Подборка музыкальных заданий для среднего возраста.
картотека по музыке (средняя группа)
Задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в средней возрастной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_muzykalnyh_sposobnostey_v_sredney_gruppe.docx | 21.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в средней возрастной группе.
«Ритмическое эхо»
Цель: развитие чувства ритма.
Ход игры: педагог предлагает превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример, предложенный педагогом, а именно:
- точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы);
- эхо окрашено тихой динамикой.
Педагог воспроизводит ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.
«Музыкальные прятки»
Цель: обучать воспитанников слушать и слышать музыку, определять ее интонацию и в зависимости от этого выполнять необходимые движения, прививать интерес к музыкальным играм.
Оборудование: небольшая детская игрушка (медвежонок), музыкальное сопровождение.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам поиграть всем вместе в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо найти любимого медвежонка.
Ребята становятся в ряд, поворачиваются к стене и закрывают глаза, а руководитель в это время прячет медвежонка в укромное место. Когда дети поворачиваются, то им довольно сложно сразу определить, с какой стороны нужно начинать поиск. Тут им на помощь приходит музыка, которая подсказывает, куда нужно идти, а куда – нет. Происходит это следующим образом: ребята начинают ходить по комнате. Если они идут в нужную сторону, то музыкальный руководитель играет плавную и мелодичную музыку. Но если они ищут не в том месте, то мелодия сменяется более грубой или грустной. Если дети уже близки к отгадке, то руководитель может сыграть веселый марш или другую подобную мелодию. Так дети учатся прислушиваться, отличать минорную и мажорную музыку и начинают выполнять определенные действия в зависимости от того, какая мелодия в данный момент.
«Руки рисуют музыку»
Цель: развивать у воспитанников пластическую выразительность движений, динамический слух, интонационную выразительность голоса в процессе музыкально – речевой деятельности.
Материал: фрагменты музыкальных произведений, эмоциональные открытки, отражающие разнообразные эмоции (грусть, радость, нежность, важность и т. д.)
Игровое задание. Предлагаем:
а) послушать рассказ;
б) послушать музыку;
в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;
г) выявить сенсорные особенности её звучания;
д) объяснить воспитанникам содержание блоков ритмоинтонаций;
е) рассмотреть и подобрать движения, необходимые для создания пластического образа;
ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.
Сюжетная игровая ситуация:
«Сегодня мы с вами будем дирижёрами. Но сначала давайте выясним, какую музыку мы хотим послушать. Посмотрите, сколько у нас цветков. Они и расскажут нам о музыке. Выбирайте цветок». Дети рассматривают эмоциональные открытки и выбирают для всех одну.
«Как вы думаете, какая будет звучать музыка?» Дети рассказывают о музыке исходя из содержания эмоциональной открытки. Далее предлагаем детям послушать музыку, проанализировать её характер, выбрать нужные движения из предложенных.
При проведении данной игры для слушания детям можно предложить музыку разного характера: радостного, торжественного, важного, задорного, шутливого и т. д.
Характерные особенности движений: нежные, плавные, мягкие, гибкие взмахи руками отражают эмоцию нежности; зигзагообразные, ломаные, резкие – эмоцию сердитости; волнообразные, суетящиеся, беспокойные – эмоцию взволнованности и т. д. Дети «дирижируют» попеременно то одной, то другой рукой, а затем двумя руками вместе.
«Сердитый волк»
Цель: развивать пластические действия (жестов, походок, поз, ритмических и танцевальных элементов), способствующих созданию музыкального образа.
Материал: музыкальный фрагмент, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоцию сердитости.
Игровое задание:
а) послушать стихотворение;
б) выявить сенсорные особенности музыки;
в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;
г) объяснить детям содержание блока ритмоинтонаций для образа сердитого волка;
д) воспроизвести ритмоинтонации с помощью хлопков, шлепков и т.д. без музыкального сопровождения, а затем под музыку;
е) подобрать движения, необходимые для создания пластического образа сердитого волка;
ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.
Сюжетная игровая ситуация: Рыщет волк в густом лесу,
Ищет кумушку лису. С.Маршак
Характерные особенности движений:
сердитость – неуклюжая походка, шаг всей ступней с остановками, резкие взмахи руками со сжатыми кулаками или растопыренными пальцами, повороты головой то влево, то вправо, нахмуренные брови, сморщенный лоб.
Блок ритмоинтонаций: сердитость.
«Узнай свой инструмент»
Цель: упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки. Необходимо знание песни «Веселые инструменты» Г. Левкодимова.
Описание: Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочка.
Ход игры: Разрезанные части цветных карточек вместе с инструментами кладут за ширму перед ведущим. Он предлагает спеть песню, прослушать еще раз звучание инструментов. Затем проводится игра. На вопрос ведущего «На чем я играл?» отвечает тот, у кого рисунок большой не цветной карты соответствует прозвучавшему инструменту. При правильном ответе он получает часть цветной карточки и накладывает ее на соответствующую часть большой не цветной карты.
Если ребенок ответил неправильно, то ведущий кладет эту карточку вниз под все карточки. Игра закончится, когда все дети сложат из четырех частей большие цветные карты.
«Чудесный мешочек»
Цель: развивать звуковысотный слух.
Игровой материал: Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: зайчик, кукла, мишка, петушок, лошадка и др.
Ход игры: участвует вся группа. «Дети, - говорит воспитатель, - к нам на занятие пришли гости. Но где они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там».
Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Заинька», музыка М. Красева, слова Л. Некрасовой, «Кукла» музыка М. Старокадомского, слова О. Высотской, «Медведь», музыка В. Ребикова, «Петушок» музыка В. Витлина, слова А. Пассовой и др. дети узнают музыку, и кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
«Подумай и отгадай»
Цель: развивать музыкально – сенсорные способности (звуковысотный слух).
Игровой материал: Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.
Ход игры: Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева, Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.
«Цветы настроений»
Цель: формирование представлений об эмоциональном содержании музыки.
Задачи: развивать ладовое чувство, учить соотносить характер музыки с мимической моделью; формировать двигательные навыки, умение двигаться в соответствии с настроением музыки.
Оборудование: комплект «Цветы» с мимическим отображением эмоционального состояния веселья, грусти, нежности, сердитости; фонозапись музыкальных отрывков с ярко выраженным настроением музыки.
Ход игры:
1 этап
Взрослый обращает внимание детей на разные цветы, которые выросли в лесу, они чувствуют настроение. Вот этот цветок улыбается, ему весело, а этот – грустит, этот цветок добрый и нежный, а этот – колючий и сердитый. Исполняются соответствующие фрагменты произведений.
2 этап
Взрослый раздает играющим цветы настроений и объясняет, что цветы настроений «растут» под свою любимую музыку. Играющие располагаются произвольно, приседают. Под звучание каждого отрывка соответствующие цветы поднимаются из положения полуприседа и выполняют произвольные движения до окончания музыки.
«Кто в домике живет?»
Цель: упражнять в восприятии и различении звуков по высоте.
Игровой материал: на карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детёнышей этих животных.
Ход игры: Музыкальный руководитель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котёнком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, — говорит музыкальный руководитель, — живут мамы, на втором (с маленькими окошками) — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто - где живёт. Поможем им найти свои комнаты». Раздаёт каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребёнок, у которого соответствующая карточка, вставляет её в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображённого на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встаёт ребенок с карточкой котёнка и помещает её в окошечке на втором этаже.
Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.
В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кроватку кошечки и не сможет сесть за её стол, когда вдруг попадёт не в свою комнату, и т. д.
«Назови инструмент»
Цель: развитие тембрового слуха.
Оборудование: металлофон, треугольник, бубен, ложки, барабан, музыкальный молоточек.
Ход игры. Дети определяют знакомые инструменты на слух, закрепляют навыки игры, исполняют попевки, песенки.
«Унылая осень»
Цель: развивать у детей ладовое чувство, звуковысотный, динамический, тембровый слух и чувство ритма.
Материал: карточка-модель музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, музыкальные игрушки-инструменты.
Игровое задание:
а) послушать стихотворение
б) послушать звукоподражание образу унылой осени на слоги шух-плям и выявить сенсорные особенности звучания: тихо, медленно, уныло.
в) рассмотреть блок ритмоинтонаций, карточку-модель, цветную фигуру, соответствующие эмоции грусти;
г) воспроизвести звукоподражание образу унылой осени с интонацией грусти первоначально в речи, затем на детских музыкальных инструментах, далее в пении;
д) послушать музыкальный фрагмент и рассмотреть эмоциональную открытку, отражающую эмоцию грусти.
Сюжетная игровая ситуация:
Скучная картина!
Тучи без конца.
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца
«Прогноз погоды»
Цель: формировать умение отображать силу звука при игре на металлофоне, навыки воспроизведения ритма в соответствии с текстом, развивать музыкально-творческие способности.
Игровые материалы и оборудование: декорация «Весна пришла», три карточки с символическим изображением снега, дождя и града, металлофон.
Игровые правила: В игре участвуют два и более человек. Каждый из играющих («синоптик») отображает символ, изображенный на выбранной карточке, в своей импровизации. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из играющих не побывает «синоптиком».
Игровые действия: выбор игровой карточки «вслепую», воспроизведение на металлофоне звуков с соблюдением динамических оттенков, вокальная или инструментально-ритмическая импровизация.
Ход игры:
Карточки располагаются на столе лицевой стороной вниз. Один из играющих выбирает карточку, не демонстрируя ее остальным участникам. После этого он «передает прогноз погоды», исполняя на одной пластине металлофона звуки в соответствии с изображением на его карточке (снег – тихо, дождь – не очень тихо, град –громко). Задача остальных играющих – догадаться, каков прогноз погоды. Первый, правильно назвавший природное явление, получает право сочинения (совместно со взрослым) строчки текста об угаданном природном явлении и мелодизирует ее голосом либо проговаривает на одном звуке, отстукивая ритм фразы на металлофоне, соблюдая необходимый динамический оттенок. После этого он в таком же порядке, как и предыдущий играющий, выбирает следующую карточку с символом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-дидактические игры, средний возраст.
Музыкально-дидактические игры, средний возраст....
Планирование работы музыкального руководителя июль средний возраст
Планирование работы музыкального руководителя июль средний возраст...
Подборка музыкальных заданий для младшего возраста.
Задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в младшей возрастной группе....
Подборка музыкальных заданий для старшего возраста.
Задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в старшей возрастной группе....
Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей среднего возраста
Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей среднего возраста...
Методическая разработка - Комплексная мультимедийная подборка логопедических заданий на автоматизацию звука [Р] для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи «День рожденье Пятачка».
Методическая разработка представляет собой анимационную презентацию в программе Power Point и подробное описание игровых упражнений и заданий, которые позволят педагогам эффективно применять данную ра...
подборка познавательных заданий для детей средней группы по лексической теме Мебель
подборка познавательных заданий для детей средней группы по лексической теме "Мебель"...