различным дидактическим материалом. | Игра на детских музыкальных инструментах. |
Развитие мимики | Массаж лица. | Развитие выразительности в пении и танце |
Развитие речевого дыхания | Скороговорки. Упражнения для развития речевого дыхания. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнего диафрагмального дыхания | Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце. |
Развитие голоса | Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба | Хоровое пение. |
Развитие фонематического слуха | Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. | Использование попевок, хороводов и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения. |
Развитие артикуляции | Упражнения с зеркалом. | Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием |
Развитие грамматического строя речи | Формирование навыков словообразования и словоизменения. | Разучивание текстов песен. Драматизация. |
Развитие словаря | Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. | Пополнение словаря музыкальной терминалогоией. |
Развитие диалогической речи | Формирование навыков составления диалога | Драматизация. |
Развитие монологической речи | Развитие у ребенка желания говорить. | Разучивание текстов песен |
Развитие коммуникативных навыков | Психологические этюды и коммуникативные игры | Участие детей в музыкальных представлениях. |
В условиях активно развивающегося инклюзивного образования, все эти педагогические задачи нам необходимо выполнять не только по отношению к детям с нормой развития, но и по отношению к детям с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения из-за особенностей физического и психического развития.
Основные категории детей с ОВЗ:
- Дети с нарушением слуха
- Дети с нарушением зрения
- Дети с нарушениями зрения
- Дети с нарушениями интеллекта и задержкой психического развития
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы
В случае с детьми с ОВЗ очень часто приходится искать более индивидуальный подход и большее количество разнообразных инструменты для достижения поставленных задач.
Одной из задач как логопедов, так и музыкальных работников, является развитие артикуляции. Логопеды используют для этого специальные комплекса артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика бывает различных видов (активная, пассивная, для различных групп звуков)
В качестве альтернативы традиционной арткуляционной гимнастики, я хочу предложить вашему вниманию артикуляционные сказки, которые вы сможете использовать на своих занятиях.
Сказка «Ленивый котенок»
Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».) Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.) Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».) Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.) Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.) Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.) Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Котенок все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д-д-д-д!). Лиса испугалась и убежала.
Я вам подготовила картотеку различных артикуляционных сказок, которые вы сможете применять на занятиях.
В настоящее время все большую популярность приобретает так называемая нейрогимнастика (гимнастика для мозга).
Как известно мозг человека состоит из правого и левого полушария, координацию между полушариями осуществляет мозолистое тело.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
Нарушение межполушарных связей приводит:
- Проблемы в письме;
- Проблемы в устной речи;
- Трудности в запоминании информации;
-Сложности в счете как в письменном, так и в устном;
- Сложность в восприятии учебной информации.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
- Зеркальное написание букв и цифр.
- Псевдолеворукость;
- Неловкость движений;
- Агрессия;
- Плохая память;
- Отсутствие познавательной мотивации;
- Инфантильность
Тест на нарушение межполуш.связей
Можно провести экспересс-тест на качество межполушарных связей: человек стоит, заводит руки за спину. Другой человек дотрагивается до пальца руки. Тестуемому необходимо определить не только до какой руки и до какого пальца дотронулись, но и определить и назвать фалангу пальца. Если человек затрудняется ответить, это может говорить о некотором нарушении межполушарных связей.
Для коррекции и развития межполушарных связей существует большое количество специально разработанных нейроигр. Это специально разработанные упражнения, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия головного мозга, улучшают память, внимание, мышление и координацию движений. К примеру, это упражения: «Колечки», «Фонарики», «Лезгинка» и т.д. Этими упражнениями можно заменить традиционные пальчиквые игры.
Основные задачи нейроигр: развитие пространственных представлений, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики; развитие слухового и зрительного внимания, воображения, памяти, речи, восприятия, мышления; обучение последовательному выполнению действий. Начинать заниматься нейроиграми можно с 2-3 лет, но важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту ребёнка.
Таким образом, на занятиях, музыкальный руководитель может эффективно применять те же методы и приемы, что и учитель-логопед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей....
Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"
Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...
Индивидуальные музыкальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Доме ребёнка
Музыкальные занятия очень важны для развития ребёнка дошкольного возраста. А для ребёнка с ОВЗ такие занятия имеют особую ценность. Возможность раскрыться, расслабиться, проявить творческое начало - в...
Презентация "Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"
презентация...
Работа учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.
Самое главное в работе логопеда с детьми с ОВЗ - это помочь, приласкать, посочувствовать и подойти к детям с душой....
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ...
Статья "Использование традиционных и нетрадиционных техник развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Использование традиционных и нетрадицио...