Конспект "Нотная грамота"
план-конспект урока по музыке (средняя группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НОТНОЙ ГРАМОТЕ.
Музыкальный руководитель
Первой категории
Садирова Лариса Владимировна.
2018 учебный год.
Игра на детских музыкальных инструментах является одним из самых познавательных и увлекательных занятий, так как детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
Почему я решила обучать детей нотам? Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: для удобства запоминания используются цветные кружочки или цветное изображение нот: «ДО» - красная, «РЕ» - оранжевая, «МИ» - жёлтая, «ФА» - зелёная, «СОЛЬ» - голубая, «ЛЯ» - синяя, «СИ» - фиолетовая.
Этот способ обучения детей (с использованием цветовых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта: слишком велика в этом способе доля механического воспроизведения мелодии.
Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении игре на музыкальных инструментах и натолкнули меня на мысль научить детей играть по нотам.
Изучив литературу, я выбрала «Весёлые нотки» С. Барсуковой,- дополнила, обобщила для себя материал, и пришла к выводу – дети быстрее осваивают игру на музыкальном инструменте, зная ноты.
Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне.
Обучение нотной грамоте я провожу на музыкальных занятиях и отдельно в кружке. Камилла из старшей группы и Айрат из подготовительной группы дети которые посещают кружок два раза в неделю, уже владеют навыками игры на фортепиано (синтезаторе).
Также разработала перспективный план и поставила цель:
-подобрать материал доступный, интересный и посильный для детей;
- добиваться активности детей в игровых заданиях;
- постоянно поддерживать интерес, используя нетрадиционные методы обучения;
-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.
Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте.
Первый этап обучения - развитие у детей ритмической пульсации.
Вначале разучивать с детьми игровые упражнения:
- назови имя хлопками
- назови слово хлопками
- назови предложение хлопками
определи количество слогов в словах (стул – цветок – машина – телевизор) и т. д.
Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.
Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.
Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.
Так мы перешли к длительностям, интересные стихи, потешки, пособия. карточки, игры помогли детям четко усвоить ритмический рисунок.
ИГРЫ.
1.Спрячь слово в ритмический рисунок (картинки).
2. Определи слово по ритмическому рисунку ( Зайка – заинька – зайчонок).
3. «Живые нотки»
Описание игры: в руках у детей по 1 длительности. Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.
Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.
4. «Топай – хлопай» - в начале 1 строчки нарисованы ладошки, а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается нотками – магнитами.
Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же знакомлю детей с паузой (знак молчания).
Второй этап обучения - знакомство с нотами.
Используя «музыкальные часы», я познакомила детей с названием нот (где какая живет). Интересные стихи про нотный стан, звукоряд, скрипичный ключ, диез, бемоль, бекар помогли детям быстро запомнить и узнавать ноты.
ЗВУКОРЯД. ДИЕЗ.
Звукоряд, звукоряд! Знак диез, знак диез.
Встали дети на парад! Что он означает?
В звукоряде восемь нот. Знак диез, знак диез.
Их скрипичный ключ ведёт. Ноту повышает.
БЕМОЛЬ. БЕКАР.
Знак бемоль, знак бемоль, Знак бекар, знак бекар,
Что он означает? Что он означает?
Этот бемоль, этот бемоль, И диез, и бемоль,
Ноту понижает. Всё он отменяет.
ИГРЫ С НОТАМИ:
- «Нотки заблудились»
- «Ноты спрятались в словах»
- «Назови соседей»
- «Музыкальные сказки»
- «Нотное лото»
- «Тики-так» (четвертная нота «так», восьмая нота «ти- ки»)
Третий этап обучения - игра по нотам.
Использую иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками, который позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты.
На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах)также можно приклеить картинки, обозначающие ноты;
ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка(голова), ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень.
Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек), в дальнейшем - на линеечках.
Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и используя звучащие жесты, и только потом переходят к игре на инструменте.
Таким образом, единство зрительной, слуховой и двигательной сфер, осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха, памяти, воображения и творческих способностей, развитию его самостоятельности при работе над разучиванием музыкального произведения. Хочется надеяться, что заниматься изучением нотной грамоты в игровой форме, повысит интерес детей и внесёт разнообразие в повседневную жизнь ребёнка.
Список используемой литературы:
- Бим!Бам!бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками.-СПб.:Музыкальная палитра, 2003г.
- Т.Э.Тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Москва 2005г.
- Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка» // Дошкольное воспитание.-1997г., №8, с116-125
- Е.К.Королева«Музыка в сказках, стихах и картинках».,Москва «Просвещение»1994г.
- В.А.Шейн«Гамма» Сценарии развивающих игр по обучению детей 3-5 лет музыкальной грамоте Москва Издательство Гном и Д 2002г.
- С.Барсукова « Весёлые нотки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».
АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок поп...
занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"
Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...
Почетные грамоты ,грамоты ,благодарственные письма
Мое потфолие Собранное за 11 лет...
Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»
Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме. Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».
-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...