Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей среднего возраста
методическая разработка (средняя группа)
Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по музыкальному воспитанию в средней группе ДОУ | 99.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №569
Невского района Санкт-Петербурга
Принята на заседании «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогического совета Директор ГБОУ школы № 569
ГБОУ школы № 569 ______________И.В. Королева
Протокол № 2 от 31.08.2022 г. Приказ № 288 от 31.08.2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
музыкального руководителя
для средней группы
на 2022-2023 учебный год
Составила музыкальный руководитель:
Капранова Н.Н.
Санкт-Петербург
2022 год
Содержание программы
1. Целевой раздел рабочей программы
1.1. Пояснительная записка......................................................................................3
1.1.1. Цели и задачи программы..............................................................................3
1.1.2. Методические принципы и подходы к формированию Программы................................................................................................................6
1.2. Возрастные особенности развития ребенка 4-5 лет в музыкальной деятельности. Содержание психолого-педагогической работы...........................6
1.3. Целевые ориентиры освоения воспитанниками Программы по
музыкальному развитию..........................................................................................8
1.3.1. Планируемые результаты музыкальной деятельности............................... 8
1.4. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.................................................................................................................10
2. Содержательный раздел рабочей программы
2.1. Описание образовательной деятельности в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" направление "Музыка"......................11
2.2. Содержание образовательной работы с детьми...........................................12
2.2.1.Календарное (перспективное) планирование (см. Приложение 1).........17
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников.................................................17
2.4. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы дошкольного образования......................................................................................18
2.5. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений...............................................................................................................19
3. Организационный раздел рабочей программы.
3.1. Структура реализации образовательной деятельности...............................21
3.2. Максимально допустимая нагрузка воспитанников группы (занятия).....22
3.3. Организация предметно-пространственной среды в группе и деятельность по ее освоению........................................................................................................22
3.4. Методическое обеспечение в том числе, для реализации части, формируемой участниками образовательных......................................................23
Приложения к рабочей программе
Приложение 1……………………………………………………….....…………26
Приложение 2.........................................................................................................36
1.Целевой раздел рабочей программы
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа музыкального руководителя ГБОУ школы № 569 Невского района Санкт-Петербурга структурного подразделения «Отделения дошкольного образования детей» (далее - Программа) составлена на ткущий учебный год на основании учебного плана и календарного учебного графика на 2022 - 2023 учебный год.
Программа разработана на основе образовательной программы дошкольного образования ГБОУ школы №569 Невского района Санкт-Петербурга и характеризует систему организации образовательной деятельности музыкального руководителя, определяет ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования по музыкальному воспитанию для детей средней группы (4-5 лет).
Программа составлена по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие и включает в себя раздел "Музыка".
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
∙ Федеральный закон "Об образовании в Российской федерации" от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ;
∙ Конвенция ООН о правах ребенка;
∙ СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. №2;
∙ СП 2.4.3448-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. №28;
∙ Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 "Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта Дошкольного образования (ФГОС ДО);
∙ Устав ГБОУ.
1.1.1. Цели и задачи программы.
Цель программы:
Реализация содержания основной образовательной
программы дошкольного образования для детей в
соответствии с требованиями ФГОС дошкольного
образования по музыкальному развитию воспитанников.
Цель образовательной области "Художественно-эстетического развития" направления "Музыка": создание благоприятных условий для полноценного образования, воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве средствами музыки.
Задачи:
1.Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2.Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей.)
3.Приобщить детей к русской народно - традиционной и мировой музыкальной культуре.
4.Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
5. Развивать коммуникативные способности.
6.Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
7.Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
8.Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями.
9.Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
10.Обеспечить эмоционально-психологического благополучие, охрану и укрепление здоровья детей.
Раздел «СЛУШАНИЕ»
-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;
-формирование музыкального вкуса. развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Раздел «ПЕНИЕ»
-формирование у детей певческих умений и навыков;
-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
-развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
-обучение детей согласованности движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитию пространственных и временных ориентировок;
-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
-развитие художественно-творческих способностей.
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
- развитие тембрового слуха, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса; - знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;
- развитие координации и двигательных функций рук.
Раздел «ТВОРЧЕСТВО»
- песенное, музыкально-игровое, танцевальное;
- импровизация на детских музыкальных инструментах;
- развитие способностей творческого воображения при восприятии музыки;
- способствование активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
- развитие способностей к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
Музыкальные занятия состоят из трех частей.
1) Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения.
Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2) Основная часть.
Слушание музыки.
Цель – обогащение детей музыкальными впечатлениями, художественно- музыкальными образами.
Подпевание и пение.
Цель – развитие вокальных задатков ребенка: чистое интонирование мелодии, пение без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с педагогом.
Музыкально-дидактические игры.
Цель - развитие сенсорных способностей детей, узнавание, сравнение и выделение средств музыкальной выразительности.
Игра на детских музыкальных инструментах
Цель- формирование у детей интереса и желания к музицированию на детских музыкальных инструментах.
3) Заключительная часть.
Игра.
Цель- прививать коммуникативные качества, развивать ловкость и подвижность, доставлять радость от игровой деятельности,
1.1.2. Методические принципы и подходы к формированию Программы.
1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста).
2. Сохранение уникальности и само ценности детства как важного этапа в развитии человека
3. Уважение личности ребёнка.
4. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.
6. Принцип культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать.
7. Принцип вариативности – музыкальный материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну.
8. Принцип эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства.
9. Принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.
10. Принцип деятельности- формирование умений самостоятельно применять знания в жизни.
1.2. Возрастные особенности развития ребенка 4-5 лет в музыкальной деятельности. Содержание психолого-педагогической работы.
В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребёнок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, восприятие метро - ритмической основы музыкальных произведений позволяют дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения.
Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребёнка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства. Начинает развиваться образное мышление. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.
Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого.
Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на
музыкальных инструментах и творчество. Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут. Их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе.
В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях. Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни.
На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 20 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей особенностей каждого ребенка.
Задачи в области музыкального восприятия-слушания- интерпретации.
1.Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
2.Развивать умение детей общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.
3.Развивать у дошкольников музыкальный слух - интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; способствовать освоению детьми элементарной музыкальной грамоты.
Задачи в области музыкального исполнительства- импровизации- творчества.
1.Развивать у детей координацию слуха и голоса, способствовать приобретению ими певческих навыков.
2.Способствовать освоению детьми приемам игры на детских музыкальных инструментах.
3.Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
4.Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
1.3. Целевые ориентиры.
Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы (по музыкальному развитию воспитанников) | Средняя группа. - слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; - узнавать песни, мелодии; - различать звуки по высоте (секста-септима); - петь протяжно, четко поизносить слова; - выполнять движения в соответствии с характером музыки; - инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы; - играть на металлофоне. Целевые ориентиры по ФГОС ДО: Ребенок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями. |
1.3.1. Планируемые результаты музыкальной деятельности.
месяц | Планируемые результаты музыкальной деятельности |
Сентябрь | Проявляет интерес к искусству; может сравнивать и анализировать музыкальные произведения с одинаковыми названиями, разными по характеру, петь естественным голосом песни различного характера (слитно, протяжно, гасить окончания), самостоятельно придумывать окончания песен, ритмично двигаться в характере музыки, менять движения со сменой частей музыки; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений. |
Октябрь | Проявляет интерес к искусству; может сравнивать и анализировать музыкальные произведения разных эпох и стилей, высказывать свои впечатления, различать двух- и трехчастную форму, петь разнохарактерные песни, самостоятельно придумывать окончание к попевке, передавать особенности музыки в движениях, самостоятельно подбирать попевки из 2–3 звуков; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений: активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры. |
Ноябрь | Проявляет интерес к искусству; может определять жанры музыки, высказываться о характере, особенностях музыки, сравнивать и анализировать, различать звучание инструментов, определять двухчастную форму музыкальных произведений, петь разнохарактерные песни (серьезные, шуточные, спокойные), чисто брать звуки в пределах октавы, удерживать интонацию до конца песни, петь легким звуком, без напряжения, передавать в движении особенности музыки, двигаться ритмично, соблюдая темп музыки; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры. |
Декабрь | Проявляет интерес к искусству; может передавать в движении особенности музыки, характер танца, двигаться ритмично, соблюдая темп музыки, может сравнивать и анализировать музыкальные произведения, импровизировать простейшие мелодии; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнения музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры. |
Январь | Проявляет интерес к искусству; может точно интонировать мелодию в пределах октавы, выделять голосом кульминацию, воспроизводить ритмический рисунок, петь эмоционально, придумывать собственные мелодии к стихам, четко и ритмично выполнять движения танцев, вовремя менять движения, не ломать рисунок танца; водить хоровод в двух кругах в разные стороны; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры. |
Февраль | Проявляет интерес к искусству; может различать жанры музыкальных произведений, сравнивать произведения, изображающие животных и птиц, находя в музыке характерные черты; различать оттенки настроений, характер музыки, передавать в пантомиме характерные черты персонажей, петь слаженно, прислушиваться к пению детей и взрослых, импровизировать на основе простейших мотивов, придумывать свои мелодии к частушкам, свободно ориентироваться в пространстве, распределяться в танце по всему залу; эмоционально и непринужденно танцевать, передавать в движениях характер музыки; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры. |
Март | Проявляет интерес к искусству; может различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, интонации музыки, близкие речевым, интонировать мелодию в пределах октавы; выделять голосом кульминацию; точно воспроизводить в пении ритмический рисунок; удерживать тонику, не выкрикивать окончание; петь пиано и меццо, пиано с сопровождением и без, самостоятельно менять движения со сменой музыки, выполнять танцы ритмично, в характере музыки; эмоционально доносить танец до зрителя; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры. |
Апрель | Проявляет интерес к искусству; может различать средства музыкальной выразительности; определять образное содержание музыкальных произведений; накапливать музыкальные впечатления, петь песни разного характера выразительно и эмоционально; передавать голосом кульминацию, двигаться в танце ритмично, эмоционально, действовать с воображаемыми предметами; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры. |
Май | Проявляет интерес к искусству; может различать средства музыкальной выразительности, определять образное содержание музыкальных произведений, исполнять песни разного характера выразительно, эмоционально в диапазоне октавы; передавать голосом кульминации; петь пиано и меццо сопрано с сопровождением и без; петь по ролям, с сопровождением и без, передавать игровые действия с воображаемыми предметами; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры. |
1.4. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, выбрана комплексная программа "От рождения до школы" под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. М.: Мозаика Синтез», 2019 г. (образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста).
Цель: создание благоприятных условий, способствующих формированию эмоционально-волевой сферы, познавательных интересов у детей дошкольного возраста, их физическому, психическому и нравственному развитию как факторов, обеспечивающих социальную адаптацию детей.
А также парциальные программы:
«Музыкальные шедевры» О. П. Радынова М., 2000.
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Парциальная программа «Праздник каждый день» «Ладушки» /И.Каплунова, И.Новоскольцева.
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Парциальная программа по развитию танцевального творчества «Ритмическая мозаика» /А.Буренина/.
Цель: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
«Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г. Кононова, «Просвещение»,
Цель: организация игры на детских музыкальных инструментах.
Программа по развитию танцевального творчества "Танцевальная ритмика для детей Т.И.Суворовой.
Цель: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Парциальная программа по элементарному
музицированию «Тутти» Т. Э. Тютюнниковой, А. И.
Бурениной.
Цель: игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности.
2. Содержательный раздел рабочей программы.
2.1. Описание образовательной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка».
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в образовательной области "Художественно-эстетического развития" направления "Музыка" и интегрирует со всеми образовательными областями:
«Физическое развитие» | развитие физических качеств, используемых в музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
«Социально- коммуникативное развитие» | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. |
«Художественно- эстетическое развитие» | развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений. |
«Познавательно-речевое развитие» | расширение кругозора детей в музыкальной области ; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества. |
2.2. Содержание образовательной работы с детьми средней группы.
