КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Симфоническая сказка "Петя и волк» композитора Сергея Сергеевича Прокофьев»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
В этом конспекте представлено организованная образовательная деятельность по симфонической сказке "Петя и волк"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 20.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49 «Березка» города Чебоксары Чувашской Республики.
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
«Симфоническая сказка "Петя и волк»
композитора Сергея Сергеевича Прокофьев»
Интеграция образовательных областей:
Музыка, коммуникация, познание.
Подготовила:
Музыкальный рук.
Михайлова В.О.
Чебоксары, 2020 г.
Цель: воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.
Задачи:
- Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, развивать умение высказывать об ее эмоционально- образном содержании, расширять словарь, с помощью которого можно высказывать о чувствах, настроениях, выраженных в музыке.
- Показать возможность передачи настроения музыки через изобразительное искусство
- Обобщить знания об инструментах с симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
- Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности воображение, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
- Создавать радостное настроение, желание приходить на встречу с музыкой.
Словарная работы: тембр, темп, симфонический оркестр,
Материал оборудование:
- Музыкальной центр
- Фортепиано
- Ноутбук
- Проектор, мультимедийная доска
- Мультимедийная презентация
- Плакат «Симфонический оркестр».
- Портрет композитора
- Зал настроения: репродукции картин, дидактические пособия, магнитная доска, наглядности.
- Мультимедийная презентация по сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк».
Виды деятельности на занятии:
- Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
2. Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).
3. Работа обучающихся с наглядными пособиями (плакат «Симфонический оркестр», мультимедийная презентация по сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк»).
Музыкальный репертуар:
- «Прогулка» пьеса для форт. С.С.Прокофьев
- «В гостях у сказки» муз. Владимира Дашкевича слова. Юлием Кимом
- «Сударушка» рус.н.т.
- «Сказочка» Пьес для фортепиано С.С.Прокофьев
- Симфоническая сказка «Петя и Волк» С.С.Прокофьева
- Песня «Чудо сказки» муз. Е.Филипповой слова Ю.Полухина
Ход ООД
Под музыку С.С.Прокофьева пьеса для фортепиано «Прогулка» дети входят взял, становятся полукругом .Их встречает Музыкальной руководитель подготовить детей на песенное творчество.
Муз. рук. (поет) Здравствуйте, ребята!
Дети: (поют): Здравствуйте!
Муз. рук.: Ребята, а у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с ними.
Дети: (поют): Здравствуйте, гости!
Гости: (поют): Здравствуйте!
Муз. рук.: Мы сегодня вместе с вами отправимся в волшебной мир звуков и красок. А поможет нам дети что? (показывает детям скрипичный ключ)
Дети(отвечают): Скрипичный ключ.
Муз. рук.: Этим ключом мы откроем дверь царство звуков и красок.
Муз. рук.: (Звучит музык. фрагмент «В гостях у сказки»). Мы пойдем по дороге не спеша потихонечку друг за другом переменным шагом, чтобы сказку не вспугнуть в Царство Сказок Волшебных звуков и красок.
Муз.рук.: Раз, два, три девочки Василис Прекрасных превратитесь, а мальчики Добрых молодцев.
Исполнение «Сударушки движение шаг сударушки. Двигаясь по залу змейкой.
Вот мы и добрались в страну Волшебных звуков музыки и красок. И хочу узнать, ребята понимаете, ли вы, музыку умеете различать ее характер и предавать настроение с помощью цветовой гаммы. Ведь музыку можно не только слушать и слышать, но и рисовать. А начнем мы наше путешествие с музыкального произведения. Тихо, тихо сядем рядом
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде
В разноцветном, расписном,
Дети занимают места рядом с фортепиано.
Звучит музыкальное произведение «Сказочка» в исполнение муз. рук.
Муз.рук.: - Ребята, а вам понравилась это музыка? (ответы детей)
- Какая была музыка по настроению мажорная или минорная музыка?? (ответы детей)
- Сколько инструментов звучало в произведении? (ответы детей один)
- А какой инструмент? (фортепиано)
- А какой темп этой пьесы? (ответы детей спокойный неторопливый)
Вот это музыкальная пьеса композитор С.С. Прокофьев назвал «Сказочка», так как она небольшая, коротенькая. А теперь для сравнения послушайте музыкальный фрагмент.
