Ваня- Ванечка
план-конспект занятия по музыке (младшая, средняя группа)
Тема: « Ваня-ванечка».
Цель:познакомить с жанрами детского фольклора;развивать речь, память, логическое мышление, обогащать словарный запас.
Задачи:развивать актерское мастерство; воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: жетоны для игроков, реквизит для инсценировки.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в этом зале. Были времена, когда читать умел далеко не каждый. Но нельзя сказать, что люди, незнакомые с письменностью, были оторваны от предшествующих поколений. Свой опыт и знания они воплощали в песнях, пословицах, загадках, которые передавались из поколения в поколение устно.
- Вы, конечно, знаете, что устное народное творчество называют фольклором. А в чем его отличие от художественной литературы? Какие жанры фольклора вы можете назвать?
(Ответы детей.)
Основная часть:
- Наше знакомство с народным творчеством начинается с первых колыбельных песен. В них слова ласковые, певучие, нет резких звуков; героями чаще всего выступают уютно мурлыкающий кот, воркующие голуби, говорится о тишине и покое. Взрослые, заметив, под какие напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.
- Подрастает ребенок, а его уже ждут новые песенки и приговорки-пестушки .Ставят малыша на ножки, поддерживают и приговаривают:
Дыбок, дыбок, Скоро Ванюшке годок!
- Не знали в далеком прошлом, что такое физкультура, закалка, но все, что надо, делали — под разные песенки, шуточки-прибаугочки. Вы, конечно, помните и «Идет коза рогатая...», и «Сорока-ворона...», и «Ладушки».
- А еще малышам рассказывали потешки. Например:
Поехали, поехали, По пареньку,
С орехами, с орехами, По сладеньку,
К дедке- по репку,
К бабке — по вкусну.
- Поиграем.
- Кто последним расскажет потешку или пестушку, тот получит жетон.
(ответы детей.)
- Вот уже ребенок умеет говорить, но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Повторит ребенок раз сто скороговорку: «На горе Арарат растет красный виноград» и научится правильно произносить звук «р».
-Скороговорки помогают развитию органов речи. Недаром практически все пособия по сценической речи для артистов рекомендуют каждый день проговаривать скороговорки.
- Сейчас, ребята, вы должны выполнить такое
- Четко, громко и без ошибок произнести каждый свою скороговорку два раза.
- Славяне-земледельцы молили богов послать им то солнце, то дождь. Чтобы задобрить их, они выносили горшки с гущей — кашей из ячменя и гороха:
Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи...
- Со временем хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава. Теперь заклички используются в уличных играх. Например, если попала вода в ухо при купании, надо попрыгать на одной ножке и проговорить: «Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду!» Можно попросить и улитку: «Высуни рога - дам кусок пирога!», и к божьей коровке обратиться: «Улети на небо, принеси нам хлеба!».
- Ребята, вспомните известные вам заклички.
(ответы детей.)
- Вряд ли среди вас найдутся те, кто не любит поиграть. А что нужно сделать, чтобы разделиться на команды или выбрать водящего? Конечно же рассчитаться! Считалки бывают разные. Например, со смыслом, как эта вятская:
Сидит петушок на лавочке,
Считает свои булавочки:
Раз, два, три, четыре, пять.
Тебе играть!
- А бывают и совсем бессмысленные:
Эны-бэны, рики-таки,
Торба-орба, он дысмаки,
Дэус-дэус, касматэус, бакс.
Я думаю, что вы, ребята, знаете огромное количество считалок. Но сейчас мы будем не просто их рассказывать, а выполнять:
- По заданной рифме команды сочиняют считалку из четырех строк и записывают ее. Первая по первой строчке: «Один, два, три, четыре...», вторая — по строчке: «Один, два, три, четыре, пять...». Дети выполняют задание. Затем зачитывают свои работы.
-Молодцы, ребята. Только хочу напомнить, что сочиненные вам и считалки являются не фольклорными, а авторскими произведениями. Итак, игроки с помощью считалок разделились на команды, выбрали водящего и готовы начать игру. Существуют подвижные, настольные и многие другие игры. Сегодня нас интересуют те, в которых есть приговорки или песенки. Вспомните их названия.
(ответы детей)
Игра «Золотые ворота»
Двое ребят, изображающие ворота, пропускают вереницы мальчиков и девочек, пока не закончится песенка, которую они поют:
Золотые ворота,
Проходите, господа.
Первая мать прошла,
Всех детей провела.
