Коррекция родительско-детских отношений, способствующая развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи.
консультация (старшая группа) на тему
Коррекция родительско-детских отношений, способствующая развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекция родительско-детских отношений, способствующая развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи.
Проблема развития коммуникативной культуры детей нашли своё отражение в работах отечественных педагогов и психологов – Г.М.Андреевой, И.А.Кумовой, М.И.Лисиной, Н.Н.Подьякова, Е.О.Смирновой, Л.В.Чернецкой, С.Г.Якобсона. Эта проблема является актуальной на сегодняшний момент. Воспитание коммуникативной культуры у детей требует формирования доверия, доброты к людям. Важно познакомить детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков.
В логопедическую группу приходят дети не только с речевыми дефектами. Эти дети испытывают трудности в общении, речь их не выразительна, дети закрепощённые, не эмоциональные. Эти факты побудили нас к поиску нестандартных форм работы, которые создавали-бы тёплую, благоприятную обстановку для развития творческих способностей детей, интонационной выразительности речи коммуникативных способностей. Основные мотивы, побуждающие ребёнка к коммуникации связаны с тремя главными потребностями: в новых впечатлениях, активной деятельности, признании и поддержке. Выступление на сцене, признание и поддержка зрителей значительно повышает собственную самооценку, развивает уверенность, самостоятельность, веру в собственные силы. А развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, а также активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач способствует развитию умения устанавливать контакты с окружающими, а также совершенствованию вербальной стороны коммуникативных умений.
Исходя из выше сказанного – наша творческая группа создали для детей старшего возраста такую форму работы – клуб «Дружная семейка». Клуб «Дружная семейка» подразумевает работу педагога, родителя и ребёнка. Совместно с родителями составляется сценарий мероприятия и ведётся работа по подготовке. Составлен план проведения мероприятий.
Сентябрь – «Знакомство с семьёй»;
Январь – «Празднование старого нового года»;
Февраль – «Спортивный праздник, посвящённый дню Российской армии»;
1 июня – «Международный день защиты детей».
Эти праздники, где активно участвуют родители, помогают установить тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. Подобная работа для наших детей – помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более уверенным, инициативным, эмоциональным. Речь детей становится более выразительной, что способствует развитию коммуникативных способностей детей.
Данные мероприятия мы проводим, для того чтобы решить следующие задачи:
1.Формировать основы культуры речи.
2.Активизация словаря.
3.Развивать у детей умение держаться при выступлении перед аудиторией.
4.Развитие творческой личности.
5.Приобщение родителей к речевому развитию детей.
6.Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Такая форма приобщения родителей к речевому развитию детей оказалась наиболее приемлемой. Родители, включаясь в процесс подготовки и становясь участниками таких мероприятий, начинают понимать всю важность поставленной задачи – научить детей правильной выразительной речи.
Дети же видят своих воспитателей, родителей и сверстников совсем в другой роли, в роли настоящих артистов и с огромным удовольствием принимают их номера. Таким образом, работа по развитию коммуникативной активности является важной частью коррекционного процесса. Использование таких форм организации обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода и позволяет успешно социализировать ребёнка в обществе. В работах по изучению онтогенеза детской речи доказана огромная роль невербальных компонентов ( П.К.Анохин, В.А.Гиляровский, Н.И.Жинкин, К.А.Зайцев, В.В.Ковалёв, Р.Е.Лёвина, А.А.Леонтьев и др.).
Воспитатель высшей категории,
логопедической группы
МБД0У «Детский сад
№ 117»
Лахневская С.М.
«Знакомство с семьёй» .
Цель мероприятия:
1.Социализация:
- Использовать некоторые средства выразительности (интонация, мимика, жесты. Движения).
- Выступать перед детьми, воспитателями, родителями.
- Формировать умение общаться.
- Формирование первичных представлений о значимости и красоте семейных обычаев, традиций, праздников.
2.Коммуникация:
- Соблюдать элементарные моральные нормы и правила поведения со взрослыми.
- Овладение речью как средством общения.
