Подборка музыкальных заданий для старшего возраста.
картотека по музыке (старшая группа)

Задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в старшей возрастной группе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в старшей возрастной группе.

«Бубенчики»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Оборудование: карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый - «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.

Ход игры: Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Педагог показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы).  Педагог дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

«Ритмическое лото»

Цель: научить детей правильно исполнять знакомые ритмические рисунки на детских музыкальных инструментах.

Оборудование: Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки

Ход игры: Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3,4).

«Кто самый внимательный?»

Цель: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением.

Оборудование: ритмические карточки.

Ход игры: Педагог предлагает детям при помощи хлопков, шлепков или притопов «прочитать» поочерёдно сменяющие друг друга ритмические карточки.

Усложнять игру можно, используя соревнования между подгруппами.

Объявлять нужный способ «чтения» (хлопки, шлепки, притопы) педагог должен в короткой паузе между сменой карточек. Ритмические группировки на карточках должны быть лаконичны, разнообразны и иметь логическое завершение (не обрывать «ритмическую мысль»).

«Воротики»

Цель: обучить детей восприятию ритмического разнообразия (долгие и короткие звуки) посредством движений под музыку.

Ход игры: Педагог делит детей на первые и вторые номера.  Дети с одинаковыми номерами становятся парами, образуя круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.  Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом, высоко поднимая колени. С окончанием музыки педагог даёт команду, например: «Первые номера!» - и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики». Под звучание польки, не названные номера, лёгким бегом пробегают в «воротики».  Далее игра повторяется сначала, но «воротики» образуют другие номера. С целью концентрации внимания детей педагог может называть одни и те же номера несколько раз.

В процессе игры педагог акцентирует внимание детей на связь их движений с характером музыки. Перед игрой необходимо закрепить с детьми полученные ранее знания о долгих и коротких звуках.

«Жмурка»

Цель: обучить детей восприятию смены темпа в музыке и точной реакции на неё посредством движения.

Ход игры: Педагог выбирает среди детей «жмурку», а остальных детей настраивает на определённые движения. Под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, «жмурка» ходит между детьми, под быстрое исполнение музыки – передвигаться лёгким бегом по залу вокруг «спящего жмурки». С окончанием музыки «жмурка» ловит детей.

«Озорное эхо»

Цель: развитие звуковысотного слуха в сочетании с чувством лада.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Дети стоят в кругу, в центре педагог с мячом. Мячик - эхо, разрисованный символическим изображением эха – с одной стороны весёлая гримаса, окруженная словами, например: «Ау», «Солнышко», «Здравствуй», с другой - грустная гримаса, окруженная словами: «Дождик», «Тучка», «Ослик».

Бросая мячик – эхо кому-либо из детей, педагог пропевает его имя или слово настроение. Ребёнок должен вернуть мяч, интонационно точно повторяя музыкальную фразу.

«Игра с платочком»

             Цель: развивать у детей реакцию на смену динамических оттенков.

Оборудование: цветные платочки.

Ход игры: Дети сидят или стоят на небольшом расстоянии друг от друга, в руках у них цветные платочки. Под громкое звучание музыки дети машут платочками над головой, под тихое звучание музыки – прячут платочки за спину (аудиозапись вариаций Моцарта из оперы «Волшебная флейта»).         Невнимательные к смене динамики дети выбывают из игры.

«Змейка»

Цель: формирование у детей представления о польке и вальсе на основе некоторых их элементов.

Ход игры: Педагог делит детей на три подгруппы и выстраивает в колонны в указанных местах зала. Под звучание польки все дети двигаются по залу «змейкой». Под звуки вальса, стоя на месте, дети выполняют:

1. Плавные движения руками вверх-вниз перед собой;

2. Шаг вальса вперёд-назад или в стороны - назад. С окончанием музыки все дети бегут на свои места. Выигрывает та колонна, которая построилась раньше других.

«Музыкальные загадки»

Цель: закрепление у детей представлений о жанровом разнообразии танцевальной музыки посредством соответствующих элементов танцевальных движений.

