Консультация для педагогов «Народный фольклор в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»
консультация
Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первое представление о ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_folklor.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №176 «Сказка»
Консультация для педагогов
«Народный фольклор в воспитании и развитии детей
дошкольного возраста»
Воспитатель: Елсукова С.В.
высшей квалификационной категории
2022г.
Актуальность: Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первое представление о ней.
Задачи: Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формировать у детей интерес к детскому фольклору; обогащать словарный запас детей; развивать связную речь.
История фольклора уходит в глубокую древность. Начало её связано с потребностью людей осознать окружающий мир природы и своё место в нём. Осознание это выражалось в неразрывно слитых танце, слове, музыке, в произведениях изобразительного искусства (орнамент на посуде, орудиях труда, в украшениях, предметах религиозного культа).
Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость.
Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество. Изначально оно существовало только в устной форме. Фольклорные произведения передавались из уст в уста. В процессе передачи видоизменялось, появлялись варианты одного и того же произведения.
В результате возникали различные формы и виды устного словесного творчества - фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь.
В фольклоре нашли отражение культурные и нравственные традиции, образ мыслей и представлений о мире, народный уклад жизни, склад ума и характера, т.е. то, что нынче называют менталитетом.
Фольклор бытует как во взрослой, так и в детской среде. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит, влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.
Основное понятие «детский фольклор» установилось в 20-е годы XX века.
Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков потешки, прибаутки, приговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.
Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка.
Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Наконец, особое внимание стоит обратить на народную лирику, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же после рождения - мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками, а иногда мама убаюкивает и еще не родившегося малыша.
Кто из нас не слышал, не играл со своими ребенком в "сороку-ворону, которая кашку варила" или в "ладушки-ладушки". Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом "закреплять пройденный материал", ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью.
Презентация
Произведения детского фольклора широко используются в работе с детьми: на прогулке, во время игр, в процессе труда, в ходе занятий. Они становятся хорошим дополнением. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. И чем раньше соприкасается с ними ребёнок, тем лучше.
Таким образом, знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, воспитывает художественный вкус.
Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы "Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста"
Выступление из опыта работы "Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста"...
Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"
Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....
Консультация для педагогов "НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Консультация для педагогов...
Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой
Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...
Консультация для родителей "Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для педагогов "Народное творчество как средство нравственно-эмоционального развития дошкольника"
Данный материал о влиянии на развитие дошкольника народного творчества...
Консультация для педагогов: " Народные игры, как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался о...