3.Художественное творчество:
- Достигать результата музыкальной деятельности ( хорошо петь, танцеваь).
Ход мероприятия:
Гости сидят за столами. Выход детей под музыку.
Песня «Осень».
Ведущий: Здравствуйте, дорогие наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Сегодня у нас замечательный праздник. Нам очень хочется, чтобы подружились не только наши дети, но и родители. Сегодня мы узнаем друг друга чуть-чуть получше, познакомимся с семьями. И мы надеемся, что за два года мы станем настоящей большой и дружной семьёй с умными и талантливыми детьми и задорными родителями.
Есть в каждом доме семейный альбом
Как в зеркале мы отражаемся в нём
Пускай не всегда мы красивы, зато эти фото правдивы.
Хранится альбом в нашем доме
И снимки хранятся в покое
Их много: и старых, и новых
Они нам расскажут о многом.
Итак, начинаем знакомство. Слово предоставляется первой семье.
(Каждая семья рассказывает о детях, других членах семьи, чем занимаются и увлекаются).
2 семья…
3 семья…
Улетают птицы за море, миновало время жатв.
На холодном сером мраморе листья жёлтые лежат.
Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес
Чёрно-бурою лисицею под горой улёгся лес.
По воздушной тонкой лесенке опустился и повис
Над окном ненастья вестником паучок-парашютист.
В эту ночь по кровлям тёсаным в трубах песни заводя
Заскребутся духи осени стукнут пальчиком дождя.
В сад, покрытый ржавой влагою облетевшие цветы
На листве рябин продрогнувших заблестит холодный пот
Дождик серый, как воробышек, их по ягодке клюёт.
Песня «Скворушка».
Слово семьям:
4 Семья…
5 Семья…
Соберёмся в тесный круг
Ты – мой друг, и я – твой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Игра «Карусель».
Мы примчались к карусели!
Все успели? – все успели.
Все уселись? – все уселись.
Полетели? – Полетели!
Всё быстрей, быстрей, быстрей закружилась карусель
И за тридевять земель понесла нас карусель!
Но Земля зовёт обратно, хоть и мило в синеве
После космоса приятно поваляться на земле!
Стихотворение И.Токмаковой «Мне грустно».
Мне грустно – я лежу больной.
Вот новый катер заводной, а в деревне лошади…
Папа мне купил тягач, кран игрушечный и мяч
А в деревне – лошади.
Мне грустно – я лежу больной, вот вертолётик заводной
А в деревне – лошади…
А я в деревне летом был и лошадь серую кормил,
Она сухарь жевала и головой кивала.
Слово семьям:
6 семья…
7 семья…
Стихотворение «Осень!
Осень длинной тонкой кистью разукрашивает листья
Красный, жёлтый, золотой – как красив ты лист цветной!
А ветер щёки толстые надул, надул, надул
И на деревья пёстрые подул, подул, подул…
Красный, жёлтый, золотой облетел весь лист цветной
Как обидно! Как обидно!
Листьев нет – лишь ветки видно!
Логоритмика «Лесок – песок».
Слово семьям:
8 семья…
9 семья…
10 семья…
Стихотворение «Чего нельзя купить».
Я с утра хожу босой весь обрызганный росой.
С птицей возле тополька воду пью из ручейка.
Где-то дома у метро пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад, всюду вывески висят.
Если деньги накопить, можно многое купить
Дом, одежду и завод, самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу, птичье пение в лесу,
и не спрятать в кошелёк родничок и тополёк.
Мы играем целый день,
Целый день играть не лень
Кто придёт, будет рад
Вот какой наш детский сад!
Игра «Магнит».
Слово семьям:
11 семья…
12 семья…
13 семья…
Упр. «Эхо».
Стоит на берегу лес густой, как стена.
Спросишь – лес ответит.
Раз крикнешь – лес трижды откликнется.
- Эхо лесное спросить могу?
- ау, ау, ау!
- Куда это листья лесные пропали?
- опали, опали, опали…
- Травы лесные, где вы, не вижу?
- ниже, ниже, ниже…
- Цветы луговые, а вы всё цветёте?
