ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В ДОУ
план-конспект занятия по музыке
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В ДОУ
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать, как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.
Опыт применения музыкальных инструментов постоянно накапливался. Выяснилось, что для детей они представляют большой интерес. Знакомство с детскими музыкальными инструментами и умение играть на них не только повышает интерес дошкольников к музыкальным занятиям, но и способствует развитию певческих навыков, музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет кругозор и воображение.
Детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать в зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания.
Есть два типа музыкальных игрушек-инструментов.
1) Не озвученные музыкальные игрушки-инструменты.
Дети воображают себя мультиинструменталистами и имитируют игру на воображаемых музыкальных инструментах. Эта деятельность способствует развитию творческого воображения и музыкально-слуховых представлений.
2) Звучащие музыкальные игрушки-инструменты.
Они делятся на струнные, духовые и ударные.
СТРУННЫЕ – домры, балалайки, гусли и другие народные инструменты, у которых звук возникает, когда ребенок касается струны пальцами, щипками или медиатором.
ДУХОВЫЕ – свирели, флейты саксофоны, кларнеты – их звук возникает от воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого ребенком в трубки.
КЛАВИШНО-ЯЗЫЧКОВЫЕ – баяны, аккордеоны, гармошки – издающие звук в результате нажатия клавишей, которые доставляют воздух к язычкам.
УДАРНО-КЛАВИШНЫЕ – металлофоны, ксилофоны – их звук возникает от удара молоточкам о клавишу инструмента.
УДАРНЫЕ – бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны – звук у них возникает от удара рукой или палочками.
По мнению музыкального работника, в процессе обучения должны быть следующие задачи:
Дети должны знать названия инструментов, которыми они пользуются, характер звучания инструментов (у металлофона – звенящий, у тарелок – громкий, звонкий, у барабана – гремящий); приемы игры на них; расположение высоких и низких звуков на различных инструментах; названия нот и обозначение их на пластинках, если мы берём в работу металлофон.
Дети должны овладеть простейшими приемами игры на каждом из используемых инструментов (мягкое движение кисти при пользовании молоточком – в игре на металлофоне, ксилофоне; правильное расходование дыхания при игре на свирели; и т.д.). Приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы.
Овладев общими знаниями об инструментах и способах звукоизвлечения на них, следует уделить внимание выразительности исполнения: играть в оркестре, научиться соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. произведения; уметь использовать образные сравнения для характеристики тембра каждого инструмента.
Играть индивидуально простейшие песенки, импровизировать ритмические и мелодические попевки.
Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку, а это – основа музыкальности.
Музыкальный работник ДОУ описал следующие методы и приемы обучения детей игре на музыкальных инструментах:
Основные методы и приемы – демонстрация игры на различных инструментах, показ приемов игры и способов звукоизвлечения, словесное руководство. Техника игры зависит от конструкции каждого инструмента. Металлофоны лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен сидящего ребенка. Если подставок нет, инструмент кладут на колени. Барабан, бубен следует держать на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставке или же ребенок держит его в левой руке.
Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. Пользуясь молоточками при игре на металлофоне, надо держать их так, чтобы они лежали на середине второго пальца, а большой палец придерживал молоточек сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и быть легким, кисть свободная. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то игра получится «грязной», звук – неприятным.
При игре на треугольниках надо ударять палочкой посередине горизонтальной линии. Звук также должен быть легким и упругим, если треугольник звучит излишне долго, надо придержать его рукой, тогда звук сразу прекращается. Бубен издает различные звуки в зависимости от того, ударяют в него пальцами, или мягкой частью ладони, или одним большим пальцем. Если менять место удара, то можно достигнуть интересного чередования звуков.
Цель подобных приемов – ознакомить детей с выразительными возможностями каждого инструмента.
Для игры в оркестре очень важно чувство ансамбля. С этой целью применяются своеобразные «ритмические оркестры», в которых дети «играют», хлопая в ладоши, притопывая ногой, постукивая деревянными палочками, брусками, пластмассовыми коробочками (пустыми или наполненными камешками, горохом) полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических и звуковысотных интонаций, показывая их выразительность в ритмических приговорках, в речевых интонациях и в речитативе.
Речитатив близок к напевной декламации, которая характеризуется эмоциональной окрашенностью. В речитативе есть повышение и понижение звучания, в нем ясно слышны акценты, паузы.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям. Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению – духовной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
201024.docx | 18.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В ДОУ
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать, как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.
Опыт применения музыкальных инструментов постоянно накапливался. Выяснилось, что для детей они представляют большой интерес. Знакомство с детскими музыкальными инструментами и умение играть на них не только повышает интерес дошкольников к музыкальным занятиям, но и способствует развитию певческих навыков, музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет кругозор и воображение.
Детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать в зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания.
Есть два типа музыкальных игрушек-инструментов.
1) Не озвученные музыкальные игрушки-инструменты.
Дети воображают себя мультиинструменталистами и имитируют игру на воображаемых музыкальных инструментах. Эта деятельность способствует развитию творческого воображения и музыкально-слуховых представлений.