Ход игры: Педагог делит детей на 3-4 подгруппы по 5 человек в каждой. Дети каждой подгруппы строятся, образуя параллельные колонны. В другом конце зала стоит воспитатель. Под звучание музыки дети, стоящие первыми в каждой колонне, двигаются по направлению к воспитателю шагом, соответствующим характеру музыки. Если ребёнок выполняет движения, соответствующие музыке, то есть отгадал музыкальную загадку, воспитатель вручает ему символическую нотку.

         Далее игра продолжается под звучание всех остальных произведений с участием остальных детей.

«Передай мяч»

Цель: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передают вправо, под тихое звучание музыки – влево. Если музыка звучит громко, движения рук с мячом могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более плавными и нежными.

«Лесные шаги»

Цель: Создание игровой музыкальной ситуации, побуждающую ребёнка прочувствовать, домыслить дальнейшее развитие художественного образа на

основе распредмечивания эмоционального содержания музыки.

Материал: бумага разного качества, целлофан, фольга, карточки-модели

ритмодекломаций, эмоциональные открытки.

Игровое задание

Предлагаем:

А) послушать звук сжимающейся бумаги, целлофана, фольги;

Б) выявить сенсорный характер звучания (громкий, тихий);

В) рассмотреть карточки ритмоинтонаций, отображающие ритмический рисунок шагов нежной лисы, испуганного зайчика, важной совы, и воспроизвести звуковыми жестами (хлопками)

Г) имитировать скрип шагов зверей на снегу с помощью движения и сжимающейся бумаги;

Д) поделиться на команды (лисы, зайцы, совы) и совместно повторить предыдущее упражнение, затем под музыкальный аккомпанемент;

Е) послушать марши важного, осторожного, нежного характера и выбрать открытки, изображающие соответствующие эмоции

Музыкальные произведения по выбору музыкального руководителя.

«Громко – тихо запоём»

Цель: развитие диатонического слуха.

Оборудование: любая игрушка.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Игру можно провести, как развлечение.

«Кулачки и ладошки»

Цель: различение ритма

Ход игры: Две группы детей («кулачки» и «ладошки») сидят на стульях и поочерёдно поют свои партии, точно отхлопывая ритм: первая кулачками, вторая ладошками.

«Музыкальная лесенка»

Цель: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии.

Оборудование: 8-ступенчатая лесенка и фигурка, которая перемещается по ней.

Ход игры: Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках.  Опираясь на опыт детей, педагог рассказывает им об особенной музыкальной лесенке, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. её ступеньки – музыкальные звуки – можно только услышать.   Детям предлагается прослушать движение мелодии вверх и вниз по ступенькам музыкальной. Педагог поёт песенку, сопровождая своё пение движением ладони по воображаемым ступеням.

         «Сту-пень-ки - зву-ки вверх и-дут, за-тем о-ни нас вниз ве-дут».    

 Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми.

«Колокольцы – бубенцы»

Цель: развитие вокального тембрового слуха.

Оборудование: колокольчик.

Ход игры: Дети, взявшись за руки, водят хоровод по кругу, исполняя песенку. Песенки исполняет ребёнок, которому педагог вручает колокольчик. Ребёнок, стоящий в центре круга, должен узнать поющего по голосу. Если узнавание происходит, поющий ребёнок, звеня колокольчиком, бегает внутри круга, а водящий пытается его поймать. Если узнавание не происходит, игра повторяется с новым солистом.

«Прогулка»

Цель: развитие чувства ритма.

Оборудование: Музыкальные молоточки по числу играющих.        

Ход игры: Муз. рук.: «Сейчас мы с вами пойдём на прогулку, но она необычная, помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице» - музыкальный руководитель медленно ударяет молоточком по ладони, дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - частыми ударами передаёт бег. Все повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»- медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался сильный ливень», - муз. рук. постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались дети и побежали в детский сад», - быстро и ритмично ударяет молоточком.

«Узнай по песенке»

Цель: научить детей различать восклицательные и повествовательные музыкальные интонации; сопоставлять игровые образы с высотой музыкальных звуков и пластинками металлофона; выразительно петь и играть на металлофоне песенку-образец или свою импровизацию на заданной высоте.