- что ты, что ты, что ты…
- Птички-певички давно ли галдели?
- летели, летели, на юг улетели…
- Рыбы речные вы то где?
- а мы на дне, на глубине…
- Лягушки и жабы куда подевались?
- в ил закопались, в ил закопались…
- Белки и зайцы про вас не знаем?
- линяем, линяем, линяем…
- Так что же творится в лесу мы спросим.
- осень, осень, осень…
- Не ленится эхо на все вопросы отвечает, о чём не спросим.
- Спасибо эхо за доброту!
- Ау! Ау! Ау!
Игра с родителями «Угадай голосок».
Дети прячутся за штору и зовут маму – мама должна угадать своего ребёнка.
Слово родителям:
14 семья…
15 семья…
Сюрприз для детей – сказка «Теремок» ( в исполнении родителей – экспромт).
Сюрприз для родителей – « Осенний романс» ( в исполнении муз. работника).
Ведущий:
Пусть в вашем доме царствует уют,
Пусть вашем доме дети подрастают.
Дом не живёт, когда в нём не поют,
Не любят, не смеются, не играют.
Ведущий: Уважаемые родители! Просим вас оценить сегодняшнюю встречу, украсьте, пожалуйста наш дом кирпичиками.
Красный кирпичик – вы довольны, эта встреча значима для вас.
Зелёный кирпичик – вы узнали много нового и интересного, но ждали большего от этой встречи.
Коричневый кирпичик – вы считаете, что зря потратили своё время.
«Празднование старого нового года».
Цель мероприятия:
1.Социализация:
- Использовать некоторые средства выразительности ( интонация, мимика, жесты, движения).
- Выступать перед детьми, воспитателями, родителями.
2.Познание:
- Расширение кругозора детей ( народные праздники).
3.Коммуникация:
- Соблюдать элементарные моральные нормы и правила поведения со взрослыми.
- Использовать в речи средства интонационной выразительности.
- Участвовать в процессе инсценировки.
4.Художественное творчество:
- Выразительно передавать образы явления природы.
- Достигать результата музыкальной деятельности ( хорошо петь, танцевать).
Новогодняя ёлка украшена только огоньками. Родителям дано задание: из картона, бумаги изготовить новогоднюю игрушку и написать пожелание.
Ход мероприятия:
Дети и родители сидят за праздничными столами.
Ведущий:
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
И мамочки и папочки, и бабушки и дедушки!
Сестрёнки и братишки!
Каникулы весёлые зима нам принесла!
И ёлку новогоднюю, и дружный хоровод
И счастливы сегодня мы
Встречаем Старый Новый год!
Сегодня вас ждут весёлые шутки
Скучать вы не будете здесь ни минутки!
Берите с собою и папу, и маму
Пусть тоже посмотрят нашу программу!
Ох, и день сегодня будет!
Дед Мороз сейчас прибудет
Он на ёлке этой вот триста лампочек зажжёт!
Дед Мороз в большой запарке еле тащит вам подарки
Не рассыпал бы донёс, он же сильный дед Мороз
А подарки говорят раздаёт он всем подряд!
Я на минуточку к двери…
( Ведущая уходит, появляется баба Яга и леший).
Б.Яга: Слыхал, Лёха, всем подарки раздают, у него их много, наверное, подарков-то. Конфеты то поди сладенькие, хоть-бы раз в году поесть. А то вот об этих Алёнушек и Иванушек все зубы пообломала. Слышь, Лёх, придумай что- нибудь, ты же мужчина!
Леший: А чё тут придумать-то, бабусь, как всегда украдём подарки и дело в шляпе.
Б.Яга: Э-э-э как всегда! И поймают нас как всегда, воспитывать да ругать будут. Да и как мы украдём, если свидетелей столько! Они сразу в милицию побегут (детям): побежите в милицию? У, ябеды-корябеды! Думай, Лёха, думай! Скрепи извилиной!
Леший: Придумал! Мы без свидетелей украдём. Деда Мороза со Снегурочкой заколдуем, чтобы они адрес забыли, усыпим их в лесу и подарки стащим!
