Методическая разработка подготовки восприятия детей к музыкальному произведению П. И. Чайковского «У камелька» из цикла «Времена года».
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)
План-конспект НОД старшая группа по музыкальному развитию "У камелька".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_sayta.docx | 22.72 КБ |
prilozhenie_1.docx | 561.05 КБ |
prilozhenie_2.docx | 622.82 КБ |
prilozhenie_3.docx | 645.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка подготовки восприятия детей к музыкальному произведению П. И. Чайковского «У камелька» из цикла «Времена года».
Цель: Познакомить детей с музыкальным произведением П. И. Чайковского «У камелька».
Задачи:
- Создать условия, чтобы дети прочувствовали характер и настроение музыкального произведения : неспешный, спокойный, нежный, распевный, поэтичный и мечтательный.
- Формировать умение выделять наиболее яркие средства музыкальной выразительности:
-Динамика тихая, негромкая
-Темп спокойный, неторопливый
-Метроритм неторопливый
-Форма 3-х частная
-Регистр- средний
- Формировать умение устанавливать ассоциации, которые возникают при восприятии художественного образа: Описать картины зимних пейзажей, опираясь на стихи: «Вот ветер тучи нагоняя…»; «Мороз и солнце-день чудесный…»
- Способствовать установлению связи между средством музыкальной выразительностью и художественным образом, а именно неторопливость навевает нам ассоциации.
- Развивать психические процессы
- Развивать музыкальную память.
- Развитие речи детей, обогащение словарного запаса. Учить детей говорить полными предложениями.
Подготовительная работа:
- Прослушать музыкальное произведение
- Подобрать иллюстрации, картинки
- Подобрать стихотворения
- Составить образный рассказ
- Помнить, что произведение звучит 2 раза
- После прослушивания детям задать вопросы: Какое музыкальное произведение мы прослушали?; Кто автор?; Название? И т.п. Обобщить, дополнить и ещё раз прослушать произведение. После просто резюме: Название, автор.
План-конспект.
Воспитатель читает стихотворение детям:
Мы бесшумно сядем в кресла,
И среди ночных глубин
Загорится в доме тесном
Старый бабушкин камин.
Затрещат в огне поленья,
Как при Пушкине точь-в-точь.
Вспомнишь русские селенья,
Зимнюю старушку — ночь.
А огонь, как будто, рвётся
Из камина на простор.
И трепещет, и смеётся,
Прерывая разговор.
Вот к камину князь подходит,
Гости пламя окружат…
Няня сказочку заводит,
И часы бегут… спешат…
Угли тлеют, тает пламя,
И стучится в дом рассвет.
У камина проболтали
Мы всю ночь… и тыщу лет.
-Сегодня для вас будет звучать музыка великого русского композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» -пьеса «У камелька». Она необыкновенно прекрасна, каждый звук ее проникает в глубину нашего сердца, нашей души. Любуясь красотой природы и стремясь передать свои настроения музыкой, Чайковский написал пьесы для фортепьяно, которые объединил в альбом, назвав его “Времена года”.
-Я предлагаю поудобнее расположиться, закрыть глазки и представить деревенскую избу, ярко горят дрова в камине, слышится потрескивание полений… Языки пламени то разгораются, то почти угасают. (включается мультимедийная установка, звучит произведение).
- А теперь откройте глазки. Давайте и мы помечтаем у камелька.
-Итак, ребята, о чем мечталось вам под пьесу «У камелька» из произведения «Времена года»? (ответы детей)
-Какие интересные у вас мечты.
-А как вы думаете, Какое время года Петр Ильич Чайковский выражал при помощи этой музыки? (ответы детей)
-Правильно о Зиме.
-Послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю:
Зимнее утро
А.С. Пушкин
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
-Какой из этих зимних пейзажей подходит под описание в этом стихотворении? (Иллюстрации из Приложение 1) (Выслушать ответы детей)
-И у нас сейчас за окном зима. Зима - это прекрасное время года. Она засыпала поля, луга, дома белоснежным покрывалом, укутала деревья сугробами, словно пуховым одеялом, сковала озера, реки в прозрачные льды… Все живое прячется от мороза. Воробьи, нахохлившись, сидят на ветках рябины. Звери попрятались по своим норам. Люди укутались в теплые одежды… Холодно… Только ребятишки рады приходу зимы. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Мама! глянь-ка из окошка...
