Музыкальное развитие - важная роль в коррекционной работе с гиперактивными детьми
статья по музыке
Важная роль музыки в коррекционной работе с гиперактивными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 24.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Начальная школа – детский сад№678»
Красносельского района г. Санкт – Петербурга
Музыкальное развитие
- важная роль в коррекционной работе
с гиперактивными детьми
Музыкальный руководитель:
Рылова Татьяна Юрьевна
Санкт –Петербург
2021
Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша.
Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М.Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением слушающего, может не только не нравится, но даже раздражать». Слушание музыки должно не превышать 10 минут и носить игровую форму. Музыкальное развитие включает в себя несколько блоков:
Блок « Развитие слухового внимания»
Главная задача гиперактивных детей научить слышать и слушать. Это для них нехарактерно, так как слуховое внимание этих детей не развито вследствие их импульсивности, двигательной расторможенности и дефицита внимания.
Занятия музыкой включают в себя:
-звукоподражание и подпевание
-пение песен
-слушание музыки
-пальчиковые и жестовые игры
-телесные (контактные) игры
-игровой массаж
-подвижные игры,
-музицирование на детских музыкальных инструментах.
Для слушания музыки в раннем возрасте необходимо подбирать небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии, вызывает неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную двигательную активность.
Организация внимания детей во многом зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребенка к объекту. Для развития устойчивости внимания необходимо использовать приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов, звучание контрастных музыкальных инструментов (бубен – «сердится», колокольчик – «весело звенит, всех ребят веселит»).
Блок «Развитие чувства ритма»
Во время восприятия музыки дети совершают заметные или мало заметные движения, соответствующие её ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппарата. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Восприятие музыки никогда не являлось только слуховым процессом, оно всегда означало слухо-двигательный процесс.Развитие чувства ритма было еще и столь необходимо для коррекции поведения у гиперактивных детей, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Развитие чувства ритма у детей происходиит благодаря равномерным как танцевальным так и игровым движениям под музыку.Лучше всего использовать стихотворные и двигательные сопровождения:стихи, потешки («Сорока-сорока», «Капустка»), в которых реальный мир представлен ярко, художественно и понятно для маленьких детей. С помощью стихотворного ритма отрабатывается определенный ритм речи, развивался речевой слух.
Блок «Развитие пространственного представления»
Упражнения в данном блоке помогают неконтактным детям освоить все пространство помещения, а гиперактивным использовать это пространство целенаправленно. Лучше всего предложить детям ходьбу в разных направлениях, танцы, хороводы, игры «Построй поезд», «Найди свой домик», «Солнышко и дождик» и т.д.
Блок «Развитие координации и мелкой моторики»
Игры этого блока важны для всех детей, в особенности для гиперактивных. Лучше всего использовать фольклорный жанр, упражнения на моторику («Курочка», «У ребяток ручки хлопают», «Где наши ручки? »и т.д.), а так же музыкально-речевые игры, в которые вошли малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки), игры-сценки. При этом можно с каждым разом ускорять или замедлять темп речи и действий, увеличивать и уменьшать силу звука («паровоз стучит колесами, гудит», «часики тикают », «идет коза рогатая»). Это способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, развитию внимания и памяти малышей, что отражается на нормализации поведения детей.
Блок «Развитие коммуникативных навыков»
Важную роль занимают игры, направлены на умение общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов. Можно использовать связующее звено, например мяч (бубен или цветок). Также хорошо использовать совместное музицирование, хороводы и т.п..
По началу, гиперактивные дети не могут сосредоточиться, но с частым проигрыванием, у них становится лучше и лучше.
Музыка в состоянии помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Например, чересчур подвижный и расторможенный малыш, благодаря восприятию музыки, может успокоиться, а нерешительный и неконтактный ребенок, предприняв действия, продиктованные образно-эмоциональным состоянием конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. А также, в целом, музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, возникновению добрых и положительных ассоциаций.
В большой степени поведение ребенка определяется и его индивидуально- психологической направленностью, темпераментом. Поэтому и подходы к детям разного типа неодинаковы.
Так, дети, относящиеся к сангвиникам, являются сильными – они хорошо переносят возрастные нагрузки, поэтому могут иметь соответствующий их возрасту режим дня, длительность, сложность занятий.
Дети, относящиеся к холерическому типу, также сильные, но у них возбуждение преобладает над тормозными процессами, поэтому они утомляются быстрее и требуют более частой смены видов деятельности.
Если дети сангвиники и холерики эмоциональны, контактны и это важно поддерживать, то флегматиков, которые мало контактны и медлительны, надо активизировать через их эмоциональную сферу, чтобы помочь им установить хорошие контакты с окружающими. Стремясь установить с ребенком контакт и помочь ему изменить свое состояние, я не требую, чтобы ребенок делал по правилам, я не ограничиваю активность ребенка. Роль взрослого на этом этапе – это роль наблюдателя, но не пассивного, а активно следующего за ребенком, помогая ему музыкальными средствами, такими, например, как сопровождение действий ребенка музыкой, исполняемой на инструменте. Музыка при этом должны быть созвучна настроению и характеру действий ребенка.
Дети же слабого типа – меланхолики – требуют особого внимания – щадящего режима, помощи при выполнении задания, эмоциональной поддержки, музыкального взаимодействия на занятии.
Такое участие взрослого является наиболее безопасным (не пугает и не настораживает ребенка) и дает возможность установить взаимодействие. Это может быть совместное музыкальное переживание – выбирая музыкальный фрагмент, педагог отражает эмоциональное состояние ребенка, поет об этом. Совместная игра на детских музыкальных инструментах помогает установить с ребенком более тесные эмоциональные отношения
Классическая музыка и на гиперактивных детей оказывает благотворное влияние; это проявляется в том, что у таких детей исчезают хаотичные, резкие, импульсивные движения. Дети, начинают вслушиваться в музыку, стараются соизмерять свои движения с ней.
Экспериментальная работа показала, что в эмоциональной отзывчивости на музыку проявлялись крупицы музыкально- творческих проявлений детей. Особенно ярко дети воплощают игровой образ в музыкальных играх-драматизациях по русским народным сказкам: «Теремок», «Репка», «Колобок» и др.
Занятия музыкой способствуют также созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа с гиперактивными детьми.
Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях.Первое направление - ежедневная работа о развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок ( утренней и...
"Коррекционная работа с гиперактивными детьми
Приемы модификации детей с гиперактивностью....
Развитие речи при коррекционной работе с детьми с нарушение зрения
Успешность речевого развития детей зависит от содержания работы ДОУ как целостного образовательного учреждения, от интеграции в единое целое работы специалистов разного профиля....
Методическая разработка «Художественно-творческое развитие детей в коррекционной работе с детьми с ОНР».воспитателя логопедической группы Павловой И. О. и музыкального руководителя Мадан М. А.
Работа с детьми коррекционных групп (ОНР) требует особого подхода в проведении НОД. «Художественно-эстетическое направление» при правильном...
Взаимосвязьучителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.
Взаимосвязьучителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.Значение музыкальных занятий для детей с нарушением речи....
Музыкальное развитие обучающихся в коррекционной школе 8 вида
Музыкальное развитие обучающихся в коррекционной школе Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления ко...
Консультация для воспитателей. Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Сюжетно-ролевая игра является одной из форм детской игровой деятельности. Дети с ОВЗ в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем нормально разви...