"Знакомство с элементами фольклора и народной традиционной культуры детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по музыке (младшая группа)
Мы все, в той или иной степени используем фольклор на своих занятиях. В данной презентации можно найти классификацию форм фольклора. А так же подсказки и рекомендации по использованию фольклора на занятиях с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_elementami_folklora_i_narodnoy_traditsionnoy_kultury.pptx | 2.99 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неизвестно , каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов – тогда он всё забудет, и всему разучится, и должен будет всё начинать сначала. В.О. Ключевский.
Я обратилась в своём выступлении к теме фольклора, так как она привлекает меня своей многогранностью и своими возможностями в воспитании и развитии детей дошкольного и школьного возраста . В наше время – это очень актуальная тема. Многие люди интересуются традициями своего народа и обращаются к ним. Детей с младшего возраста нужно знакомить с элементами русского фольклора. Любая культура имеет свои ценности. Такими ценностями в русской традиционной культуре являются: нравственность, порядочность, взаимопомощь, отзывчивость, уважение к старшему поколению, трудолюбие, гостеприимство и т.д.
Устность Полифункциональность Полиэлементность Вариативность Традиционность Коллективность Свойства музыкального фольклора
Календарный Потешный Игровой Классификация детского фольклора
I. Календарный фольклор В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения, имеющие сезонный характер: заклички, приговоры, веснянки К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы ( солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.
II. Потешный фольклор Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.
«Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете. А за нею во всю прыть – Тихими шагами Волк старался переплыть Миску с пирогами. Кто-то на небо взглянул – Там землетрясение, Отчего-то кот чихнул – Завтра воскресенье. «Валя, Валя, простота, Кислая капуста! Съела мышку без хвоста И сказала: «Вкусно». «Зайчишка-трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашёл, Капустку нашёл – Сидит грызёт. Ай, кто-то идёт»! Прибаутки , небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки , что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
III. Игровой фольклор Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. Г.М. Науменко разделил игры на III основные типологические группы: драматические , спортивные, хороводные. Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа. Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель – победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.
В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия.
Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом во всех образовательных областях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста»
В средней группе мы провели с детьми беседу, для выявления степени сформированности представлений детей об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему, России....
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ.
Статья о необходимости художественно-эстетического развития дошкольников через декоративное рисование....
Статья на тему «Народный фольклор как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Цель: изучение методических аспектов использования фольклора в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.Объект: экологическое воспитание детей дошкольного возраста....
«Роль народного фольклора в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста»
Устное народное творчество-это все то, что люди передавали из уст в уста, от одного человека к другому, от поколения к поколению на пр...
"Русский народный фольклор - эффективное средство развитие речи детей дошкольного возраста"
Данный материал представляет собой отчет по теме самообразования, работа над которой продолжалась в течение двух лет....
«Русский народный фольклор – эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста»
Данная презентация-это отчет о работе по теме самообразования учителя-логопеда....
Консультация для педагогов «Народный фольклор в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»
Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающем...