Проект педагогического мероприятия с детьми. Тема "Хлопки, плескание, удары и хлопушки."
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Знакомство детей с особенностями русской пляски (мужские "Хлопушки") с опорой на исторические, духовные и танцевально-культурные традиции русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pereplyas.docx | 26.13 КБ |
elementy.docx | 19.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ
ТЕМА «ХЛОПКИ, ПЛЕСКАНИЕ,УДАРЫ И ХЛОПУШКИ!»
музыкальный руководитель
Горохова Ольга Юрьевна
Возрастная группа: 5-6 лет
Форма организации: групповая
Учебно-методический комплект: «Ладушки» авт. Каплунова, Новоскольцева , «От рождения до школы» авт.Н. Е. Веракса, 2020 г.,
Методы и средства:
Словесные: рассказ, беседа, проблемно-поисковые вопросы, опорные слова, оценочные суждения, мотивирующая оценка.
Практические: исполнительские приемы, проблемно – практический метод, метод моделирования, игра–коммуникация, метод пластического интонирования, метод упражнения в практических действиях.
Наглядные: видеоряд, частичный показ-подсказка, наглядное моделирование (схемы, модели ритма), стаканчики для исполнения (бумажные, пластиковые), атрибуты русских костюмов (кокошники, картуз, платки), шумовые ударные народные инструменты.
Технические средства: проектор, экран, ноутбук, аудиосистема.
Цель: познакомить с особенностями русской пляски (содержанием, характером, манерой исполнения) с опорой на исторические, духовные и танцевально-культурные традиции русского народа.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с неофициальными символами России;
- помочь детям понять характер элементов мужского народного танца;
- раскрыть особенности исполнения, характер народной пляски, как вида русского народного творчества;
- разучить основные фиксирующие одинарные хлопки и удары (как наиболее подходящие для развития музыкально-ритмического слуха) с опорой на схему;
- закрепить знания частей тела, а именно бедро, голень, стопа;
Развивающие:
- развивать музыкально-ритмические и коммуникативные навыки (взаимодействие в ансамбле: умение согласовывать движения с характером, формой музыкального произведения с опорой на музыкальный слух и движения других детей);
- развивать познавательные способности («чтение схем-моделей», выбор, сравнение).
Воспитательные: гендерное
- формировать интерес, ценностное отношение к традициям русской культуры;
- укреплять взаимопонимание, доверие между детьми, поощрять проявление инициативы в общении со взрослым;
- формировать гендерные качества посредством определения характерных мужских и женских движений в народной пляске;
- актуализировать сопричастность с русской культурой через древнейшую форму танца – народную пляску.
Планируемый результат:
Дети:
- узнают хлопковые движения народной пляски и исполнят его с опорой на выбранную схему;
- закрепят навыки работы с моделями, научатся соотносить визуальную графическую схему с реальным танцем;
- смогут проявить инициативу в выборе схемы ритма пляски, речевую активность и самостоятельное творчество в выполнении различных видов ритмических движений;
- закрепят навыки взаимодействия в ансамбле (упражняются в умении согласовывать движения с характером, формой музыкального произведения и движениями других детей);
- проявят интерес к народному творчеству, продолжат обсуждение в семье;
- заинтересуются новыми формами и способами исполнения ритма.
Примерный ход
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1 этапПредварительный этап | Приветствует с помощью звучащих жестов, заинтересовывает, настраивает на общение, создает атмосферу доверия и психологического комфорта. | Приветствуют педагога и друг друга. Выражают удивление, высказывают предположение о способе приветствия. Рассуждают, демонстрируют заинтересованность в дальнейшем общении. | Проявляют любознательность, познавательную активность, интерес к окружающему миру. |
2 этапМотивационный | Предлагает вспомнить обычаи, символы русского народа. Просмотр - видео «Русский перепляс» (ансамбль «Россияночка»). Беседа с опорой на личный опыт и видео-просмотр. Предлагает попробовать научиться выполнять танцевальный элемент «хлопушка» как на видео (красиво, ритмично, выразительно). | Выражают интерес, называют символы, рассматривают иллюстрации, предполагают, отвечают на вопросы. Просматривают видео, высказывают отношение, обсуждают со взрослым. Высказывают желание попробовать. | Проявляют познавательный интерес и желание принять участие в деятельности, формируется эстетический вкус и ценностное отношение к народному творчеству |
3 этап Содержательно - операционный | Предлагает встать и рассмотреть фотографии «Танцевального вернисажа», организует диалог: русская народная пляска, названия и характер исполнения, характерные мужские и женские элементы. Обобщает высказывания. Предлагает исполнить аккомпанемент к танцу (бубен, трещотка, трензель, колотушка, рубель, ложки и разного рода хлопки в ладоши). Включает самооценку: похож ли наш танец на тот, который на видео? Предлагает узнать, какие бывают хлопки, используя понятия частей тела (голень, бедро, стопа), ритмические схемы. Практическое задание: соотнести видеоряд со схемами. Предлагает выбрать схему и попробовать выполнить «Перепляс»: аккомпанировать (девочкам) и танцевать (мальчикам) по схеме. Поощряет инициативу, творчество, конструктивное взаимодействие. Предлагает исполнить танец, похожий на тот, что видели на видео. Обозначает проблему: как сделать танец красивым (кокошник, картуз, платки для воротец). Использует опорные слова, частичный показ-подсказку. Оценивает и поощряет правильность и красоту движений. Демонстрирует чувство гордости и радости за успехи детей. Проблемно – поисковый диалог, какими формами и способами можно еще передать ритм пляски. | Рассматривают фото выставку. Отвечают на вопросы, используя увиденное и жизненный опыт. Выполняют ритмический аккомпанемент совместно со взрослым. Называют части тела, используемые танцорами для хлопков в пляске. Рассматривают ритмические схемы, соотносят видео с карточкой. Отвечают на вопросы, сравнивая особенности хлопков. Выбирают способ исполнения хлопков (мальчики) и шумовой инструмент (девочки). Прикрепляют выбранную схему на доску, под музыку выполняют движения, соблюдая схему. Опираясь на схему, исполняют Перепляс - мальчики и девочки поочередно. | Проявляют любознательность, контролируют движения, соотносят с музыкой. Опираются на знания и умения в различных видах музыкальной деятельности. Умеют позитивно взаимодействовать со сверстниками и взрослым. Проявляют уважение к культурным традициям страны. Определяют характерные гендерные различия в русской народной пляске. Умеют анализировать, моделировать. |
4 этап Рефлексирующий Обсуждение итогов, оценивание результатов, обсуждение эмоций и впечатлений. Открытый конец. | Уточняет: было ли интересно, трудно ли выполнять «Хлопушки», что или кто понравился в ходе занятия, о чем можно рассказать родителям. Предлагает дома: спросить какую музыку слушают ваши родители, а бабушки и дедушки, рассказать, что мы делали сегодня, с каким ансамблем познакомились, какой элемент русской пляски научились выполнять! Предлагает дома придумать танец сидя на стуле и исполнить аккомпанемент используя бумажный стаканчик. Благодарит и предлагает поблагодарить друг друга ритмическими аплодисментами. | Высказывают отношение к занятию. Рассуждают, предполагают, какую музыку слушают в семье. Высказывают предположение о вариантах использования бумажных стаканчиков и стула для действий под русскую плясовую музыку. | Довольны результатами. Сохраняют познавательный интерес. Включаются в общение и рассуждения. Высказывают желание - рассказать о занятии своим близким. Нацелен на дальнейшую творческую работу. |
Предварительный просмотр:
Изучение простых хлопушек в народном танце на начальном этапе обучения.
Главными задачами на начальном этапе обучения является пробуждение интереса к народной музыке, танцам, формирование запаса музыкальных впечатлений, развитие музыкально-ритмических способностей.
Музыкально-ритмические занятия посредством доступных упражнений, музыкальных игр и танцев, способствуют развитию музыкальной памяти, выразительности и чувства ритма. Музыкальное обучение и воспитание помогает детям понять характер элементов мужского народного танца.
Разучивание хлопушек в народном танце начинается с простых хлопков в ладошки и ударами ногой в пол, постепенно усложняя ритмический рисунок и добавляя разнообразные удары ладонью по разным частям ноги (бедру, голени, стопе) мы постепенно переходим к комбинациям хлопушек, показывая удаль народной пляски.
Формирование чувства ритма у детей – одна из важнейших задач педагога.
Мужская лексика в народно-сценическом танце отличается от женской набором характерных элементов – хлопушками и присядками, которые встречаются в различных русских танцах и составляют их основу, являясь своеобразным языком танца.
Хлопушки являются одним из основных элементов русского народного танца. Они состоят из различного количества и разнообразных сочетаний из хлопков и ударов. Хлопок делается ладонью одной руки о ладонь другой, а удар - ладонью по голенищу, бедру или подошве и т.д. Хлопок и удар может выполняются на сильную или слабую долю такта. Таким образом, мы можем научить ребёнка различать, а в дальнейшем и применять на практике акцентирование шагов или определённых движений (остановок или поз) в танце.
