Методическая разработка "Музыкальная экскурсия по Неве"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Курилова Юлия Григорьевна

Сценарий музыкального занятия с детьми подготовительной группы (6-7 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_ekskursiya_po_neve.docx24.53 КБ
Файл muzykalnaya_ekskursiya_po_neve.pptx2.23 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель — способствовать закреплению знаний о главной реке Санкт-Петербурга в музыкальной деятельности.

Задачи:

  • расширять общий кругозор детей через рассказ о реке Неве и ее истоке;
  • развивать тембровый слух посредством прослушивания музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра;
  • развивать музыкальную память, образное мышление в самостоятельной творческой деятельности (танцевальная импровизация);
  • воспитывать уважительное отношение к великим произведениям музыкального искусства на примере музыкального материала занятия, а также в беседе с музыкальным руководителем.

Оборудование:

  • музыкальный центр;
  • фортепиано;
  • проектор и компьютер.

Музыкальный репертуар:

  • «О нашем городе» (сл. и муз. М. Быстровой);
  • «Игра со Сфинксом» (автор игры, слов и музыки М. В. Сидорова);
  • Н. А. Римского-Корсаков, фрагмент вступления «Океан-море синее» к опере «Садко»;
  • Ф. Лист, «Фонтан виллы д’Эсте» из сюиты для фортепиано «Годы странствий»;
  • М. П.  Мусоргский, вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина»;
  • К. Сен-Санс «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных».

Предварительная работа:

  • разучивание песни «О нашем городе» (сл. и муз. М. Быстровой);
  • разучивание слов и танцевальных движений для «Игры со Сфинксом» М. В. Сидоровой;
  • слушание произведения «Аквариум» К. Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных».

Ход мероприятия:

Дети заходят под музыку песни «Когда смеялись львы» (муз. И. Цветкова, сл. Я. Голякова, исполняет М. Пахоменко), садятся на свои места.

Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель (МР): Ребята, к нам в гости пришел необычный гость. Его зовут — кот Елисей (Слайд №2, на слайде — кот Елисей). Но он пришел не с пустыми руками. (Слайд №3, на экране появляется старинная карта Петербурга). Ребята, как вы думаете, что это?

Ответы детей.

МР: Верно, это кусочек старинной карты Петербурга. Вам всё нравится на этой карте? Всё ли в порядке с картой?

Ответы детей (на ней есть пятно, «черная дыра»).

МР: Да, ребята, наверно от времени карта стерлась. Как же мне хочется узнать, что там было раньше! А вы хотите узнать?

Ответы детей.

МР: Кот Елисей поможет нам в этом. Начнем наше путешествие с города, где Нева берет свое начало. Наш помощник оставил для вас загадку. (Слайд №4) МР читает отрывок стихотворения С. Ю. Лизуновой «Наш город Шлиссельбург»[1].

Гостиный, как в Питере, есть и у нас,

И зеленью город украшен,

И чайки над городом всякий раз

Нам легкими крыльями машут.

С причала мы видим Ладогу

И крепость Орешек славную.

Пускай много лет нас радует

Петра начинание главное.

Назван недаром, назван недаром

Город «ключом», как бесценный подарок.

Ответы детей.

МР: Ребята, этот город называется Шлиссельбург, что в переводе с немецкого языка означает «ключ-город». Он распложен на берегу Ладожского озера. Давным-давно на Ореховом острове была построена деревянная крепость Орешек, а потом её перестроили из камня. В годы Великой Отечественной войны крепость Орешек превратилась в непобедимый бастион Ленинграда[2]. Ну а теперь мы на корабле отправляемся из Шлиссельбурга в Петербург. Готовы?

Дети исполняют песню «О нашем городе» (сл. и муз. М. Быстровой).

МР: Ребята, вот мы с вами оказались в городе Санкт-Петербург. Посмотрите на величественную Неву! (Слайд №5) У великого русского писателя А. С. Пушкина есть такие строки: «В гранит оделася Нева»[3]. Ребята, как вы думаете, что означают эти строки?

Ответы детей.

МР: Спасибо за ответы! Кот Елисей очень рад услышать их! Гранит — это камень, из которого сделаны набережные Невы в нашем городе. Это очень плотный, твердый камень. Ребята, подскажите, а какие вы знаете набережные Невы?

Ответы детей.

МР: Сколько вы всего знаете! А теперь загадку вам загадает кот Елисей: кто охраняет Университетскую набережную? (Слайд №6) МР читает загадку М. В. Сидоровой[4]:

Много интересного в Петербурге есть:

Кони, львы, музеи… И мостов не счесть.

Сказочные существа у Невы лежат,

Тайну целых триста лет бережно хранят.

МР: Правильно, ребята! Это сфинксы. Кот Елисей предлагает немного отдохнуть и поиграть в игру со Сфинксом. Загляните, пожалуйста, под свои стулья.

