Обучение детей игре на музыкальных инструментах
консультация по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 26»
Обучение детей игре
на музыкальных инструментах
Подготовила: музыкальный руководитель И.А.Мысова
г.Сатка
2022 г.
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Знакомство с музыкальными инструментами начинаем с первой младшей группы (2–3 года). Дети должны научиться различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано); знать и различать звучание бубна и погремушки. Музыкальные игрушки: дудочки, органчики помогают заинтересовать малышей, побуждают к активности.
С музыкальными инструментами знакомим постепенно, усложняя задания от занятия к занятию.
В музыкально-дидактической игре «На чем играю?» Е. Тиличеевой дети знакомятся с дудочкой, колокольчиком. Через несколько занятий они самостоятельно угадывают эти инструменты на слух.
Используя фортепиано и металлофон в игре «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой, учим различать малышей высокие и низкие звуки.
На занятиях стараемся создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой. В гости к детям может прийти сказочный герой и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера. Музыкальный руководитель играет пьесу, дети по показу гостя выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают ее вверх и слегка встряхивают. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание.
На занятия приходят куклы и проводят игры с детьми. Кукла ходит по залу, а музыкальный руководитель передает ходьбу куклы редкими ударами бубна. Но вот кукла побежала, и ребята слышат частое звучание. Кукла приглашает всех походить и побегать с ней, при этом воспитатель обращает внимание детей на разные удары бубна.
Малыши учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки.
Развивать чувство ритма, слышать смену двух частей пьесы, развивать умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию, помогает игра «Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой и пляска «Бубен» Г. Фрида. В ней ребята действуют вначале по показу воспитателя, а затем самостоятельно.
Совместное исполнение сочетаем с индивидуальным и побуждаем малышей выполнять задания по несколько человек или по одному. В пляске «Бубен» дети ударяют в бубен индивидуально. Немаловажную роль играет принцип повторности. При каждом новом исполнении пляски малыши становятся более активными.
Музыкально-дидактическая игра «Тихо-громко» Е. Тиличеевой учит различать изменение динамики. Ребята самостоятельно меняют движения, передавая динамические оттенки. Особая роль отводится дифференцированному подходу. Сначала несколько детей выполняют упражнение одновременно, затем исполнение тех же движений происходит индивидуально. При затруднении воспитатель помогает.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.
Во второй младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали в первой младшей группе, знакомим с новыми – барабаном и металлофоном. Предлагаем творческие индивидуальные задания с использованием бубна. Воспитатель подходит к ребенку, дает ему бубен и просит назвать свое имя. Ребенок ударяет по бубну, передавая ритмический рисунок имени с одновременным его проговариванием (Ве-ра – два удара, На-та-ша – три удара и т. д.) При затруднении воспитатель помогает.
Дети без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (низкое и высокое звучание). Работу с этим музыкальным инструментом, начатую в первой младшей группе, продолжаем во второй группе. Из пяти видов колокольчиков с детьми младшего дошкольного возраста используем самые маленькие с высоким звучанием.
Дети с удовольствием выполняют различные движения с инструментами: они учатся различать звуки по высоте (до1 – до2), реагируют на тихое и громкое звучание. Самостоятельно выполняют упражнения, связанные с двухчастной формой музыки, различают тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен,погремушка).
Начинаем знакомить детей с новым музыкальным инструментом – металлофоном в игровой форме.
Малышам показываем иллюстрацию, на которой изображена Мальвина с зонтиком (идет дождь). Воспитатель рассказывает: «Мальвина пошла погулять, вдруг ей на ладошку капнула капелька дождя (музыкальный руководитель ударяет по пластинке металлофона один раз). Тучка закрыла солнышко, и на девочку капнуло несколько капель (музыкальный руководитель ударяет по пластинке металлофона несколько раз). Вначале капельки падали редко (музыкальный руководитель изображает это на металлофоне редкими ударами), потом все чаще и чаще. Дождь усиливался (музыкальный руководитель ударяет часто). Мальвина раскрыла зонтик и стала ждать, когда кончится дождь. Вскоре выглянуло солнышко и дождь прекратился».
