методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ИГРЫ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ
методическая разработка по музыке

Соловьева Софья Вадимовна

методическая разработка по применению приема речевого музицирования на примере работы с пьесой Д. Шостаковича "Вальс-шутка"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ИГРЫ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ»

Соловьева Софья Вадимовна,

Музыкальный руководитель Д/с  №286

 Краснооктябрьского района Волгограда

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Одной из технологий организации музыкально-творческой деятельности дошкольников является технология элементарного музицирования, предложенная Т.Э. Тютюнниковой.

Элементарное музицирование – форма коллективной устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки, как радости и удовольствия.

Важным приемом технологии «Элементарное музицирование» является прием речевого музицирования.

«РЕЧЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ» это декламирование текста под музыку, сопровождаемое движениями или игре на музыкальных инструментах. Отсюда появилось новое современное слово РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. 

 Предлагаю вашему вниманию игру-упражнение, которая способствует формированию умения музыкально-исполнительской деятельности дошкольников

Тихо бродит по дорожке
Осень в золотой одежке 
/тихо бьют ладошками по барабану 

Где листочком зашуршит /маракасы 
Где дождинкой зазвенит /колокольчик 

Раздается громкий стук /деревянные ложки, кубики
Это дятел - тук да тук!
 /деревянные ложки, кубики 

Дятел делает дупло   /деревянные ложки, кубики 
Белке будет там тепло /деревянные ложки, кубики 

Ветерок вдруг налетел
По деревьям пошумел
 /`шуршалки` 

Громче завывает
Тучки собирает
 /тремоло бубнов 

Дождик - динь, дождик - дон!
Капель бойкий перезвон
 /треугольники, металлофон 

Все звенит, стучит, поет
Осень яркая идет!
 /все инструменты.

Как быть, если классическое музыкальное произведение не имеет текста, а он нам обязательно нужен для музицирования?

В этом случае предлагаю ряд шагов по его созданию на примере пьесы Д.Д. Шостаковича «Вальс-шутка» для работы с детьми средней группы.

Давайте прослушаем 1 музыкальный период пьесы, обращая особое внимание на ритмический рисунок.

Как мы видим, 1 фраза состоит из большого количества мелких длительностей или, как говорим детям, коротких звуков. С них начнется наша история и она будет, к примеру, о зиме.

Та-та-та……  звуки как бы бегут друг за другом – мы рады зиме и «мы на улицу все побежим». К тексту добавим понятные детям жесты пальчиками.

Следующая фраза состоит из более крупных четвертных длительностей – долгих звуков – акцентов. И раз наша история о зиме, это будет снег.

«Пам-па-пам-па-пам-па-пам» - снег идет, идет, идет. Здесь нам помогут хлопки в ладоши.

Эти 2 ритмические фразы, чередуясь между собой, повторяются 3 раза на звуках разной высоты.

Далее следуют ритмические фразы, состоящие из долгого звука и нескольких коротких. Здесь, допустим, мы хотели бы глиссандо на металлофоне. А потому нам нужны слова, которые можно произносить протяжно. К примеру, «бееееелое все», «свееееееетлое все» или «веееетер». Здесь протяжность глиссандо заменяем плавными движениями руками из стороны в сторону.

Итак, вот история речевого музицирования о зиме целиком, которая первым этапом работы декламируется в ритме и с помощью жестов:

«Мы на улицу все побежим, мы на улицу все побежим. Снег идет, идет, идет. Белое все, светлое все. Потому что снег идет»

Второй этап работы  - речевое музицирование под музыку пьесы, которое помогает детям лучше услышать и почувствовать ритмический рисунок музыкального произведения.

И на конечном этапе, текст постепенно уходя на второй план, убирается совсем. И остается только музыкально исполнительская деятельность детей –

 игра на детских музыкальных инструментах.

Итак, Д. Д. Шостакович «Вальс-шутка» (видео: пьеса в исполнении детей)

Речевое музицирование и ритмодекламация актуальна на сегодняшний день, и открывает большие возможности.

Ритмизованная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей.

Кроме того, у детей улучшается работоспособность,  повышается интерес к музыкальным занятиям, внимание становится более устойчивым, движения – более ритмичными и координированными, речь становится более четкой и внятной, наступает речевое раскрепощение ребенка, улучшается эмоциональный фон, формируется позитивное взаимодействие детей в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка кружка «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) для детей младшего возраста

Методическая разработка  кружка  «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) рекомендуется для проявления и развития творческих способностей у детей младшего возраста  с ОВ...

Перспективный план по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах в младшей группе

Перспективный план по развитию элементарного музицирования иобучению игре на детских музыкальных инструментах в младшей группе СЕНТЯБРЬВиды музыкально-творческой деятельностиПрограммный репертуар...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬВИДЫРЕПЕРТУАРЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯСРЕДСТВАМУЗЫКАЛЬНО-  ВОСПИТАНИЯТВОРЧЕСКОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   1. Музыкальные1. СлушаниеПредложить детям узнать назв...

Перспективный план по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах (старший возраст 5-6 лет)

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬВиды музыкально-творческойдеятельностиПрограммный репертуарЗадачи воспитанияСредства воплощения1. Музыкальные занятия1. Слушание музыки    «Кукушка» Л. Дакен...

Перспективный план работы по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах в средней группе

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬВиды музыкально-творческой деятельностиПрограммный репертуарЗадачи воспитанияСредства воплощения1. Музыкальные занятия1. Слушание: Л. Дакен «Кукушка» (грамзапись)2. Песня Р. Леденев «Д...

Методическая разработка. «Обучение детей игре на диатонических музыкальных инструментах (диатонический металлофон, диатонические колокольчики, цветные перкуссионные трубки Boomwhackers) по цветным партитурам».

Методическая разработка.«Обучение детей игре на диатонических музыкальных инструментах (диатонический металлофон, диатонические колокольчики, цветные перкуссионные трубки Boomwhackers) по цветны...

Методическая разработка занятия по формированию умений детей играть на детских музыкальных инструментах в старшей группе на тему: "Оркестр"

Методическая разработка занятия по формированию умений детей играть на детских музыкальных инструментах в старшей группе                      ...