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Ворота закрываются при последнем слове, и задержанного спрашивают, что ему надо, произнося «трава» или «цветок», «мяч» или «лапта». Задержанный выбирает. Так происходит разделение игроков на две команды. Продолжением игры может быть перетягивание палки или веревки.
- Есть в фольклоре дразнилки. Они сложены почти на все русские имена, например:
Витя, Витя — карапуз.
Съел у бабушки арбуз,
Бабушка ругается,
Витя отпирается.
Кому-то нравится сочинять дразнилки и поддевки, а я больше всего люблю отгадывать загадки. Несмотря на то, что этот жанр фольклора очень древний, он никогда не забудется и вряд ли исчезнет.
- Отгадаем загадки?
Антипка низок, на нем сто ризок. (Кочан капусты)
Без меня сундука не отопрут, из меня и воду берут. (Ключ)
Бык железный, а хвост кудельный. (Игла с ниткой)
И т.д.
- Ребята! А сказки вы любите?
(ответы детей.)
- Давайте, инсценируем какую-нибудь сказку! Я приготовила разные вещи, которые помогут вам почувствовать себя настоящими актерами.
От каждой команды выходит учасник.Ведущий выдает реквизит. Во время выступления оценивается мастерство «артистов».
- Замечательно! Каждая команда была по-своему хороша. Сразу видно, что сказки вы знаете и любите.
Итог:
- Давайте еще раз вспомним жанры детского фольклора, которые мы сегодня называли.
(Дети вспоминают то, о чем узнали. Далее по количеству жетонов определяется победитель.)
-Всего хорошего вам, ребята!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vanya_-_vanechka.docx | 20.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14»
Конспект по музыкальному развитию
Тема: « Ваня-ванечка».
Цель: познакомить с жанрами детского фольклора;
- развивать речь, память, логическое мышление, обогащать словарный запас.
Задачи: развивать актерское мастерство; воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: жетоны для игроков, реквизит для инсценировки.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в этом зале. Были времена, когда читать умел далеко не каждый. Но нельзя сказать, что люди, незнакомые с письменностью, были оторваны от предшествующих поколений. Свой опыт и знания они воплощали в песнях, пословицах, загадках, которые передавались из поколения в поколение устно.
- Вы, конечно, знаете, что устное народное творчество называют фольклором. А в чем его отличие от художественной литературы? Какие жанры фольклора вы можете назвать?
(Ответы детей.)
Основная часть:
- Наше знакомство с народным творчеством начинается с первых колыбельных песен. В них слова ласковые, певучие, нет резких звуков; героями чаще всего выступают уютно мурлыкающий кот, воркующие голуби, говорится о тишине и покое. Взрослые, заметив, под какие напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.
- Подрастает ребенок, а его уже ждут новые песенки и приговорки-пестушки .Ставят малыша на ножки, поддерживают и приговаривают:
Дыбок, дыбок, Скоро Ванюшке годок!
- Не знали в далеком прошлом, что такое физкультура, закалка, но все, что надо, делали — под разные песенки, шуточки-прибаугочки. Вы, конечно, помните и «Идет коза рогатая...», и «Сорока-ворона...», и «Ладушки».
- А еще малышам рассказывали потешки. Например:
Поехали, поехали, По пареньку,
С орехами, с орехами, По сладеньку,
К дедке- по репку,
К бабке — по вкусну.
- Поиграем.
- Кто последним расскажет потешку или пестушку, тот получит жетон.
(ответы детей.)
- Вот уже ребенок умеет говорить, но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Повторит ребенок раз сто скороговорку: «На горе Арарат растет красный виноград» и научится правильно произносить звук «р».
-Скороговорки помогают развитию органов речи. Недаром практически все пособия по сценической речи для артистов рекомендуют каждый день проговаривать скороговорки.
- Сейчас, ребята, вы должны выполнить такое
- Четко, громко и без ошибок произнести каждый свою скороговорку два раза.
- Славяне-земледельцы молили богов послать им то солнце, то дождь. Чтобы задобрить их, они выносили горшки с гущей — кашей из ячменя и гороха:
Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи...
- Со временем хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава. Теперь заклички используются в уличных играх. Например, если попала вода в ухо при купании, надо попрыгать на одной ножке и проговорить: «Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду!» Можно попросить и улитку: «Высуни рога - дам кусок пирога!», и к божьей коровке обратиться: «Улети на небо, принеси нам хлеба!».
- Ребята, вспомните известные вам заклички.
(ответы детей.)