Воспитатель уточняет у детей, какой был дождь. Дети отвечают: «маленький, слабый, сильный, большой», музыкальный руководитель обращает внимание на инструмент: «капли дождя я передала на музыкальном инструменте, который называется металлофон». Закрепляем название инструмента, предлагаем детям рассмотреть его и прослушать звучание еще раз.
На следующих занятиях используем музыкальные загадки. Музыкальный руководитель ударяет молоточком по пластинке металлофона, изображая разный ритмический рисунок, а малыши определяют, какой идет дождь – сильный или слабый. Еще раз закрепляем название инструмента. В дальнейшем с металлофоном можно проводить музыкально-дидактические игры.
В игровой форме проводим знакомство с барабаном.
Затем воспитатель берет в руки барабан и ударяет сначала одновременно двумя палочками, затем поочередно каждой. Уточняет с детьми название инструмента. По желанию дети могут поиграть на барабане (вначале одной палочкой, затем двумя).
Развивая музыкальный слух ребенка, проводим музыкально-дидактические игры с определенным содержанием и правилами. Вспоминаем и несколько занятий обыгрываем музыкально-дидактические игры из первой младшей группы. Затем постепенно усложняем их, и они становятся подвижными играми.
В игре «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой дети вначале различают звуки разные по высоте (до1 – до2). Когда все смогут угадывать звучание большой и маленькой птицы, переходим к знакомству с подвижной музыкально-дидактической игрой, где дети двигаются соответственно контрасту звучания (летают птицы или птенчики).
Во второй младшей группе музыкально-дидактические игры усложняются. В игре «Чей колокольчик?» М. Раухвергера и Г. Левкодимова дети не только различают звуки по высоте, но и воспроизводят их. В игре «Чей домик?» Е. Тиличеевой предлагается изобразить, как мяукает кошка (низкий звук) или котенок (высокий звук).
Различать звуки разной высоты помогает музыкально-дидактическая игра «Два петушка». Используем металлофон.
Во второй младшей группе на музыкальных занятиях используем различные ударные инструменты для развития чувства ритма, умения передавать детьми несложный ритмический рисунок. Исполняя попевку «Петушок», предлагаем ребятам сыграть мелодию с помощью музыкального молоточка. После усвоения ритма можно дать несколько бубнов, погремушек, деревянных ложек и предложить детям вместе с воспитателем сыграть оркестром.
Для развития ритма дети могут выполнять упражнения с кубиками. Все ребята получают по два кубика и занимают места на стульчиках-вагончиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют кубиками. Музыкальный руководитель убыстряет темп, дети стараются передавать несложный ритмический рисунок быстрее. Поезд останавливается, вместе с мелодией замолкают и кубики.
У малышей накапливается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
В средней группе предполагается новый вид музыкальной деятельности – игра на детских музыкальных инструментах (на металлофоне). Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти.
Необходимо научить детей правильным приемам звукоизвлечения. При игре на металлофоне молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Объясняя детям, что молоточек должен быстро подниматься вверх, как мячик, который отскакивает от пола, можно в качестве примера несколько раз ударить мячом о пол.
Вспоминаем игру «Дождь», знакомую по младшей группе. Малыши поочередно воспроизводят редкими и частыми ударами на металлофоне сильный и слабый дождь. Дети ударяют по одной пластинке, при этом воспитатель поправляет молоточек в руке, смотрит за правильным его расположением между пальцев.
Для обучения игре на металлофоне используем попевки из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной.
Приступаем к разучиванию на металлофоне попевки «Мы идем с флажками» Е. Тиличеевой. Знакомим детей с попевкой, показываем иллюстрацию, поем ее всей группой и индивидуально. Учим точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаем детям прохлопать ритмический рисунок попевки всем вместе и небольшими группами, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на кубиках, палочках музыкальным молоточком.
Когда дети усвоят ритм, переходим к игре попевки на металлофоне. Чтобы ребята быстрее нашли нужную пластинку, наклеиваем перед ней цветной кружочек. По очереди дети подходят к столу с инструментом и исполняют ритмический рисунок попевки на одном звуке. При затруднении воспитатель помогает. Ребенок обязательно пропевает данную попевку.
Дети научились играть попевку индивидуально, передавать ее ритмический рисунок на деревянных ложках, бубнах.