Б.Яга: Вот это ты молодец! Ну ты удалец! Вот это мужик! Вот это голова! Итак за работу! ( метлой метёт и приговаривает): мету, мету заметаю, следы-пути заметаю. Прохожие пропадают, засыпают…
Леший: Хватит, бабка, колдовать, пошли подарки воровать.
(уходят, возвращается ведущая).
Ведущая: Что тут было? Кто тут был? К вам никто не приходил?
(дети рассказывают).
Ведущая:
Ой, беда, беда, беда!
Не придёт Мороз сюда!
Рано, дети, вешать нос
Он же сильный дед Мороз
С ним беда стрястись не может
Почтальон нам пусть поможет!
Входит почтальон.
Почтальон:
Поздравления новогодние
Доставляю всем сегодня я.
Может чем-нибудь помочь?
Я помочь всегда не прочь!
Ведущая:
Вот спасибо, очень кстати.
Вот что сделаем сейчас
Мы напишем телеграмму, почтальон её доставит деду Морозу и Снегурочке что б напомнить адрес наш.
Поскорее отнесите эту телеграмму
И с гостями приходите
К нам на праздник прямо!
Ведущая: А пока что б не скучать, предлагаю поиграть!
Игра «Ручеёк»
Ведущая: А теперь игра для взрослых
Игра: « Займи место возле ёлки».
Появляются дед Мороз и Снегурочка.
Д.Мороз:
С Новым годом! С Новым годом!
Поздравляю всех детей, поздравляю всех гостей!
Желаю здоровья, успехов и сил!
Очень, ребятки, сюда я спешил.
Снегурочка:
К вам на праздничную ёлку мы пришли из далека
Шли вдвоём довольно долго через льды, через снега
Были в сёлах, городах, были в школах, детсадах.
Поздравляем всех подряд
С Новым годом всех ребят!
Д.Мороз:
Мы чуть-чуть не заблудились
По пути с дороги сбились
Хорошо, что телеграмму
Нам вручили в руки прямо.
Ведущая:
Не устали ли с дороги?
Были мы в большой тревоге
Отправляли на подмогу – почтальона…
Д.Мороз: Он помог!
Входит почтальон.
Почтальон:
Я принёс вам телеграммы
Не от папы, не от мамы
От кого не разобрать, вам придётся угадать.
Телеграммы:
- Все сегодня как картины. Ключи от счастья вам подарит… (Буратино).
- Пусть успех всегда будет, удача и куриные ноги в придачу… ( б.Яга).
- Пусть упадёт на землю белый пух, цветите вы как розы…( Вини-Пух).
- Пусть остаётся мамам стройная фигурка, привет горячий с Севера…(Снегурка).
- Пусть этот год вам принесёт подарков целый воз. Желаю счастья и добра! Всегда ваш…( Дед Мороз).
Ведущий: Дед Мороз, а где же ваш мешок с подарками?
Входит милиционер с мешком, а за ним плетутся баба Яга и Леший.
Милиционер:
С Новым годом поздравляю!
Гражданин Морозов Дед, извините отрываю
Но мне нужен ваш ответ –
ничего Вы не теряли за последних полчаса?
И нигде не забывали вот такого вещмешка?
Д.Мороз:
Ой, да как я только мог
Позабыть в пути мешок!
Вот спасибо, дорогой, что вернул мешочек мой.
Милиционер:
А вот этих хулиганов я с собою уведу!
Я на этих хулиганов даже дело заведу!
Снегурочка:
Подождите, подождите!
Может можно в день такой
Не наказывать сурово Лешего с бабой Ягой.
Леший и б.Яга (падают на колени):
Вы простите нас пожалуйста!
Не будьте слишком строгие
Мы не вредные-зловредные
Мы просто очень одинокие!
Д.Мороз:
Оставайтесь коли так, но условимся
С нами будете играть, а не ссориться!
Леший: Мы от радости такой поплясать хотим с Ягой.
Б.Яга: позовём свою избушку, да споём для вас частушку!
