Конспект занятия-путешествия по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы
материал по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия-путешествия по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы
Тема: «Полёт в космос»
Программное содержание:
- Закрепить умение видоизменять геометрические формы и составлять из них знакомые предметы;
- Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги и на листе бумаги в клетку;
- Закреплять навыки количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- Закреплять понимание отношения между числами натурального ряда в пределах 10;
- Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки.
Подготовка к занятию:
1. Использованная литература
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Новикова В.П. «Математика в детском саду (подготовительная группа)
Е.В.Колесникова «Математика для детей» 6-7 лет.
Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз – ступенька, два ступенька»
Т.И.Ерофеева, В.П.Новикова, Л.Н.Павлова «Математика для дошкольников»,
2. Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный:
образец выполнения задания на ориентировку на листе бумаги в клетку (Курс полета до планеты); размер лист А
- путь ракеты до планеты (прямая линия);
- бумажная мерка;
- иллюстрации ракеты,
- кометы с цифрами
- звездолёты с задачами
- 3 обруча: красный, желтый и синий (круги Эйлера)
- набор больших геометрических фигу разного цвета, формы и размера
- музыкальное сопровождение, видеопрезентация
Раздаточный материал:
- комплекты геометрических фигур, треугольники, квадраты, круги, трапеции, прямоугольники (10 штук)
- лист бумаги А (10 штук).
- карточки с наклеенными на нее геометрическими фигурами (10 штук).
- два набора карточек с цифрами черного и красного цвета в пределах 10; поднос.
- цветные карандаши (10 штук)
Подготовка рабочих мест детей.
На столах у каждого ребенка:
- комплект геометрических фигур, треугольники, квадраты, круги, трапеции, прямоугольники.
- лист А,
- цветные карандаши,
Рабочее место воспитателя, на столе образец выполнения задания на ориентировку на листе бумаги в клетку ( курс полета до планеты), лист размер А, два схематичных изображения инопланетян, путь ракеты до планеты (прямая линия), бумажная мерка, иллюстрация ракеты, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы с вами совершим необыкновенное путешествие. Мы с вами полетим в Космос к новой неизведанной планете. По пути нам встретится много сложных препятствий, но я уверена, что вы справитесь с ними, и мы достигнем планеты.
Итак, мы отправляемся.
- А на чем же мы с вами полетим в Космос? – ответы детей.
Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд (ракета).
(Предлагаю пройти в конструкторское бюро, сесть за рабочие столы.)
- Посмотрите, у вас на столах лежат разные геометрические фигуры и белые листы бумаги.
Вам нужно будет выложить на белых листах ракеты из геометрических фигур. Дети выкладывают разные ракеты на своих листах, кто какую захочет.
Спросить у некоторых детей:
- Лена, из каких геометрических фигур ты выкладываешь свою ракету?
- Максим, сколько квадратов тебе понадобилось для постройки ракеты? А сколько треугольников?
- Аня, чего больше ты используешь при постройке ракеты, кругов или треугольников?
- Ребята, ракета теперь у нас есть.
(Предлагаю сесть за столы и составить план маршрута.)
Сейчас нам нужно с вами измерить расстояние от старта до планеты, на которую мы полетим. (Показать детям иллюстрацию, на которой будет изображена ракета и ее путь до планеты. )
- Дети, нам необходимо измерить путь до планеты. Чем это можно сделать? Дети предлагают.
- Да можно измерить и линейкой и сантиметровой лентой, но у нас с вами ничего этого нет. Но у меня есть вот такая полоска бумаги. Она нам
подойдет? Если мы будем ей измерять путь до планеты, то, как будет называться эта полоска бумаги? (мерка).
- Итак, мы выбрали мерку, теперь нам нужно приложить ее к самому началу нашего пути.
- Что нам нужно сделать, чтобы знать, где закончилась наша мерка? (отметить пальчиком)
- От пальчика мы будем прикладывать мерку дальше.
- Куда я должна потом приложить мерку? (к пальчику).
- Сейчас я буду измерять путь меркой, а считайте, сколько раз мерка уложилась в путь.
Измерить весь путь до конца, сделать с детьми обобщение: путь от ракеты до планеты равен 4 меркам.
- Итак, расстояние от ракеты до планеты мы измерили, теперь нам надо проложить курс, куда же полетит наша ракета.
- Для этого возьмите листы бумаги в клетку, на которых нарисованы ракета и планета и возьмите карандаши.
- Поставьте карандаш на точку, которая нарисована рядом с ракетой и внимательно слушайте. Если кто-то ошибется, то он может улететь на другую планету и заблудиться в Космосе. Будьте осторожны.