Меньше времени требуется обучению игре на ударных инструментах, так как дети воспроизводят только ритм. Во время игры дети прислушиваются друг к другу, получается детский оркестр из различных инструментов. Это вызывает радость, желание играть вместе.
В попевке «Лесенка» Е. Тиличеевой ребятам предстоит играть мелодию на пяти пластинках, расположенных последовательно. Дети переставляют матрешку с нижней ступеньки до верхней (или наоборот). На первом занятии музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент, а ребенок, показывая движение матрешки, поет попевку.
На втором занятии музыкальный руководитель исполняет первую часть попевки и выкладывает на фланелеграфе движение мелодии вверх кружочками. На протяжении нескольких занятий спрашивает, куда идет матрешка: вверх или вниз по лесенке. Затем переходим к обучению детей игре попевки «Лесенка» на металлофоне. Необходимо, чтобы дети ударяли молоточком точно по центру пластинки, не задевая находящиеся рядом.
Во время пения, слушания попевок на музыкальных занятиях используем музыкальные игрушки.
Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять свои знания в повседневной жизни. Ребята поют и играют оркестром в группе в свободное от занятий время, организуют концерты в семье.
Продолжаем развивать у детей умение различать звуки по высоте. Игра «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой обыгрывается в новом варианте. Дети исполняют мелодию на металлофоне на двух звуках (до1 – до2).
В средней группе больше уделяем внимания развитию творчества детей в музыкальной деятельности. Повторяем задания, которые использовали в младшей группе, передавая на бубне ритмический рисунок своего имени, знакомим детей со звучанием треугольника. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, как он ударяет палочкой (посередине горизонтальной его части). Предлагает ребятам творческие задания с использованием этого музыкального инструмента.
Музыкальный руководитель держит в руке треугольник, подходит к ребенку и, передавая ему металлическую палочку, спрашивает, как его зовут. Ребенок ударяет по треугольнику, передавая ритмический рисунок своего имени, и одновременно проговаривает его.
Затем задания усложняются. Музыкальный руководитель предлагает детям угадать, кого он позвал. Ребята должны узнать это по ритмическому рисунку, исполненному музыкальным руководителем на треугольнике.
Музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте – бубне, барабане, металлофоне. Они развивают творчество детей, побуждают к самостоятельным действиям с инструментами.
СТАРШАЯ ГРУППА
Детей старшей группы учим исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. В средней группе во время игры на металлофоне от ребят требовалось воспроизводить ритмический рисунок и мелодическую линию. В старшей группе необходимо соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.
«Программой» предусмотрена игра детей на музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами. Исполнение осуществляется на примере простых попевок, построенных на одном звуке. Ребята передают в игре знакомый ритмический рисунок попевки, придерживаются общего темпа, одновременно начинают и заканчивают игру.
От исполнения простых попевок переходим к более сложным заданиям – игре на двух близлежащих звуках. В процессе обучения игре на инструменте русской народной мелодии «Дождик» у ребят развивается звуковысотный слух, поэтому с первых занятий поем попевку с показом рукой высоты звуков. Дети запоминают, на какие слоги приходятся высокие и низкие звуки. Они отсчитывают от начала шестую пластинку на металлофоне, с которой и начинается игра попевки, следующий звук находится рядом с левой стороны. Игру на инструменте показывает музыкальный руководитель, потом дети играют индивидуально. Следим за положением молоточка в руке, правильным извлечением звука. Постепенно ребята исполняют эту попевку ансамблем (два–три человека).
Стараемся развивать творчество детей, побуждаем их к активным самостоятельным действиям. После исполнения попевки «Дождик» дети думают, какой еще инструмент может быть исполнен во время игры. Затем исполнение попевки на металлофоне сопровождается игрой на двух треугольниках. Ребятам надо следить за всей игрой и выполнять движения металлической палочкой. Не опережая и не отставая от общего исполнения.
Дети могут предложить к исполнению на металлофоне русской народной мелодии «Гори ясно», включить в игру различные ударные инструменты – ложки, трещотки, коробочки, бубны и др. Получается оркестр.
