Рабочая программа Вокальный кружок «Домисолька»
рабочая программа по музыке
Рабочая программа
Вокальный кружок «Домисолька»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 32.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Веселая планета» п. Орловского
Принято : Утверждаю:
Педагогическом советом МБДОУ Заведующий МБДОУ детский сад
детский сад «Веселая планета» «Веселая планета»
Протокол № от 31.08.2021г _______________Мыгаль Г.А.
Приказ № от 31.08.2021г. .
Рабочая программа
Вокальный кружок «Домисолька»
Для детей от 5 до 7 лет
На 2021-2022 учебный год
Составитель:
Музыкальный руководители
Р.М. Геворгян
Содержание:
- Введение ………………………………………………………..3
- Этапы подготовки и проведение работы занятий вокального ансамбля…………4
- Примерное распределение материала по пению………………………8
- Перспективный план………………………………………..10
- Методическое обеспечение программы и предполагаемый результат……....15
- Список литератур………………………………………………16
- Список детей ………………………………..17
- Расписание………………………18
1.Введение
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева). Программа по вокальному пению предназначена для детей от 4-6 лет. Занятия в вокальном кружке «Домисолька» проводятся с сентября по май, 72 занятия в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью от 20 до 25 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 15 человек.
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
- Формирование интереса к вокальному искусству
- Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон и выразительно передавать характер песни
- Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса
- Развитие умений различать звуки по высоте
- Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
2.Этапы подготовки и проведение работы занятий вокального ансамбля.
Программа рассчитана на три года . На занятии имеет место как коллективная, так и индивидуальная работа. Занятие в вокальном кружке проводится 2 раза в неделю, в музыкальном зале. Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам детей.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.
Группа | Продолжительность | Количество в неделю | Количество в год |
Средняя группа | 20 мин. | 2 | 72 |
Старшая группа | 25 мин. | 2 | 72 |
Подготовительная к школе группа | 30 мин. | 2 | 72 |
Основные направления обучения детей пению:
1.Певческая установка и дыхание.
Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова.
2. Звуковедение, дикция.
Четкое, ясное произношение слов в соответствии с характером сочинений, короткое и одновременное произношение согласных в конце слов. Использование дикционных упражнений, скороговорок.
3. Вокальные упражнения-распевания.
Систематическое использование маленьких попевок помогают педагогу выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения, расширить диапазон. Очень важно, чтобы упражнения были доступны детям, имели интенсивное содержание или игровой момент, ведь именно интерес помогает учащимся осознать выразительные особенности музыкального произведения.
4. Строй и ансамбль.
Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении. Достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам цепочкой. Этот прием даёт возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поёт правильно, а кто нет. Этот прием помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя продолжить песню, точно интонируя. Одна из основных задач - петь активно и индивидуально, с сопровождением и без него. Первоначальные навыки пения a capella должны быть сформированы на маленьких несложных попевках и песнях. Исполнение a capella способствует формированию у детей ладового слуха, точного интонирования.
5. Формирование исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера: внимание, дыхание, начало, окончание пения), понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.
6.Работа над исполнением хорового произведения.
Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса. Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к произведению, соответствующее настроение
Формы реализации задач вокального кружка
- коллективное занятия;
- индивидуальная работа;
- концертные выступления не реже 1 раз в квартал;
- просветительская деятельность;
- участие в творческих конкурсах;
Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Приемы обучения пению
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Средства, необходимые для реализации программы:
- Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон, видеокамера.
- Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
- Музыкальные инструменты.
Формы и методы реализации программы:
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание по голосам;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Игра на детских музыкальных инструментах;
9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.
Для успешной реализации программы предполагается: беседы о музыке, танце различного содержания, слушание музыки танцевального характера, экскурсии, посещение концертов, просмотр видеозаписей детских праздников и концертов, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.
Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени прохождения материала.
Структура занятия.
1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1- 2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением
3.Примерное распределение материала по программе
вокального кружка «Домисолька».
