Проект Сороки для детей старшего дошкольного возраста
проект по музыке (подготовительная группа)

Байдалова Ирина Борисовна

Данный проект помогает детям изучить  русские народные традиции в праздновании прилёта птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_soroki_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx463.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка -  детский сад №11  «Буратино»

 г.Невеля  Псковской области»

Педагогический проект в     ДОУ

«Сороки – птицы летите, весну принесите!»

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614555740_1-p-kartinki-na-belom-fone-ptitsi-2.png

Подготовила и реализовала

 музыкальный руководитель

 Байдалова И.Б.

 совместно с воспитателями

 старшей группы «Берёзка»,

подготовительных к школе  групп

 «Колосок», «Ягодка»

Невель

2018

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый, музыкально – игровой.

По содержанию:  социально — педагогический.

Участники проекта: дети, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители.

По времени проведения: краткосрочный, с 12 марта по 23 марта.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Актуальность

        В настоящее время подрастающее поколение отторгается от отечественной культуры, от отечественно-исторического опыта поколений.

Зачастую забыты красивые народные традиции нашего народа.  Но так важно сохранить народную культуру, не потерять её прелесть для будущих поколений. Организуя проект «Сороки – прилет птиц», я поставила перед собой цель познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника «Сороки» через заклички, поговорки, пословицы, приметы, русские народные игры, песни, танцы, ввести детей в обстановку старинных русских обрядов.

Цель проекта: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с русским календарным праздником, который отмечается в весеннее время года, 22 марта.

2. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;

3. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших     традиций.

4.  Расширять знания детей о перелетных птицах.

5.  Активизировать речь детей словами, взятыми из народной культуры.

6.  Учить детей красиво, правильно и выразительно исполнять старинные русские народные песни, попевки, заклички, музыкальные игры и танцы.

Ожидаемые результаты:  после завершения проекта дети приобретут следующие знания:

  1. Получат новые знания о празднике «Сороки» в России, его традициях.
  2. Научатся красиво, правильно и выразительно исполнять старинные русские народные песни, попевки, заклички, музыкальные игры и танцы.
  3. Появится заботливое, бережное отношение к окружающей природе и птицам.
  4. У детей появятся практические навыки в общении со сверстниками и взрослыми.
  5. Создастся трогательная душевная атмосфера во время проведения итоговых мероприятий – развлечений «Сороки – птицы летите, весну принесите».

Формы реализации:

  1. Непосредствено – образовательная деятельность.
  2. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
  3. Художественно – творческая деятельность.

Продукт проектной деятельности – развлечения «Сороки» в старшей и подготовительных группах.

Предварительная работа:  

  • постановка целей и задач; Формирование любви к народным традициям. 
  • Подбор песенного репертуара о птицах, куликах, жаворонках, закличек, прибауток, танцевальных номеров для детей старшего  дошкольного возраста; 
  • работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций,  стихотворений);  
  • подбор пальчиковых игр; музыкальных игр и весёлых аттракционов,
    составление плана совместной образовательной деятельности;  
  • подбор, составление и изучение сценариев для итоговых мероприятий – развлечений «Сороки – птицы летите, весну принесите!» в каждой из перечисленных групп.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап - подготовительный (сбор и накопление информации) с 12 марта  по 14 марта. 

- подбор, составление и изучение сценариев праздников;
- разработка перспективного плана по реализации проекта;
- подготовка  песен о птицах, закличек, попевок, и танцевальных номеров для разработки в проекте, специальных  распевок,  музыкальных игр, весёлых танцевальных мелодий для оркестра;
- подбор художественного  слова для  развивающей  деятельности  детей;
- подбор пальчиковых и музыкальных игр по теме проекта, музыкальных иллюстраций «пение птиц»,музыкальная картинка «Весна» А. Вивальди, портрет композитора Вивальди, картинки жаворонков и куликов.