В средней группе ребята учились различать мелодию в постепенном ее движении вверх и вниз, правильно исполнять такие мелодии на металлофоне. В старшей группе знакомим детей с новой попевкой «Василек». Ребята поют ее хором, показывая рукой движение мелодии, затем выкладывают мелодию кружочками на фланелеграфе, передают ритмический рисунок на бубнах, коробочках, трещотках. Теперь переходим к игре попевки на металлофоне. Здесь звуки расположены рядом, в нисходящем направлении, дети не затрудняются в игре на инструменте. Эту попевку может играть ансамбль из четырех-пяти человек.
Постепенно переходим к мелодиям, построенным на трех звуках. Над русской народной прибауткой «Петушок» работаем в обычной последовательности: поем песню со словами, показывая рукой высоту звуков, передаем ритмический рисунок на ударных и выкладываем карточками на фланелеграфе.
При разучивании мелодии на металлофоне вначале указываем знакомые пластинки цветными кружочками, затем дети исполняют мелодию на слух. Внимание обращаем на трудные места для исполнения – скачок в мелодии на кварту вниз (ля – ми).
В старшей группе знакомим детей с триолой, красивым по звучанию инструментом с цветными клавишами, который привлекает внимание ребят. Музыкальный руководитель проигрывает на триоле знакомые попевки и те, которые детям предстоит выучить. Триола помогает развивать в детях ритмический и звуковысотный слух, определять количество звуков. Она используется во многих музыкально-дидактических играх. Можно показать детям большую матрешку, в которой находится еще одна, предложить послушать как они поют вместе. Музыкальный руководитель играет на триоле мелодию в терцию. Затем предлагает послушать как поет одна матрешка и исполняет мелодию на одном звуке.
На следующем занятии предлагаем отгадать, одна или две матрешки поют. В дальнейшем дети самостоятельно загадывают загадки друг другу, играя на одной или двух клавишах. В этой игре можно использовать металлофон, играя сразу двумя молоточками.
Музыкальные инструменты на занятиях используем не только во время исполнения попевок, но и при пении программных песен, что доставляет детям радость, развивает их творчество и активность.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
В подготовительной к школе группе уделяем большое внимание обучению игре на музыкальных инструментах. Дети владеют такими инструментами, как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и др. Ребят с помощью воспитателя или самостоятельно могут организовать небольшой ансамбль.
В подготовительной группе ставятся задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.
Обучение игре на музыкальных инструментах проводим в комплексе с распевкой, уделяя этому 5–6 минут на каждом занятии. Используя музыкальные инструменты, ребята дополняют простейшие мелодии, используемые как распевки.
В этой группе обучение игре на инструментах осуществляем не только на примере попевок из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной, но и используем русские народные мелодии, предлагаемые «Программой». Применяем в своей работе различные пособия, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Музыкальные лесенки и фланелеграф помогают закрепить знания о движении мелодии.
Продолжаем обучать игре на металлофоне, так как он является простейшим музыкальным инструментом, на котором дети могут не только сыграть знакомую попевку, но и подобрать по слуху простейшие мелодии песен и танцевальных мотивов. У ребят формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.
Сначала повторяем на металлофоне игру простых попевок, построенных на одном звуке. Затем переходим к попевкам, построенным на двух близлежащих звуках. Дети показывают рукой высоту звуков, выкладывают ритмический рисунок на фланелеграфе, вспоминают приемы правильного звукоизвлечения на металлофоне, играют индивидуально и небольшими ансамблями. В подготовительной группе увеличивается количество играющих на металлофоне до 8–10 человек. Ребята осваивают навыки совместных действий (поют, танцуют). Они исполняют русскую народную прибаутку «Сорока-сорока» и песню «Гармошка» Е. Тиличеевой.
Благодаря игре на музыкальных инструментах у детей развивается творческая активность. Во время знакомства с русской народной песней «Я на горку шла» детям предлагается назвать инструменты, которые могут использоваться во время исполнения этой песни кроме металлофонов. С ребятами решаем, в какой последовательности нужно чередовать музыкальные инструменты. Дети предлагают начать игру с бубнов, которые звучали на сильные доли первых тактов, затем вступают в игру ложки, трещотки и т. д.
В подготовительной группе знакомим детей с аккордеоном. Они рассматривают его, слушают знакомые мелодии в исполнении музыкального руководителя, записи в исполнении артистов. Ребята слышат звук аккордеона во время музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях. Музыкальный руководитель может исполнить мелодию попевок из «Музыкального букваря».