2) Звучащие музыкальные игрушки-инструменты.
Они делятся на струнные, духовые и ударные.
СТРУННЫЕ – домры, балалайки, гусли и другие народные инструменты, у которых звук возникает, когда ребенок касается струны пальцами, щипками или медиатором.
ДУХОВЫЕ – свирели, флейты саксофоны, кларнеты – их звук возникает от воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого ребенком в трубки.
КЛАВИШНО-ЯЗЫЧКОВЫЕ – баяны, аккордеоны, гармошки – издающие звук в результате нажатия клавишей, которые доставляют воздух к язычкам.
УДАРНО-КЛАВИШНЫЕ – металлофоны, ксилофоны – их звук возникает от удара молоточкам о клавишу инструмента.
УДАРНЫЕ – бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны – звук у них возникает от удара рукой или палочками.
По мнению музыкального работника, в процессе обучения должны быть следующие задачи:
Дети должны знать названия инструментов, которыми они пользуются, характер звучания инструментов (у металлофона – звенящий, у тарелок – громкий, звонкий, у барабана – гремящий); приемы игры на них; расположение высоких и низких звуков на различных инструментах; названия нот и обозначение их на пластинках, если мы берём в работу металлофон.
Дети должны овладеть простейшими приемами игры на каждом из используемых инструментов (мягкое движение кисти при пользовании молоточком – в игре на металлофоне, ксилофоне; правильное расходование дыхания при игре на свирели; и т.д.). Приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы.
Овладев общими знаниями об инструментах и способах звукоизвлечения на них, следует уделить внимание выразительности исполнения: играть в оркестре, научиться соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. произведения; уметь использовать образные сравнения для характеристики тембра каждого инструмента.
Играть индивидуально простейшие песенки, импровизировать ритмические и мелодические попевки.
Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку, а это – основа музыкальности.
Музыкальный работник ДОУ описал следующие методы и приемы обучения детей игре на музыкальных инструментах:
Основные методы и приемы – демонстрация игры на различных инструментах, показ приемов игры и способов звукоизвлечения, словесное руководство. Техника игры зависит от конструкции каждого инструмента. Металлофоны лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен сидящего ребенка. Если подставок нет, инструмент кладут на колени. Барабан, бубен следует держать на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставке или же ребенок держит его в левой руке.
Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. Пользуясь молоточками при игре на металлофоне, надо держать их так, чтобы они лежали на середине второго пальца, а большой палец придерживал молоточек сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и быть легким, кисть свободная. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то игра получится «грязной», звук – неприятным.
При игре на треугольниках надо ударять палочкой посередине горизонтальной линии. Звук также должен быть легким и упругим, если треугольник звучит излишне долго, надо придержать его рукой, тогда звук сразу прекращается. Бубен издает различные звуки в зависимости от того, ударяют в него пальцами, или мягкой частью ладони, или одним большим пальцем. Если менять место удара, то можно достигнуть интересного чередования звуков.
Цель подобных приемов – ознакомить детей с выразительными возможностями каждого инструмента.
Для игры в оркестре очень важно чувство ансамбля. С этой целью применяются своеобразные «ритмические оркестры», в которых дети «играют», хлопая в ладоши, притопывая ногой, постукивая деревянными палочками, брусками, пластмассовыми коробочками (пустыми или наполненными камешками, горохом) полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических и звуковысотных интонаций, показывая их выразительность в ритмических приговорках, в речевых интонациях и в речитативе.
Речитатив близок к напевной декламации, которая характеризуется эмоциональной окрашенностью. В речитативе есть повышение и понижение звучания, в нем ясно слышны акценты, паузы.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям. Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению – духовной культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл интерактивных музыкально-дидактических игр " Музыкальная угадай-ка" (Музыкальные инструменты и игрушки)
Моё дидактическое пособие является инновационным дополнением к программе О. П. Радыновой "Музыкальные шедевры"...
Учебно-методический материал по теме: «Роль взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах.»
В данной консультации расскрыты основные задачи и роль воспитателя в процессе обучения детей игре на ДМИ.Особенное внимание уделено его работе в этом направлении в группе....
Консультация для родителей. " Музыкальная игрушка и музыкальное развитие ребёнка". (Музыкальные инструменты малышей).
Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника. [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14030537","attributes":{"alt...
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИГРЕ ПО СЛУХУ- ОСНОВА РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТСКИМ ОРКЕСТРОМ.
из опыта работы музыкального руководителя ДОО...
Приобщение детей к истокам народной культуры через музыкальные инструменты «Весёлые музыкальные игрушки»
Приобщение детей к истокам народной культуры...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по обучению детей игре на музыкальных инструментах «Играем в оркестре» (художественной направленности) для детей 4-5 лет.
Программа «Играем в оркестре» - программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности. Данная программа составлена на основе п...
Компьютерная презентация музыкального руководителя по теме "Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах"
Презентация о моей работе с дидактическим материалом при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах....