Мастер-класс «Использование музыкально -дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах»
методическая разработка по музыке (средняя группа)

Трофимова Кристина Станиславовна

 Ценность этих игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребёнка интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, тембровый слух, гармонический слух, чувство лада, темпа. Дети различают динамику. Совершенствуется память. Формируются такие черты характера, как творческая активность, внимание, самостоятельность.дошкольников игре на музыкальных инструментах;

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Использование музыкально -дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах»

Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах - один из из важных видов музыкальной деятельности детей в детском саду

Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают на музыкальных занятиях.

Чтобы это обучение было интересным и доступным для детей, я использую различные музыкально - дидактические игры.

Ценность этих игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребёнка интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, тембровый слух, гармонический слух, чувство лада, темпа. Дети различают динамику. Совершенствуется память. Формируются такие черты характера, как творческая активность, внимание, самостоятельность.

Использую также и другие игры: пальчиковые, подвижные, речевые, а также элементы театрализации.

Например:

Ход:Муз. рук. : Здравствуйте, коллеги. (Можно пропеть)

Хотите поиграть? Тогда приготовьте ручки, поиграем в пальчиковую игру «Мышки».

Пальчиковая игра «Мышки»

Вот горка. - Кончики пальцев правой/левой руки прижаты друг к другу и направлены вверх, основание кистей слегка разведены в сторону

Под горкой норка. - Кисти рук слегка округлены, кончики пальцев правой/левой руки и основание кистей рук прижаты друг к другу.

В норке мышки, - Сжимаем кисти в кулачки

Хвостатые малышки. – Выпрямляем мизинчики, а потом ими шевелим.

Муз. рук. : Дальше предлагаю вам игру «Песенка мышонка» с элементами самомассажа

«Песенка мышонка»

Одна мышка в гости к нам пришла – «Идём» пальчиками от локтевого сгиба к ладошке.

Нам в ладошку села,

Песенку свою пропела - гладим раскрытую ладошку

Пи - разминаем кончик большого пальца левой руки большим и указательным пальцами правой руки

Пи - разминаем кончик указательного пальца левой руки большим и указательным пальцами правой руки

Пи - разминаем кончик среднего пальца левой руки большим и указательным пальцами правой руки

Пи - разминаем кончик безымянного пальца левой руки большим и указательным пальцами правой руки

Пи - разминаем кончик мизинца левой руки большим и указательным пальцами правой руки.

Петь она устала,

В норку убежала. – «Идём» пальчиками от запястья к локтевому сгибу.

Муз. рук. : А другая мышка побежала в поле.

А в поле стоит теремок.

(Поёт): Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок не высок, не высок.

Вот по полю, полю мышка бежит,

У дверей остановилась и стучит.

Подбежала мышка к теремку, постучала, пропищала свою песенку. Но теремок был музыкальный, поэтому дверь не открылась. Предлагаю вам помочь мышке. Нужно угадать - «Какой колокольчик звучит выше красный или белый?»

Музыкально-дидактическая игра «Выше-ниже»

Позвенела мышка в белый колокольчик - дверь в теремок и открылась.

Услыхали звери про музыкальный теремок и устремились к нему.

Вторым прибежал весёлый зайчик

У него есть барабанчик.

Давайте вместе с зайчиком сыграем марш.

(Желающие играют марш на барабанах под минусовку)

«Марш» Т. Ломовой (Или любой по выбору)

Муз. рук. Так и зайчик попал в теремок. По следам зайца прибежала лисица.

Пальчиковая игра «Лисица»



 

Хороша у нас лисица: - Указательный и мизинец выпрямить вверх (ушки, остальные пальцы соединить щепоткой (мордочка лисы).Сарафан до пят из ситца - Встать в полный рост, ладошками провести по бокам от подмышек до пят.

А на лапочках - сапожки, - Потопать ножками

В ушках круглые серёжки. - Указательный и большие пальцы рук соединить колечком.

Хороша же озорница - Указательный и мизинец выпрямить вверх (ушки, остальные пальцы соединить щепоткой (мордочка лисы).Пляшет, - Вращать кистью руки в разные стороны (лиса пляшет).

скачет,- Направлять руку вверх, вниз (лиса подпрыгивает).

веселиться. – Качать правой рукой из стороны в сторону (лиса пляшет)

Муз. рук. : Принесла лисица ложки.

Поиграем с ней немножко.

«Игра на ложках» (р. н. м.)

Муз. рук. : И лисичка стала жить в теремке. Дверка и для неё открылась. Стали звери жить втроём.

Вот идёт и петушок.

К теремку спешит дружок.

(Здесь можно провести подвижную игру «Петух»)

Петя, Петенька, петух

Весь раскрашен в прах и в пух.

Разноцветный, весь цветной

И кричит, как заводной

Ку-ка-ре-ку!

Давайте сыграем на ксилофоне - «Ку-ка-ре-ку».

 Музыкально –дидактическая игра «Сыграй, как я» (играют на ксилофоне (соль,соль,соль-ми, (Соль,соль,соль-до)

Муз. рук. : Петушку теремок приготовил ещё одно задание:

- Нужно простучать ритм песенки музыкальным молоточком и на кастаньетах по схеме.

Музыкально дидактическая игра «Чья это песенка?» 

Муз. рук. : Вот молодцы и петушку помогли! Стали звери жить вчетвером.

Вышел маленький ежонок,

Пых, пых, пых пыхтит спросонок.

Пальчиковая игра «Ёжик»

Бежит ёжик по дорожке «Бежим» пальчиками от локтевого сгиба к ладошке.

Схватим мы его за ножки - обхватываем пальчики

Просит Ёжик: «Отпусти» - слегка оттягиваем пальчики вверх

-Пятки нам пощекочи – ласково щекочем ребёнка.

Муз. рук. : Маленький ёжик хочет чтоб и ему мы помогли попасть в музыкальный теремок. А на каком инструменте будем мы сейчас играть догадайтесь. Отгадайте загадку.

Загадка: В руки молоточки взяли

По пластинкам застучали.

Слышен музыкальный звон,

Так звучит… (металлофон).

Попевка «Ёж»

Ёж, Ёж, где живёшь?

Кому яблоки несёшь?

Я живу в густом лесу.

Маме яблоки несу. (Играют на металлофоне)

Муз. рук. : Молодцы! Мы с вами и ежу помогли. Теперь в теремке живет пятеро зверей.

Расступись честной народ

К теремку медведь идёт

Медведь: Музыкантом стать хочу.

Очень музыку люблю.

Муз. рук. : Поможем Мишеньке -

Вот красивый звонкий бубен.

Он в руках молчать не будет.

Музыкально - дидактическая игра «Повтори за мной»

(Все повторяют за педагогом заданный ритмический рисунок ударами в бубен)

Муз. рук. : Вот и медведю двери теремка распахнулись.

И стали они жить вшестером.

Тут волчонок к теремку

Быстро подбегает.

У-у-у, у-у-у,

Хвостиком виляет.

Ансамблем сыграть он нас приглашает.

«Радостный вальс» муз. Р. Гуцалюк

(Играют на бубенчиках на палочке, металлофонах, колокольчиках, маракасах, треугольнике)

Муз. рук. : Молодцы! Всем помогли.

С той поры лесной народ.

Очень весело живёт.

И играют и поют

В гости нас к себе зовут.

Тут и сказочке конец.

А кто играл!

Тот – молодец!

Сказка «Маша в лесу»

Дети выбирают музыкальные инструменты и помогают педагогу озвучить героев сказки.

Взр: Жила-была девочка Маша, пошла она однажды в лес за цветами.

Реб. изображает шаги Маши (ксилофон).

Взр: Пришла Маша на полянку ,а в кустах ёжик как зашуршит.

Реб. изображает шуршание ёжа (маракасы).

Взр. Испугалась Машенька и убежала с полянки. Присела на кочку отдохнуть, а на сосне дятел как застучит.

Реб. изображает стук дятла(ложки).

Взр. Ещё больше испугалась Маша и бежать. Бежала, бежала, забежала в самую чащу, а там сова как заухает.

Реб. изображает сову(дудка).

Взр .Выбежала девочка из чащи к речке, а там лягушки на берегу сидят и квакают, увидели Машу и в воду попрыгали.

Реб. изображает кваканье лягушек (кастаньеты) и прыжки в воду (металлофон).

Взр. Обрадовалась Машенька, что лягушки её испугались, набрала цветов на опушке и побежала домой.(ксилофон).

Развлечение  по мотивам сказки «Теремок»  с использованием  народных музыкальных  инструментов

Автор Шервуд В.А.

Ведущий:

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю, мышка бежит,

Увидала теремочек и стучит

Мышка:

   Кто, кто в теремочке живет

Кто, кто в не высоком живет?

Никого нет, вот забавно

Буду жить  одна, да ладно.

Очень музыку  люблю

Сыграть на дудочке могу

Ведущий: 

Ну что ребятишки,

Поможем мышке?

Дудочки сейчас возьмем

Песню русскую начнем

Мышка вместе с детьми  играет на дудочке р.н.м «Во саду ли, в огороде»

Ведущий:

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю вдруг лягушка  бежит,

Увидала теремок и стучит.

Лягушка:

Кто, кто в теремочке живет

Кто, кто в не высоком живет?

Мышка:

Я мышка-норушка

Веселая зверушка

Никогда не унываю

На звонкой дудочке играю.

А ты кто?

Лягушка:  

А я, лягушка квакушка

Озорная хохотушка.

Я люблю играть на ложках.

Могу сыграть тебе немножко.

Ведущий:

Ну что,  ребятишки,

Сыграем с лягушкой?

Ложки мы сейчас возьмем,

Песню русскую начнем.

Лягушка вместе с детьми  играет на ложках  р.н.м  «Светит месяц»

Мышка:

Молодец лягушка.

Молодец квакушка.

Заходи скорее в дом,

Будем жить с тобой вдвоем.

Ведущий:

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю,  лисонька  бежит,

Увидала  теремочек и стучит.

Лиса:  

Кто, кто в теремочке живет

Кто, кто в не высоком живет?

Мышка:

Я мышка-норушка

Веселая зверушка

Никогда не унываю

На звонкой дудочке играю.

Лягушка:

А я, лягушка квакушка,

Озорная хохотушка.

Я люблю играть на ложках,

Могу сыграть тебе немножко

Лиса:

А  Я рыжая лисица

На трещотках играть мастерица

Заиграю я сейчас

Ноги сами пойдут в пляс

Ведущий:

Ну что,  ребятишки,

Сыграем с лисичкой?

Трещотки мы сейчас возьмем

Песню русскую начнем

Лиса вместе с детьми играет на трещотках р.н.м. «Коробейники».

Мышка, лягушка:  

Молодец, лисичка,

Молодец, сестричка.

Заходи скорее в дом,

Заживем  теперь втроем.

Ведущий:

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок

Как по полю, полю,  серый волк  бежит

Увидал он  теремок и  стучит.

Волк:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Мышка:

Я мышка-норушка,

Веселая зверушка.

Никогда не унываю,

На звонкой дудочке играю.

Лягушка:  

А я, лягушка квакушка,

Озорная хохотушка.

Я люблю играть на ложках,

Могу сыграть тебе немножко

Лиса:

А  я, рыжая лисица,

На трещотках играть мастерица.

Заиграю я сейчас,

Ноги сами пойдут в пляс

А ты кто?

Волк:

Так ведь лесной я музыкант

Знаете, какой талант?

Хоть я, братцы, серый волк

Но в свистульках знаю толк.

Ведущий: 

Ну, что ребята?

Волку подыграть надо!

Свистульки в руки мы  возьмем

Песню русскую начнем

Волк  вместе с детьми играет на свистульке р.н.м. «Из под дуба»

Мышка, лягушка,  лиса:

Молодец,  волк-музыкант,

У тебя большой талант.

Заходи скорее в дом.

Будем жить мы вчетвером.

Ведущий:

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю,  мишка  бежит,

Увидал  теремочек и стучит.

Мишка:

Кто, кто в теремочке живет.

Кто, кто в не высоком живет?

Мышка:

Я, мышка-норушка,

Веселая зверушка.

Никогда не унываю.

На звонкой дудочке играю.

Лягушка:

А я, лягушка квакушка,

Озорная хохотушка.

