Проект Сороки для детей старшего дошкольного возраста
проект по музыке (подготовительная группа)
Данный проект помогает детям изучить русские народные традиции в праздновании прилёта птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 463.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад №11 «Буратино»
г.Невеля Псковской области»
Педагогический проект в ДОУ
«Сороки – птицы летите, весну принесите!»
Подготовила и реализовала
музыкальный руководитель
Байдалова И.Б.
совместно с воспитателями
старшей группы «Берёзка»,
подготовительных к школе групп
«Колосок», «Ягодка»
Невель
2018
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый, музыкально – игровой.
По содержанию: социально — педагогический.
Участники проекта: дети, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители.
По времени проведения: краткосрочный, с 12 марта по 23 марта.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Актуальность
В настоящее время подрастающее поколение отторгается от отечественной культуры, от отечественно-исторического опыта поколений.
Зачастую забыты красивые народные традиции нашего народа. Но так важно сохранить народную культуру, не потерять её прелесть для будущих поколений. Организуя проект «Сороки – прилет птиц», я поставила перед собой цель познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника «Сороки» через заклички, поговорки, пословицы, приметы, русские народные игры, песни, танцы, ввести детей в обстановку старинных русских обрядов.
Цель проекта: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с русским календарным праздником, который отмечается в весеннее время года, 22 марта.
2. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
3. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.
4. Расширять знания детей о перелетных птицах.
5. Активизировать речь детей словами, взятыми из народной культуры.
6. Учить детей красиво, правильно и выразительно исполнять старинные русские народные песни, попевки, заклички, музыкальные игры и танцы.
Ожидаемые результаты: после завершения проекта дети приобретут следующие знания:
- Получат новые знания о празднике «Сороки» в России, его традициях.
- Научатся красиво, правильно и выразительно исполнять старинные русские народные песни, попевки, заклички, музыкальные игры и танцы.
- Появится заботливое, бережное отношение к окружающей природе и птицам.
- У детей появятся практические навыки в общении со сверстниками и взрослыми.
- Создастся трогательная душевная атмосфера во время проведения итоговых мероприятий – развлечений «Сороки – птицы летите, весну принесите».
Формы реализации:
- Непосредствено – образовательная деятельность.
- Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
- Художественно – творческая деятельность.
Продукт проектной деятельности – развлечения «Сороки» в старшей и подготовительных группах.
Предварительная работа:
- постановка целей и задач; Формирование любви к народным традициям.
- Подбор песенного репертуара о птицах, куликах, жаворонках, закличек, прибауток, танцевальных номеров для детей старшего дошкольного возраста;
- работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, стихотворений);
- подбор пальчиковых игр; музыкальных игр и весёлых аттракционов,
составление плана совместной образовательной деятельности; - подбор, составление и изучение сценариев для итоговых мероприятий – развлечений «Сороки – птицы летите, весну принесите!» в каждой из перечисленных групп.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап - подготовительный (сбор и накопление информации) с 12 марта по 14 марта.
- подбор, составление и изучение сценариев праздников;
- разработка перспективного плана по реализации проекта;
- подготовка песен о птицах, закличек, попевок, и танцевальных номеров для разработки в проекте, специальных распевок, музыкальных игр, весёлых танцевальных мелодий для оркестра;
- подбор художественного слова для развивающей деятельности детей;
- подбор пальчиковых и музыкальных игр по теме проекта, музыкальных иллюстраций «пение птиц»,музыкальная картинка «Весна» А. Вивальди, портрет композитора Вивальди, картинки жаворонков и куликов.
- подготовка презентации на тему «Сороки – птицы летите, весну принесите».
II этап – основной (практический) с 15 марта по 21 марта.
1 день:
Старшая группа «Берёзка»: прослушать музыкальную картинку П.И.Чайковского «Март» из альбома «Времена года». Побеседовать о весне и её приметах, о перелётных птицах, возвращающихся в наши края, рассмотреть картинки жаворонков, куликов. Распевка – закличка «кулики – жаворонки». Вспомнить р.н.п. «Веснянка», поработать над её выразительным пением. Начать разучивать хоровод под эту песню. Пальчиковая гимнастика «Птички прилетели». Ладошковый оркестр «Сорока – сорока». Музыкальная игра «Ворон».
Подготовительные группы «Колосок», «Ягодка»: прослушать музыкальную картинку А.Вивальди «Весна». Побеседовать о весне и её приметах, о перелётных птицах, возвращающихся в наши края, рассмотреть картинки жаворонков, куликов. Распевка – закличка «Кулики – жаворонки». Вспомнить р.н.п. «Веснянка», поработать над её выразительным пением. Начать разучивать хоровод под эту песню. Пальчиковая гимнастика «Птички прилетели». Игра в оркестре русской плясовой мелодии «Барыня». Разучить русскую народную игру «Жаворонки».
2 день:
Старшая группа «Берёзка»: прослушать музыку, вспомнить её название и композитора («Март» П.И.Чайковского). Рассказать о характере и образах. Вспомнить русскую народную песню «Во поле берёза стояла», поработать над её выразительным и правильным пением. Красиво исполнять хоровод «Веснянка». Пальчиковая гимнастика «Птички прилетели». Оркестр «Сорока – сорока». Начать разучивать хоровод «Жавороночки летите». Игра «Ворон».
Подготовительные группы «Колосок», «Ягодка»: прослушать музыку, вспомнит её название и композитора. («Весна» А.Вивальди). Рассказать о характере и образах. Прослушать русскую народную песню «Во сыром бору тропина», начать разучивание. Красиво исполнять хоровод «Веснянка». Пальчиковая гимнастика «Птички прилетели». Оркестр «Сорока – сорока». Начать разучивать хоровод «Жавороночки летите». Красиво и выразительно петь заклички «Кулики жаворонки», «Жаворонки».