- подготовка презентации на тему «Сороки – птицы летите, весну принесите».

II этап – основной (практический) с 15 марта по 21 марта.

1 день:

Старшая группа «Берёзка»:   прослушать музыкальную картинку П.И.Чайковского «Март» из альбома «Времена года». Побеседовать о весне и её приметах, о перелётных птицах, возвращающихся в наши края, рассмотреть картинки жаворонков, куликов. Распевка – закличка «кулики – жаворонки». Вспомнить р.н.п. «Веснянка», поработать над её выразительным пением. Начать разучивать хоровод под эту песню. Пальчиковая гимнастика «Птички прилетели». Ладошковый оркестр «Сорока – сорока». Музыкальная игра «Ворон».

Подготовительные группы «Колосок», «Ягодка»:  прослушать музыкальную картинку А.Вивальди «Весна». Побеседовать о весне и её приметах, о перелётных птицах, возвращающихся в наши края, рассмотреть картинки жаворонков, куликов. Распевка – закличка «Кулики – жаворонки». Вспомнить р.н.п. «Веснянка», поработать над её выразительным пением. Начать разучивать хоровод под эту песню. Пальчиковая гимнастика «Птички прилетели». Игра в оркестре русской плясовой мелодии «Барыня». Разучить русскую народную игру «Жаворонки».

2 день:

Старшая группа «Берёзка»: прослушать музыку, вспомнить её название и композитора («Март» П.И.Чайковского). Рассказать о характере и образах. Вспомнить русскую народную песню «Во поле берёза стояла», поработать над её выразительным и правильным пением. Красиво исполнять хоровод «Веснянка».  Пальчиковая гимнастика «Птички прилетели». Оркестр «Сорока – сорока». Начать разучивать хоровод «Жавороночки летите». Игра «Ворон».

Подготовительные группы «Колосок», «Ягодка»:  прослушать музыку, вспомнит её название и композитора. («Весна» А.Вивальди). Рассказать о характере и образах. Прослушать русскую народную песню «Во сыром бору тропина», начать разучивание. Красиво исполнять хоровод «Веснянка».  Пальчиковая гимнастика «Птички прилетели». Оркестр «Сорока – сорока». Начать разучивать хоровод «Жавороночки  летите». Красиво и выразительно петь заклички «Кулики жаворонки», «Жаворонки».

3 день:

Старшая группа «Берёзка»: прослушать аудиозапись «Пение жаворонков». Поговорить о характере пения птиц. Красиво исполнить знакомые распевки и заклички. Продолжить работу над красивым и выразительным исполнением хороводов «Во поле берёза стояла», «Веснянка». «Жавороночки летите». Разучить русскую народную игру «Золотые ворота». Исполнить в оркестре знакомые плясовые народные мелодии.

Подготовительные группы «Колосок», «Ягодка»:  прослушать аудиозапись «Пение жаворонков». Поговорить о характере пения птиц. Красиво исполнить знакомые распевки и заклички. Продолжить работу над красивым и выразительным исполнением хороводов «Во сыром бору тропина», «Веснянка». «Жавороночки летите». Разучить русскую народную игру «Золотые ворота». Исполнить в оркестре знакомые плясовые народные мелодии.

4 день:

Старшая группа «Берёзка»:  прослушать русскую народную песню «Ой вы птички вешние», поговорить о характере. Начать разучивание. Вспомнить музыку «Март» П.И.Чайковского. Придумать движения для этой музыки – танцевальный этюд. Красиво исполнить знакомые распевки и заклички. Продолжить работу над красивым и выразительным исполнением хороводов «Во поле берёза стояла», «Веснянка». «Жавороночки летите». Исполнять русскую народную игру «Золотые ворота». Исполнить в оркестре знакомые плясовые народные мелодии.

