Проект "«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов театрализованной деятельности». Название творческого проекта: «Волшебный мир театра"
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.
Образовательная область «Речевое развитие» в ФГОС ДО выделена, как одна из основных образовательных областей, и тесно интегрируется с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и даже физического развития. На мой взгляд, не возможно полноценное развитие детей в любой из образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности. Исходя из этого, приоритетным направлением в своей работе выбрала образовательную область «речевое развитие дошкольников».
Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, в процессе игры. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
Проанализировав методическую литературу и результаты диагностики по развитию речи у дошкольников, мною был разработан и проведён педагогический проект на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов театрализованной деятельности «Волшебный мир театра».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Волшебный мир театра" | 104.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное учреждение города Новосибирска
«детский сад № 108 общеразвивающего вида «Зазеркалье»
/МКДОУ д/с № 108 «Зазеркалье»/
Проект: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов театрализованной деятельности».
Название творческого проекта: «Волшебный мир театра
Автор: воспитатель первой
квалификационной категории
Ткачева Людмила Викторовна
Новосибирск 2016
Паспорт проекта
Полное наименование проекта | Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов театрализованной деятельности. Название творческого проекта: «Волшебный мир театра» |
Период и этапы реализации | I этап – подготовительный, начальный мониторинг (сентябрь 2014г.) II этап – основной, 1 часть (октябрь 2014г. – май 2015г.) II /I этап – аналитический: промежуточный мониторинг (май, 2015г.) II /II этап - подготовительный, (сентябрь 2015г.) II этап – основной, 2 часть (октябрь 2015г. – май 2016г.) III этап – аналитический: завершающий мониторинг (май, 2016г.), оценка проделанной работы. |
Проблема | Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребёнка уходит активная речь. Отсюда проблемы отставания речевого развития: ребёнок позже начинает пользоваться фразовой речью, у него долгое время наблюдаются ошибки в употреблении длинных слов, предлогов, окончаний, он плохо заучивает стихи, и т.п. |
Разработка и проведение проекта | Воспитатель первой квалификационной категории Ткачева Людмила Викторовна |
Цель проекта | Разработка и реализация модели воспитательно-образовательной деятельности направленной на развитие речи детей посредством театральной деятельности. |
Основные задачи |
|
Направление деятельности педагогического коллектива по организации сопровождения реализации проекта | Сбор материалов и оборудования; изучение материалов и обеспечение учета, хранения, обобщения; подбор и реализация механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта. Осуществление создания экспозиций и стационарных выставок, театрализованных представлений. |
Направление деятельности воспитателя с детьми по проекту |
|
Направление деятельности воспитателя с родителями по проекту |
|
Ожидаемый результат реализации | Выпускник дошкольного учреждения по результатам освоения основной образовательной программы ДОУ в образовательной области «Развитие речи» будет уметь:
|
Проект осуществлялся на базе | МКДОУ д/с №108 «Зазеркалье» в старшей – подготовительной логопедической группе № 7 комбинированной направленности. |
Финансирование проекта | Осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств Некоммерческого партнёрства «Попечительский совет детского сада № 108 «Зазеркалье» |
Актуальность проекта.
Принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.
Образовательная область «Речевое развитие» в ФГОС ДО выделена, как одна из основных образовательных областей, и тесно интегрируется с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и даже физического развития. На мой взгляд, не возможно полноценное развитие детей в любой из образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности. Исходя из этого, приоритетным направлением в своей работе выбрала образовательную область «речевое развитие дошкольников».
Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, в процессе игры. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
Проанализировав методическую литературу и результаты диагностики по развитию речи у дошкольников, мною был разработан и проведён педагогический проект на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов театрализованной деятельности «Волшебный мир театра».
Механизм реализации проекта.
Этапы и сроки их реализации | Виды и формы деятельности | Ответственные |
I этап. Подготовительный Сентябрь 2014г |
| Воспитатель Ткачева Л.В. Учитель – логопед Трохина Е.В. Музыкальный руководитель Красношапко М.О. |
II этап. Основной, 1 часть Октябрь 2014г. – Май 2015г. II этап – основной, 2 часть Октябрь 2015г. – Май 2016г. | 1. Реализация модели организации воспитательно – образовательного процесса в группе. 2. Организация совместной деятельности взрослых и детей в соответствии с принципом интеграции образовательных областей (использование, как инструмент интеграции, различные виды театрализованной деятельности). 3. Организация коррекционно – образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9). 4. Создание развивающей предметно пространственной среды (ПРИЛОЖЕНИЕ 10). 5. Организация творческой деятельности детей как совместной с педагогом, так и самостоятельной, в условиях созданной воспитателями развивающей предметно пространственной среды. 6. Взаимодействие с семьями детей. 7. Подготовка и выступление на ПМПК. 8. Подготовка и проведение выпускного «Выпуск 2015 г». | 1. Воспитатели: Ткачева Л.В. Ващенко А.С. 2. Воспитатели: Ткачева Л.В. Ващенко А.С. Музыкальный руководитель Красношапко М.О. Учитель – логопед Трохина Е.В 3. Воспитатели: Ткачева Л.В. Ващенко А.С. 4. Воспитатели: Ткачева Л.В. Ващенко А.С. 5. Воспитатель: Ткачева Л.В. 6. Воспитатели Ткачева Л.В. Ващенко А.С. 7. Воспитатель: Ткачева Л.В. Учитель - логопед Трохина Е.В. Музыкальный руководитель Красношапко М.О. Преподаватель физкультуры Ашека С.А |
II /I этап – аналитический Май, 2015г. | 1. Проведение промежуточного мониторинга «Усвоение основной образовательной программы ДОУ, образовательная область «Речевое развитие» дети старшей группы. 2. Проведение заключительного мониторинга «Усвоение основной образовательной программы ДОУ, образовательная область «Речевое развитие» подготовительной группы, дети. Анализ проделанной работы. | Воспитатель: Ткачева Л.В. |