- Вряд ли среди вас найдутся те, кто не любит поиграть. А что нужно сделать, чтобы разделиться на команды или выбрать водящего? Конечно же рассчитаться! Считалки бывают разные. Например, со смыслом, как эта вятская:
Сидит петушок на лавочке,
Считает свои булавочки:
Раз, два, три, четыре, пять.
Тебе играть!
- А бывают и совсем бессмысленные:
Эны-бэны, рики-таки,
Торба-орба, он дысмаки,
Дэус-дэус, касматэус, бакс.
Я думаю, что вы, ребята, знаете огромное количество считалок. Но сейчас мы будем не просто их рассказывать, а выполнять:
- По заданной рифме команды сочиняют считалку из четырех строк и записывают ее. Первая по первой строчке: «Один, два, три, четыре...», вторая — по строчке: «Один, два, три, четыре, пять...». Дети выполняют задание. Затем зачитывают свои работы.
-Молодцы, ребята. Только хочу напомнить, что сочиненные вам и считалки являются не фольклорными, а авторскими произведениями. Итак, игроки с помощью считалок разделились на команды, выбрали водящего и готовы начать игру. Существуют подвижные, настольные и многие другие игры. Сегодня нас интересуют те, в которых есть приговорки или песенки. Вспомните их названия.
(ответы детей)
Игра «Золотые ворота»
Двое ребят, изображающие ворота, пропускают вереницы мальчиков и девочек, пока не закончится песенка, которую они поют:
Золотые ворота,
Проходите, господа.
Первая мать прошла,
Всех детей провела.
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Ворота закрываются при последнем слове, и задержанного спрашивают, что ему надо, произнося «трава» или «цветок», «мяч» или «лапта». Задержанный выбирает. Так происходит разделение игроков на две команды. Продолжением игры может быть перетягивание палки или веревки.
- Есть в фольклоре дразнилки. Они сложены почти на все русские имена, например:
Витя, Витя — карапуз.
Съел у бабушки арбуз,
Бабушка ругается,
Витя отпирается.
Кому-то нравится сочинять дразнилки и поддевки, а я больше всего люблю отгадывать загадки. Несмотря на то, что этот жанр фольклора очень древний, он никогда не забудется и вряд ли исчезнет.
- Отгадаем загадки?
Антипка низок, на нем сто ризок. (Кочан капусты)
Без меня сундука не отопрут, из меня и воду берут. (Ключ)
Бык железный, а хвост кудельный. (Игла с ниткой)
И т.д.
- Ребята! А сказки вы любите?
(ответы детей.)
- Давайте, инсценируем какую-нибудь сказку! Я приготовила разные вещи, которые помогут вам почувствовать себя настоящими актерами.
От каждой команды выходит учасник.Ведущий выдает реквизит. Во время выступления оценивается мастерство «артистов».
- Замечательно! Каждая команда была по-своему хороша. Сразу видно, что сказки вы знаете и любите.
Итог:
- Давайте еще раз вспомним жанры детского фольклора, которые мы сегодня называли.
(Дети вспоминают то, о чем узнали. Далее по количеству жетонов определяется победитель.)
-Всего хорошего вам, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сказки "Приключение Ванечки и Танечки в лесу"
Методическая разработка сказки "Приключение Ванечки и Танечки в лесу"...
Конспект НОД "В гости к Машеньке и Ванечке" Образовательная область: познание
Программное содержание:Образовательная область «Познание»1. Вызвать у детей интерес к русскому народному костюму, способствовать возникновению положительных эмоций, чувст...
Конспект занятия во 2-ой младшей группе "Ванечка и Манечка".
Познакомить дошкольников с особенностями русских тряпичных кукол. Формировать у детей представление о семье,умение называть членов семьи....
" в гости Ванечка пришел"
Конспект занятия по музыкальной деятельности во 2 младшей группе...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по теме \'\'Предметы личной гигиены\'\' во второй младшей группе .\'\' Мы купаем Ванечку\'\'
Целью занятия является знакомство детей с предметами личной гигиены.Воспитатель читает ребятам сказку К.Чуковского \'\'Мойдодыр\'\' про мальчика, от которого сбегали все вещи, из-за того, что он грязнуля....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по теме \'\'Предметы личной гигиены\'\' во второй младшей группе .\'\' Мы купаем Ванечку\'\'
Целью занятия является знакомство детей с предметами личной гигиены.Воспитатель читает ребятам сказку К.Чуковского \'\'Мойдодыр\'\' про мальчика, от которого сбегали все вещи, из-за того, что он грязнуля....