Семинар-практикум «Использование артикуляционных сказок и приемов нейрогимнастики на музыкальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду».
материал по коррекционной педагогике

В докладе музыкальным руководителям предложено использовать в качестве инструмента для работы с детьми с ОВЗ артикуляционные сказки и нейрогимнастику

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seinar-praktikum_dlya_muzykalnyh_rukovoditeley.docx21.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

города Нягани

«Детский сад №3 «Теремок»

«Использование артикуляционных сказок

и приемов нейрогимнастики

на музыкальных занятиях

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

в детском саду».

Подготовила: учитель-логопед

Суховей Е.Л.

         В настоящее время все большую актуальность приобретает совместная работав дошкольном образовательном учреждении специалистов различного профиля. Как показывает практика занятия, подготовленные воспитателем и учителем-логопедом, или же инструктором по физической культуре и музыкальным работником обладают высокой эффективностью, эмоциональной насыщенностью. Также весьма успешно можно самостоятельно применять методы и инструменты к примеру коррекционного педагога на занятиях воспитателя.

         Сегодня я хочу предложить вашему вниманию некоторые методы, которые используют в своей работе учителя-логопеды и которые могут быть весьма полезны на занятиях музыкального руководителя.

          Несмотря на то, что музыканты и логопеды находятся в разных сферах профессиональной деятельности: музыкальные работники осуществляют непосредственно образовательную деятельность, а логопедия относится к коррекционной педагогике, на самом деле общего намного больше чем кажется.

          По сути мы решаем одни и те же педагогические задачи, только с помощью разных средств.

          В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.Во время проведения занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Координационный план

Педагогические задачи

Логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.

Развитие мимики

Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности  в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения для развития речевого дыхания. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнего диафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок, хороводов  и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен. Драматизация.
Инсценировки..

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация.
Куклы бибабо.  Кукольные театры.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

        В условиях активно развивающегося инклюзивного образования, все эти педагогические задачи нам необходимо выполнять не только по отношению к детям с нормой развития, но и по отношению к детям с ОВЗ.

        Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения из-за особенностей физического и психического развития.

Основные категории детей с ОВЗ:

  1. Дети с нарушением слуха
  2. Дети с нарушением зрения
  3. Дети с нарушениями зрения
  4. Дети с нарушениями интеллекта и задержкой психического развития
  5. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
  6. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы

       В случае с детьми с ОВЗ очень часто приходится искать более индивидуальный подход и большее количество разнообразных инструменты для достижения поставленных задач.

       Одной из задач как логопедов, так и музыкальных работников, является развитие артикуляции. Логопеды используют для этого специальные комплекса артикуляционной гимнастики.

        Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
         Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика бывает различных видов (активная, пассивная, для различных групп звуков)

         В качестве альтернативы традиционной арткуляционной гимнастики, я хочу предложить вашему вниманию артикуляционные сказки, которые вы сможете использовать на своих занятиях.

Сказка «Ленивый котенок»

       Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».) Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.) Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».) Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.) Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.) Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.) Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Котенок все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. -д-д-д!). Лиса испугалась и убежала.

       Я вам подготовила картотеку различных артикуляционных сказок, которые вы сможете применять на занятиях.

       В настоящее время все большую популярность приобретает так называемая нейрогимнастика (гимнастика для мозга).

        Как известно мозг человека состоит из правого и левого полушария, координацию между полушариями осуществляет мозолистое тело.

       Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

       Нарушение межполушарных связей приводит:

 - Проблемы в письме;

 - Проблемы в устной речи;

 - Трудности в запоминании информации;

 -Сложности в счете как в письменном, так и в устном;

 - Сложность в восприятии учебной информации.

       Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

 - Зеркальное написание букв и цифр.

 - Псевдолеворукость;

- Неловкость движений;

 - Агрессия;

 - Плохая память;

 - Отсутствие познавательной мотивации;

 - Инфантильность

Тест на нарушение межполуш.связей

        Можно провести экспересс-тест на качество межполушарных связей: человек стоит, заводит руки за спину. Другой человек дотрагивается до пальца руки. Тестуемому необходимо определить не только до какой руки и до какого пальца дотронулись, но и определить и назвать фалангу пальца. Если человек затрудняется ответить, это может говорить о некотором нарушении межполушарных связей.

         Для коррекции и развития межполушарных связей существует большое количество специально разработанных нейроигр. Это специально разработанные упражнения, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия головного мозга, улучшают память, внимание, мышление и координацию движений. К примеру, это упражения: «Колечки», «Фонарики», «Лезгинка» и т.д. Этими упражнениями можно заменить традиционные пальчиквые игры.

         Основные задачи нейроигр: развитие пространственных представлений, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики; развитие слухового и зрительного внимания, воображения, памяти, речи, восприятия, мышления; обучение последовательному выполнению действий. Начинать заниматься нейроиграми можно с 2-3 лет, но важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту ребёнка.

Таким образом, на занятиях, музыкальный руководитель может эффективно применять те же методы и приемы, что и учитель-логопед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей....

Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...

Индивидуальные музыкальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Доме ребёнка

Музыкальные занятия очень важны для развития ребёнка дошкольного возраста. А для ребёнка с ОВЗ такие занятия имеют особую ценность. Возможность раскрыться, расслабиться, проявить творческое начало - в...

Работа учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.

Самое главное в работе логопеда с детьми с ОВЗ - это помочь, приласкать, посочувствовать и подойти к детям с душой....

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ...

Статья "Использование традиционных и нетрадиционных техник развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Использование традиционных и нетрадицио...