I /II этап – подготовительный Сентябрь 2015г. |
| Воспитатель: Ткачева Л.В. Учитель - логопед Трохина Е.В. Музыкальный руководитель Красношапко М.О. |
III этап – аналитический: завершающий мониторинг 3, 4 неделя мая, 2016г., |
Анализ проделанной работы. | Воспитатель: Ткачева Л.В. |
Результаты проекта
Результаты педагога. |
|
Результаты детей. | В процессе ознакомления с окружающим миром, художественной литературой через разнообразные виды театрализованной деятельности речь детей стала более грамотной, эмоционально окрашенной, обогатился словарный запас. Сформированы умения:
Проведённая работа по развитию речевого дыхания, правильной артикуляции и над звуковой культурой речи способствовала постановки правильного звукопроизношения у детей. Сформированы умения:
В просе театрализованных игр, игр – драматизаций сформированы умения:
85% выпускников научились читать, сформировано умение самостоятельно выбрать и разучить, понравившуюся чистоговорку. Виды деятельности, применяемые в изготовлении декораций к сказкам, и составлении работ к выставкам по любимым сказкам направленные на развитие мелкой моторики детей. Сформировано умения:
Знают 5 – 6 стихотворений пальчиковой гимнастики. Подвижные игры с проговариванием развивающие речь и общую моторику, согласование речи и движения, игры малой подвижности, направленные на усвоение образовательного материала и развивают общую моторику детей. Сформированы умения:
Знают 3 - 4 стихотворения с движениями (игра малой подвижности) на различные лексические темы, например «Круглый год». Знакомство с различными видами художественной литературы и элементами фольклора. Сформированы умения:
Знают 7 – 10 авторов русской и зарубежной литературы Научились относиться друг к другу эмоционально-положительно, с уважением и заботой о товарищах; стали более уверенными в себе. Познакомились с традициями и культурой нашего народа, научились уважительному и бережному к ним отношению. В ходе проделанной мной работы, у моих воспитанников появился устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности (ПРИЛОЖЕНИЕ 12) Сформированы:
Методическое обеспечение проекта и созданная развивающая среда (ПРИЛОЖЕНИЕ 13) |
Результаты родителей | Родители принимали активное участие:
Помогли создать и оформить библиотеку в группе |
Практическая значимость результатов проекта
Комплекс проведённых мероприятий в рамках проекта способствовал:
- Положительной динамике в обогащении активного словаря дошкольников; в умении использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации.
- Развитию у детей воли, памяти, мышления, внимания, воображения.
- Развитию чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, веры в предлагаемые обстоятельства.
- Созданию внутренней концепции ребёнка «Я - могу» - каждый ребёнок смог почувствовать себя актёром. На начало проекта были дети, которые категорически отказывались участвовать, но по завершению проекта, каждый стремился принять участие, прочитать четверостишие, сыграть роль.
- Преодолению неуверенности в себе, застенчивости, также благоприятно повлияло на свободное и более доверительно общение, как со сверстниками, так и с взрослыми.
- Формированию умений переносить приобретённые в театрализованных играх навыки в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи, и сюжетно ролевые игры. Дети на основе различных видов театров продолжали разыгрывать сказки, составлять интересные и необычные рассказы, меняя героев и обстановку.
- Активному участию в реализации проекта родителей воспитанников и других членов их семей, но это был небольшой процент (40 % семей). В перспективе постараюсь построить свою работу так, чтобы как можно больше родителей проявили заинтересованность и приняли участие в образовательном процессе своих детей.
В заключении, одним из важных результатов реализации проекта стало выступление в конкурсе «Времён связующая нить», где мои дети стали лауреатами. Хочется отметить, что и после выступления у детей сохранился высокий интерес к театрализованной деятельности.
Проведенный мною проект в целом считаю успешным, планирую в дальнейшем работать в этом направлении и применить полученный опыт с другими детьми новой группы.
Список приложений
- Методы и приемы
- Результаты мониторинга (первичный, промежуточный, завершающий)
- Структура подготовки спектакля
- Проект «Вода! Вода! - кругом вода!»
- Ксерокопии документов, грамот, благодарностей
- Анкетирование родителей
- Краткий перспективный план театрализованной деятельности (2014/2015 г.г.)
- Краткий перспективный план театрализованной деятельности (2015/2016 г.г.)
- Примеры коррекционной работы в режимных моментах
- Развивающая предметно – пространственная среда – Центр Театрализации.
- Методические разработки (список, примеры)
- Мониторинг театрализованной деятельности
- Методическое обеспечение проекта
- Перспективное планирование театрализованной деятельности (2014/2015 г.г.)
- Перспективное планирование театрализованной деятельности (2015/2016 г.г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Методы и приёмы.
Формы и методы, применяемые для реализации проекта:
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Наблюдения (например, позволяющие видеть как разговаривают артисты в театре, на сцене, как они двигаются и т.д.);
- Рассказ, объяснения воспитателем в сочетании с показом и наблюдениями детьми, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.);
- Беседы (о театрах родного города, о видах театров, о жанрах произведений ит.п.);
- Рассматривание и обсуждение (использование ИКТ, иллюстраций, диафильмов, детских произведений;
- Разучивание песен и стихов, ролей, пословиц, поговорок;
- Чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
- Ознакомление с произведениями народного творчества
- Обогащение и стимулирование детского творчества;
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельности.
Приемы, используемые при знакомстве с театром, например настольный театр «Заюшкина избушка»
- «Волшебный мешочек» - Вниманию детей предлагается мешочек с фигурками настольного театра внутри.
- Достаю по одной игрушке, вовлекая детей в беседу: «Кто это? – Это заяц». «Кто может рассказать мне о зайце (какого цвета, где живет, чем питается, храбрый или трусливый, и т.д.). «Кто может показать, как он двигается? (как разговаривает?)» - дети изображают зайца.