Месяц | Темы\направления деятельности | Образовательные области | Основные задачи работы с детьми |
IX-2022г. | «Здравствуй, детский сад!» | Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | Приобщать детей к народной и классической музыке, формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку, способствовать развитию певческих навыков, развивать умение бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку, развивать умение кружиться в парах. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. |
Социально- коммуникативное развитие | Развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, поощрять участие детей в совместных играх, развивать интерес к различным видам игр; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми; воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение к окружающим; закреплять умения соблюдать правила пребывания в детском саду. | ||
Речевое развитие | Развивать диалогическую форму речи, развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения и делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля. | ||
X-2022г. | «Осень золотая» | Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. Приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении, формировать умение двигаться в соответствии с 2-3-х частной формой музыки. Самостоятельно придумывать окончание к попевке из 2-3х звуков. Передавать особенности музыки в движениях. |
Социально-коммуникативное развитие | Способствовать возникновению игр по мотивам потешек, песенок, поощрять игры, развивающие ловкость движений. Активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры. Продолжать знакомить детей с приемами вождения настольных кукол, учить сопровождать движения простой песенкой. | ||
Речевое развитие | Эмоционально-заинтересованно следить за развитием действий в кукольных спектаклях и пытаться отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. | ||
XI-2022г. | «Мамин день» «Мы - дружные ребята | Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, учить выразительному пению, реагировать на начало звучания музыки и ее окончание; развивать умение маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. |
Социально-коммуникативное развитие | Знакомить детей с семейными ценностями. Воспитывать нравственные качества: доброту, внимание к близким, желание дарить людям радость. Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен. Развивать творческие способности, совершенствовать их исполнительские умения и навыки. | ||
Речевое развитие | Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, вырабатывать правильный темп. Показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры речи, интонационную выразительность | ||
XII-2022г. | «Здравствуй, гостья Зима!» | Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира .Развивать способность различать музыкальные звуки по высоте, замечать изменения в силе звучания мелодии |
Социально-коммуникативное развитие | Поощрять игры с предметами, развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, вызывать желание выступать перед сверстниками; формировать потребность делиться своими впечатлениями. | ||
Речевое развитие | Формировать потребность делиться своими впечатлениями. Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простыми словами, песенкой. | ||
I-2023г. | «Зимушка- Зима» | Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | Развивать интерес к искусству; интонировать мелодию в пределах октавы, выделять голосом кульминацию, воспроизводить ритмический рисунок, петь эмоционально, придумывать собственные мелодии к стихам, четко и ритмично выполнять движения танцев, вовремя менять движения, не ломать рисунок танца; водить хоровод в двух кругах в разные стороны. |
Социально-коммуникативное развитие | Выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, развивать умение имитировать характерные действия персонажей. | ||
Речевое развитие | Вырабатывать интонационную выразительность речи, формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями | ||
II-2023г. | «Прощай, зимушка-зима!» «Защитники Родины» | Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | Проявлять интерес к искусству; различать жанры музыкальных произведений, сравнивать произведения, изображающие животных и птиц, находя в музыке характерные черты; различать оттенки настроений, характер музыки, передавать в пантомиме характерные черты персонажей, петь слаженно, прислушиваться к пению детей и взрослых, импровизировать на основе простейших мотивов, придумывать свои мелодии к частушкам, свободно ориентироваться в пространстве, распределяться в танце по всему залу; эмоционально и непринужденно танцевать, передавать в движениях характер музыки; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движении; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры. |
Социально-коммуникативное развитие | Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными» профессиями .В процессе игр с игрушками развивать у детей интерес к окружающему миру, поощрять игры, развивающие ловкость движений, развивать умение имитировать характерные действия персонажей; | ||
Речевое развитие | Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные, развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие и речевое дыхание, помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом. | ||
III-2023г. | «Весна» «Женский день» | Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | Проявлять интерес к искусству; учить различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, интонации музыки, близкие речевым, интонировать мелодию в пределах октавы; выделять голосом кульминацию; точно воспроизводить в пении ритмический рисунок; удерживать тонику, не выкрикивать окончание; петь пиано и меццо, пиано с сопровождением и без, самостоятельно менять движения со сменой музыки, выполнять танцы ритмично, в характере музыки; эмоционально доносить танец до зрителя; выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры. |
Социально-коммуникативное развитие | Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. | ||
Речевое развитие | Продолжать совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные, развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие и речевое дыхание, помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом. | ||
IV-2023г. | «Знакомство с народной культурой и традициями» | Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | Проявлять интерес к искусству; может различать средства музыкальной выразительности; определять образное содержание музыкальных произведений; накапливать музыкальные впечатления, петь песни разного характера выразительно и эмоционально; передавать голосом кульминацию, двигаться в танце ритмично, эмоционально, действовать с воображаемыми предметами; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры. |
Социально-коммуникативное развитие | Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др). Знакомить с народными промыслами. Использовать фольклор при организации всех видов деятельности. | ||
Речевое развитие | Пробуждать интерес детей к театрализованной игре. Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Развивать диалогическую речь. Разучивание фольклорных потешек, попевок, словесных игр и хороводов. | ||
V- 2023г. | «Город, в котором ты живешь» «Мы стали на год взрослей» | Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | Проявлять интерес к искусству; различать средства музыкальной выразительности, определять образное содержание музыкальных произведений, исполнять песни разного характера выразительно, эмоционально в диапазоне октавы; передавать голосом кульминации; петь пиано и меццо-сопрано с сопровождением и без; петь по ролям, с сопровождением и без, передавать игровые действия с воображаемыми предметами; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры. |
Социально-коммуникативное развитие | Дать представление о городе, в котором мы живем Расширять представления о видах транспорта, о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Помогать детям объединяться для игры в группы по 2–3 человека на основе личных симпатий, постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений; | ||
Речевое развитие | формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. | ||
VI- 2023г. | «Лето» | Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку и понимать характер музыки, развивать способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы, умение двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения. |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивать место для выступления. | ||
Речевое развитие | Побуждать участвовать в беседах о театре ( театр- актеры- зрители, поведение людей в зрительном зале). |
2.2.1. Календарное (перспективное) планирование.
Репертуар может варьироваться в зависимости от поставленных целей и задач, а также от возможностей конкретной группы (по усмотрению музыкального руководителя, а также, по предложению воспитателей). Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом и может изменяться, дополняться в соответствии с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей. (см. Приложение 1).
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Месяц | Темы | Формы работы |
IX-2022г. | «Музыкальное воспитание, как одно из условий обеспечения качества дошкольного образования» | Информационный стенд. |
X-2022г. | «Развитие музыкальных способностей ребенка», «Осень в гости к нам пришла» | Анкетирование Привлечение родителей к участию в изготовлении атрибутов. |
XI-2022г. | «Поем вместе с мамой» | Привлечение к участию в праздничных мероприятиях. |
XII-2022г. | «Рекомендации по пению» «Рекомендации о посещении праздников» | Информационный стенд. Привлечение родителей к участию в праздничных программах. |
I-2023г. | «Организация детской вечеринки» | Информационный стенд, сайт ДОУ. |
II-2023г. | «Папа может все, что угодно…» | Привлечение пап к участию в праздничной программе. |
III-2023г. | «Мама, мама, мамочка…» | Привлечение родителей к участию в праздничных программах. |
IV-2023г. | «День открытых дверей» | Открытые музыкальные занятия для родителей. |
V-2023г. | «Ваш музыкальный ребенок» | Итоговое анкетирование родителей. |
VI-2023г. | «Летние игры и развлечения» | Информационный стенд, сайт ДОУ. |
В течение года | Индивидуальные беседы, рекомендации для родителей, дети которых имеют низкий уровень развития музыкальных способностей и часто болеющих детей. Использование дистанционных технологий при необходимости. |
2.4. Система педагогической диагностики (мониторинга)
достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы дошкольного образования.
Музыкальность – комплекс способностей, развиваемых на основе
врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.
Критерии диагностики:
Цель: изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начала музыкальной культуры в процессе проведения групповой и индивидуальной диагностики в одной из возрастных групп детского сада.
Форма проведения: групповая и индивидуальная
Оценка уровня умений (по пятибалльной системе):
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Этапы диагностики. |
- просьба повторить - наличие любимых произведений - узнавание знакомой мелодии - высказывания о характере музыки - узнавание знакомой мелодии по фрагменту - определение окончания мелодии - определение правильности интонации в пении у себя и у других |
- пение (подпевание) знакомой мелодии с сопровождением - воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне |
- воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии; - выразительное исполнение произведений |
Объект педагогической диагностики (мониторинга) | Формы и методы педагогической диагностики | Периодичность проведения педагогической диагностики | Длительность проведения педагогической диагностики | Сроки проведения педагогической диагностики |
Индивидуальные достижения детей в контексте образовательной области: "Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | Наблюдение | 2 раза в год | 2 недели в каждой группе | Сентябрь Май |
2.5. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество.
Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут. Их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе.
В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.
Музыкальное развитие детей осуществляется в непрерывной образовательной деятельности и в совместной деятельности детей и педагогов.
Музыкальная образовательная деятельность состоят из трех частей.
1.Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения.
Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть.
Слушание музыки.
Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и создающих художественно- музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать.
Пение.
Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем. В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть.
Игра
Цель — доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Программы парциальные | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь |
«Музыкальные шедевры» О. П. Радынова М. | «Шутка» И. Баха | «Юмореска» П. Чайковского | П. Чайковский. Мама («Детский альбом» | «Клоун» Р.Шуман | Л.Бетховен «Весело-грустно» | «Зимнее утро» П.Чайковский | Русские народные песни | П.Чайковский «Нянина сказка» | Д.Кабалевский «Труба и барабан» | «Кукушка» М. Красева |
«Ладушки» /И.Каплунова, И.Новоскольцева. | Игра «Паровоз» А.Филлиппенко
| «Танец зайчиков» А. Красева | «Прогулка и дождик» М. Раухвергера | «Ёлка - Елочка» Т.Попатенко | «Саночки» А.Филиппенко | Пляска парами» лит.нар мел. | «Я иду с цветами» Е.Тиличеевой | «Есть у солнышка друзья» Е.Тиличеевой | «Машина» Т.Попатенко | «Петушок» прибаутка р.н.м. |
«Ритмическая мозаика» /А.Буренина/. | Танец «Листики» | Композиция «Лисичка» | Танец «Капельки» | «Танец Снежинок» « Пляска зайчиков с морковками» | «Белочка» | Подвижные игры с музыкой ( по выбору детей | «Мы запели песенку» Р.Рустамова | «Дудочка» Т.Ломовой | «Два кота» польск.нар.мел. | «Разноцветная игра» |
«Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» | «Игра с погремушкой» А. Раухвергера | «Тихо и громко» Е. Тиличеевой | «Игра с бубном» М.Красева | «На чем играю» Е.Тиличеевой | «Погремушки» М.Раухвергера | «Бубен» Г.Фрида | «Ходим-бегаем Е.Тиличеевой | «Тихо-громко» Е.Тиличеевой | «Птица и птенчики» Е.Тиличеевой | «Погремушка» р.н.м. |
"Танцевальная ритмика для детей" Т.И.Суворовой | «Листочки» | «Поем и пляшем» | «Посиделки» | «Ритмическое упражнение» | «Снежная баба и дети на санках» | «Пришла ко мне подружка» | «Божья коровка» | «Гусельки» | «Веселые матрешки» | «Цветочки» |
«Тутти» Т. Э. Тютюнниковой, А.И. Бурениной. | «Пляска с платочком» Е.Тиличеевой | «Птички и вороны» А.Кравцович | «На осточке» А.Филлипенко | «Дед Мороз» А.Филиппенко | «Танец снежинок» А.Филиппенко | «Зима» М.Красева | «Пляска зайчиков» А.Филлипенко | «Танец с веточками» р.н.м. | «Мячик» Т.Ворониной | «Где флажки» Т.Кишко |
3. Организационный раздел рабочей программы
3.1. Структура реализации образовательной деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Виды деятельности, технологии | Индивидуальный маршрут развития ребенка |
Занятия по музыкальному развитию - 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Праздники - 1 раз в квартал Развлечения - 1 раз в месяц Другие формы совместной деятельности | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности детей в режимных моментах (на улице, в группе) | (указать из ФГОС дошкольного образования в соответствии с возрастом детей) | (Указать, как и в какой форме осуществляется личностно-ориентированный подход к развитию воспитанников) |
Театральная студия «Сказка» Студия «Посиделки» (кукольный театр)- организованный педагогическим коллективом. Музыкальная библиотека (паспорта музыкальных инструментов, игрушки, в форме музыкальных инструментов, книжки с литературным содержанием о музыкальном инструменте, книжки для чтения детям о музыкальном инструменте). | Создание в группах музыкальных уголков в соответствии с программным содержанием и возрастными, индивидуальными особенностями детей: -подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных); -музыкальные игрушки; - театральных кукол; - атрибутов для ряжения; -экспериментиро вание со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты. Игры в праздники», «концерты». | Музыкальная деятельность: музыкальные занятия (средние группы): - слушание (восприятие музыкальных произведений, развитие голоса и слуха), - пение (усвоение песенных навыков, песенное творчество), - музыкально-ритмические движения (упражнения, пляски, игры); Самостоятельная музыкальная деятельность. Праздники и развлечения. | Театральная студия «Сказка» |
3.2. Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия по музыкальному развитию)
(в соответствии с требованиями СанПиН, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)
Группы | Продолжительность одного занятия по музыкальному развитию | Количество образовательных занятий по музыкальному развитию в неделю |
Средняя | 20 | 2 |
3.3. Создание развивающей предметно- пространственной среды
Образовательная область Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | Обогащение (пополнение) развивающей предметно-пространственной среды | |
Содержание | Срок (месяц) | |
Оснащение музыкального уголка дисками с записью музыкальных произведений для детей среднего возраста. Пополнение муз. уголка музыкальными инструментами. Пополнение муз. уголка разными видами кукольного театра и театральной ширмой (настольный, перчаточный). Пошив костюмов к осенним праздникам, изготовление осенних атрибутов, обновление дидактических игр «Солнышко и дождик», «Разноцветные тучки», и другие. | сентябрь -октябрь | |
Обновление новогодних костюмов, пошив новых костюмов к новогодней сказке, изготовление дидактического материала к играм «Снежки», «Зимнее настроение». Пополнение уголка новыми дидактическими играми: « Музыкальный домик», «Веселые матрешки», « Что делают дети». | ноябрь-декабрь | |
Пополнение театрального уголка театральными игрушками (би-ба-бо, пальчиковый, штоковый). Изготовление музыкального альбома с картинками к знакомым песням. | январь-февраль | |
Обновление наглядного материала, изготовление картотеки с новыми музыкальными играми. | март-апрель | |
Изготовление картотеки хороводных народных игр. Изготовление атрибутов к досугам и праздникам. | май-июнь |
3.4. Методическое обеспечение в том числе, для реализации части, формируемой участниками образовательных отношений
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
- совместной деятельности взрослого и детей
- самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется в виде занятий по музыкальному развитию (не сопряженных с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Формы организации образовательной музыкальной деятельности:
- фронтальная (групповая) форма,
- подгрупповая,
- игроваяформа,
- индивидуально – творческая деятельность,
- интегрированная форма обучения
Здоровьесберегающие технологии, используемые в Программе:
- Музыкотерапия
- Дыхательная гимнастика
- Музыкально - ритмические упражнения
- Пальчиковая гимнастика
- Логоритмика
При неблагоприятной эпидемиологической остановке в регионе, возникает высокий риск заражения детей инфекционными заболеваниями, в этом случае, возможно использование дистанционных образовательных технологий, т.е. образовательных технологий, реализуемых с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий, при этом взаимодействие между педагогом и воспитанниками будет осуществляться опосредовано (на расстоянии). (См. Приложение 2).
Образовательная область, направление образовательной деятельности | Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.) |
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) |
|
Приложение 1.
Календарное (перспективное) планирование образовательной деятельности
СЕНТЯБРЬ
Формы организации музыкальной деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: - упражнения - пляски - игры | 1.Музыкально-ритмические навыки: Формировать у детей навык ритмичного движения. Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки. Совершенствовать движение спокойного шага и развивать мелкие движения кисти. 2.Навыки выразительного движения: Совершенствовать танцевальные движения: легкий бег, ритмичные притопы, приседания; менять их в соответствии с изменением характера музыки. Развивать внимание, чувство ритма. | «Марш» Е.Тиличеевой «Барабанщик» Д.Кабалевский Упр. «Качание рук с лентами» А.Жилина «Нам весело», «Ой лопнул обруч» У.Н.М. «Пружинка», «Ах вы, сени» Р.Н.М. Игра «Петушок» (2 мл С.23) «Колыбельная» С.Левидова «Кот Васька» Г.Лобачёва «Прыжки», «Полечка» Д.Кабалевского Пр12 «Заинька» Р.Н.П. Пр15 |
Развитие чувства ритма. Музицирование. | Пропевать долгие и короткие звуки. Играть простейшие ритмические формулы. | «Андрей-воробей»Р.Н.М. «Петушок» Р.Н.П. «Котя»С.12 «Зайчик ты, зайчик» Р.Н.П. |
Слушание | Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать дру-гих), дослушивать произведение до конца | «Марш» И.Дунаевского «Полянка» Р.Н.П. Пр8 |
Пение | Обучать детей выразительному пению. Начинать пение после вступления вместе с воспитателем и без него. | «Чики-чики-чикалочки» Р.Н.П. «Барабанщик» М.Красева «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича «Котик» И.Кишко «Мяу-мяу» С.11 «Колыбельная зайчонка» М.Красева |
Пальчиковая гимнастика | Укрепление мышц пальцев руки. Развитие чувства ритма. Развитие памяти, артикуляционного аппарата. | «Побежали вдоль реки» стр5 «Тики-так» (2 мл.С.22) «Мы платочки постираем» (2 мл. С.30) «Семья» (2.мл. С.65) «Две тетери" (2 мл.С76) «Коза» (2.мл С.87) «бабушка очки надела» (2 мл. С16) |
Праздники и развлечения. | Создать непринужденную радостную атмосферу. Побуждать детей активно участвовать в развлечении | «В гостях у сказки» «День дошкольного работника» |
ОКТЯБРЬ
Формы организации музыкальной деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: - упражнения - пляски - игры | 1.Музыкально-ритмические навыки: закрепить умение различать характер музыки, передавать его в движении, ходить спокойно, самостоятельно выполнять движения в соответствии с характером музыки. 2. Навыки выразительного движения: Продолжать совершенствовать навыки основных движений: бег легкий, стремительный, ходьба. Продолжать учить детей свободно ориентироваться в пространстве зала, и импровизировать в танце. | «Лошадки» Л.Банниковой «Упражнение для рук с лентами» «Вальс» А.Жилина «Ловишки с лошадкой» Й.Гайдна «Марш» Ф.Шуберта «Мячики» М.Сатулиной «Хлопки в ладоши» «Полли» А.Н.М. Пр23 «Танец осенних листочков» А.Филиппенко «Пляска парами» Л.Н.М. Пр26 |
