Конспект развлечения "Масленица"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Тимакова Светлана Сергеевна

Сценарий праздничного мероприятия "Масленица" в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_maslenitsa._konkurs.docx24.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение  государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы

 пос. Ленинский муниципального района Красноармейский Самарской области детский сад «Журавушка»

Конспект развлечения «Масленица»

для детей подготовительной к школе группы.

                               Составила: Тимакова С.С.

2021 г.

Тема: «Масленица».

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям и обычаям.

Задачи:

- развивать  речь, пополнять словарный запас у детей;

- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

- создавать настроение торжества и веселья, доставлять детям радость от народных игр, песен;

- воспитывать любовь к народным играм, традициям – прививать любовь к родному селу.

Словарная работа: расширение словарного запаса новыми словами: «заигрыш», «разгул»; активизация в речи слов: «Масленица», «Традиции», закрепление текстов пословиц и поговорок, названий дней недели.

Предварительная работа: слушание русских народных песен, разучивание частушек, закличек, знакомство с русскими народными играми «Золотые ворота», «Карусели», «Дударь», «Заря-заряница» и др., беседа воспитателя о русских праздниках, русских пословицах и поговорках. Рассматривание альбомов: «Русские народные праздники», «Русские народные костюмы». Рассматривание репродукций картин русских художников - И. Суриков «Масленица», Н. Кустодиев «Масленица», Б. Кустодиев «Масляничное гуляние».

ТСО: компьютер, проектор, экран.

Материал к занятию: оформление русской горницы (посуда, лавки, рушники), русские костюмы, русские народные инструменты, атрибуты для игр, блины, самовар с чаем, бокалы, салфетки, презентация.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель читает стихотворение (Хозяйка):

Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга, капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая, гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая и ручьями слёзы льёт.

- Скажите мне, пожалуйста, о чём говорится в стихотворении, которое я вам только что прочитала? (ответы).

- Правильно, про конец зимы о приходе весны. А как вы догадались? (ответы).

- Верно, снег тает, бегут ручьи, капает с крыши, на улице стало тепло. Есть старинный народный праздник «Масленица». Масленица один из самых старинных и любимых в народе праздников. Празднуют её в конце февраля, начале марта. Масленица имеет другое название «Проводы зимы».

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины.   (Масленица.)

- А проводы зимы и встреча весны всегда праздник.  В старину люди считали, что весна не наступит, если не провести в свой срок нужный обряд. Зиму надо было проводить, а весну встретить, иначе весна - красна мимо проедет.

В этот праздник не скучают,

Всё в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно!

-  Ребята, а вы знаете, почему Масленицу так назвали? (ответы)

-  Верно, Масленицу назвали так, потому что пекли вкусные, масляные блины. На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.

Словесная игра «Доскажи пословицу»

- А сейчас я буду говорить пословицу, а вы её продолжите.

  • Без блина - не Масленица,..   (без пирога - не именины).
  • Блин добро…                          (не один).
  • Блин не клин, …                     (брюха не расколет).
  • Где блины, …              (тут и мы; где с маслом каша, тут место наше).
  • Скоро…                                 (только блины пекутся).
  • Это Масленица идет,…       (блин да мед несет).

- Молодцы! Хорошо знаете пословицы!

- «Масленица семь дней гуляет» - говорили в народе. Кто из вас знает, почему? (ответы детей) Каждый день Масленицы имел свое особое название.

- Первый день (понедельник) называется встреча Масленицы. 

Приезжай к нам в гости Масленица,

На широкий двор - на горах покататься

В блинах поваляться, сердцам потешаться!

Ой, Масленица, кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько

Давай с нами веселиться,

Блинами кормиться!

На солнце глядеть,

Да заманивать и петь.

- Ребятишки ходили из избы в избу и кричали «Приехала Масленица! Приехала!» Кто из вас может нам такую кричалку рассказать?

Дети:

  1. Тин тинка, подай блинка,

Оладышка – прибавышка,

Тетушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися!

  1. Масленица, угощай,

Всем блиночков подавай,

С пылу, с жару, разбирайте,

Похвалить не забывайте!

  1. Ой, Масленица, блинная красавица,

Давай веселиться

Блинами кормиться

На солнце глядеть

Да заманивать и петь!