- Затем показываю на столе, передвигая фигурку, как заяц двигается, говорит, прячется, плачет, смеётся и т.п., дети самостоятельно показывают те же движения.
- Аналогично происходит знакомство с другими героями сказки.
- Предлагаю детям поиграть с фигурками самостоятельно, в произвольной форме.
- Показываю сказку детям.
- Беседа по сказке. Отработка глаголов, эпитетов, образных выражений. Задаются наводящие вопросы: «Лиса что сделала? – строила, просилась, выгнала. Заяц впустил. Избушка – ледяная, лубяная, растаяла и т.д.
- Предлагаю детям оказать мне помощь в инсценировке сказки.
- Дети самостоятельно показывают сказку, близко к тексту, используя в речи, ранее не знакомые или редко употребляемые слова.
В процессе знакомства с театром развивается связная речь, обогащается словарный запас детей.
Приемы, используемые при знакомстве с литературным произведением.
1. На первом этапе дети знакомятся с содержание текста, иллюстрации к тексту не показываются, с целью формировать умение воспринимать текст на слух, развивать внимание и память. Второй этап, беседа о характерах героев, о личных представлениях, переживаний каждого ребёнка об услышанном. Третий этап, детям предлагается нарисовать в альбоме «Я художник – иллюстратор» (слепить) понравившегося или более запомнившегося героя (предмета или сюжета), беседа по рисунку ребёнка, данный этап направлен на развития воображение, образного мышления, формирования умений отображать в рисунке (лепке) представленные образы. На завершающем этапе детям предлагается книга с иллюстрациями к данному произведению, с целью побуждать детей сравнивать, формировать умение доказывать свою точку зрения.
2. Следующий приём: придумайте новый поворот сюжета в сказке «Репка», придумать новую сказку с этими же героями, для реализации данного приёма использую разнообразные виды театров.
3. Прием «герой заблудился», детям предлагаю сюжетные картинки по известной сказке, добавляется одна (две) лишняя картинка из другой сказки, дети находят «заблудившегося героя » и им предлагаю сочинить новый вариант сказки.
Творческие методы и приёмы знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения); моделирование; ситуация «проживания»; противоречий и доказательств;
ассоциаций; коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание); организация творческого поиска; аналогий; просмотр видеофильмов, театральных постановок, презентаций; слушание аудиозаписи; словесное рисование; проектов; хоровое и индивидуальное пение; разговор по телефону нетрадиционные методы рисования (пуантелизм) и аппликации; коллаж из сказок; релаксации; музыкотерапия.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Мониторинг речевого развития
Мониторинг речевого развития в старшей \ подготовительной группе № 7 комбинированной направленности «Комплексная диагностика уровней освоения программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой».
На сентябрь 2014 года в логопедической группе № 7 комбинированной направленности было 23 ребёнка. Из них 6 детей логопаты подготовительная группа, 17 детей старшего дошкольного возраста, из них 13 детей логопатов, 4 общеразвивающей направленности.
На сентябрь 2015 года в группе 20 детей, из них16 детей логопатов и 4 ребёнка общеразвивающей направленности.
Таблица № 1. Таблица сравнения результатов мониторинга по развитию речи выпускников (6 детей) сентябрь 2014 – май 2015 учебный год
Период | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
09.2014 г. | 0% | 33,3% | 66,7% |
05.2015 г. | 50% | 50% | 0% |
Таблица № 2. Таблица сравнения результатов мониторинга по развитию речи за 2014 – 2015 / 2015 – 2016 учебные годы, воспитанников участвующих в проекте 2 года (20 детей).
Период | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
09. 2014г. | 18% | 24% | 58,00% |
05.2015г. | 24,00% | 58,00% | 18,00% |
09.2015г. | 11,00% | 47,00% | 42,00% |
05.2016г. | 58,00% | 42,00% | 0 |
Вывод: По итогам мониторинга развития речи детей можно отметить стабильные результаты и положительную динамику речевого развития дошкольников. Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателей, педагогов специалистов, руководителей, родителей, чему способствует использование метода проектов, в том числе и данный проект, направленный на развитие речи старших дошкольников по средствам различных видов театрализованной деятельности «Волшебный мир театра».
Важный фактор реализации ФГОС ДО является интеграция образовательных областей, поэтому знания и навыки, полученные в результате проделанной работы по данному проекту систематически закреплялись и продолжали применятся в разных видах деятельности детей.
Таблица № 3 Таблица сравнения результатов первичного и вторичного мониторинга освоения основной образовательной программы ДОУ на начало и конец учебного года 2015 – 2016 г.г.
Образовательные области | начало года | конец года |
познавательное развитие | 3,3 | 4,8 |
речевое развитие | 3 | 4,4 |
физическое развитие | 3,5 | 5 |
художественно - эстетическое развитие | 3,5 | 4,8 |
социально – коммуникативное развитие | 3,8 | 4,7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Структура подготовки к спектаклю
1 этап Подготовительный. Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на месяц (декабрь 2015 г.). В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, опробование ролей. Это позволяет наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.
2 этап Практический. Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля, выступлению на сцене (январь – февраль 2016г.). Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:
Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные).
Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.). Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога, у костра и т. п.).
Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль. Распределение ролей. Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки.
Работа над ролью: составление словесного портрета героя; фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр; сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя; работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в осмыслении слов и текста: работа над речью; работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпа ритма исполнения, мимики, интонации; работа над характером роли; работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли.
3 этап Формирующий. Третий этап посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. д. Оформление зала к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.
4 этап Аналитический. Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде фотовыставки, видео просмотры репетиций для родителей, презентация опыта коллегам.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Проект «Вода! Вода! - кругом вода»
Технологическая карта проекта
Содержание | Пояснение |
Название | «Вода! Вода! – Кругом вода!» |
Тип | Педагогический |
Вид | Поисковый, практический, исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный |
Основное направление | Экологическое воспитание |
Организатор | Воспитатель Ткачева Л.В. |
Участники проекта | Педагоги, дети, родители |
Целевая группа | Воспитанники подготовительной группы |
Сроки реализации | С 15 октября по 30 октября 2015 г. |
Актуальность | Экологическое воспитание детей; проблема бережного отношения к водным ресурсам. |
Цель | Расширить представления о воде, о её свойствах, уточнить её значение для всего живого на земле. |
Задачи | 1. Расширить представления о воде, о её необходимости. 2. Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов; размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать. 3. Прививать у детей навыки бережного использования воды. 4.Развивать наблюдательность, смекалку, кругозор. 5. Развивать речь детей, обогащать словарный запас. 6. Развивать коммуникативные навыки по средствам театрализованной деятельности. |
Реализация проекта |
Привлечение родителей к участию в мероприятиях. |
Ожидаемые результаты | Воспитание нравственных чувств, основанных на заботливом отношении к природным богатствам. Формирование культуры выступления, умений свободно держаться на сцене, умений чувствовать партнёра. |
Презентация проекта | Проведение музыкального спектакля совместно с родителями «Ходит капелька по кругу» для детей старшей группы № 8 |
Сценарий музыкального спектакля «Ходит капелька по кругу» (отрывок).
Герои: Ведущие 1 и 2, Дождь, Капелька – дочка, другие Капельки, Камушки, Ручеёк
Вода – дети Земля, Мама Облако, Речка - родители
Ведущий 1 Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.
Ведущие 2 Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже в море океане и водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!
Без неё нам не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить, без неё нам не прожить.
Вода: Да вы правы, всё это про меня.
Я и туча и туман, и ручей и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.
В природе путешествую всегда и не исчезаю никогда.
То в снег превращаюсь, то в лед, растаю – и снова в поход.
По горным вершинам, широким долинам,
Вдруг в небо взовьюсь, дождём обернусь.
Ведущие 2: И мы отправимся в путешествие с одной из капелек воды.
В высоком небе жили Дождь и облако…
Жили - не тужили, маленьких капелек очень любили.
А вот и они…
Дождь: Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг? снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
Без чего, скажу я прямо, человеку умирать.
Облако: Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели, чтобы не было беды –
Жить нельзя всем без…
Капельки: Воды!
Дождь: Меня повсюду ждут, меня всегда зовут,
Но лишь я покажусь, все сразу убегут.
Облако: Спойте, капельки дружней всем нам будет веселей.
(Песня капелек «Пусть падают капли дождя не боимся»)
Облако: Посмотрите, посмотрите, потянулись с неба нити.
Эта тоненькая нить землю с небом хочет сшить
Дождик, Дождик поспеши, тетю Землю освежи.
Дождь: И как только гром раздастся в путь пора нам собираться.
По волшебному пути, нужно капелькам пойти
Ведущая 1 И разразился в небе гром!
Катился гром, гремел, ворчал на всех кого в пути встречал.
На землю шапкою гвоздя упала капелька дождя
Ведущая 2 А за капелькой другая, и дождь хлынул проливной.
Из окна мы наблюдаем: я — за каплей, дождь — за мной.
Капелька 2 Упадем на землю чистые капельки с небес.
Чтобы мог воды напиться и жить в мире лес
(Запись грозы, дети на шумовых инструментах имитируют звуки дождя. Облако уходит за ширму, Дождь ведет за собой капельки под музыку змейкой по залу, уводит за ширму, одна капелька остается.)
Капелька: Кто поможет мне беда! Где же дождь, ушёл куда? Я совсем, совсем одна…(Выходит Земля с Камушками)
Изготовление Книжки малышки
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Анкетирования родителей
Результаты анкетирования
«Актуальность развития речи детей в дошкольном возрасте» совместное анкетирование родителей воспитателем и логопедом.
Всего приняли участие 20 родителей. 80% родителей считают, что развитие речи ребенка соответствует возрасту, 20% – не соответствует.
Беспокоит в развитие речи детей:
- звукопроизношение - 70%,
- неумение отвечать на вопросы - 10%,
- бедный словарный запас - 10%,
- вообще ничего не беспокоит - 10%.
Читают сказки ребенку:
- ежедневно - 40%,
- по выходным – 20%,
- изредка - 35%,
- вообще не читают - 5%.
Книг в семье:
- достаточное количество – 90%,
- недостаточное -10%.
Все 100% родителей считают, что развивать речь ребенку дошкольного возраста нужно.
Развивать речь ребенка дошкольного возраста должны:
- родители - 25%
- родители + воспитатели + логопед - 75%.
С просьбой проконсультироваться по вопросу развития речи ребенка
- не приходилось обращаться- 75%,
- обращались и им помогли- 15%,
- нет, но планируют обратиться – 10%.
В целом, по опросу родителей можно сделать следующие выводы.
Родители осознают актуальность развития речи ребенка дошкольного возраста, но не верно понимают свою приоритетную роль в этом вопросе, не большая часть родителей создают для развития речи ребенка соответствующие условия. Но практически все родители считают, что достаточно правильного звукопроизношения и ребенок уже не нуждается в дальнейшем становлении речи. Родители плохо осведомлены о нормах речи, т. к. в данное время подавляющееся большинство детей имеют различные нарушения речи, а по данным опроса 98% родителей считают речевое развитие детей как соответствующее возрасту.
Рекомендации логопеда для педагога: воспитателю разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. По своей возрастной группе подготовить материал, что читать детям, о детских писателях и поэтах.
В процессе реализации проекта все рекомендации выполнены.
«Коммуникативные качества вашего ребёнка»
В анкетировании участвовало 20 родителей (100%).
Анализ результатов анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста данной группы позволил сделать вывод о том, что большинство родителей уделяют внимание театрализованной деятельности в своей семье.
У 68 % опрошенных дома имеется уголок для развития коммуникативных способностей ребенка средствами театрально-игровой деятельности, но лишь 32 % родителей устраивают вместе с ребенком домашние театрализованные представления.