Звучит фрагмент симфонической сказки «Петя и волк»
Муз.рук.: - Назовите мне пожалуйста, этот музыкальный фрагмент из какого произведения прозвучал? (ответы детей Симфоническая сказка «Петя и Волк )
-И кто автор этой замечательной симфонической сказки «Петя и Волк»? (ответы детей «С.С. Прокофьев»)
- Почему композитор С.С.Прокофьев назвал сказку симфоническая? (ответы детей потому, что звучат инструменты симфонического оркестра)
-А как вы понимаете слово оркестр? (ответы детей от слово «много» инструментов)
Муз. рук.: Правильно ребята. Художник пишет картины красками, а музыканты рисуют музыкальные образы, с помощью звуков. С.С.Прокофьев был первый композитор, который создал симфоническую сказку для детей. Он решил познакомить детей с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Муз. Рук.: (ведущий обращает внимание детей на плакат) Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре.
-Дети, а какие группы инструментов вы видите?
Дети: (струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты.)
Муз.рук.: Их очень много. И этим оркестром кто руководит?
Дети: (ответы детей дирижер)
Муз. рук.: Обратите внимание, перед вами две картины, сравним их: первая выполнена простым карандашом, вторая – красками.
Муз. рук.: Вопрос? Какая картинка, более выразительная и яркая?
Дети: (ответы детей она красочная, выразительная)
Муз. рук.: Чем пользуются художники для создания своих картин?
Дети: (ответы детей красками, карандашами цветными)
Муз. рук: А как же в музыке? Какие краски есть у композитора, что помогает им создавать музыкальную красочность, яркость палитры более разнообразной?
Дети: (ответы детей звуками музыкальными инструментами)
Муз. рук.: А, окраска звучание каждого инструмента? (ответы детей тембровая окраска звука)
Муз. рук.: В каждом из нас, и у каждого из вас есть музыкальный инструмент – это наш голос. И голос имеет свою окраску. Я предлагаю сыграть в игру «Узнай по голосу!».
Игра «Узнай по голосу!».
Дети встают в круг, выбирают ведущего, он встает в середину круга и, дети по просьбе воспитателя. зовут его(ее) по имени. Тот определяет на слух голос зовущего.
Воспитатель: Приглашаю всех на игру беремся за руки. (Поет) Раз –два –три (имя ребёнка) выходи. Попросим встать в середину круга.
Воспитатель: Вы ребята сейчас определяли друг друга по голосу, по тембру голоса звучания. Так и у каждого героя сказки «Петя и Волк» есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», тембром .(дети садятся на стульчики)
Муз. рук.: Посмотрите на экран. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию».
Музыкально – дидактическая игра «Угадай мелодию»
Описание игры: Дети по музыкальному фрагменту должны отгадать персонаж, которому принадлежит данная музыкальная тема, и определить варианты музыкальных инструментов, дать характеристику данному отрывку, применив метод ассоциаций.
Муз. рук.: Слушаем первый музыкальный фрагмент.
Звучит тема Пети
Муз. рук.: Это музыкальный фрагмент относится какому из персонажей сказки Петя и Волк? Как вы догадались?
Дети:(ответы детей): Петя – главный герой сказки.
Муз. рук.: Перечислите, пожалуйста образ и настроение главного героя?
Дети: (ответы детей) Веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. (Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).
Муз. рук.: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).
Муз. рук.: Спасибо. А мы продолжаем нашу угадайку.
Звучит тема Дедушки
Дети: (ответы детей Дедушка )
Муз. рук.: Да это Петя, приехал, в гости к дедушке. А как вы догадались? Музыка какая по характеру?
Дети: Музыка сердитая, строгая. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ворчит.
Муз.рук.: Правильно. Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте, ребята, определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Дети: Сердитый, ворчливый, густой, низкий. (Педагог предлагает ребенку указать на плакате на этот музыкальный инструмент).