Для более чёткого запоминания и дальнейшего изучения материала необходимо опираться на следующие правила:
- при выполнении «хлопушек» как удар, так и хлопок должны быть сильными и четкими;
- ладонь при этом крепкой и напряженной;
- локти не должны быть «привязаны» к корпусу, они не прикасаются к нему.
Хлопки могут быть фиксирующими и скользящими, одинарными, двойными и тройными, но мы используем в основном фиксирующие одинарные хлопки и удары как наиболее подходящие для развития музыкально-ритмического слуха.
Примеры самых простых хлопков и ударов:
- Хлопок перед собой
Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.
«Раз» - хлопок ладонями на уровне груди; локти отведены от корпуса и направлены в стороны-вниз.
«И» - руки раскрываются через 1-ю позицию во 2-ю.
Движение повторяется.
- Хлопок над головой прямыми руками
Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.
«Раз» - поднимаем прямые руки наверх, делая хлопок ладонями над головой;
«И» - прямые руки опускаются в стороны во 2-ю позицию.
Движение повторяется.
- Хлопок перед собой прямыми руками
Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.
«Раз» - прямыми руками делаем хлопок перед собой на уровне груди;
«И» - прямые руки раскрываются в стороны во 2-ю позицию.
Движение повторяется.
- Удар по бедру
Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.
«Раз» - поднимаем прямые руки наверх, делая хлопок ладонями над головой;
«И» -правая нога, сгибаясь в колене поднимается вверх, правая рука, опускаясь вниз делает фиксирующий удар по правой ноге, левая рука раскрывается в сторону во 2-ю позицию;
«Два» - поднимаем прямые руки вверх через стороны, делая хлопок над головой, нога опускается в исходную позицию;
«И» - левая нога, сгибаясь в колене поднимается вверх, левая рука, опускаясь вниз делает фиксирующий удар по левой ноге, правая рука раскрывается в сторону во 2-ю позицию;
Движение повторяется.
Данная хлопушка может исполняться как на месте, так и с продвижением вперёд или назад.
- Два удара по бедру
Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.
«Раз» - поднимаем прямые руки наверх, делая хлопок ладонями над головой;
«И» - правая нога, сгибаясь в колене, поднимается вверх, правая рука, опускаясь вниз делает фиксирующий удар по правой ноге, левая рука раскрывается в сторону во 2-ю позицию;
«Два» - левая рука делает хлопок по правой ноге, правая рука раскрывается в сторону во 2-ю позицию.
«И» - правая нога ставится на пол в исходную позицию, левая рука раскрывается в сторону во 2-ю позицию;
- Хлопки по голенищу сапога
Исходное положение ног 1 позиция. Руки на 2 - ой позиции.
«Раз» - соскок на левую ногу, правая нога сгибаясь в колене отводится в левую сторону за левую ногу, левая рука делает хлопок по голенищу сапога правой ноги, правая рука поднимается в 3-ю позицию.
«И» - второй соскок на левую ногу, правая нога выпрямляясь отводится в правую сторону, правая рука делает удар по голенищу правой ноги, левая рука поднимается в 3-ю позицию.
«Два» - соскок на правую ногу, левая нога сгибаясь в колене отводится в правую сторону за правую ногу, правая рука делает хлопок по голенищу сапога левой ноги, левая рука поднимается в 3-ю позицию.
«И» - второй соскок на правую ногу, левая нога выпрямляясь отводится в левую сторону, левая рука делает удар по голенищу левой ноги, правая рука поднимается в 3-ю позицию.
Движение повторяется
Для развития у детей понятия сильной и слабой доли в музыке проучиваем следующую хлопушку:
Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.
«Раз» - шаг правой ногой вперёд.
«И» - хлопок ладонями на уровне груди; локти отведены от корпуса и направлены в стороны-вниз.
«Два» - шаг левой ногой вперёд руки раскрываются через 1-ю позицию во 2-ю.
«И» - хлопок ладонями на уровне груди; локти отведены от корпуса и направлены в стороны-вниз.
Движение повторяется
Освоение простых хлопушек способствует развитию чувства ритма и координации, ловкости, точности, быстроты в движениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)
Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...
Проект педагогического мероприятия с детьми старшей группы «Форд-Боярд»
спортивно- познавательная игра с использованием здоровьесберегающих и интерактивных технологий для детей старшего дошкольного возраста...
Проект педагогического мероприятия с детьми «Путешествие в сказку. Спасение доброй феи»
Интегрированное занятие для детей подготовительной группы....
проект педагогического мероприятия с детьми "Тема: «Поможем лесным зверям построить Теремок»
Проект пед мероприятия с детьми в I первой младшей группе...