Среди черт ребенка, которые огорчают родителей, отмечается отсутствие произвольности (несдержанность, несобранность, неусидчивость), некоторые отклонения в поведении упрямство, капризы, плаксивость, самовлюбленность, «задает много вопросов, на которые иногда не приходит сразу ответ», «балуется» и т.д.), необщительность (18%).
Из анкет родителей видно, что общительность свойственна детям старшего дошкольного возраста, она замечается родителями и поощряется как жизненно необходимое качество.
Традиционно представление родителей о коммуникативных умениях детей. Они характеризуют своего ребенка «общительным», если он умеет «найти общий язык», «с любым может поговорить», «спрашивает», «рассказывает», «любит выступать перед аудиторией». Родители фиксируют внимание на внешней стороне действий ребенка, они считают, что ребенка можно назвать общительным, если он говорит «здравствуйте», «до свидания», «хорошо разговаривает», «с развитой речью», «проявляет смелость, раскованность», «может быть заводилой».
Таким образом, можно констатировать, что родители, в основном, ориентируются на инициативу ребенка в общении и владение вербальными средствами.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Перспективный план театрализованной деятельности (2014/2015 г.г.)
Первый период практического этапа проекта. Старшая группа (2011 –
2012 учебный год).
Этапы и время | Итоговые мероприятия | Работа с родителями | Кто проводит |
Предвари-тельный 09.14. | Диагностика детей; изучение методической литературы; составление колендарно-тематического планирования на октябрь 2014 г – май 2015 г. | Анкетирование | Воспитатель Ткачева Л.В. Учитель - логопед Трохина Е.В. Музыкальный руководитель Красношапко М.О. |
Практичес-кий 10.14 | Показ сказки «Под грибом» Сутеева В.Г. для детей старшей группы № 5 в рамках итогового мероприятия подпроекта «Грибы нашего леса» (Проект «Моя Родина Новосибирск»). | «Самодельная книжка – малышка». Изготовление книжки вместе с родителями. Разучивание ролей «Под грибом». Сочинение загадок и изготовление карточки о грибах. | Воспитатели Ткачева Л.В. Ващенко А.С. |
11.14 | Инсценировка сказки для детей средней группы № 8, для мам и бабушек в своей группе, посвященный Дню матери «Чья мама самая лучшая» О. Бухарцева. | Изготовление ширмы для настольного театра; Изготовление настольного театра из пластиковых стаканчиков, карточек - нагрудников для сказки «Чья мама самая лучшая». | Воспитатель Ткачева Л.В. |
12.14 | Новогодний утренник «В гостях у сказки». | Изготовление костюмов, атрибутов, разучивание текстов песен, стихов. | Воспитатели Ткачева Л.В. Ващенко А.С. Музыкальный руководитель Красношапко М.О. |
01.15 | Показ сказки «Три медведя» средней группе № 8 Кукольный театр. | Изготовление атрибутов к сказке, приобретение кукольного театра «Три медведя». | Воспитатели Ткачева Л.В. Каменева О.А. (гр. № 8) |
02.15 | Утренник, посвященный Дню защитника отечества. Театрализованная сценка «Защитники». | Изготовление костюмов, атрибутов, разучивание текстов песен, стихов. | Воспитатели Ткачева Л.В. Музыкальный руководитель Красношапко М.О. |
03.15 | I. Утренник, посвященный Международному женскому дню 8 марта. II. Выпускники 2015 г. Показ мини спектакля для МПК «Скоро в школу мы пойдём». | Разучивание текстов песен, стихов. | I. Воспитатель Ткачева Л.В. Музыкальный руководитель Красношапко М.О. II. Воспитатель Ткачева Л.В. Учитель - логопед Трохина Е.В. Музыкальный руководитель Красношапко М.О. Преподаватель физкультуры Ашека С.А. |
04.15 | Создание настольного театра «Заюшкина избушка», показ родителям сказки «Заюшкина избушка». Создание альбома «Театры моего города» в рамках проекта «Моя Родина Новосибирск». | Семейное чтение сказки по ролям «Заюшкина избушка». Изготовление настольного и масочного театра к сказке «Заюшкина избушка». Посещение театров и фото отчеты о театрах. | Воспитатель Ткачева Л.В. Родители группы №7 |
05.15 | Мини спектакль «Этот славный День победы». Чтение стихов для ветеранов ВОВ. Выпускной «До свидание детский сад». | Разучивание текстов песен, стихов, ролей в сценке. Изготовление открыток для ветеранов ВОВ. Вечер загадок «В гостях у тетушки Совы» (загадки о школе) Конкурс рисунков «Я, и моя школа». | Воспитатели Ткачева Л.В. Музыкальный руководитель Красношапко М.О. |
Промежуточ-ная диагностика | Обобщение работы за год. Презентация опыта работы педагогам на личном сайте в интернет ресурсах. | Анкетирование, «День открытых дверей». «Вот как мы умеем» (посещение родителями НОД). Отзывы и предложения родителей. | Отчет по реализации проекта, итоги мониторинга |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Перспективный план театрализованной деятельности (2015/2016 г.г.)
Второй период практического этапа проекта. Подготовительная
группа (2015 год – 2016 учебный год).
