Формы работы по театрализованной деятельности в практике ДОУ
методическая разработка по музыке

В данной статье представлен опыт работы по театрализованной деятельности на практике в ДОУ.  Разнообразие форм театрализованной деятельности позволяют нам  решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, коммуникации, формирования элементарных математических представлений до физического, морального, нравственного совершенствования. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формы работы по театрализованной

деятельности в практике ДОУ»

Одним из эффективных видов деятельности, влияющих на формирование творческих способностей ребенка в условиях детского сада является театрализованная деятельность.

        Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.

Образовательная деятельность  по  театрализации проводятся в двух формах:

- как специально организованная форма работы педагога с детьми;

- как нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Специально организованная театрализованная деятельность педагога с детьми проводится 2 раза в неделю в вечернее и утреннее время.

Нерегламентированная театрализованная деятельность осуществляется с детьми ежедневно (в утренние и вечерние часы) в процессе свободной самостоятельной деятельности.

       По теме «Роль театрализованной деятельности в развитии личности ребенка» я работаю четыре года.  Цель моей деятельности — развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства.

      Задачи, которые я перед собой поставила:

· Создать условия для развития творческой активности детей и совместной театрализованной деятельности детей и взрослых

· Ознакомить детей с различными видами театров и обучить их приемам манипуляции с различными куклами

· Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

· Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

· Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

      В нашем детском саду созданы все необходимые условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности,  но сегодня я подробно остановлюсь на тех формах театрализованной деятельности, которые я использую в практике работы с детьми.

     Разнообразные форм театрализованной деятельности позволяют нам  решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, коммуникации, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

       Дети очень любят играть в театрализованные игры, которые наиболее близки к искусству, их часто ещё называют творческими. В этих играх мы уделяем большое внимание действию, предмету, костюму или кукле, потому что они имеют большое значение и облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. В эту игру я предлагаю детям  играть самостоятельно, по желанию, так как она не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актёров,  в ней иногда достаточно внешнего подражания.

 Очень часто в своей работе я использую драматизации или театральные постановки. Это самый частый и распространённый вид нашего с детьми творчества. В этих играх драма, основанная на действии, которое совершает сам ребёнок, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

В играх-драматизациях детям-артистам предоставляю возможность самостоятельно создать образ с помощью интонации, мимики, пантомимы. Предложенный мною сюжет не является для детей жёстким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если мы разыгрываем их в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, то  их называем театрализациями.

Играя в режиссёрские игры, дети сами выступают в роли сценариста и режиссёра, управляют игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет они используют разные средства вербальной выразительности.

 Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

 Как подготовку к постановке спектаклей, выступлению на сцене я использую специальные этюды и упражнения.

Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх).

 Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

 Работая  над этюдами, я стараюсь развивать в детях многие качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера.

 Наиболее любимый детьми вид деятельности - ритмопластика. Она включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.

Особое внимание уделяю речевым играм и упражнениям, с помощью которых мы развиваем речевое дыхание, свободу речевого аппарата, умении владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Так же сюда включаю игры со словом, которые развивают связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Таким образом, данные упражнения делю на три вида:

-дыхательные и артикуляционные;

-дикционные и интонационные;

-творческие (со словом).

Наши дети очень любят такой вид театра, как кукольный. Они с удовольствием берут  в руки персонаж и от его имени рассказывают о своих мыслях. С помощью кукол ребята выражают и собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

 Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.

     Разнообразие форм работы дают возможность использовать их в целях всестороннего развития и воспитания личности ребёнка.

  Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Я стараюсь всегда строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью не подавлять  робкого ребенка, не превращать его только в зрителя. Стараюсь не допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Для меня талантлив каждый из них. Никогда не делю детей на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

Такие формы работы по театрализованной деятельности помогают формированию следующих умений и навыков детей:

  • Дети  научились владеть  навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
  • Умеют  передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  • Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
  • Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
  • Взаимодействуют коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.

Оценка эффективности работы педагогов  и уровень сформированности умений и навыков детей по театрализованной деятельности осуществляется с помощью педагогического мониторинга, проводимого 1 раз в году в мае на основе наблюдений.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает ребёнку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность и красоту, приобщаться к вечному и прекрасному. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших детей во время спектакля, представления, убедительно свидетельствуют, как дети любят театрализованную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совместные формы работы с родителями в моей педагогической практике»

Представляю вашему вниманию презентацию на тему по самообразованию: "Совместные формы работы с родителями в моей педагогической практике"...

Формы работы с родителями в практике физического воспитания в ДОУ

Hодители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учрежд...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С КАДРАМИ В ДОО (Методические материалы) в рамках городского фестиваля методических практик и разработок «Педагогические открытия» 2019 г.

Методическая практика работы с педагогами в ДОООрганизационно-методическая организация работы педагогов ДОО, которые содействуют созданию благоприятной среды для обмена информацией, педагогическим опы...

Использование нетрадиционных форм работы с родителями в практике учителя-логопеда

нетрадиционных форм работы с родителями в практике учителя-логопеда...

Доклад «Использование интерактивных форм работы с педагогами в практике ДОУ»

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами. Интерактивное обучение - способ познания, основанный ...

«Использование интерактивных форм работы с педагогами в практике ДОУ»

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Но чтобы индивидуальн...