"Развитие ритмических способностей у детей с нарушением речи"
проект по музыке (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 «Ласточка»
Детско-родительский проект
"Развитие ритмических способностей у детей с нарушением речи"
Подготовила: музыкальный руководитель
Кирпатенко Светлана Николаевна
Вологда 2017г.
Название проекта: "Развитие ритмических способностей у детей с нарушением речи».
Актуальность: С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи. Дети с такими нарушениями отстают от здоровых детей, мало эмоциональны и неуверенны в себе. Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Для устранения этих недостатков требуется комплексное воздействие логопеда и музыкального руководителя. Развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей с речевыми нарушениями, а также коррекции речевой и двигательной сфер.
Цель: Коррекция речевой сферы детей средством развития ритмических способностей.
Задачи:
- Развить умение воспроизводить ритм звучащими жестами или на музыкальных инструментах.
- Развивать музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство.
- Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.
- Через игры со звуками расширить возможности музыкального развития детей.
- Вызвать интерес к выполнению ритмических заданий в процессе музыкальных игр.
Паспорт проектной деятельности.
Вид проекта:
- Исследовательский
- Групповой (дети старшей группы)
- Долгосрочный (1.09. 2017г.–30.11. 2017г.)
Направленность проекта:
- комплексная;
- познавательная;
-гуманитарная;
- творческая, групповая;
Участники проекта:
- Музыкальный руководитель
- Дети старшего дошкольного возраста
- Педагоги;
-Родители
Формы проведения:
- общие и индивидуальные консультации для родителей;
- проведение открытого занятия;
-совместная деятельность детей и родителей;
- мастер-класс для родителей и детей.
Обеспечение проекта
Материально-техническое:
• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
• Детские музыкальные инструменты.
• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)
• Материал для изготовления игрушек-инструментов
Учебно-методическое:
• Детская художественная литература;
• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;
• Музыкально-дидактические игры
Предполагаемый результат:
Дети. Положительная динамика в развитии чувства ритма. Появление способности к восприятию и воспроизведению темпа следования звуков, отношений акцентированных и неакцентированных звуков, лежащих в основе музыкального метра. Усвоение эталонов тактового метра от двудольного к четырёх, затем трёхдольному метру. Появление способности к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка. К показателям развитости чувства ритма относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Использование музыкально - ритмического материала в свободной самостоятельной деятельности.
Родители: Повышение интереса к музыкальной деятельности детей у
родителей. Интерес и осознание важности проблемы развития музыкально – ритмического слуха ребенка.
Педагоги: Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей. Возникновение интереса к проблеме музыкального воспитания детей. Творческий подход к проектированию музыкально - обогащенной развивающей среды.
Музыкальный руководитель: Планирование и реализация работы с детьми по развитию чувства музыкального ритма посредством логоритмики. Помощь педагогу в подборе музыкального репертуара для организации режимных моментов и проведения занятий.
Вывод: Использование данного проекта как технологии реализации последовательного развёртывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности детей.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
-Изучение методической литературы по данной тематике
-Разработка конспектов к занятиям.
- Подбор игр и упражнений на развитие чувства ритма.
- Создание картотек по тематике проекта.
Основной этап.
• Знакомство детей с музыкальным ритмом:
- в стихах,
- в играх с палочками
- в играх с предметами
• Использование ритмических карточек
•Развитие чувства ритма:
- в музыкально-ритмических движениях
- в играх на музыкальных инструментах
Завершающий этап.
-Обобщение результатов
-Анализ деятельности
- Открытое занятие « Ритм - волшебник»
- Мониторинг
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание работы с детьми и родителями | Цели и задачи | Время выполнения этапов | Участники |
1. | Введение в проект «Для чего нужно развивать чувство ритма» (выступление на родительском собрании) | Познакомить с планом работы по проекту. (презентация проекта) Раскрыть значение ритмических способностей в развитии речи ребенка (листовки-памятки для родителей) | 1 неделя сентября 2 неделя сентября | Педагоги Родители Музыкальный руководитель |
Ритмические игры (на занятиях и в свободной деятельности детей) Размещение в уголке для родителей информации о песенках - ритмах, пособиях и заданиях, рекомендуемых для совместной деятельности с детьми. (наглядная информация и индивидуальные консультации) | Учить передавать несложный ритмический рисунок звучащими жестами (создание картотеки по ритмам) Раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей. (памятки, консультации, буклеты) | 3 неделя сентября 4 неделя сентября | Дети Педагоги Музыкальный руководитель | |
2. | Озвучивание сказки – шумелки «Чей голос лучше» (совместная деятельность родителей и детей) | Развивать: - быстроту реакции - чувство темпа и ритма - артикуляционную моторику (конспект совместной деятельности) | 1-2 неделя октября | Родители Дети
|
«Влияние чувства ритма на формирование речи детей» (консультация для родителей) | Формировать знания родителей по развитию чувства ритма. (материал консультации) | 3 неделя октября | Музыкальный руководитель | |
Ритмические игры - упражнения с палочками «Созданные музыкальных альбомов «Песенки – ритмы» (Консультация для педагогов) «Музыкальные инструменты своими руками» (мастер-класс для родителей и детей) | Развивать: - чувство ритма - зрительное и слуховое внимание Познакомить педагогов с тематикой музыкальных альбомов и обучить их созданию (материал консультации) Приобщать детей и родителей к совместной продуктивной деятельности. (материалы мастер-класса.фотоотчет) | 4 неделя октября 1-2 неделя ноября 2 неделя ноября | Дети Музыкальный руководитель Педагоги Дети Родители педагоги | |
3. | «Ритм – волшебник» (открытое музыкальное занятие) | Обогащать музыкально-ритмический опыт детей. Развивать слуховое внимание, певческий голос, чистое интонирование мелодии, соотношение ритма с изображаемой схемой. (конспект занятия) | 3 неделя ноября | Дети Педагоги Родители |
Подведение практических итогов реализации проекта, проведение мониторинга приобретенных детьми практических навыков. Опрос удовлетворённости родителей и педагогов. Рекомендации родителям | Аналитическая справка по итогам реализации проекта Результаты мониторинга. (Практические материалы и рекомендации) | 4 неделя ноября | Дети Педагоги Родители |
Используемая литература:
1. Картушина М.Ю. «Логоритмика для детей 5-6 лет». – Москва: Издательство «Скрипторий 2003», 2009 г.
2. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008
3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003
4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003
5.«Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра на свирели - как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.
Конспект содержит материалы опыта работы по обучению детей логопедической группы игре на свирели....
Развитие внимания у детей с нарушениями речи
В данной статье рассказывается о видах внимания,о тех проблемах,которые существуют у детей с нарушениями речи,а также пути коррекции....
Консультация для родителей :РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.Важную роль в pазвитии воображения имеет художественное воспитание...
Коррекция родительско-детских отношений, способствующая развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи.
Коррекция родительско-детских отношений, способствующая развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи....
мастер-класс на педагогическом совете "Упражнения для развития дыхания у детей с нарушением речи"
мастер-класс на педагогическом совете для воспитателейМастер - класс на педагогическом советеТема: « Упражнения для развития дыхания у детей с нарушение...
Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."
Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...
Развитие творческих способностей детей с нарушениями речи средствами хореографии. Построение занятий. виды упражнений.
Работа с дошкольниками с речевой патологией имеет свои особенности. Дети с нарушениями речи отличаются пониженной наблюдательностью, вниманием, неумением вслушиваться в инструкцию, плохой переключаемо...