Этапы и время | Итоговые мероприятия | Работа с родителями | Кто проводит |
Предвари- тельный 09.15. | Диагностика детей; изучение методической литературы; составление колендарно –тематического планирования на октябрь 2015г. – май 2016 г. | Анкетирование | Воспитатель Ткачева Л.В. Учитель - логопед Трохина Е.В. |
Практический 10.15 | I. Совместный с родителями показ сказки «Ходит капелька по кругу» для детей старшей группы № 8 в рамках итогового мероприятия проекта «Вода! Вода! – Кругом вода!». II. Утренник «Осень золотая». | Изготовление книжек о воде, вместе с детьми масок для спектакля. Разучивание ролей и участие в спектакле «Ходит капелька по кругу». Разучивание стихотворений, песен, изготовление атрибутов. | Воспитатели Ткачева Л.В. Карпочева Е.В. Музыкальное оформление Ткачева Л.В. |
11.16 | Театрализованное представление, посвящённое Дню матери «Волшебное королевство». | Разучивание ролей короля, шута, репетиция с героями, участие в представлении «Волшебное королевство». | Воспитатели Ткачева Л.В. Карпочева Е.В. Музыкальное оформление Ткачева Л.В. |
12.16 | Новогодний утренник «Двенадцать месяцев». | Изготовление костюмов, атрибутов, разучивание текстов песен, стихов. Изготовление декораций к спектаклю. | Воспитатели Ткачева Л.В. Ткачева Л.В. Музыкальный руководитель Загидулина Н.З. |
01.16 | Разучивание сказки по мотивам С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | Разучивание роли. | Воспитатель Ткачева Л.В. |
02.16 | I. Утренник, посвященный Дню защитника отечества. II. Театральная премьера в детском саду. Показ сказки по мотивам С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» группам детского сада | Разучивание текстов песен, стихов. Изготовление костюмов, декораций, атрибутов. Помощь в проведении спектакля за сценой. | I. Воспитатели Ткачева Л.В. Карпачева Е.В. Музыкальный руководитель. Загидулина Н.З. II. Воспитатель Ткачева Л.В. |
03.16 | I. Утренник, посвященный Международному женскому дню 8 марта. II. Театральная премьера на конкурсе «Времён связующая нить». Показ сказки по мотивам. С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | Разучивание текстов песен, стихов. Помощь в проведении спектакля за сценой. | Воспитатели Ткачева Л.В. Карпачева Е.В. Музыкальный руководитель Загидулина Н.З. |
04.16 | I. Театрализованное представление для детей группы № 3 в рамках проекта Ю.А.Гагарин» «Космическое путешествие». II. Показ мини спектакля для ПМПК «Космическое путешествие». | Изготовление макетов ракет, альбомов, настольно печатных игр о космосе и первом космонавте. | I. Воспитатель Ткачева Л.В. II. Воспитатель Ткачева Л.В. Учитель – логопед Белолипетская И.В. Музыкальный руководитель Загидулина Н.З. Преподаватель физкультуры Ашека С.А. |
05.16 | I. Праздничное мероприятие, посвященное Дню Победы совместно с группой № 8. Чтение стихов, пение песен, сценка. II. Итоговое НОД по развитию речи через театрализованную деятельность, с использованием ИКТ «Перелетные птицы». III. Выпускной «Зажигаем звёзды». | I. Разучивание текстов песен, стихов, ролей в сценке. Изготовление открыток для ветеранов ВОВ, книги памяти своих родных сражавшихся во время ВОВ. III. Театрализованное представление: песня, сценка | Воспитатели Ткачева Л.В. Карпочева Е.В. Музыкальный руководитель Загидулина Н.З. Воспитатель Ткачева Л.В. Воспитатели Ткачева Л.В. Карпочева Е.В. Музыкальный руководитель Загидулина Н.З. |
3 этап. Аналитичес- кий | Конечная диагностика. Обобщение работы за два года. Презентация опыта работы педагогам на личном сайте в интернет ресурсах. | Анкетирование, отзывы и предложения родителей. | Воспитатель Ткачева Л.В. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Коррекционная работа в режимных моментах
Методы здоровьесберегающих технологий.
Виды деятельности. | Задачи |
Стимулирующий или расслабляющий массаж лица, языка, самомассаж. | Нормализация мышечного тонуса. |
Развитие мелкой моторики. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, использование тренажеров (мячи-ежики, колючие коврики, пальчиковый бассейн, прищепки, эспандеры, пробки, бусы, счетные палочки, горох и фасоль, граненые карандаши). | Активизация клеток коры головного мозга. Стимуляция работы внутренних органов. Общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышение тонуса, эластичности и сократительной способности мышц. |
Самомассаж | Косвенное воздействие на все органы в зависимости от зоны нажатия. |
Биоэнергопластика (содружественное взаимодействие руки и языка). | Развитие координации движений, активизация распределения биоэнергии в организме. |
Логоритмика. | Нормализация темпа и ритма речи, развитие словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. |
Дыхательная гимнастика. | Увеличение объема дыхания, нормализация его ритма, увеличение длительности и силы выдоха, улучшение снабжения мозга кислородом и работы других органов. |
Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга). | Стимуляция мыслительной деятельности: синхронизация работы полушарий, улучшение запоминания, повышение устойчивости внимания, саморегуляция поведения. |
Алфавит телодвижений (показ букв с помощью движения рук, ног, наклонов туловища и головы, полуприседаний, приседаний). | Улучшение показателей двигательной сферы, осанки, двигательной памяти. |
Музыкотерапия. | Снятие нервно-психического напряжения. |
Смехотерапия. | Улучшение настроения, снятие напряжения, выработка правильного дыхания, усиление движения диафрагмы. |
Артикуляционная гимнастика: -упражнения для мышц плечевого пояса, -упражнения для мышц шеи, -гимнастика жевательно-артикуляторных мышц, -гимнастика мимико-артикуляторных мышц, -упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти, -гимнастика мышц зева и глотки, -упражнения для активизации мышц мягкого неба, -упражнения для языка, -гимнастика губ и щек. | Укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе: |
Сказкатерапия. | Улучшение настроения, снятие эмоционального напряжения повышение работоспособности. |
Голосовые упражнения. | Формирование правильной голосоподачи и плавности речи. Соблюдение голосового режима. Обучение произвольному изменению силы голоса, тембра, высоты. |
Психогимнастика. | Раскрепощение детей, развитие воображения, преодоление двигательной неловкости, развитие эмоций. |
Релаксация. Аутотренинг. | Приведение психических и физических процессов в состояние равновесия. Снятие мышечного напряжения, эмоциональной возбудимости, устранение беспокойства. |
Глазодвигательная гимнастика | Профилактика нарушений зрения, снижение утомляемости глаз. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 11
Методические разработки (список, примеры)
Сценарии и интеграция проведённых детских проектов с педагогическим проектом «Волшебный мир театра».