А.А. Фет
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"
-Правильно, ребята, ведь в это время года столько забав во дворе: это и игра в снежки, и катание на санках, лыжах и коньках, а также лепка снеговиков… Поэтами написано много стихов о зиме, художниками написано много картин. Давайте посмотрим, как художники изображали на своих картинах народные гулянья и зимние забавы.
Просмотр иллюстраций (Приложение 2)
-Ещё, зимой к детворе приходит Дед Мороз, приносит новогоднюю елочку с сюрпризами и подарками. А как здорово после мороза и зимних забав собраться всей семьей у камина!
-Посмотрите, какие разные камины, но какое одинаковое тепло они излучают!
Просмотр иллюстраций (Приложение 3)
-Когда-то давным-давно, камин имел другое название «камелек» - это какой-либо очаг в доме крестьян, а также богатых дворян. В долгие зимние времена у камелька нередко собиралась вся семья. Как вы думаете, чем были увлечены взрослые и дети возле камина?
-Правильно, мечтали, рассказывали сказки, читали вслух, музицировали, а также делились впечатлениями о прошедшем дне.
-В произведении, которое мы с вами прослушали, музыка вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Мягко, нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой. Но вот рояль зазвучал встревоженно и таинственно. Всё время повторяется небольшая музыкальная фразочка — тихая жалоба и даже тревога слышится в этой музыке. Что же нарушило тёплый уютный покой? Может быть, просто в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём-то тревожном и таинственном? Этого мы не знаем. Ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то своё, мысленно рисует себе какую-то свою картинку. Но какой бы ни была эта картинка, что бы ни представлял себе человек, слушая эту музыку, настроение будет у всех, конечно, похожее — ощущение тревоги, таинственности... Затихает, успокаивается музыка — улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Та, которую мы слышали вначале. Только чуть-чуть изменённая. Словно пережитая тревога оставила в душе какой-то след.
Сейчас, я предлагаю вам, ребята, занять места за столами и отобразить свои мысли, мечты и желания на листе бумаги, а музыка вам в этом поможет.
Повторно звучит произведение П. И. Чайковского. Дети рисуют. Похвалить всех участников процесса.
-Итак, ребята, как называется произведение, которое вы только что прослушали? (ответы детей)
-Верно. А кто автор этого произведения? (ответы детей)
-Правильно, молодцы. Как называется инструмент на котором исполняли произведение? (ответы)
-Да, это фортепьяно. Надеюсь у вас, дорогие друзья, останутся только приятные воспоминания о нашей сегодняшней встрече.
Подготовила воспитатель Феофанова Лариса Михайловна
Исп. Литература:
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-kamin/
https://stranatalantov.com/publications/5286/
https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2020/06/26/p-i-chaykovskiy-u-kamelka
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Формирование интереса детей к музыкальному фольклору славянских народов"
Изучение, освоение традиционного народного искусства России и других стран способствует развитию межэтнического общения, сохранению и обогащению культур других этно...
презентация и беседа к произведению П. И. Чайковского "Апрель" из цикла "Времена года"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"7835566","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","width":"420"}}]]Апрель «Подснежник»Беседа к произведению П. И. Чайковс...
Музыкально-познавательный проект МДОУ «Детский сад «Морозко» «Классическая музыка в жизни поселкового детского сада» (по циклу «Времена года» П. И. Чайковского). (подготовительная к школе группа)
Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике, способствующей их музыкальному развитию....
Методическая разработка к проекту "Классическая музыка - детям". П.И.Чайковский цикл "Времена года".
" Времена года"...
Методическая разработка "Развитие речи детей через музыкальную деятельность"
Данная методическая разработка поможет воспитателям развивать речь детей через музыкальную деятельность...
Конспект беседы о содержании музыкального произведения П.И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка»
Конспект беседы о содержании музыкального произведения П.И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка»...
Технологическая карта ОС Тема: Слушание музыкальных произведений. П. И. Чайковский «Времена года». «Октябрь. Осенняя песня».
Технологическая карта ОСТема: Слушание музыкальных произведений. П. И. Чайковский «Времена года». «Октябрь. Осенняя песня»....