«Звук-волшебник» Музыкально-познавательный творческий проект
проект по музыке (подготовительная группа)
«Звук-волшебник»
Музыкально-познавательный творческий проект
для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zvuk_volshebnik.docx | 32.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Звук-волшебник»
Музыкально-познавательный творческий проект
для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)
Актуальность
Актуальность проекта подтверждается тем явлением, что дети повсюду слышат лишь развлекательную музыку, или музыку, которая не несет в себе духовных ценностей. Таким образом, я хочу восполнить недостаток информации по этому вопросу, а также вызвать интерес к высокохудожественной музыке.
В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.
Наблюдая за детьми в самостоятельной деятельности, я увидела и услышала, что многие не умеют использовать музыкальные инструменты по своему прямому назначению.
Как показывает практика, объем времени отведенный на реализацию задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Музыка» не достаточен для полноценной и систематической работы по обучению детей игре на музыкальных инструментах.
С этой целью разработан проект «Звук-волшебник» для детей 6-7 лет. Данный проект предназначен для улучшения знаний о музыкальных инструментах, развития интереса к основам музыкальной грамоты, чувства ритма, слуха, музыкального творчества.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Проблема
В современном обществе, где материальные ценности зачастую главенствуют над духовными, важно обратить внимание детей на богатство окружающего мира и помочь детям познавать мир через музыкальные звуки.
Этот проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир.
Нужно дать почувствовать ребёнку, что его окружает мир разнообразных звуков, а музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом. Дети, когда видят тот или иной инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача взрослых – дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека.
Существует много путей всестороннего развития детей, развития у них творческих способностей, эмоциональности, мышления, личностных качеств, духовного мира, способности импровизировать. Важнейшим средством формирования этих качеств является музыка.
На занятиях нет возможности уделять достаточно времени игре на музыкальных инструментах. Заинтересовать каждого ребенка, объяснить и научить помогает кружковая работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, что помогает развивать у дошкольника умение слушать, чтобы не только научиться слышать и понимать, воспринимать музыкальное искусство, но и другие виды искусства: живопись, литература и т.д. Так же кружковая работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах помогает научить услышать звуки природы, окружающие его звуки. Для этого необязательно профессионально обучать каждого ребенка, необходимо лишь дать возможность «пройти» ребенку весь путь возникновения музыкальных звуков увлекательно, весело, в игре.
Экспериментирование – очень интересный и доступный дошкольникам путь познания. Со своими детьми я пробую экспериментировать со звуками. И в этом мне помогают идеи и разработки из парциальной программы «Звук – волшебник» автора Т.Н. Девятовой, это дает огромный простор для творчества, для достижения главной задачи – научить детей слушать и слышать.
Вид проекта: музыкально-познавательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный: сентябрь 2020г. – апрель 2021г. (8 месяцев)
Тема проекта: «Звук-волшебник»
Название итогового мероприятия: концерт детского творчества «Мы «Весняночку» поём, весну красную зовём» на тему «Звук-волшебник»
Форма итогового мероприятия: Совместный концерт детей подготовительной группы и педагогов ДОУ
Продукт проектной деятельности: презентация на тему «Звук-волшебник»; видеоклип «Весенний ветерок»; сборник стихотворений о музыке «Музыка вокруг нас», выставка «Нетрадиционные музыкальные инструменты»; методические разработки: «Детский оркестр в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО», Работа по парциальной программе «Звук-волшебник»; Календарно-тематический план кружка «Детские музыкальные инструменты»
Руководитель проекта: Музыкальный руководитель подготовительной к школе группы Гагарина Н. В.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы от 6 до 7 лет; родители; педагоги и сотрудники ДОУ, музыкальный руководитель
Формы работы:
Организация работы проводится по трем направлениям:
- групповая и индивидуальная работа с детьми;
- взаимодействие и просветительская работа с родителями;
- взаимодействие педагогов ДОУ.