- 2014 – 2015 г.г. Проект «Моя Родина Новосибирск» Под проект «Грибы нашего леса» - сценарий театрализованного развлечения «Путешествие в лес», сценарий по сказке Сутеева В.Г. «Под грибом».
- Сценарий к сказке О. Бухарцева «Чья мама самая лучшая», театрализованное представление к Дню матери.
- Сценарий мини сценки «Скоро в школу мы пойдём».
- Проект «Моя Родина Новосибирск» Под проект «Улицы моего города» Лексические темы город, транспорт. Сценарий театрализованного развлечения о ПДД «Петрушка в большом городе».
- Сценарий к сказке «Заюшкина избушка» по мотивам русской народной сказки «Лиса и Заяц».
- Проект «Моя Родина Новосибирск» Под проект «Героический Новосибирск» Созданы мини музей «Героический Новосибирск», Книга памяти о дедах и прадедах моих воспитанников воевавших во время ВОВ. Дети выступили с рассказами о своих близких, перед детьми старшей группы № 5, читали стихи для ветеранов ВОВ.
- 2015 – 2016 г.г. Проект «Вода! Вода! – Кругом вода!». Сценарий итогового театрализованного представления «Ходит капелька по кругу». В спектакле принимали участие родители, был показан для детей старшей группы № 8.
- Сценарий осеннего праздника «Осень золотая», мною осуществлялись подбор музыки, постановка танца «Танец с зонтиками», постановка театрализованной сценки.
- Сценарий разработка (подбор музыки, песен, постановка танцев) и постановка театрализованного праздничного вечера к Дню матери «Волшебное королевство». В спектакле принимали участие старшие братья моих воспитанниц. Спектакль был поставлен так, что каждый ребёнок и его мама (бабушка) принимали участие.
- Составление сценария, подбор и разучивание музыки, песен, постановка танцев: хоровод «Новый год» у ворот», «Зимушка», «Подснежники»; постановка новогоднего представления – спектакля «Двенадцать месяцев».
- Сценарий сказки «Двенадцать месяцев» и полная подготовка к спектаклю: мной было создано мультимедийное сопровождение (аудио и видео файлы), изготовление костюмов, постановка танцев, изготовление декораций к спектаклю, режиссура спектакля. Спектакль стал лауреатом конкурса «Времён связующая нить».
- Проект «Вы знаете, каким он парнем был» о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Сценарий театрализованное представление для детей группы № 3 «Космическое путешествие». Показ мини спектакля для МПК «Космическое путешествие»
- Конспект «Итоговая НОД по развитию речи через театрализованную деятельность», с использованием ИКТ (интерактивная доска, компьютер) «Перелетные птицы».
Сценарий праздника посвященного Дню Матери (отрывок)
Размещен на сайте http://kladraz.ru/blogs/lyudmila-viktorovna-tkachyova/scenarii-prazdnika-den-mamy.html
Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия.
Задачи:
• развивать эмоциональную сферу, артистизм детей;
• формировать умения детей быть заботливыми, нежными, ласковыми по отношению к близким;
• побуждать детей и родителей к активному участию в совместной деятельности.
Предварительная работа. Дети изготовили подарки для мам сердечки и короны. Совместно с детьми сделали газету поздравления, дети нарисовали портреты своих мам и ими украсили зал. Подписи на портретах были с обратной стороны, в конце праздника маму угадывали себя на портретах.
Стулья расставляются полукругом, чередуя - большой для мамы, маленький для ребёнка.
Ведущая (В): Добрый вечер дорогие наши мамы и бабушки! Сегодня в День Матери мы приветствуем Вас в нашем зале и хотим порадовать своими выступлениями. Мы все чьи то дети, для каждого сидящего в этом зале, слово мама самое важное и самое прекрасное. Так давайте согреем своей любовью сердца наших матерей.
Дорогие наши, любимые мамы!
Этот осенний вечер мы посвящаем Вам!
С Днем Матери Вас дорогие!
Дети: Пусть этот праздник будет светлым,
Пусть радость принесут вам ветры,
Пусть уйдут печали, сбудутся мечты,
Пусть всегда вам дарят улыбки и цветы!
В: «От чистого сердца, простыми словами давайте друзья потолкуем о маме.
Мы любим её как хорошего друга, за то, что у нас с нею все сообща….И просто за то, что она наша мама, мы крепко и нежно любим её (вместе).
А сейчас поздравят вас ваши самые дорогие, самые любимые, самые очаровательные дети.
Дети: 1. Мама – это небо! Мама – это свет!
Мама – это счастье! Мамы лучше нет!
2. Мама – это сказка! Мама – это смех!
Мама – это ласка! Мамы любят всех!
3. Мама улыбнется, Мама погрустит,
Мама пожалеет, Мама и простит.
Песня «А. Филиппенко Песенка о маме.»
В.: День мамы, праздник не простой,
Для наших малышей любимый.
Пусть мама будет вечно молодой.
И самой нежной, милой и красивой.
Дети:
1. Мамочка родная, я тебя люблю.
Я сорву цветочки, тебе их подарю.
2. Нарисую солнышко для мамочки моей.
Светит пусть в окошечко, ей будет веселей.
Дети: Подарки для мамы готовили сами,
Их сделали мы (дети) своими руками.
Смотрите родные, мы сердце вам дарим.
Пусть сердце навечно останется с вами,
Пусть ласковым будет оно и душевным,
Хоть кажется вам обыкновенным.
С любовью и нежностью мама, прижми
Наше сердечко к груди (вместе).
Дети: А я для своей мамочки возьму да и станцую,
Всем нам будет веселей и для мам и для детей.