Развитие чувства ритма. Музицирование | Пропевать долгие и короткие звуки. Играть простейшие ритмические формулы. | «Пляска для лошадки». «Всадники» В.Витлина «Божьи коровки» С.23 «Где наши ручки?» Пр24 Игра «Узнай песенку» С.30 «Весёлый оркестр» Пр7 С.34 |
Слушание | Учить детей чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанной музыке. | «Полька» М.Глинки «Грустное настроение» А.Штейнвиля «Полянка» Р.Н.П. Пр8 |
Пение | Развивать умение детей брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчая концы фраз. | «Игра с лошадкой» (2 мл.гр Пр.95) «Лошадка Зорька» Т.Ломовой «Котик» И.Кишко «Огородная-хороводная» И.Можжевелова «Барабанщик» М.Красева «Осень» А.Филиппенко «Осенние распевки» М.Сидоровой С.28 |
Пальчиковая гимнастика | Укрепление мышц пальцев руки. Развитие чувства ритма. Развитие памяти, артикуляционного аппарата. | «Раз, два, три, четыре, пять» С.22 «Побежали вдоль реки» С.5 |
Праздники и развлечения. | Создать непринужденную радостную атмосферу. Побуждать детей активно участвовать в празднике. | Сказка «Репка Праздник осени«Осенины» |
НОЯБРЬ
Формы организации музыкальной деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: - упражнения - пляски - игры | 1.Музыкально-ритмические навыки: Воспринимать и различать музыку маршевого и колыбельного характера, менять свои движения с изменением характера музыки. Развивать и укреплять мышцы стопы. 2. Навыки выразительного движения: Начинать движение после муз. вступления, двигаться легко, менять свои движения в соответствии с двухчастной формой пьесы. Предложить детям творчески передавать движения игровых персонажей. | «Ходьба и бег» Л.Н.М.Пр28 Упр. «Прыжки» «Полечка» Д.Кабалевский Пр12 «Огородная-хороводная» И.Можжевелова «Танец осенних листочков» А.Филиппенко Пр25 Игра «Хитрый кот» (2 мл.гр Пр№29) Игра «Колпачок» Р.Н.П. Пр33 «Марш» Е.Тиличеевой «Марш» Ф.Шуберта Пр21 Игра «Ищи игрушку» Р.Н.М.Пр 34 «Мячики» М.Сатулиной. (2 мл.гр Пр114) «Кружение парами» Л.Н.П.Пр35, 26 «Лошадка» Л.Банниковой. |
Развитие чувства ритма. Музицирование. | Пропевать долгие и короткие звуки. Играть простейшие ритмические формулы. Продолжить совершенствовать игру на треугольнике, металлофоне, барабане. | «Лётчик» Е.Тиличеевой С.38 «Где наши ручки?» Е.Тиличеевой «Андрей-воробей» С.5 Игра «Весёлый оркестр» С.43 «Самолёт» С.47 |
Слушание | Продолжить формировать умение определять музыкальные жанры, слышать изобразительные моменты в музыке. Познакомить с народной песней, передающей образы родной природы. | «Вальс» Ф.Шуберта «Кот и мышь» Ф.Рыбицкого «Полька» М.Глинки «Грустное настроение А.Штейнвиля |
Пение | Учить детей воспринимать и передавать веселый, оживленный характер песни. Петь естественным голосом, легким звуком. Ясно произносить гласные в словах. | «Варись, варись, кашка» Е.Туманян «Осень» А.Филиппенко «Первый снег» А.Филиппенко «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича Пр9 |
Пальчиковая гимнастика | Развитие чувства ритма. Развитие памяти, артикуляционного аппарата, координации движений с текстом. | «Капуста» С.39 Повтор ранее разученных игр |
Праздники и развлечения. | Воспитывать уважительное отношение к старшим товарищам, желание глядеть и слушать их выступление. | Концерт детей подготовительной группы. «Маму поздравим» «Песни и игры народов мира» |
ДЕКАБРЬ
Формы организации музыкальной деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: - упражнения - пляски - игры | 1.Музыкально-ритмические навыки: Учить бегать врассыпную, а затем ходить по кругу друг за другом. Самостоятельно начинать движение после музыкального вступления. 2.Навыки выразительного движения: двигаться легко непринужденно, передавая в движении характер музыки. Развивать у детей быстроту реакции. | «Шагаем, как медведи» Е.Каменоградского Упр. «Качание рук» (со снежинками) А.Жилина «Ёлка-ёлочка» Т.Попатенко «Дети и медведь» В.Верховенца Упр. «Хороводный шаг» «Как пошли наши подружки» Р.Н.М. Пр41 «Вальс» Ф.Шуберта «Всадники» В.Витлина Упр. «Кружение парами» Л.Н.М. «Полька» И.Штрауса «Дед Мороз» В.Герчик «Полечка» Д.Кабалевского «Танец в кругу» Ф.Н.М. «Пляска с султанчиками» Х.Н.М. Пр44 «Вальс снежинок» (по выбору) «Игра «Зайцы и лиса» Пр48 Игра с погремушками «Экосез» А.Жилина Пр47 Игра «Узнай инструмент» С.62 «Пляска лисички» «Полянка» Р.Н.М. Пр8 |
Развитие чувства ритма. Музицирование. | Пропевать долгие и короткие звуки. Играть простейшие ритмические формулы. Продолжить совершенствовать игру на треугольнике, металлофоне, барабане. | «Сорока» С54 Проигрывание знакомых песенок-попевок по выбору детей |
Слушание | Учить детей образному восприятию музыки, различать настроение: грустное, веселое, спокойное. Различать музыкальные жанры. | «Бегемотик танцует» Пр38 «Вальс-шутка» Д.Шостаковича «Вальс» Ф.Шуберта Пр30 «Кот и мышь» Ф.Рыбицкого Пр31 |
Пение | Формировать умение петь дружно, слажено, легким звуком, вступать после муз. вступления. Чисто исполнять мелодии песен. | «Весёлый новый год» Е.Жарковского «Первый снег» А.Филиппенко «Лошадка Зорька» Т.Ломовой Пр19 «Дед Мороз» В.Герчик «Лётчик» Е.Тиличеевой С.38 |
Пальчиковая гимнастика | Развитие чувства ритма. Развитие памяти, артикуляционного аппарата, координации движений с текстом. | «Снежок» С.55 «Капуста» С.39 |
Праздники и развлечения. | Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях. | Праздник «Новый год» |
ЯНВАРЬ
Формы организации музыкальной деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: - упражнения - пляски - игры | 1.Музыкально-ритмические навыки: Различать контрастные части музыки: бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, и легко прыгать на двух ногах. Совершенствовать координацию движений. 2. Навыки выразительного движения: Различать двухчастную форму музыки и её динамические изменения, передавать это в движении. Добиваться четкости движений. Приучать самостоятельно менять свои движения: тихо мягко ходить и быстро бегать. | Упр. «Выставление ноги на носочек» Р.Н.М. «Паровоз» Г.Эрнесакса Пр49 «Покажи ладошки» Л.Н.М. Упр. «Высокий шаг» «Лошадки» Л.Банниковой «Как пошли наши подружки» Р.Н.М.(хороводный шаг) «Пляска парами» Л.Н.М. Пр26 Упр. «Ходьба и бег» Л.Н.М. «Выставление ноги на пятку» Р.Н.М. Игра «Колпачок» Р.Н.М. Пр33 |