Первый год обучения
Репертуар | Кол-во часов | |
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением ) | 11 | |
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением ) | 5 | |
Песни и упражнения для развития голоса и музыкального слуха | 8 | |
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) | 5 | |
Задание для развития песенного творчества | 7 | |
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) | 4 | |
Песни первой степени трудности | 32 | |
Песни второй степени трудности | 72 | |
Всего |
|
|
Второй год обучения
Репертуар | Кол-во часов |
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением ) | 11 |
Песни и упражнения для развития голоса и музыкального слуха | 5 |
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) | 8 |
Задание для развития песенного творчества | 5 |
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) | 7 |
Песни первой степени трудности | 4 |
Песни второй степени трудности | 32 |
Всего | 72 |
Третий год обучения
Репертуар | Кол-во часов | |
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением ) | 11 | |
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением ) | 5 | |
Песни и упражнения для развития голоса и музыкального слуха | 8 | |
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) | 5 | |
Задание для развития песенного творчества | 7 | |
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) | 4 | |
Песни первой степени трудности | 32 | |
Песни второй степени трудности | 72 | |
Всего |
|
|
4.Перспективный план работы
вокального ансамбля «Домисольки»
Первый год обучения
Виды деятельности | Программные задачи | Содержание занятий | Музыкальный материал | Часы |
распевание | научить слышать свой голос; - научить распевать слова; | Упражнения на подачу голоса и распевание гласных звуков | Различные распевки на слоги | 40 |
Развития музыкального слуха и голоса | -учить правильно интонировать мелодию в диапазоне ре - ля 1 октавы; - узнавать вступление голоса после вступления и проигрыша -учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяжности | Знакомство с различными песнями и разбор их содержания; выучивание наизусть | «Пляска с листочками»; «Зимняя песенка»; «Дед Мороз»; «Пляска с погремушками » «Мама»; «Вальс»; «Весенние цветы» | 40 |
Музыкальная грамота | - различать материал по двум понятиям: где петь, а где не петь; - ноты и дом |
| «Капельки»; «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»; «Выше всех жираф растёт» | 40 |
Песенное творчество | -развивать способность находить ласковые интонации | Задание: «как тебя зовут», «Спой свое имя» |
| 40 |
Усвоение певческих навыков | Учить начинать пение после вступления | Исполнение выученных песен | «Пляска с листочками»; «Зимняя песенка»; «Дед Мороз»; «Пляска с погремушками » «Мама»; «Вальс»; «Весенние цветы» | 40 |
Второй год обучения
Виды деятельности | Программные задачи | Содержание занятий | Музыкальный материал | Часы |
распевание | Развивать диапазон детского голоса; - учить брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами | Упражнения на развитие слуха и голоса | «Вот такая чепуха», «На птичьем дворе» Рыбкина, «Пляшут зайцы», «Дождик» Френкель | 40 |
Развития музыкального слуха и голоса | -учить чисто интонировать мелодию в диапазоне «ре» 1 октавы, до «до» 2; учить вместе начинать и заканчивать песню; петь с муз. сопровождением и без него; выразительно исполнять песни с разным эмоционально- образным содержанием Петь без напряжения, протяжно, подвижно, легко,отрывисто | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. пение по руке, пение по фразам, пение мелодии на фразы, на слоги | «Паучок» К.Костин, «Цветные огоньки» М. Карминский, «Манная каша» Г. Абелян, «Хомячок» Г. Абелян, «Гномик» О.Юдахина, «Новогодняя песенка» Германовска | 40 |
Музыкальная грамота | - различать звуки по высоте, по длительности; - учить различать и называть отдельные части муз. произведения вступление, проигрыш, заключение, куплет, припев |
| «Музыкальный букварь» Разучиваемые произведения | 40 |
Песенное творчество | Продавать к умению придумывать мелодию на определенный жанр (колыбельную, плясовую, маршевую) | Картотека игр и упражнений |
| 40 |
Усвоение певческих навыков | -учить своевременно начать и заканчивать песню -брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами - учить петь выразительно в разных темпах, меняя динамические оттенки | Пение ранее выученных песен подгруппой и по одному, пение с движением, инсценирование песен | -«Листапад»(Муз. Т. Попатенко ,сл. Е. Авдиенко) -«Новогодний хоровод» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой ) -«Где был Иванушка» ( рус. нар. Песня , обр. Н. Метлова) - «Небо синее» (муз.. Е. Тиличеевой ,сл. М. Долинова) | 40 |
Третий год обучения
Виды деятельности | Программные задачи | Содержание занятий | Музыкальный материал | Часы |
распевание | Развивать диапазон детского голоса; - учить брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами | Упражнения на развитие слуха и голоса | «Вот такая чепуха», «На птичьем дворе» Рыбкина, «Пляшут зайцы», «Дождик» Френкель | 40 |
Разучивание и исполнение песен | -учить чисто интонировать мелодию в диапазоне «ре» 1 октавы, до «до» 2; учить вместе начинать и заканчивать песню; петь с муз. сопровождением и без него; выразительно исполнять песни с разным эмоционально- образным содержанием Петь без напряжения, протяжно, подвижно, легко,отрывисто | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. пение по руке, пение по фразам, пение по руке, мелодии на фразы, на гласные слоги | «С нами друг» Г. Струве, «Гномики» К. Костина, «Почемучки» Л.Туркина, «Я рисую море» Н.Тимофеева, «Кэти и Петя» О.Поляковой, «Мурлыка» А. Морозова, «Зелёные ботинки» С. Гаврилова. | 40 |
Музыкальная грамота | - различать звуки по высоте, по длительности; - учить различать и называть отдельные части муз.произведения вступление, проигрыш, заключение, куплет, припев |
| «Музыкальный букварь» Разучиваемые произведения | 40 |
Песенное творчество | -развивать стремление самостоятельно исполнять окончание песенок - стимулировать сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста) | Картотека игр и упражнений | Сочинение марша и колыбельной. В качестве примера использовать «Мари» и «Колыбельную» В. Агафоникова | 40 |
Усвоение певческих навыков | развивать музыкальную память, - учить сольному исполнению, - учить петь выразительно в разных темпах,тональностях меняя динамические оттенки | Пение ранее выученных песен подгруппой и по одному, пение с движением, инсценирование песен | «С нами друг» Г. Струве, «Гномики» К. Костина, «Почемучки» Л.Туркина, «Я рисую море» Н.Тимофеева, «Кэти и Петя» О.Поляковой, «Мурлыка» А. Морозова, «Зелёные ботинки» С. Гаврилова. | 40 |
5.СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- Беседа о музыке, о музыкальных инструментах. Различать музыкальные инструменты по тембру. Дать детям понятие, что такое вокальная и инструментальная музыка, о выразительных средствах ее передачи. Используется беседа, рассматривание музыкальных инструментов.