Танец «Короли»
Звон колокольчиков
Шут: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Как вас много, какие вы все нарядные. Вам понравилось как я украсил зал?
В.: Это ты украшал?
Шут: Да это я, и я приглашаю вас на королевский бал?
В.: Прекрасная идея!
Шут: Я совсем забыл. Что же делать? Как же быть?
В.: Что случилось? Чем ты взволнован?
Шут: Король приказал мне, чтобы вовремя бала зал украшал портрет королевы красоты и доброты. Мне надо было найти претендентку на звание Королевы. Я совсем измучился, у меня ничего не вышло. А за неисполнение королевского указа – голова с плеч. Теперь король обязательно исполнит приговор.
Король: Что я слышу? Ты не выполнил мой приказ?
Шут: Все, я пропал.
В.: Не отчаивайся, давай, мы спросим совета у детей.
Король: У этих? Да они же совсем маленькие и ничего в красоте не понимают.
Шут: А по моему, очень славные детишки, мне кажется, стоит спросить.
Король: Дайте – ка, я их получше рассмотрю (смотрит в подзорную трубу). Ладно, спросим у них. Кто красивей всех на свете?
Дети: Мамочка моя!
Король: Кто добрее всех на свете?
Дети: Мамочка моя!
Шут: Ну а кто же веселее?
Дети: Мамочка моя!
Шут: И нежнее всех на свете
Дети: Мамочка моя!
Шут: Вы утверждаете, что ваша мама лучше всех, самая красивая, самая добрая
Король: Вот и хорошо. Объявляем эту маму Королевой красоты и доброты (хлопает в ладоши). Несите сюда корону, и пусть придворный художник напишет этой мамы портрет и пора бал начать.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 12
Результаты мониторинга «Театрализованная деятельность детей»
Прежде чем начать работу над проектом, в начале сентябре 2014 года мною был проведен мониторинг детей логопедической группы №7 комбинированной направленности с целью выявления у них театрализованных умений и навыков, контрольный этап мониторинга проведён в мае 2016 года.
Каждый критерий я оценивала:
- высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;
- средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;
- низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.
Проанализировав результаты констатирующей диагностики, я сделала вывод, что дети моей группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения. В конце второго учебного года была проведена контрольная диагностика.
Сравнив результаты диагностических исследований, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов в следующих разделах:
- интерес к театрализованной деятельности на 54%;
- умение давать оценку поступкам на 61%;
- владение выразительностью речи (здесь потребовалась углубленная и индивидуальная работа с детьми) на 42%;
- понимать эмоциональное состояние на 39%;
- сопереживание героям сказок на 44%;
- вживание в образ на 57%.
Вывод. В результате проделанной работы в рамках проекта «Волшебный мир театра:
- У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.
- Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
- Расширились представления детей об окружающей действительности.
- Обогатился и активизировался словарь детей.
- Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
- Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.
- Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
- Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 13
Методическое обеспечение проекта и созданная развивающая среда. Первый этап
Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»
Автор Составитель | Наименование издания | Издательство |
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова | «По дороге к Азбуке». Пособие для дошкольников по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Часть -4. | М., «Издательство «БАЛАСС» |
Т.М. Бондаренко | «Организация непосредственно образовательной деятельности в подгот. группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей. | М. Просвещение |
Курцева | «Я Словечко, ты словечко» Риторика для дошкольников. | М., «Издательство «Баласс» |
Нищева Н.В | Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. | СПб., Детство –пресс. |
О.С. Ушакова | Программа развития речи дошкольников | М. Просвещение |
Н.С. Жукова | Букварь | М.: Эксмо, 2013 |
М.Ф Фомичева | Воспитание у детей правильного произношения | «Просвещение» 1981 |
М.Ф Фомичева | Воспитание у детей правильного произношения | М.Ф Фомичева |
Е.А. Алябьева | Учим русский язык | Сфера, 2013 |
Е.С. Резенрук | Сказку читаем, речь развиваем | Сфера, 2014 |
В.Г. Дмитреева | Альбом по развитию навыков чтения | АСТ, Москва |
Е.А. Алябьева | Сказки о предметах и их свойствах | Сфера, 2014 |
Демонстрационный материал | Уроки Ушинского. Серия «Беседы по картинкам» | Сфера, 2008 |
О. А. Новиковская | Логопедическая гимнастика для детей 4 – 6 лет | Корона Век, 2011 |
С.Ю. Кондратьева | Развитие математического словаря детей старшего дошкольного возрастав процессе составления рассказа по картине. | Детство – пресс, 2015 |
О.А. Новиковская | Альбом по развитию речи в рассказах и картинках | Астрель, Сова, 2013 |
Е.В. Прафёнова | Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности | Сфера, 2013 |
Дидактический материал по формированию лексико–грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР | Корифей, 2010 | |
Н.С. Жукова | Уроки логопеда. Исправление нарушений речи | Эксмо, 2014 |
О.С. Ушакова | Развитие речи детей 6-7 лет | М. Просвещение |
Баева Н.А. | Предшкольное обучение грамоте в ДОУ. | М., Аркти |
Гербова В.В. | Учусь говорить. Метод. реком. для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» | М. Просвещение |
Л.Б. Дерягина | Театрализованная деятельность в ДОУ | Детство – пресс, 2015 |
Гербова В.В. | Хрестоматия "Книга для чтения в детском саду и дома" 5-7 лет | М. Просвещение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста который позв...
Педагогический проект Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Влияние игры на развитие личности...
Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности» на 2020 – 2021 учебный год
На протяжении трех лет углублённо работаю по теме «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности».Театр ...
ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начало обучения...
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Проект строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого детей и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-...
Проект«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Новый документ “Об образовании в Российской Федерации” внес изменения не только в существующую систему обязательного среднего образования, высшего образовани...
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Дошкольный возраст – важный период развития человека, становление личности со своим внутренним мировоззрением. Как же мы раскрываем ребенка в дошкольном возрасте? Как помочь ему адаптироваться в...