Конспект развлечения "Масленица"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Сценарий праздничного мероприятия "Масленица" в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_maslenitsa._konkurs.docx | 24.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы
пос. Ленинский муниципального района Красноармейский Самарской области детский сад «Журавушка»
Конспект развлечения «Масленица»
для детей подготовительной к школе группы.
Составила: Тимакова С.С.
2021 г.
Тема: «Масленица».
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- развивать речь, пополнять словарный запас у детей;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
- создавать настроение торжества и веселья, доставлять детям радость от народных игр, песен;
- воспитывать любовь к народным играм, традициям – прививать любовь к родному селу.
Словарная работа: расширение словарного запаса новыми словами: «заигрыш», «разгул»; активизация в речи слов: «Масленица», «Традиции», закрепление текстов пословиц и поговорок, названий дней недели.
Предварительная работа: слушание русских народных песен, разучивание частушек, закличек, знакомство с русскими народными играми «Золотые ворота», «Карусели», «Дударь», «Заря-заряница» и др., беседа воспитателя о русских праздниках, русских пословицах и поговорках. Рассматривание альбомов: «Русские народные праздники», «Русские народные костюмы». Рассматривание репродукций картин русских художников - И. Суриков «Масленица», Н. Кустодиев «Масленица», Б. Кустодиев «Масляничное гуляние».
ТСО: компьютер, проектор, экран.
Материал к занятию: оформление русской горницы (посуда, лавки, рушники), русские костюмы, русские народные инструменты, атрибуты для игр, блины, самовар с чаем, бокалы, салфетки, презентация.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель читает стихотворение (Хозяйка):
Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга, капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая, гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая и ручьями слёзы льёт.
- Скажите мне, пожалуйста, о чём говорится в стихотворении, которое я вам только что прочитала? (ответы).
- Правильно, про конец зимы о приходе весны. А как вы догадались? (ответы).
- Верно, снег тает, бегут ручьи, капает с крыши, на улице стало тепло. Есть старинный народный праздник «Масленица». Масленица один из самых старинных и любимых в народе праздников. Празднуют её в конце февраля, начале марта. Масленица имеет другое название «Проводы зимы».
Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины. (Масленица.)
- А проводы зимы и встреча весны всегда праздник. В старину люди считали, что весна не наступит, если не провести в свой срок нужный обряд. Зиму надо было проводить, а весну встретить, иначе весна - красна мимо проедет.
В этот праздник не скучают,
Всё в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно!
- Ребята, а вы знаете, почему Масленицу так назвали? (ответы)
- Верно, Масленицу назвали так, потому что пекли вкусные, масляные блины. На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.
Словесная игра «Доскажи пословицу»
- А сейчас я буду говорить пословицу, а вы её продолжите.
- Без блина - не Масленица,.. (без пирога - не именины).
- Блин добро… (не один).
- Блин не клин, … (брюха не расколет).
- Где блины, … (тут и мы; где с маслом каша, тут место наше).
- Скоро… (только блины пекутся).
- Это Масленица идет,… (блин да мед несет).
- Молодцы! Хорошо знаете пословицы!
- «Масленица семь дней гуляет» - говорили в народе. Кто из вас знает, почему? (ответы детей) Каждый день Масленицы имел свое особое название.
- Первый день (понедельник) называется встреча Масленицы.
Приезжай к нам в гости Масленица,
На широкий двор - на горах покататься
В блинах поваляться, сердцам потешаться!
Ой, Масленица, кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько
Давай с нами веселиться,
Блинами кормиться!
На солнце глядеть,
Да заманивать и петь.
- Ребятишки ходили из избы в избу и кричали «Приехала Масленица! Приехала!» Кто из вас может нам такую кричалку рассказать?
Дети:
- Тин тинка, подай блинка,
Оладышка – прибавышка,
Тетушка, не скупися,
Масленым кусочком поделися!
- Масленица, угощай,
Всем блиночков подавай,
С пылу, с жару, разбирайте,
Похвалить не забывайте!
- Ой, Масленица, блинная красавица,
Давай веселиться
Блинами кормиться
На солнце глядеть
Да заманивать и петь!