- Молодцы! С этого дня начинали печь блины. У каждой хозяйки свой рецепт. В добрые старые времена хозяйка, пекшая блины часто приговаривала:

Первый блин комом,

А второй знакомым,

Третий блин дальней родне,

А четвертый мне.

- А ещё в это день из тряпок и соломы делали фигуру - чучело с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин.

Девушки и парни ходили по деревне с соломенным чучелом – символом уходящей зимы (показывает картинку чучела) и пели песни, вот послушайте…

Слушание русской народной песни «К нам Масленица пришла».

Физминутка

Масленица, масленица,

Словно солнце катится,

Весну мы долго ждали,

От холодов устали,

Будем наедаться

Силы набираться!

В эту праздничную пору

На год запасём задору!

- Второй день недели – вторник  «Заигрыш».

В этот день масленичной недели девицы и парни собирались на игрища и потехи. Воздвигали снежные городки и устраивали поездки на лошадях.

Слайд 1-3.

- Больше всего любили кататься с ледяных гор. В старину существовало поверье: кто не скатился с горки – тот обидел Масленицу. А еще приговаривали: Широкорожая масленица, мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся. 

Слайд 4-6.

- Делу – время, потехе – час, будем мы играть сейчас.

Игра "Золотые ворота".

Стоящие произносят:

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут.

Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").

- Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир. Вообще в этот день было принято есть блинов, сколько душа пожелает.

- Ребята, а вы хотите сами испечь блины? (ответы)

Игра-эстафета "Блины". 

-  Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал. Там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.

- А четвертый день Масленицы – «широкая Масленица» или «разгуляй». 

Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. А ещё возили чучело зимы, устраивали соревнования в силе и ловкости.

Игра «Карусели».

(«Заря - заряница», «Дударь» по желанию и выбору детей).

Взрослый держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель кружится с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу.

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

- Пятый и шестой день назывался «Тещины вечеринки».

Масленица – это еще и семейный праздник, эти дни были гостевыми днями и посвящались хождению по родне. В этот день наши бабушки должны накрывать стол и угощать блинами, пирогами и другими кушаньями. А чтоб было веселее, устраивались веселые посиделки с песнями, плясками, хороводами и частушками.

Дети:

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь еще с колыбели.

Как известно всем подружки

Мастерицы петь частушки

И вы, парни, не зевайте,

девчатам тоже помогайте.

Дети поют «Масляничные частушки».

1.Испеку четыре солнца, да присыплю сахарком,

На лошадке праздник едет, праздник едет с ветерком.

Припев. Здорово, здорово, у ворот Егорова,

А у наших у ворот будет все наоборот.

2. Моя мама на диете и блины не кушает

Я спою частушки эти, пусть она послушает.

3. Как на масляной неделе всем становится теплей

Уходи зима подальше, нам с блинами веселей.

4. Приходите, заходите, на румяные блины

Нынче Маслена неделя, будьте счастливы как мы.

5.До свиданья зимушка, зимушка колючая,

Через годик приходи, не такая злючая.

- Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день".

Родственники и друзья просили прощения друг у друга за огорчения и обиды.

Ельник, березник

На чистый понедельник!

Березовы дрова! Подавайте их сюда

На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: «Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!»

Мы катались с горы от зари до зари,

А сегодня в воскресенье.

Наше кончилось веселье!»

Дети исполняют песню «Ой, блины мои блины…»

Хозяйка (музыкальный руководитель) предлагает детям выйти на улицу и продолжить масленичное гуляние с участием скоморохов, проведением эстафет, с встречей «Весны», сжиганием чучела «Масленицы» и с угощением детей блинами с чаем.

Рефлексия:

- Почему праздник назывался Масленицей?

- Какая традиция этого праздника понравилась больше всего?

- Что вы расскажете родителям, когда встретитесь вечером?

Хозяйка со скоморохами:

- Заварили крепко чаю, всех к столу вас приглашаем,

Эти вкусные блины для вас всех испечены.

К самовару подходи, ароматный чай бери!

До свиданья посиделки

Посиделкам каждый рад

Делу время, а потехе

Удели счастливый час,

До свиданья, ждем еще,

Любим вас и это все!

Звучит русская народная песня «Блины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....