Аккордеон является самым сложным инструментом. На музыкальных занятиях знакомим детей с аккордеоном, а обучаем игре во время индивидуальных занятий. После усвоения навыков игры на аккордеоне, дети начинают играть несложные попевки и песенки.
С баяном начинаем знакомить с прослушивания русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде». Отмечаем красивое звучание баяна. Рассматриваем инструмент. Дети замечают, что звучание его схоже со звучанием аккордеона, и сам баян напоминает аккордеон, только вместо клавиш – кнопки.
В старшей группе дети учатся играть на треугольниках. В подготовительной группе на треугольниках исполняется «Латвийская полька». Здесь звучат также бубен и барабан. Мелодии бубна и барабана ребята сначала передают хлопками, а потом исполняют их на инструменте с музыкальным сопровождением.
В песне «К нам гости пришли» А. Александрова проявляются творчество и активность детей. Здесь между собой чередуются бубен, металлофон, трещотки.
Постепенно усложняем задания, переходим к игре попевок, построенных на трех звуках, с более сложным ритмическим рисунком («Бубенчики» Е. Тиличеевой, «Во поле береза стояла», русская народная песня). В русской народной песне «Во поле береза стояла», кроме металлофона, в первом такте припева звучит треугольник. Затем мелодию этой песни подбираем на арфах с помощью нотных листов, приложенных к инструменту.
В исполнение украинской народной мелодии «Ой, лопнув обруч» вводим ударные инструменты: трещотки, бубны, колокольчики, колотушки, погремушки, коробочки.
Дети разучивают вальс Е. Тиличеевой. Мелодия чередуется с постепенным продвижением в восходящем и нисходящем порядке. Пьесу можно исполнять на различных инструментах, но главное место принадлежит металлофонам, их может быть разное количество. На индивидуальных занятиях разучиваем эту мелодию на аккордеоне и баяне.
Мелодии с широкими интервалами требуют для разучивания больше времени. Например, русская народная мелодия «На зеленом лугу». Вначале разучиваем мелодию с фортепиано, затем показываем ее движение рукой, далее передаем ритмический рисунок на группе ударных и закрепляем его на фланелеграфе.
Для исполнения русской народной песни «Во саду ли, в огороде» используются разнообразные инструменты: аккордеон, металлофон, треугольники, бубны, трещотки, баяны, колокольчики, ксилофоны.
К концу учебного года дети подготовительной группы овладевают практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах – металлофонах, аккордеонах, баянах, триолах, треугольниках, барабанах, колокольчиках, колотушках, кастаньетах, бубнах, трещотках. Ребята знают названия инструментов, характер звучания, правила пользования и хранения инструментов. Дети узнают по слуху инструмент, на котором проигрывается мелодия, название знакомой песни. Повторяют на однотипном инструменте услышанную мелодию.
Можно давать ребятам задания придумать свою несложную мелодию (колыбельную, польку, марш).
В подготовительной группе приучаем детей согласованно действовать в коллективе, готовим их к занятиям в школе, развивая качества, необходимые будущему ученику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий подход к обучению детей игре на музыкальных инструментах. Музицирование на свирели.
Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыка...
Система обучения детей игре на музыкальных инструментах
Большая роль в музыкальном воспитании уделяется музицированию и игре на детских музыкальных инструментах. Чтобы ребенок мог освоить технику игры на детских музыкальных инструментов и активно уча...
Доклад по методике обучения детей игре на музыкальных инструментах. Особенности проведения музыкальных занятий.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально...
Мастер-класс «Использование музыкально -дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах»
Ценность этих игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребёнка интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельност...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по обучению детей игре на музыкальных инструментах «Играем в оркестре» (художественной направленности) для детей 4-5 лет.
Программа «Играем в оркестре» - программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности. Данная программа составлена на основе п...
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В ДОУ
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В ДОУВ музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, испол...
«Проблема обучения детей игре на музыкальных инструментах в теории и практике музыкального воспитания»
Понятие "музыкальность" ведущими педагогами и психологами рассматривалось по-разному. Н. А. Ветлугина в книге "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" говорит о т...