Я люблю играть на ложках,

Могу сыграть тебе немножко

Лиса:

А  я, рыжая лисица,

На трещотках играть мастерица

Заиграю я сейчас

Ноги сами пойдут в пляс

А ты кто?

Волк:

А я,  лесной я музыкант,

Знаете,  какой талант?

Хоть я, братцы, серый волк

Но в свистульках знаю толк

А ты кто?

Мишка:

А я, мишка-медведь,

Иногда люблю я  петь.

А еще люблю плясать

И на бубне подыграть

Ведущий: 

Ну что, ребятишки?

Поможем Мишке!

Бубны мы скорей  возьмем,

Песню русскую начнем

Медведь вместе с детьми  играет на бубне р.н.м  « Ах вы , сени мои сени»

Мышка, лягушка, лиса, волк:

Молодец,  Мишка,

Молодец,  Топтышка.

Заходи скорее в дом.

Заживем мы впятером.

Ведущий:

Вот так терем-теремок.

Подумать бы никто не  смог,

Что в одной лесной избушке

Живут  музыкальные  зверушки:

И поют здесь, и играют

И друг друга забавляют.    

Предлагаю всем сыграть,              

Инструменты  прошу взять.

Пусть оркестр  сейчас звучит

Пусть поет все и звенит.

Ребята вместе со зверятами  исполняют  р.н.м. «Полянка»

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2013/06/20/picture-268406-1371678124.jpgМузыкальное занятие во II младшей группе с использованием детских музыкальных инструментов

Музыкальное занятие по теме "Развитие чувства ритма через игру на детских музыкальных инструментах во II младшей группе"...

https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-394215-1392038591.jpgМузыкально-дидактические игры с использованием детских музыкальных инструментов

«КТО ПРИШЕЛ В ГОСТИ»«ТИХО ВОКРУГ» «БУБЕН» Координационно-ритмическая игра. «СКОК-СКОК-ПОСКОК»«ЕДЕМ, ЕДЕМ НА ТЕЛЕЖКЕ»«РАЗ – ДВА!»«РОНДО» Музыка В.А.Моцарта«МЫШКИ»...

https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2015/04/17/picture-624154-1429255738.jpgРазвлечение для детей 2 группы раннего возраста с использованием детских музыкальных инструментов "Встречаем весну"

Сценарий музыкального развлечения  с использованием детских музыкальных инструментов...

https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2015/04/17/picture-624154-1429255738.jpgМузыкальное представление для выпускного утренника "Как Незнайка и его друзья в школу собирались" с использованием детских музыкальных инструментов

Сценарий музыкальной сказки для детей подготовительной группы...

https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2016/04/05/picture-748099-1459805772.jpgКонспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»

Конспект  НОД  по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»для подготовительной группы...

https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2014/08/18/picture-468062-1408369393.jpg"КУРОЧКА РЯБА" Русская народная сказка с использованием детских музыкальных инструментов

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуют...

https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2018/12/17/picture-1094297-1545055683.jpgИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ

Приобщение дошкольников к культуре русского народа средствами музыки....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по методике обучения детей игре на музыкальных инструментах. Особенности проведения музыкальных занятий.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально...

Мастер-класс "Использование приемов логоритмики и ритмопластики в развитии речи детей дошкольного возраста" Музыкальный руководитель Клюкач Н.Г.

Целью мастер-класса является повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи детей дошкольного возраста....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по обучению детей игре на музыкальных инструментах «Играем в оркестре» (художественной направленности) для детей 4-5 лет.

Программа  «Играем в оркестре»  - программа  дополнительного  образования  художественно-эстетической  направленности. Данная программа составлена на основе п...

Компьютерная презентация музыкального руководителя по теме "Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах"

Презентация о моей работе с дидактическим материалом при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах....

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В ДОУ

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В ДОУВ музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, испол...

«Проблема обучения детей игре на музыкальных инструментах в теории и практике музыкального воспитания»

Понятие "музыкальность" ведущими педагогами и психологами рассматривалось по-разному. Н. А. Ветлугина в книге "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" говорит о т...

«Проблема обучения детей игре на музыкальных инструментах в теории и практике музыкального воспитания»

Понятие "музыкальность" ведущими педагогами и психологами рассматривалось по-разному. Н. А. Ветлугина в книге "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" говорит о т...