Под каждым стулом лежат карточки. Под чьим стулом окажется картинка сфинкса — тот превращается в Сфинкса.

Дети исполняют 2-3 раза «Игру со Сфинксом»[5] (автор игры, слов и музыки М. В. Сидоровой).

МР: Нам пора продолжать путешествие по Неве. Ребята, как вы думаете, можно ли движение воды изобразить звуками музыки?

Ответы детей.

МР: Кот Елисей приготовил для вас музыкальные загадки. Попробуйте отгадать, какой пейзаж изображен в них. (Слайд №7)

Звучат музыкальные фрагменты: 1. Фрагмент вступления «Океан-море синее» к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова; 2. «Фонтан виллы д’Эсте» из сюиты для фортепиано «Годы странствий» Ф. Листа; 3. Вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. П. Мусоргского.

Ответы детей.

МР: А теперь кот Елисей приготовил для вас самое трудное задание — придумайте и исполните красивый танец воды под музыкальное сопровождение. (Слайд №8)

Дети под музыкальное произведение К. Сен-Санса «Аквариум» исполняют танцевальную импровизацию с лентами на палочках.

МР: Ребята, мы успешно выполнили все задания нашего помощника кота Елисея. Как вы думаете, ему понравилось наше путешествие? Спросим у самого кота Елисея. (Слайд №9) Наш помощник остался доволен вами, вашими знаниями и талантами. Он готов помочь открыть «чёрную дыру» на карте и приготовил для вас последнее испытание, самое трудное: нужно выбрать из предложенных картинок те, которые подходят друг другу по назначению. (Слайд №10)

Ответы детей.

МР: Ребята, все ваши ответы правильные. Теперь можно открыть «черную дыру». (Слайд №11)

МР: И что же мы увидели на карте?

Ответы детей (это Нева, река, главная река нашего города)

МР: До свидания, ребята! До новых встреч!

Дети под музыку песни «Когда смеялись львы» уходят из музыкального зала.

 

Список литературы:

  • Музыкальный журнал «Колокольчик». — 2003. — № 29.
  • Пушкин, А. С. Поэма «Медный всадник». Режим доступа: https://rvb.ru/pushkin/01text/02poems/01poems/0795.htm (дата доступа: 16.09.2021).


[1] Колокольчик №29, 3003. С. 24.

[2] Справка дана И. Г. Смирновой. Журнал «Колокольчик», №29, 2003. С. 24.

[3] Пушкин А. С. Поэма «Медный всадник». URL: http://rvb.ru/pushkin/01text/02poems/01poems/0795.htm (дата обращения: 13.08.2021).

[4] Сидорова М. В. «Сказочные существа». Колокольчик №29, 2003. С. 7.

[5] Колокольчик №29, 2003. С. 17.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальная экскурсия по Неве Автор: музыкальный руководитель Курилова Юлия Григорьевна

Слайд 2

Кот ученый Елисей

Слайд 6

Университетская набережная

Слайд 9

ДА!

Слайд 12

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Слайд 13

Библиография: Слайд 3: http://reactor.cc/post/1817580 Слайд 4: https://kvsspb.ru/obekty/sertolovo/attractions/oreshek/ Слайд 5: а) https://www.gov.spb.ru/gov/terr/krasnogvard/photo/2284/ б) https://uznayvse.ru/interesting-facts/samiye-krasiviye-mosti-v-rossii.html в) https://metro.fandom.com/ru/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D0%B0 Слайд 6: http://www.visit-petersburg.ru/ru/showplace/196963/ Слайд 7: https://avatanplus.com/detail/resource-3723021 Слайд 8: https://www.gifmania.ru/Animated-Gifs-Landshafty/Animations-Natural-Elements/Images-Water/ Слайд 10: орех : http://vse-raskraski.ru/frukty-i-ovoshchi-raskraski/raskraska-orex кораблик: http://brushechka.ru/tasks/coloring-online


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно методическое пособие "Экскурсия в мини-музей ложки"

Учебно методическое пособие "Экскурсия в мини-музей ложки"...

Методическая разработка экскурсии в Русский музей "Образ Петра I в искусстве".

Описание экскурсионного муршрута по залам Русского музея....

методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха""

Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

Методическая разработка экскурсии к реке осенью "Вода и я - друзья"(подготовительная группа)

Экскурсия к реке осенью(подготовительная группа).Цель:обобщить знания детей о значении воды в жизни человека....

сюжетно-ролевая игра " Экскурсия по Неве реке!

Сюжетно-ролевая игра " Экскурсия Неве реке"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ "ПЕРВОЦВЕТЫ"

Данная методическая разработка совместной образовательной деятельности по познавательному развитию предназначен адля детей средней группы ( 3 - 4 лет ). В данной образовательной деятельност...

Методическая разработка экскурсии «Наблюдение за светофором» с детьми (4-5 лет) средняя группа

Методическая разработка экскурсии «Наблюдение за светофором»   с детьми  (4-5 лет)  средняя  группа...