- Молодцы! С этого дня начинали печь блины. У каждой хозяйки свой рецепт. В добрые старые времена хозяйка, пекшая блины часто приговаривала:
Первый блин комом,
А второй знакомым,
Третий блин дальней родне,
А четвертый мне.
- А ещё в это день из тряпок и соломы делали фигуру - чучело с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин.
Девушки и парни ходили по деревне с соломенным чучелом – символом уходящей зимы (показывает картинку чучела) и пели песни, вот послушайте…
Слушание русской народной песни «К нам Масленица пришла».
Физминутка
Масленица, масленица,
Словно солнце катится,
Весну мы долго ждали,
От холодов устали,
Будем наедаться
Силы набираться!
В эту праздничную пору
На год запасём задору!
- Второй день недели – вторник «Заигрыш».
В этот день масленичной недели девицы и парни собирались на игрища и потехи. Воздвигали снежные городки и устраивали поездки на лошадях.
Слайд 1-3.
- Больше всего любили кататься с ледяных гор. В старину существовало поверье: кто не скатился с горки – тот обидел Масленицу. А еще приговаривали: Широкорожая масленица, мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся.
Слайд 4-6.
- Делу – время, потехе – час, будем мы играть сейчас.
Игра "Золотые ворота".
Стоящие произносят:
Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут.
Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").
- Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир. Вообще в этот день было принято есть блинов, сколько душа пожелает.
- Ребята, а вы хотите сами испечь блины? (ответы)
Игра-эстафета "Блины".
- Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал. Там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.
- А четвертый день Масленицы – «широкая Масленица» или «разгуляй».
Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. А ещё возили чучело зимы, устраивали соревнования в силе и ловкости.
Игра «Карусели».
(«Заря - заряница», «Дударь» по желанию и выбору детей).
Взрослый держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель кружится с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу.
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
- Пятый и шестой день назывался «Тещины вечеринки».
Масленица – это еще и семейный праздник, эти дни были гостевыми днями и посвящались хождению по родне. В этот день наши бабушки должны накрывать стол и угощать блинами, пирогами и другими кушаньями. А чтоб было веселее, устраивались веселые посиделки с песнями, плясками, хороводами и частушками.
Дети:
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь еще с колыбели.
Как известно всем подружки
Мастерицы петь частушки
И вы, парни, не зевайте,
девчатам тоже помогайте.
Дети поют «Масляничные частушки».
1.Испеку четыре солнца, да присыплю сахарком,
На лошадке праздник едет, праздник едет с ветерком.
Припев. Здорово, здорово, у ворот Егорова,
А у наших у ворот будет все наоборот.
2. Моя мама на диете и блины не кушает
Я спою частушки эти, пусть она послушает.
3. Как на масляной неделе всем становится теплей
Уходи зима подальше, нам с блинами веселей.
4. Приходите, заходите, на румяные блины
Нынче Маслена неделя, будьте счастливы как мы.
5.До свиданья зимушка, зимушка колючая,
Через годик приходи, не такая злючая.
- Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день".
Родственники и друзья просили прощения друг у друга за огорчения и обиды.
Ельник, березник
На чистый понедельник!
Березовы дрова! Подавайте их сюда
На Масленицу, на горельщицу!
В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: «Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!»
Мы катались с горы от зари до зари,
А сегодня в воскресенье.
Наше кончилось веселье!»
Дети исполняют песню «Ой, блины мои блины…»
Хозяйка (музыкальный руководитель) предлагает детям выйти на улицу и продолжить масленичное гуляние с участием скоморохов, проведением эстафет, с встречей «Весны», сжиганием чучела «Масленицы» и с угощением детей блинами с чаем.
Рефлексия:
- Почему праздник назывался Масленицей?
- Какая традиция этого праздника понравилась больше всего?
- Что вы расскажете родителям, когда встретитесь вечером?
Хозяйка со скоморохами:
- Заварили крепко чаю, всех к столу вас приглашаем,
Эти вкусные блины для вас всех испечены.
К самовару подходи, ароматный чай бери!
До свиданья посиделки
Посиделкам каждый рад
Делу время, а потехе
Удели счастливый час,
До свиданья, ждем еще,
Любим вас и это все!
Звучит русская народная песня «Блины».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
- Мне нравится (1)