Цель: активизация инициативы и творческих способностей дошкольников через игровые моменты; расширение общего кругозора; приобщение к музыкальному искусству.
Задачи:
Обучающие
1. Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
2. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
3. Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
4. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
5. Уметь слышать свою партию в многоголосной фактуре.
6. Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.
7. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.
8. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению музыкальных инструментов.
9. Формировать слуховые и телесные ощущения равномерной ритмической пульсации.
10. Учить овладевать простейшими ритмическими рисунками и навыками импровизации.
11. учить понимать музыку, слышать ее в окружающей природе.
Развивающие
1. Развивать тонкость и чуткость музыкального слуха, творческую фантазию, ассоциативное мышление и воображение.
2. Развивать чувство ритма и тембрового слуха.
3. Развивать у детей чувство уверенности в себе.
4. Развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.
5. Развивать инициативу, активность, креативность в игре на музыкальных инструментах.
6. Развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку, и ее образы.
7. Развивать творческое воображение посредством игры на музыкально-шумовых инструментах.
8. Раскрывать музыкальные и творческие способности через игру на детских музыкальных инструментах.
Воспитательные
1. Формировать целеустремленность, чувство коллективизма,
ответственность, дисциплинированность.
2. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
3. Воспитывать коммуникативные качества и толерантность ребенка.
4. Воспитывать доброе и бережное отношение ребенка к окружающему миру.
5. Воспитывать любовь к музыке, к музыкальным инструментам.
6. Учить детей чувствовать и понимать красоту музыки, передавать её в игре на детских музыкальных инструментах, соответствующих характеру музыки.
Проект состоит из 4-х основных этапов:
I этап. Информационно-аналитический (первая неделя сентября)
На первом этапе создается информационная база, необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно – информационная компания.
1. Анализ воспитательно-образовательной работы и проведение «Экспресс-анализа и оценки музыкальной деятельности детей»
2. Беседа с детьми о предстоящей деятельности.
3. Диагностика музыкальных способностей детей на начало учебного года.
II этап. Подготовительный (вторая неделя сентября)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Постановка цели, поиск форм реализации проекта. Сбор информации, материала, заинтересовать детей, мотивировать детскую деятельность.
Составление обоснованного плана действий. Разработка всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта, организация развивающей предметной среды.
Разработать сценарий концерта. Поддержать у родителей потребность в совместной творческой деятельности.
1. Подбор литературы по вопросам организации детского музицирования.
2. Подбор стихов, рассказов, загадок, музыкального материала.
3. Организационное занятие.
III этап. Практический (сентябрь – март)
Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой и практической деятельности.
Проведение занятий с детьми. Оказание помощи в решении индивидуальных задач развития. Продолжать закреплять и формировать у детей разнообразные знания, умения, навыки.
Музыкальный руководитель проводит тематические, доминантные занятия с использованием технических средств, что обогатит воспитанников эстетическими впечатлениями (с учетом возрастных особенностей их развития и интересов), даст возможность к самовыражению в музыкальной деятельности и привнесёт в их жизнь радость.
1. Обучающий процесс в виде занятий кружка по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах (1 раз в неделю – 36 занятий в год).
2. Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью в группе (осуществляется воспитателем).
3. Взаимодействие с родителями воспитанников.
4. Взаимодействие с педагогами и сотрудниками ДОУ.
Практический этап состоит из тематических разделов:
«Знакомство с инструментами и оркестрами» - знакомство с различными инструментами, историей создания, с видами оркестров.
«Элементарные музыкальные знания» - уметь различать звуки по высоте, длительности, динамике, уметь проигрывать определённые ритмические рисунки, использование музыкально-дидактических игр.
«Игра на музыкальных инструментах» - обучение приемам игры на различных детских музыкальных инструментах, разучивание музыкальных партий, умение играть в ансамбле (оркестре), музицирование.
«Творческое задание» - инструментальная импровизация, изготовление музыкальных инструментов «своими руками», озвучивание сказок, танцевальные композиции с инструментами и т.д.