Подготовительные группы «Колосок», «Ягодка»:  прослушать русскую народную песню «Ой вы птички вешние», поговорить о характере. Начать разучивание. Вспомнить музыку «Весна»  Антонио Вивальди. Придумать движения для этой музыки – танцевальный этюд. Красиво исполнить знакомые распевки и заклички. Продолжить работу над красивым и выразительным исполнением хороводов «Во сыром бору тропина», «Веснянка». «Жавороночки летите». Исполнять русскую народную игру «Золотые ворота». Исполнить в оркестре знакомые плясовые народные мелодии.

5 день: рассказать детям о старинном русском народном празднике «Сороки»:  В старину говорили, что именно 22 марта в «Сороки» прилетают из теплых стран 40 птиц, первая из которых – жаворонок. В народе говорили«Жаворонок весну благословил»«За жаворонком сорок пичуг на Русь пробираются».  Накануне этого праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного теста фигурки жаворонков. Утром дети насаживали печеных жаворонков на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и пели веснянки.

Красиво и выразительно исполнить знакомые игры, хороводы, заклички, народные мелодии в оркестре.

III этап – заключительный.

Исполнение продукта проектной деятельности – проведение развлечений «Сороки – птицы летите, весну принесите!»

Старшая группа «Берёзка» - 21 марта в 10.00

Подготовительные группы «Колосок», «Ягодка» - 22 марта в 10.00.

Результаты проекта:

1. Работа над проектом способствовала развитию творческих начал и умственных способностей, целеустремленности, настойчивости, преодолению трудностей в эмоционально-волевой сфере;

2. Повысился уровень выразительности пения, владения голосом, телом, пластикой движений;

Вывод: коллективная работа над проектом  направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

                    Отчёт о реализации проекта

        За период работы над проектом я разучила с детьми интересные русские народные обрядовые песни и заклички из календарного цикла

- «Кулики – жаворонки», «Прилетай к нам куличёк», «Сорока – сорока», «Веснянка», «Жавороночки летите», «Во сыром бору тропина». Разучили хороводы под эти песни.

Рассмотрели картинки «Жаворонок», «Кулик», «Одонок сена». Прослушали пение этих птиц – фонограммы. Прослушали весенние музыкальные картинки П.И.Чайковского и А. Вивальди, рассмотрели портреты композиторов. Дети услышали в музыкальных картинках великих композиторов пение птиц, почувствовали светлое, радостное, солнечное настроение весенней музыки.

Разучили с детьми интересные народные игры: «Жаворонок», «Золотые ворота», повторили знакомые народные игры «Ворон». «Плетень». Поиграли в оркестре весёлые плясовые народные мелодии.

К развлечениям я подготовила презентацию «Сороки» для просмотра детям и рассказ о празднике «Сороки», особенностях празднования на Руси этого праздника. Составила сценарий самого развлечения.

Провела два развлечения в старшей группе «Берёзка» и в подготовительных группах «Колосок» и «Ягодка».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Книголюб" для детей старшего дошкольного возраста

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Данный проект раскрывает, как приобщить ребёнка к чтению, как научить самостоятельно "добывать" из книг неюбходимую информацию....

Педагогический проект: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у  детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Задачи:1. Обобщить и ра...

Инновационный педагогический проект "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

В данной работе рассматривается проблема гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста. Данный проект сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленн...

Проект "«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов театрализованной деятельности». Название творческого проекта: «Волшебный мир театра"

Принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловил необходимость важных изменений в определении со...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Сценарий фольклорного праздника "День Сороки" для детей старшего дошкольного возраста

Фольклорный праздник, посвящённый дню весеннего равноденствия 22 марта (20,03.2022г.) для детей старшего дошкольного возраста....

Проект "Финансовая грамотность" детей старшего дошкольного возраста.. Технологическая карта игры - викторины по познавательному развитию детей подготовительной группй "Мы - финансисты"

Современные дети с раннего детства сталкиваются с экономическими вопросами.Они практически ежедневно слышат в семье,как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание облад...