Беседа: П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа)

Дудина Светлана Александровна

Беседа: П. И. Чайковский  «Марш деревянных солдатиков»

 

Цель: познакомить  детей с творчеством П. И. Чайковского на примере пьесы «Марш деревянных солдатиков» и развивать умение понимать эмоциональное содержание музыкального произведения, высказываться по поводу произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_p._i._chaykovskiy_marsh_derevyannyh_soldatikov.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Беседа: П. И. Чайковский  «Марш деревянных солдатиков»

Цель: познакомить  детей с творчеством П. И. Чайковского на примере пьесы «Марш деревянных солдатиков» и развивать умение понимать эмоциональное содержание музыкального произведения, высказываться по поводу произведения.

Задачи:

Образовательные:

- приобщать детей к классической музыке и обогащать музыкальные впечатления детей;   -  закрепить знания о марше, как о музыкальном жанре, отличающемся размеренным темпом, чётким ритмом и обеспечивающим синхронное движение в строю.

Развивающие:

- развивать слуховое восприятие; умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая эмоционально-образное содержание.

Воспитательные:

-воспитывать эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.

Материалы и оборудование: портрет П. И. Чайковского, запись исполнения пьесы «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П. И. Чайковского в оркестровом переложении, музыкальные инструменты: барабан, деревянные палочки, головные уборы (пилотки) на каждого ребенка.

Ребята,  посмотрите, пожалуйста, на портрет - это Петр Ильич Чайковский.  Давайте проговорим все вместе его имя, отчество и фамилию. (Проговаривают)   Об этом человеке я начну рассказ, а вы должны будете определить кто он по  профессии.

  Давным-давно, когда  не было ни электричества, ни компьютера, ни телевизора.    А по дорогам люди ездили не в машинах, потому что машин не было, а на лошадях и в каретах. В одной многодетной семье в 1840 году родился мальчик Петя. Для мальчиков того времени игрушки делали из дерева. Это были фигурки солдатиков, лошадок и других животных. Он, как и все дети,  любил играть с игрушками и рос очень добрым мальчиком. С ним всегда было радостно и интересно, так как всегда придумывал интересные истории и веселые игры. Но еще больше он любил уединяться и слушать музыку, которая часто звучала в их доме,  В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера.                                                       Способности к музыке у Пети Чайковского проявились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.  Уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию. А в 25 лет он написал первые крупные сочинения для симфонического оркестра.                                                                       - Ребята, кто по профессии Петр Ильич Чайковский?  (Композитор)                                               - Что делает композитор?  (Выслушиваю ответы детей)

 Пётр Ильич Чайковский - создатель большого количества разножанровой музыки. А давайте, вспомним, какие музыкальные жанры мы знаем? (песня, танец, марш)                       Чайковский  очень любил детей. Находясь в гостях у своей сестры, он без устали возился со своими племянниками. Придумывал для них различные праздники с танцами, кострами и фейерверками. Сам аккомпанировал им на рояле. Слышал, как дети разбирают на фортепиано трудные для них пьесы. Тогда-то он решил написать целый сборник пьес о детях и для детей, пьес лёгких с интересными названиями. Назвал этот сборник «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»                                                                                                                                                                                             - Почему композитор сборник пьес назвал «Детский альбом»?  (Сборник написан для детей).         Сейчас мы с вами прослушаем одну пьесу из этого сборника.                                                       Слушаем внимательно. И постарайтесь определить, к какому жанру относится это произведение?         (Прослушивание:  П. И. Чайковский  «Марш деревянных солдатиков)                                                        - Какой характер у этой пьесы?                 (Четкий, ритмичный, легкий, шуточный)                                                                            - Что хочется делать под эту музыку?   (Маршировать)                                                                                          К какому жанру относится это произведение?     (Марш)                                                                - Похож ли этот марш на марш для взрослых?  Представьте, что под этот марш шагают, например, взрослые солдаты?                                                                                                        - Чем же этот марш непохож на «взрослый» марш?»  (Ответы детей)                                           - А шагают солдатики легко или тяжело? Звуки в марше высокие или низкие, «тяжелые»?»  А теперь послушайте загадку, и отгадайте ее.

Они в коробочке лежат,                                                                                                                                                               Но если их достать,                                                                                                                                                                         Построятся – за рядом ряд                                                                                                                                                          пойдут маршировать!                                                                                                                                                                  И каждый с новеньким ружьем,                                                                                                                                                Похожи,  словно братики!                                                                                                                                                          Кто скажет, как мы их зовем?                                                                                                                                                     …………                                       (Деревянные солдатики.)

Этот марш называется  «Марш деревянных солдатиков». Это марш игрушечных солдатиков. Слушаешь его и представляешь себе, как деревянные солдатики шагают под музыку марша, в которой слышится маленький барабан.                                                                                                          - Давайте представим себе, что солдатики идут откуда-то издали, приближаются к детскому саду, а потом постепенно удаляются, уходят. Какая музыка будет звучать сначала: громкая или тихая? Как, она будет изменяться?  (Прослушивание)                                - Всегда ли солдатики маршируют? Менялась музыка или нет?
Правильно, сначала солдатики хорошо маршировали, потом, видимо они остановились и играли на барабанах, а затем снова пошли маршем.
 - Сколько частей у нас получилось в произведении?
Да, 3 части, в которой 1 и 3 части солдатики маршируют, (музыка повторяется),  во 2-й части они стоят, играют на барабане.

 А теперь поиграем: все построимся и представим себя маленькими солдатиками, наденем пилотки, выберем барабанщика.                                                                                                    - Когда будет звучать первая часть марша, что будут делать маленькие солдатики?  (Маршировать).                                                                                                                                     - Зазвучит вторая часть марша, кого будем изображать? (Барабанщик играет на барабане, остальные останавливаются и изображают игру на барабане).                                                     - А в третьей части марша?   (Все маршируют). (Прослушивание)

- Ребята,  какую пьесу мы сегодня прослушали?                                                                                                                                                                                                             - Сколько частей  в «Марше деревянных солдатиков»                                                               - Кто написал эту пьесу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Свойства металлических и деревянных предметов. Беседа о металлурге».

Непосредственно образовательная деятельность (область познание) в старшей группе...

"Волшебная флейта". Беседа-концерт о деревянных духовых инструментах

Конспект данного занятия разработан в рамках цикла занятий "Музыка и окружающий мир. Как с нам музыка пришла" и включает разные виды деятельности - музыкальное восприятие, пение, музыкальное движение,...

"Волшебная флейта". Беседа-концерт о деревянных духовых инструментах

Конспект данного занятия разработан в рамках цикла занятий "Музыка и окружающий мир. Как с нам музыка пришла" и включает разные виды деятельности - музыкальное восприятие, пение, музыкальное движение,...

Конспект ННОД по слушанию музыки П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».

Конспект ННОД по слушанию музыки.П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».На экране слайд 2  презентации.М.р.: Ребята, посмотрите на экран. Вы видите портрет великого русского ко...

Слушание произведения "Марш деревянных солдатиков"

Знакомство с Детским альбомом П.И.Чайковского...

Конспект занятия по слушанию музыки П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»

Конспект занятия по слушанию музыки П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»Возраст; 5 - 6 лет.Сроки выполнения- одно занятие.Цель - Продолжать прививать интерес к классической музык...

05.09.24г. Материал для занятия по слушанию музыки П.Чайковского "Марш деревянных солдатиков"

05.09.24г. Материал для занятия по слушанию музыки П.Чайковского "Марш деревянных солдатиков"...