Развитие речи при коррекционной работе с детьми с нарушение зрения
статья по развитию речи по теме

Гоморова Людмила Михайловна

Успешность речевого развития детей зависит от содержания работы ДОУ как целостного  образовательного учреждения, от интеграции в единое целое работы специалистов разного профиля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения осуществляется на фоне специального лечения, которое носит комплексный плеопто-ортопто-хирурго-диплопто-стереоскопический характер. Педагоги должны знать этапы лечения, на которых находятся дети, и строить работу с учетом решаемых врачом-офтальмологом задач.

Плеоптические упражнения направлены на повышение остроты зрения амблиопичного глаза. В этот период рекомендуются следующие игры и упражнения:

  • обводка через кальку контурных изображений - «Дорисуй по точкам», «Обведи и заштрихуй», «Угадай предмет», «Обведи по контуру», «Дорисуй вторую половину». Помимо дорисовывания можно дать детям задание – «Назови ласково», «Один – много», т.е. задания на развитие речи;
  • нанизывание бус;
  • сличение изображений – «Что неправильно нарисовал художник?» - не только найти, но и рассказать и объяснить. «Найди похожие предметы», «Что изменилось?», «Найди ошибки» - все эти игры способствуют не только повышению остроты зрения амблиопичного глаза, но и при правильном использовании развивают речь, обогащают словарь детей;
  • классификация предметов – «Разложи по группам», «Какой предмет лишний?»;
  • игры-лабиринты – «Приведи детеныша к маме»;
  • составление разрезанного на части изображения – можно не только составлять картинку, но и рассказать стихотворение, придумать загадку или рассказ и т.п..

Ортоптические упражнения направлены на развитие бинокулярного зрения, рекомендуется использование игр:

  • составление разрезанного на части изображения – «Разложи картинки на первом, втором, дальнем плане»;
  • выделение из фона замаскированного объекта – «Угадай кто прячется?», «Узнай предмет»;
  • опознание изображения по какой-либо отдельной части – «Кто без чего?», «Как не бывает?», «Что забыл нарисовать художник?»;
  • опознание перевернутых, зашумленных изображений – «Узнай и назови», «Кто здесь спрятался?».

Все эти игры в руках опытных педагогов «превращаются» в универсальные пособия, которые помимо основной задачи выполняют ряд других, в том числе развитие речи.

Обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз по 3-5 минут в течение дня, в процессе бытовой,  игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время них и между ними.

Успешность речевого развития детей зависит от содержания работы ДОУ как целостного  образовательного учреждения, от интеграции в единое целое работы специалистов разного профиля. Формирование и активизация инициативной речи дошкольников с амблиопией и косоглазием осуществляется путем комплексного, многостороннего воздействия силами учителя-логопеда, тифлопедагога, воспитателей, родителей.

Коррекционно-воспитательная работа, включающая развитие речи, имеет два направления:

  1. Формирование базы для речевой деятельности:
  • коррекция и обогащение сенсорного опыта детей;
  • специальная организация их практической и игровой деятельности;
  • активизация общения и развития познавательной деятельности;
  • коррекция представлений о предметном и социальном окружении.
  1. Самостоятельная речевая деятельность:
  • коррекция и обогащение словарного запаса;
  • специальное формирование речевых умений и навыков, механизмов речи (мотива, замысла, выбора слов, построения высказывания, контроля за его продуцированием).

Реализация задач второго направления предполагает определенную этапность в работе:

  1. Составление предложений разных конструкций.
  2. Упражнение в диалогической речи.
  3. Упражнение в инициативной связной описательно-повествовательной речи.

В результате такой коррекционной работы многие дети  овладевают связным и последовательным рассказом, пользуются различными видами предложений, описывают свои наблюдения. Знания, накопленные в деятельности и с помощью более совершенной речи, наполняются у детей  конкретным содержанием об окружающем мире. Все это является доказательством эффективности комплексной  коррекционно – логопедической работы, которая занимает существенное место во всей системе коррекционно – обучающего воздействия на ребенка в целях компенсации последствий зрительной патологии и полноценной подготовки его к включению в процесс обучения и общественно полезную деятельность. Эти результаты могут быть достигнуты лишь при условиях, что коррекционная работа начата своевременно и охватывает различные стороны речевой познавательной деятельности. При таких условиях происходит не только развитие речи, но и сама по себе речь становится мощным компенсаторным фактором, стимулирующим развитие слепого и слабовидящего ребенка, темп которого  перестает отставать от темпа развития зрячего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...

«Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»

Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"...

Собрание - практикум"Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения и речи" для родителей подготовительной группы

цель собрания - объеденить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей; обучить их конкретным приемам коррекционной и логопедической работы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.

Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики....

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Инновационный подход учителя-дефектолога к образовательному процессу в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения по развитию речи в соответствии с ФГОС

Инновационный подход учителя-дефектологак образовательному процессу в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения  по развитию речив соответствии с ФГОС. Развитие речи у детей с ...