Развитие чувства ритма. Музицирование. | Играть простейшие ритмические формулы.Продолжить совершенствовать игру на треугольнике, металлофоне, барабане. Играть в ансамбле. | «Сорока» С.54 «Барашеньки» С.69 «Паровоз» Г.Эрнесакса Пр49 «Андрей-воробей» Р.Н.П. «Всадники» В.Витлина Игра «Весёлый оркестр» С.74 |
Слушание | Воспринимать музыку спокойного характера. Определять средства музыкальной выразительности, музыкальные жанры. | «Немецкий танец» Л.Бетховена «Два петуха» С.Разорёнова «Вальс-шутка» Д.Шостаковича «Бегемотик танцует» Пр38 |
Пение | Развивать у детей умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчая концы фраз, четко произнося слова. Развивать кантиленное звучание голоса. | «Песенка про хомячка» А.Абелян «Саночки» А.Филиппенко |
Пальчиковая гимнастика | Развитие чувства ритма. Развитие памяти, артикуляционного аппарата, координации движений с текстом. | «Овечка» С.69 «Капуста» С.39 «Раз, два, три, четыре, пять» С.22 |
Праздники и развлечения. | Создать непринужденную радостную атмосферу. Побуждать детей активно участвовать в развлечении | «Зимние забавы» |
ФЕВРАЛЬ
Формы организации музыкальной деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: - упражнения - пляски - игры | 1.Музыкально-ритмические навыки: Слышать смену характера музыки, отмечая ее в движении. Развивать координацию движений. Совершенствовать легкость и четкость бега. 2. Навыки выразительного движения: Совершенствовать движения с предметами. Двигаться легко, изящно, меняя характер движения в соответствии с двухчастной формой. Учить детей свободно ориентироваться в игровой ситуации. Упражнять в движении прямого галопа, поскоков. | Упр. «Хлоп-хлоп». «Полька» И.Штрауса «Марш» Е.Тиличеевой «Пляска парами» Л.Н.М. Пр26 Игра «Ловишки» Й.Гайдна «Всадники» В.Витлина Игра «Покажи ладошки» Л.Н.М. Пр35 Игра «Колпачок»Р.Н.М. Пр33 Упр. «Хороводный шаг» Пр41 «Заинька» Р.Н.П Пр15 «Игра с погремушками». «Экосез» А.Жилина Пр69 «Пляска с султанчиками» Х.Н.М. Пр44 «Марш» Ф.Шуберта «Зайчики» «Полечка» Д.Кабалевского Пр.12 Игра «Пузырь» С.91 «Полька» И.Штрауса |
Музицирование. Развитие чувства ритма. | Играть простейшие ритмические формулы.Продолжить совершенствовать игру на треугольнике, металлофоне, барабане. Играть в ансамбле. | «Сорока» С.54 «Ой, лопнул обруч» У.Н.М. Пр7 «Паровоз» Г.Эрнесакса «Зайчик» С.86 «Лётчик» С.38 «Барашеньки» С.69 |
Слушание | Продолжать развивать у детей желание слушать музыку. Вызвать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Познакомить с разновидностями танца (вальс, полька). Слышать различия в темпе и характере. | «Смелый наездник» Р.Шумана «Маша спит» Г.Фрида «Два петуха» С.Разорёнова «Немецкий танец» Л.Бетховена |
Пение | Учить детей передавать бодрый весёлый характер песни. Петь в темпе марша, бодро, четко. Формировать умение детей петь легким звуком, своевременно начинать и заканчивать песню. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. | «Саночки» А.Филиппенко «Песенка про хомячка» Л.Абелян «Мы запели песенку» Р.Рустамова Пр57 «Паровоз» Г.Эрнесакса «Котик» И.Кишко |
Пальчиковая гимнастика. | Развитие памяти, артикуляционного аппарата, координации движений с текстом. | «Шарик» С.83 «Овечка» С.69 |
Праздники и развлечения. | Содействовать устойчивому интересу к совместным праздникам. | Масленица |
МАРТ
Формы организации музыкальной деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: - упражнения - пляски - игры | 1.Музыкально-ритмические навыки: Совершенствовать умение детей выполнять движения с предметами легко, ритмично. Самостоятельно начинать и заканчивать танец, запоминать порядок движений в пляске. 2. Навыки выразительного движения: Совершенствовать умение детей ходить хороводным шагом, развивать быстроту реакции. | «Скачут по дорожке» А.Филиппенко «Марш» Ф.Шуберта «Игра с платочком» Пр54. «Пляска с платочком» Х.Н.М. «Ходьба и бег» Л.Н.М. Пр28 «Хлоп-хлоп» И.Штрауса «Игра с ёжиком» М.Сидоровой . С.102 «Кто у нас хороший?» Р.Н.П. Пр64 «Где наши ручки» Е.Тиличеевй Пр24 Игра «Ищи игрушку» Р.Н.М. Пр34 «Танец в кругу» Ф.Н.М. Пр46 |
Развитие чувства ритма. Музицирование | Совершенствовать игру простейших ритмических формул. Продолжить совершенствовать игру на треугольнике, металлофоне, барабане. Играть в ансамбле. | «Спой и сыграй своё имя» С.97 «Ёжик» С.99 Игра «Узнай инструмент» С.100 «Зайчик ты, зайчик» Р.Н.П. Пр13 |
Слушание | Продолжить формировать умение у детей различать средства музыкальной выразительности: громко – тихо, быстро – медленно. Подбирать иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям. Мотивировать свой выбор. | «Вальс» А.Грибоедова Пр60 «Ёжик» Д.Кабалевского «Маша спит» Г.Фрида Пр58 |
Пение | Закреплять умение у детей узнавать знакомые песни. Петь легко непринужденно, в умеренном темпе, точно соблюдая ритмический рисунок, четко проговаривая слова. Приучать к сольному и подгрупповому пению. | «Песенка про хомячка» Л.Абелян «Мы запели песенку» Р.Рустамова Пр57 «Воробей» В.Герчик. «Новый дом» Р.Бойко Игра «Музыкальные загадки» С.105 |
Пальчиковая гимнастика | Развитие памяти, артикуляционного аппарата, координации движений с текстом. Повторение ранее изученных упражнений по желанию детей. | «Два ежа» С.98 «Шарик» С.83 «Капуста» С.39 |
Праздники и развлечения. | Привлечь внимание детей, воспитывать добрые чувства к маме. | Праздник «8 марта» |
АПРЕЛЬ
Формы организации музыкальной деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: - упражнения - пляски - игры | 1.Музыкально-ритмические навыки: Самостоятельно менять движения со сменой музыкальных частей, развивать ловкость и быстроту реакции детей на изме-нение характера музыки. 2. Навыки выразительного движения: Совершенствовать танцевальные движения: кружиться парами на легком беге и энергично притопывать ногой. Упражнять в плясовых движениях и спокойной мягкой ходьбе. Придумывать самостоятельную пляску. | «Дудочка» Т.Ломовой «Весёлый танец» Пр26 Игра «Жмурки» Ф.Флотова Пр66 «Кто у нас хороший?» Р.Н.П. Пр64 «Марш» Ф.Шуберта «Скачут по дорожке» А.Филиппенко Пр59 «Упражнение с флажками» В.Козырева Игра «Ловишки с собачкой» Й.Гайдна 2 мл.гр Пр69 «Лётчики, на аэродром» М.Раухвергера Игра «Паровоз» С.121 |