- От этой точки проведите линию, равную пяти клеткам и поставьте точку. Затем от этой точки проведите линию вниз, равную трем клеткам и поставьте точку (и т. д. до конца маршрута).
(Показать детям рисунок и предложить проверить, правильно ли они проложили курс от ракеты до планеты. Уточнить, кто ошибся. )
- Дети. Ракету мы построили, курс знаем. Теперь нам пора занимать свои места в ракете и отправляться в путь.
- У вас на столах лежат билеты на космический корабль. На них есть примеры, а на стульчиках лежат карточки с цифрами. Решите эти примеры и вы узнаете под каким номером ваш стульчик.
После того, как дети займут свои места спросить у некоторых из них:
- Почему ты занял это место? Правильно потому, что ответ моего примера 5….
- Взлетела ракета высоко – высоко в Космос.
(на экране ракета летит в космос)
А в Космосе чудеса! Невесомость. На земле такого не бывает. Все предметы вокруг медленно плавают в воздухе, не стоят на месте.
Физкультминутка
- Давайте мы с вами подвигаемся, как в невесомости медленно, плавно
( включить музыку) предложить детям подвигаться как космонавты в Космосе.
Музыка выключается, дети занимают свои места.
- Ребята, мы с вами очень долго летели и наконец, прилетели на планету. Давайте с помощью нашего бортового компьютера попробуем узнать, что это за планета?
(На экране появляется инопланетянин и сообщает, что над планетой пролетел космический ветер и навел беспорядок. Просит детей о помощи.)
- Мы с вами будем обследовать планету и поможем навести порядок
-Давайте спросим у инопланетян, что надо сделать в первую очередь.
Дидактическая игра «Наведи порядок»
На полу лежат кометы с цифрами от 1 до 9.
Инопланетянин:
Во время космического ветра на планету упали кометы и перепутались. Расположите их в нужном порядке.
Дети берут кометы с цифрами и выстраиваются в ряд. Один ребенок без цифры помогает воспитателю проверить выполнение задания.
-Посмотрите, а правильно ли мы их расположили? Станьте так, чтобы получился числовой ряд.
Воспитатель задает вопросы детям о соседях числа.
(Возвращаемся к бортовому компьютеру)
Инопланетянин (видеозапись на ноутбуке)
-Во время ветра с наших звездолётов слетели номера, и мы не знаем в какой ангар их поставить. Решите задачи и ответ соответствует номеру ангара звездолёта.
На звездолётах написаны задачи мы их сейчас решим:
1. На небе горели две синие звезды и три жёлтые. Сколько всего звёзд горело на небе?
2. На космодроме было пять ракет. Три улетели. Сколько ракет осталось?
3. Лунтик нарисовал два круга и один квадрат. Сколько всего фигур нарисовал Лунтик?
- Вы решили все задачи правильно, но инопланетяне просят вас помочь им справиться еще с одним заданием. Давайте послушаем.
Инопланетянин(видео на ноутбуке)
-Во время сильного ветра с неба на планету упали звезды. Разместите их в звёздные хранилища.
Игра «Звездопад»
-На планету из космоса упали звезды. Рассмотрите их внимательно. Нам необходимо собрать все звезды и разложить в космическое хранилище.
(на полу лежат 3 обруча: красный, желтый и синий)
-Звезды только жёлтого цвета положить в жёлтый обруч, звезды не имеющие углов в синий обруч, а звезды четырёхугольной формы в красный обруч.
Итог занятия
Ребята мы помогли с вами навести порядок. Давайте вспомним, что мы с вами сделали.
- Похвалить детей за активное участие. Спросить у детей:
- Что нового вам понравилось сегодня на занятии?
- Что узнали нового?
- Ну, а теперь, ребята нам с вами снова пора в путь. Нужно отправляться на Землю. Давайте попрощаемся с инопланетянами и полетим.
Дети под музыку возвращаются на землю.
Возвращаемся в группу.
Сообщение от инопланетян о забытых наградах.
-Найдите на втором окне конверт с синим треугольником.
В конверте сообщается местонахождения подарков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада «Математическая эстафета»
Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, квадратов Воскобовича на занятии по ФЭМП...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. «Колобок в математической стране»
Цели:1. Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет) .2. Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр ...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математическая сказка».
Программное содержание: Продолжать формировать умения детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; закрепить представление о последовательности чисел; з...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в математическое королевство».
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в математическое кор...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в младшей группе "Математическая сказка"
Конспект НОД по формированию математических представлений в младшей группе Математическая сказка...
конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Математический брейн-ринг"
конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Математический брейн-ринг"...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в разновозрастной группе «ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представленийв разновозрастной группе «ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ»...