IV этап. Контрольно-аналитический, продукт. (апрель)
Итоговый, включающий в себя проведение заключительного мероприятия на тему «Звук-волшебник».
Коллективная реализация проекта, его демонстрация: организация и проведение концерта.
Создание презентации.
Оформление музыкального зала.
Проведение концерта.
Дети участвуют в генеральной репетиции, оформлении зала, вместе с педагогами участвуют в концерте.
1. Итоговое мероприятие. Концерт детского творчества «Мы «Весняночку» поём, весну красную зовём» на тему «Звук волшебник» с участием детей подготовительной группы педагогов и сотрудников ДОУ.
2. Диагностика музыкальных способностей детей на конец учебного года.
3. Подведение итогов проекта.
Работа с родителями
Консультации «Звук живёт в любом предмете», «Формы работы с шумовыми инструментами»;
Наглядная пропаганда в уголке для родителей – «Домашний оркестр»;
Совместные концерты;
Участие в развлечениях, праздничных утренниках.
Цель: Вовлечение родителей в педагогический процесс. Сближение с детьми и педагогами.
Задачи:
- Привлечь внимание к важному для ребенка пониманию, что родители являются союзниками в их жизни, занятиях, играх.
- Научить взрослых основным навыкам изготовления совместно с детьми музыкальных инструментов и применять в своей повседневной жизни.
- Проявление интереса к событиям, происходящим в детском саду.
Родители:
- Совместно с детьми изготовляют музыкальные инструменты из подручных материалов своими руками,
- Пополняют этими музыкальными инструментами центр «Музыка и театр» в группе детского сада,
- Беседуют с детьми о различных музыкальных инструментах.
Работа с воспитателями:
Консультации на тему «Актуальность и значение детского музицирования», «Влияние музыки
на развитие творческой деятельности детей», «Классификация музыкальных инструментов».
Мастер-класс по изготовлению из бросового материала музыкальных инструментов и применение их в свободной деятельности в группе.
Работа по созданию в каждой группе музыкальных уголков, где будут находиться самодельные музыкальные инструменты, выполненные самими детьми и совместно с взрослыми.
Педагоги:
- участвуют в совместной работе с детьми,
- осуществляют консультативную работу с родителями по теме проекта,
- направляют детей на использование музыкальных инструментов в самостоятельной деятельности.
Музыкальный руководитель:
- подготовка информации о различных музыкальных инструментах,
- подбор демонстрационного и раздаточного материала,
- совместная деятельность с детьми (вместе с воспитателем): беседы, раскрашивание рисунков, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактические игры «Собери музыкальный инструмент», «Узнай инструмент», игра на детских музыкальных инструментах.
Работа с детьми:
Познавательная деятельность.
Цель: Знакомство детей с разными звуками и инструментами.
1. Организация непосредственной образовательной деятельности по извлечению звуков в процессе игры на музыкальных инструментах и предметах.
2. Демонстрация музыкальных инструментов, изготовление которых возможно, используя бросовый материал.
3. Участие детей в беседах об истории создания музыкальных инструментов,
Продуктивная деятельность.
Цель: Творческое развитие детей, обогащение предметно-развивающей среды.
1. Самостоятельная деятельность детей и родителей по изготовлению самодельных музыкальных инструментов. Выставка самодельных музыкальных инструментов детско-родительского творчества «Чудо-инструменты».
2. Озвучивание стихов.
3. Игры с инструментами.
Игровая деятельность:
Цель: совершенствование умений звукоизвлечения в игре на музыкальных инструментах (в т. ч. на самодельных)
1. Отгадывание загадки о музыкальных инструментах.
2. Игра в музыкально-дидактические игры.
3. Игра на музыкальных инструментах.
4. Эксперименты со звуком.
5. Слушание музыкальных произведений в исполнении различных музыкальных инструментов.
6. Раскрашивание иллюстраций различных музыкальных нструментов.
Оценка планируемых результатов.
Контроль над качеством усвоения материала проводится в форме диагностики (начало и конец года) и контрольно-итоговые занятия (январь, май), мини-концерты.