Звучит тема волка.
Муз. рук.: Ребята, кого теперь нарисовала нам музыка? (Дети отвечают).
Что музыка рассказала нам о волке. Какой он?
Дети: Он опасный, страшный, злой, «воет», гонится за Уткой прыжками, набрасывается, рычит.
Муз.рук.: А, каким инструментам Сергей Сергеевич Прокофьев поручил изобразить волка?
Дети: Валторны.
Муз.рук: Совершенно верно. Ведь валторна обладает прекрасным таинственным звучание, но как оказалось, если три валторны рявкнут какой – нибудь аккорд, то получается звучание, вполне напоминающее рычание волка.
- Ребята, композитор так правдоподобно нарисовал музыкальными звуками образы всех персонажей, особенно, рычание волка, что я даже немного испугалась и перепутала картинки, которые хотела вам показать. Там изображены герои сказки и музыкальные инструменты, которые мы сейчас прослушали . Прошу вас помочь мне и подобрать пару к каждому персонажу.
Музыкально – дидактическая игра «Подбери пару».
Под финальное шествие из сказки «Петя и волк» дети подбирают музыкальный инструмент, который исполняет главную партию каждого персонажа.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы говорим о главных героях сказки «Петя и волк». Мы слушали музыкальные портреты этих персонажей, смотрели карточки, на которых эти герои были изображены красками, а еще этих героев можно нарисовать пластически, передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого их персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки.(собрать карточки)
Пластическая импровизация
Под каждую из музыкальных тем дети выполняют двигательные импровизации, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу.
Муз. рук.: Ребята, вы обратили внимание на эти иллюстрации. Они вам знакомы? (ответы детей). Как художник ярко и красочно передал образы, характеры, настроения этих персонажей, в симфонической сказке «Петя и Волк». Насколько взаимосвязаны эти два главных искусства музыка и изобразительное искусство, они идут параллельно друг с другом. А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, и волшебная?
Дети: Нет!
Муз. рук.: Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки и красок, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными музыкальными произведениями. Ведь это чудо. А мы, в свою очередь подарим нашим гостям прекрасную песню.
Исполнение песни «Чудо сказки»
Муз.рук. Вот и подходит к концу наше путешествие в Страну Волшебных звуков и красок, и встреча с симфонической сказкой «Петя и волк». Дети, вам понравилось?
Дети. Да.
Воспитатель: Предлагаю вам высказать своё впечатление, о сегодняшней встрече. (На подносе лежат кружочки разных цветов.) Если вам понравилось, было интересно, то возьмите кружочек жёлтого цвета, если было скучно или немного сложно, то кружочек зелёного цвета. Прошу вас?
Рефлексия деятельности «Моё настроение»
Муз.рук. А что вам понравилось? (фронтальной опрос)
Дети. (ответы)
Воспитатель: А что было для вас трудным? (ответы детей)
Муз..рук. (подводит итог). Наша путешествие подошло к концу, мы смогли открыть скрипичным ключом музыкальную волшебную дверь.
Муз.рук: До свидания!
Дети: До свидания!
Муз. рук: Попрощайтесь гостями!
Музыкальное прощание «До свидание».
Дети выходят из зала под форт. пьесу С.С.Прокофьева «Прогулка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора Игра-викторина: «Что? Где? Когда?»
Цель:1. Закрепить представления детей о воде.2. Развивать пояснительную речь.3. Упражн...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора Игра-викторина: «Что? Где? Когда?»
Закрепить представления о воде...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"
Цель. Развитие речи детей.Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, ут...
Конспект коррекционно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Школа космонавтов» Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: Закрепить знания детей по теме «Космос».Коррекционные задачи:образовательные:Учить детей отвечать простыми и сложными предложениями, вместе с детьми рассуждать о космосе.Учить соглас...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Изобразительная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Путешествие по весенним дорожкам
уточнить представления детей о характерных признаках весны...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Познавательная математика для Незнайки»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность»с использованием И...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр. «Мебель»Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихолог
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр.«Мебель»...