- Знакомство с симфоническим оркестром. Прослушивание аудиокассеты с записями музыкальных инструментов симфонического оркестра.
- Понятие о высоких и низких звуках. Нетрадиционное занятие «Путешествие в сказочную страну».
- Песенно-игровое творчество. Музыкально-дидактические игры.
- Обучение игре на музыкальных инструментах. Использовать ознакомление, восприятие музыкальных произведений для игры.
Работа с родителями.
Консультации на темы:
1. «Как сохранять детский голос»
2. «О колыбельных песнях и их необходимости»
3. «Как развивать музыкальный слух у ребенка»
4. «Музыка и дети, музыкатерапия»
Предполагаемый результат.
1. Проявление интереса к вокальному искусству
2. Умение петь естественным голосом, протяжно, а также восприятие песен разного характера
3. Умение петь без помощи музыкального руководителя.
6.ЛИТЕРАТУРА
1. Мерзлякова С. И. «Учим петь детей 3-4 лет» песни и упражнения для развития голоса. М.: ТЦ Сфера 2017.-80с.
2. Мерзлякова С. И. «Учим петь детей 5-6 лет» песни и упражнения для развития голоса. М.: ТЦ Сфера 2017.-160с.
3. Мерзлякова С. И. «Учим петь детей 5-6 лет» песни и упражнения для развития голоса. М.: ТЦ Сфера 2017.-176с.
4.Журнал «Музыкальный руководитель» песни, пляски, танцы, стихи. № 11 /2018 г. -58с.
5. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.
6. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ- ПРЕСС», 2000 г. - 33 с.
7. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г. – 175 с.
8. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М.; 1988 г. – 201 с.
9. Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт – Петербург «Невская нота», 2011 г. – 121 с.
10.Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. – Санкт – Петербург: «Композитор», 2003 г. –
11.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт – Петербург: «Невская нота», 2011 г. – 106 с.
12. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота», , 2010 г. – 45 с.
13.Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - Санкт- Петербург «Невская нота», , 2012 г. – 45 с.
14.Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. -«Композитор», 2005 г. – 73 с.
15. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий», 2010 г. – 213 с.
16. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального руководителя / вып. №7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г.- 93 с.
17. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998 г. – 44 с.
18. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание / вып. №11. - М.; 1940 г.- 123 с.
19. Мовшович А. Песенка по лесенке. - М.: « ГНОМ», 2000 г. – 64 с.
20. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель / вып. №2. - М., 2004 г. – 76 с.
7.Список детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокальный кружок «ДОМИСОЛЬКА»
Пояснительная записка.Данная программа разработана для кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы).Привлекает ребят к занятиям кружка общение с др...
Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька».
Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька» разработана на основе программы Э.П. Костиной «Камертон» и программы по музыкальному воспитанию детей ...
Рабочая программа Вокального кружка «Домисолька»
Рабочая программаВокального кружка «Домисолька»...
Рабочая программа вокального кружка «Домисолька»
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоцио...
Рабочая программа вокального кружка "Домисолька"
Программа разработана на основе Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» (автор - Э.П.Костина). Программа музыкального образов...
Рабочая программа вокального кружка "Домисолька"
Программа кружка «Домисолька » реализуется в рамках художественно-эстетического направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей певческих навыков средствами ра...
Вокальный кружок «Домисолька»
Вокальный кружок «Домисолька»...