Оборудование: Два металлофона, настольная ширма.

Ход игры: Педагог:

- Жили- были три брата, три весёлых медвежонка. Они очень любили играть в прятки. Когда должен был искать братьев старший медвежонок, он пел низким голосом (до первой октавы)

Раз, два, три, четыре, пять,

Я уже иду искать!

- Средний медвежонок пел эту же песню более высоким голосом, Соответствующим ноте соль. А младший медвежонок эту же песенку пел высоким голосом, соответствующему ноте си. Мама медведица хорошо различала голоса своих медвежат и всегда угадывала, кто поёт, а вот бабушка- медведица слышала плохо. Помогите ей узнать медвежонка по его песенке!

Взрослый за настольной ширмой играет на металлофоне и поёт песенку любого медвежонка на тех же звуках – до, соль, си. Затем говорит, обращаясь к ребёнку:

Раз, два, три!

Саша, медвежонка назови!

Если ребёнок называет правильно, он становится водящим, если неправильно – взрослый предлагает ему подумать и вызывает другого желающего ребёнка.

           

«Давайте познакомимся»

Цель игры: научить дошкольников различать звуки разной высоты, соотносить их с представленным музыкально-игровым образом, чисто интонировать песенные импровизации, конструировать их в развёрнутые композиции.

Оборудование: Плоскостные кораблики (большие, средние, маленькие)- по одному на каждого ребёнка.

Ход игры: Играющие дети («капитаны» с корабликами в руках) свободно стоят в зале. Каждый должен придумать название своему кораблику. Водящий (педагог, а затем ребёнок) двигается змейкой между «капитанами» и поёт песенку «Жду!»

Как дела, корабли? Жду ваш голос издали!

Жду! Жду!

С окончанием пения водящий останавливается и дотрагивается да плеча того ребёнка, возле которого оказался. «Капитан», после слова «Жду!» поёт название своего корабля на высоте, соответствующий его размеру (большой корабль – низкий звук, средний – звук средней высоты, маленький- высокий звук). Ребёнок, правильно проинтонировавший свою импровизацию, становится водящим.

         

«Два барабана»

Цель игры: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Оборудование: барабан, бубен.

Ход игры: Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на барабане.

«Шумовой оркестр»

Материал: деревянные, металлические, пластмассовые, бумажных звуковые средства.

Игровое задание

Предлагаем:

А) рассказать о характере музыки. Вопрос: «Как вы думаете, какая музыка будет звучать, если в оркестре вместо музыкальных инструментов будут играть бумажные шуршалки (деревянные предметы, металлические трубки и т.д.)?»

Б) послушать музыкальный фрагмент (по выбору музыкального руководителя);

В) выбрать шумовые звуковые средства, соответствующие эмоциональному содержанию музыки;

Г) оркестровать музыку с помощью бумажных шуршалок, металлического перезвона, деревянного перестука в зависимости от эмоционального содержания музыки.

«Какой колокольчик звучит»

Цель: Развитие звуковысотного слуха.

Оборудование: Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

Ход игры: В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своём наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в оркестре (ансамбле) на детских музыкальных инструментах детей старшего возраста

в материале представлены методы и приемы, этапы работы по теме детский оркестр...

Подборка стихов, для ребят старшего возраста, на новый год!

Просмотрев многие стихотворения для ребят на праздник , решила что это мои самые любимые!...

Подборка считалок для детей старшего возраста.

Развиваем память, внимание, воспитываем интерес к народным традициям ....

Подборка музыкальных заданий для младшего возраста.

Задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в младшей возрастной группе....

Подборка музыкальных заданий для среднего возраста.

Задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в средней возрастной группе....

Домашнее задание "Транспорт" старший возраст

Родителям рекомендуется вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта....

Подборка стихотворений для дошкольников старшего возраста ко Дню защитников Отечества.

Подборка стихотворений для дошкольников старшего возраста ко Дню защитников Отечества. Материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций при подготовке и проведении тематиче...