Входит избушка на курьих ножках.
Частушки:
Б.Яга:
В детский сад пришло веселье, зашумел наш хоровод
Дружно, весело мы жили, дружно встретим Новый год!
Леший:
Может мне пойти поспать, может в вашу лечь кровать
Ни за что я не усну, лучше я плясать пойду!
Б.Яга:
Леший храбрости набрался, в космонавты записался
Только видно перепутал он ракету с моей ступой!
Леший:
Как твой теремок хорош, на меня чем-то похож
Вот изба на курьих ножках пляшет вместе с Бабкой Ёжкой!
Избушка:
Что ты, дедушка Мороз, смотришь, удивляешься
Будто к полу ты прирос и не улыбаешься.
Варежками хлопни, валенками топни
Для подруг и для друзей – попляши повеселей!
Д.Мороз:
Для меня такое дело очень даже просто
Эх, душа помолодела лет на девяносто!
Снегурочка:
Варежками хлопну, каблучком притопну
Не останусь я в долгу – тоже я плясать пойду!
Ведущая:
Что ж вы, гости дорогие, или вам не весело?!
Выходите все плясать, да частушки запевать!
Танцуют дети и взрослые, желающие продолжают петь частушки.
Музыка закончилась, а избушка продолжает плясать, выбрасывая шоколадные яйца, дети собирают.
Д.Мороз: А сегодня, а сейчас мы красавице лесной скажем два волшебных слова, повторяйте их за мной:
Пусть на ёлке в целом свете заблестят огни!
Скажем дружно три – четыре
Ёлочка гори!
Хоровод «В лесу родилась ёлочка»
(Совместно взрослые и дети).
Чайная пауза.
Д.Мороз:
Пели мы, плясали
Даже в сказке побывали.
Но подарки из мешка не разобраны пока
Ждут подарки, не дождутся
Новогоднего стишка!
Дети читают стихи и получают подарки ( подарки в виде небольших сувениров).
Ведущая: 7 января мы с вами праздновали светлый праздник Рождества Христова. В Рождественскую ночь люди гадают, давайте и мы с вами погадаем!
Гадание.
(Дети встают в хоровод, ведущий в центре, в руках держит валенок) - Мы гадали, мы гадали, за ворота пим кидали (ведущий кидает валенок через плечо, валенок падает около ног одного из стоящих в хороводе. Ведущий выводит этого ребёнка в центр). – Мы теперь с тобой друзья, нам ссориться нельзя! (дети обнимаются).
Гадание для взрослых.
Гирлянда из новогодних открыток, на которых нарисовано «предсказание». Выбирается открытка с закрытыми глазами.
Предлагается украсить ёлку игрушками и прочитать пожелания.
Роли д.Мороза, Снегурочки, почтальона, милиционера, Лешего, б.Яги – исполняли родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей"
"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей" (консультации для воспитателей)...
Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."
Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...
Организация театрализованной деятельности ДОУ как эффективное средство развития и коррекции коммуникативных способностей детей с нарушениями речи Авторы: Поклонская П.Н., Московкина Е.А.
Поклонская Полина Николаевнастарший воспитатель;Московкина Евгения Александровнамузыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №67», город Барнаул Организация театрализованной...
«Инновационные формы работы, способствующие развитию творческой активности детей»
«Инновационные формы работы, способствующие развитию творческой активности детей»...
Выступление на районном методическом объединении Презентация практического материала из опыта работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей с нарушением речи через театрализованную деятельность»
Работа логопеда в рамках театральной студии...
МНЕМОТЕХНИКА - как средство развития речевой активности детей с нарушениями речи.
Дошкольный возраст – это уникальный период, когда формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. И его визуальное (зрительное) восприятие...
Мастер-класс для педагогов: «Использование интерактивных тематических папок в образовательном процессе ДОУ, способствующих развитию познавательной активности детей дошкольного возраста»
Все дальше и дальше люди отдаляются от своего главного источника знаний – книга. Перед педагогом всё чаще стоит вопрос. Как, привить у ребёнка любовь к книге и поддержать познавательную ак...