Развитие чувства ритма. Музицирование. | Совершенствовать игру простейших ритмических формул. Продолжить совершенствовать игру на треугольнике, металлофоне, барабане. Играть в ансамбле. | «Божья коровка» С.112 Игра «Весёлый оркестр» С.112 «Зайчик ты, зайчик» Пр13 «Лётчик» Е.Тиличеевой С.38 «Самолёт» М.Магиденко Пр70 «Я иду с цветами» Е.Тиличеевой (2 мл.гр С.76) |
Слушание | Обратить внимание на изобразительные особенности песни. Воспринимать характерные интонации задорной частушки, чувствовать настроение музыки. Узнавать при повторном слушании. | «Полечка» Д.Кабалевского «Марш солдатиков» Е.Юцкевич «Вальс» А.Грибоедова «Ёжик» Д.Кабалевского |
Пение | Обучать детей выразительному пению, формировать умение брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Учить петь с музыкальным сопровождением и без него, но с помощью педагога. | «Весенняя полька» Е.Тиличеевой «Воробей» иВ.Герчик «Солнышко» (распевка) С.115 «Три синички» Р.Н.П. Пр76 «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича. Пр9 «Самолёт» М.Магиденко «Паровоз» Г.Эрнесакса Пр.49 «Барабанщик» М.Красева «Лётчик» Е.Тиличеевой С.38 |
Пальчиковая гимнастика | Развитие памяти, артикуляционного аппарата, координации движений с текстом. Повторение ранее изученных упражнений по желанию детей. | «Замок» С.112 «Шарик» С.83 «Два ежа» С.98 |
Праздники и развлечения. | Вызвать интерес к выступлению старших дошкольников. | «У бабушки Рассказушки в гостях» «Мы –космонавты» |
МАЙ
Формы организации музыкальной деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: - упражнения - пляски - игры | 1.Музыкально-ритмические навыки Передавать в движении весёлый, легкий характер музыки, совершенствовать поскоки. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений. 2. Навыки выразительного движения: Развивать быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Учить использовать знакомые танцевальные движения в свободных плясках. | Упр «Поскоки» Ф.Н.М. Пр79 «Марш под барабан» «Вот так вот» Б.Н.М. Пр87 «Упражнение с флажками» В.Козырева «Скачут лошадки» «Всадники» В.Витлина Пр17 Упражнение для рук «Вальс»иА.Жилина Игра «Жмурки» Ф.Флотова «Дудочка» Т.Ломовой «Лётчики, на аэродром!» М.Раухвергера «Как на нашем на лугу» Л.Бирнова «Пляска с платочком» Пр54 «Ёжик» Д.Кабалевского Пр62 |
Развитие чувства ритма. Музицирование | Совершенствовать игру простейших ритмических формул. Продолжить совершенствовать игру на треугольнике, металлофоне, барабане. Играть в ансамбле. | «Два кота» П.Н.М. Пр67 «Полька для зайчика» (музыка по выбору) Игра «Узнай инструмент» С.128 «Полечка» Д.Кабалевского «Андрей-воробей» С.5 |
Слушание | Обратить внимание на изобразительные особенности пьесы, динамику звучания. | «Колыбельная» В.Моцарта «Шуточка» В.Селиванова «Марш солдатиков» Е.Юцкевич «Полька» И.Штрауса |
Пение | Учить детей петь слаженно, начиная и заканчивая пение одновременно с музыкой. Внимательно слушать вступление и проигрыш. | «Зайчик» М.Старокадамского Пр78 «Барабанщик» М.Красева «Три синички» Пр76 «Весенняя полька» Е.Тиличеевой. «Хохлатка» А.Филиппенко Пр77 «Самолёт» М.Магиденко |
Пальчиковая гимнастика | Развитие памяти, артикуляционного аппарата, координации движений с текстом. Повторение ранее изученных упражнений по желанию детей. | «Пекарь» С.125 «Шарик» С.83 «Замок» С.112 «Раз, два, три, четыре, пять» С.22 |
Праздники и развлечения. | Создать непринужденную радостную атмосферу. Побуждать детей активно участвовать в развлечении | «Вот и стали мы на год взрослей» «Наступает лето!» |
Приложение 2.
Дистанционные образовательные технологии
«ДЕТСАД. РУ» Сайт для воспитателей и родителей
Статьи по детской психологии, воспитание ребенка, досуг ребенка, навыки личной безопасности, тесты для детей.
http://pochemu4kа
«ПочемуЧка» Сайт для детей и их родителей.
«О детстве» Портал для детей, родителей и педагогов
«Потому.ру» Детская энциклопедия «Вместе познаем мир»
Сайт о развитии, воспитании и обучении детей дошкольного возраста
«Пароход» Развитие и воспитание дошкольников
«Школа семи гномов»
«900 игр» Презентации для детей
«Наши дети»
«Страна Мастеров»
«Солнышко» Развлекательно-познавательный детский журнал
«Открытый урок» Фестиваль педагогических идей https://sibmama.ru/presentations_hud.htm?%20%C2%ABSibMama%C2%BB
Воспитание и обучение детей (презентации для детей. Художники.)
«Музыка дошколятам»
«Классическая музыка для дошкольников»
Музыка с мамой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РАСТИШКА» С ДЕТЬМИ от 1 года до 7 лет
ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНОЧКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Рабочая программа...
Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
В публикации представлена рабочая программа по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольногго возраста...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Настоящая рабочая программа по музыкальному воспитанию осуществляется на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» по ФГОСДО (Под редакцией Н.Е.Вераксы, Н.Е.Комаровой, М....
приложение №2 Рабочая программа "Обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет" в группе комбинированной направленности 2019-2020 уч.г.
приложение №2.2 Рабочая программа "Обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет" в группе комбинированной направленности 2019-2020 уч.г....
Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей старшего возраста
Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей старшего возраста...
Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
Рабочая программа по музыкальному воспитанию дошкольников составлена на основе авторских программ:«...