3 день:
Старшая группа «Берёзка»: прослушать аудиозапись «Пение жаворонков». Поговорить о характере пения птиц. Красиво исполнить знакомые распевки и заклички. Продолжить работу над красивым и выразительным исполнением хороводов «Во поле берёза стояла», «Веснянка». «Жавороночки летите». Разучить русскую народную игру «Золотые ворота». Исполнить в оркестре знакомые плясовые народные мелодии.
Подготовительные группы «Колосок», «Ягодка»: прослушать аудиозапись «Пение жаворонков». Поговорить о характере пения птиц. Красиво исполнить знакомые распевки и заклички. Продолжить работу над красивым и выразительным исполнением хороводов «Во сыром бору тропина», «Веснянка». «Жавороночки летите». Разучить русскую народную игру «Золотые ворота». Исполнить в оркестре знакомые плясовые народные мелодии.
4 день:
Старшая группа «Берёзка»: прослушать русскую народную песню «Ой вы птички вешние», поговорить о характере. Начать разучивание. Вспомнить музыку «Март» П.И.Чайковского. Придумать движения для этой музыки – танцевальный этюд. Красиво исполнить знакомые распевки и заклички. Продолжить работу над красивым и выразительным исполнением хороводов «Во поле берёза стояла», «Веснянка». «Жавороночки летите». Исполнять русскую народную игру «Золотые ворота». Исполнить в оркестре знакомые плясовые народные мелодии.
Подготовительные группы «Колосок», «Ягодка»: прослушать русскую народную песню «Ой вы птички вешние», поговорить о характере. Начать разучивание. Вспомнить музыку «Весна» Антонио Вивальди. Придумать движения для этой музыки – танцевальный этюд. Красиво исполнить знакомые распевки и заклички. Продолжить работу над красивым и выразительным исполнением хороводов «Во сыром бору тропина», «Веснянка». «Жавороночки летите». Исполнять русскую народную игру «Золотые ворота». Исполнить в оркестре знакомые плясовые народные мелодии.
5 день: рассказать детям о старинном русском народном празднике «Сороки»: В старину говорили, что именно 22 марта в «Сороки» прилетают из теплых стран 40 птиц, первая из которых – жаворонок. В народе говорили: «Жаворонок весну благословил», «За жаворонком сорок пичуг на Русь пробираются». Накануне этого праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного теста фигурки жаворонков. Утром дети насаживали печеных жаворонков на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и пели веснянки.
Красиво и выразительно исполнить знакомые игры, хороводы, заклички, народные мелодии в оркестре.
III этап – заключительный.
Исполнение продукта проектной деятельности – проведение развлечений «Сороки – птицы летите, весну принесите!»
Старшая группа «Берёзка» - 21 марта в 10.00
Подготовительные группы «Колосок», «Ягодка» - 22 марта в 10.00.
Результаты проекта:
1. Работа над проектом способствовала развитию творческих начал и умственных способностей, целеустремленности, настойчивости, преодолению трудностей в эмоционально-волевой сфере;
2. Повысился уровень выразительности пения, владения голосом, телом, пластикой движений;
Вывод: коллективная работа над проектом направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Отчёт о реализации проекта
За период работы над проектом я разучила с детьми интересные русские народные обрядовые песни и заклички из календарного цикла
- «Кулики – жаворонки», «Прилетай к нам куличёк», «Сорока – сорока», «Веснянка», «Жавороночки летите», «Во сыром бору тропина». Разучили хороводы под эти песни.
Рассмотрели картинки «Жаворонок», «Кулик», «Одонок сена». Прослушали пение этих птиц – фонограммы. Прослушали весенние музыкальные картинки П.И.Чайковского и А. Вивальди, рассмотрели портреты композиторов. Дети услышали в музыкальных картинках великих композиторов пение птиц, почувствовали светлое, радостное, солнечное настроение весенней музыки.
Разучили с детьми интересные народные игры: «Жаворонок», «Золотые ворота», повторили знакомые народные игры «Ворон». «Плетень». Поиграли в оркестре весёлые плясовые народные мелодии.
К развлечениям я подготовила презентацию «Сороки» для просмотра детям и рассказ о празднике «Сороки», особенностях празднования на Руси этого праздника. Составила сценарий самого развлечения.
Провела два развлечения в старшей группе «Берёзка» и в подготовительных группах «Колосок» и «Ягодка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/08/picture-43874-1636383465.jpg)
Проект "Книголюб" для детей старшего дошкольного возраста
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Данный проект раскрывает, как приобщить ребёнка к чтению, как научить самостоятельно "добывать" из книг неюбходимую информацию....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-158355-1355473534.jpg)
Педагогический проект: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"
Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Задачи:1. Обобщить и ра...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-141349-1352571671.jpg)
Инновационный педагогический проект "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
В данной работе рассматривается проблема гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста. Данный проект сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/10/picture-156084-1365605594.jpg)
Проект "«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов театрализованной деятельности». Название творческого проекта: «Волшебный мир театра"
Принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловил необходимость важных изменений в определении со...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/30/picture-888960-1651322630.jpg)
Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-844211-1478457124.png)
Сценарий фольклорного праздника "День Сороки" для детей старшего дошкольного возраста
Фольклорный праздник, посвящённый дню весеннего равноденствия 22 марта (20,03.2022г.) для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/16/picture-1512848-1710570430.jpg)
Проект "Финансовая грамотность" детей старшего дошкольного возраста.. Технологическая карта игры - викторины по познавательному развитию детей подготовительной группй "Мы - финансисты"
Современные дети с раннего детства сталкиваются с экономическими вопросами.Они практически ежедневно слышат в семье,как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание облад...