В результате занятий дошкольники должны:
1. знать названия инструментов и правила их хранения;
2. уметь различать на слух тембры инструментов и осознавать их выразительную сущность;
3. овладеть приемами и способами игры на каждом инструменте;
4. осознавать выразительность музыкальных средств и владеть способами их передачи в инструментальном исполнении;
5. овладеть навыками ансамблевого исполнения, подбора по слуху несложных мелодий, уметь корректировать качество исполнения товарищами различных партий в несложных хорошо знакомых произведениях;
6. знать расположение высоких и низких звуков на звуковысотных инструментах.
Результаты проекта:
По результатам диагностики наблюдается положительная динамика уровня развития чувства ритма (с 2,4 баллов до 3,3) и тембрового слуха (с 2,7 баллов до 3,6).
Значительно обогатилась предметно-развивающая среда в ДОУ самодельными музыкальными инструментами (музыкальный кабинет, музыкальные уголки в группах).
У детей вырос интерес к музицированию.
Активизирована работа с родителями (более 60% родителей активно участвовали в мероприятиях проекта).
Итоги реализации проекта:
Проект был реализован в подготовительной группе МАДОУ г. Хабаровска «Центр развития ребенка - детский сад № 83 в период с сентября 2020 по апрель 2021 г.
В процессе работы над проектом достигнуты следующие результаты:
1. Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление, умение играть в ансамбле, импровизировать.
2. Дети научились самостоятельно изготавливать из бросового материала и использовать самодельные музыкальные инструменты в самостоятельной повседневной жизни ребенка - в игровой деятельности, в режимные моменты и т. д.
3. В процессе исследований со звуком дети научились различать звуки шумовые и музыкальные, познакомились с природой образования звуков и научились ассоциировать их с явлениями окружающей среды.
4. Особое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых и работе с семьей, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.
5. У детей развивалась творческая активность и инициатива в музыкальной деятельности в детском саду: участие в концертах для детей более младших групп, родителей.
6. В группе оформлен музыкальный уголок, в котором находятся самодельные музыкальные инструменты для самостоятельной деятельности детей.
7. В приемных групп оформлены информационные папки-передвижки для родителей по темам творческого музицирования.
В нашем детском саду мы попробовали реализовать начальные этапы новой для нас программы «Звук - волшебник» и пришли к выводу, что такое направление в музыкальной деятельности очень поможет нам достичь хороших результатов, т.к. диагностика, проведенная по отдельным направлениям музыкального развития показала выросший уровень эмоциональной отзывчивости детей на музыку, чувство музыкального ритма, уровень музыкального мышления, творческого потенциала детей.
На этом этапе освоения нового для нас направления в работе планируется ознакомление с различными звуками уже с младшими дошкольниками, а более углубленное – со старшей группы детского сада. Низкий уровень к концу года значительно уменьшился.
Дети начали активно действовать с музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, находившимися в группе, начали извлекать и сравнивать получающиеся звуки из всех окружающих предметов.
Работа по ознакомлению с различными звуками способствовала обогащению познавательной сферы, а также музыкальному развитию детей. Дети называют услышанные звуки природы, улицы, дома и подбирают к ним схожие по звучанию звуки музыкальных инструментов.
Дети с большим интересом озвучивали знакомые художественные произведения, стихи и сказки, подбирали подходящие шумовые инструменты, импровизировали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).
Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...
Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).
Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина» Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, позн...
Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»
Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...
Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»
1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...
Творческий проект «Осень золотая». Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий
Актуальность: Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательн...
Творческий проект «Зимняя сказка»; Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий.
Актуальность: Новый год самый удивительный, сказочный, волшебный праздник, дети ждут его каждый год с большим нетерпением. Можно помочь детям создать своими руками волшебство и сказку с помощью рук, ф...
Творческий проект «ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ «ПУГОВИЧНАЯ СТРАНА»
Творческий проект «ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ «ПУГОВИЧНАЯ СТРАНА»...