Проект «Под звуки удивительные скрипки…» для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет
проект по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)
Познавательно – творческий проект «Под звуки удивительные скрипки…» направлен на развитие слухового восприятия и музыкальных способностей посредством слушания классической музыки. В проекте прослеживается история развития скрипичного мастерства от его зарождения до наших дней. Даются сведения о понятии «симфонический оркестр», инструментах, входящих в его состав, об истории создания классических музыкальных произведений, а также особое внимание уделяет «королеве оркестра» - скрипке. Материал изложен в понятной и доступной форме для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Познавательно – творческий проект «Под звуки удивительные скрипки…» может быть полезен и использован музыкальными руководителями в дошкольных учреждениях как проект в целом, так и его отдельные части (конспекты НОД, дидактические пособия), а также преподавателям изобразительной деятельности и воспитателям, так как использует средства, позволяющие организовать интегрированную образовательную деятельность, находит точки пересечения музыкальной деятельности с разными образовательными областями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
цель и задачи проекта, идея проекта | 26.59 КБ |
3._proekt.docx | 85.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Название проекта | «Под звуки удивительные скрипки…» |
| |
Название организации | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» |
Адрес организации | г. Советский ул. Трассовиков 10 «Б» |
Ф.И.О. руководителя учреждения | Ильина Светлана Романовна |
телефон веб-сайт | 8 (34975) 3 44 07 |
| |
Автор и составитель проекта | Глотова Алевтина Витальевна – музыкальный руководитель |
Образовательная область | «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» |
Команда проекта | Глотова Алевтина Витальевна - музыкальный руководитель Гайфулина Вера Акимовна - воспитатель Баланеску Олеся Андреевна - воспитатель Ильина Елена Павловна - воспитатель Солянкина Анастасия Александровна - воспитатель Чулкова Татьяна Магусумовна - воспитатель Мартынец Татьяна Рудольфовна - воспитатель Довгань Татьяна Владимировна – воспитатель Чернышева Марина Евгеньевна – воспитатель Кабанова Елена Александровна - воспитатель Сафарова Диана Радиковна - инструктор по ФИЗо Шейкова Наталья Васильевна - педагог дополнительного образования |
Привлеченные специалисты |
|
Тип проекта | познавательно – творческий. Направлен на развитие слухового восприятия и музыкальных способностей детей, посредством слушания классической музыки. |
Сроки проведения | октябрь 2019 г. – март 2020 г. |
Участники проекта |
|
| |
Какие актуальные проблемы помогает решить проект | Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Ребенок растет и развивается в определенной музыкальной среде, которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек, с уже сформировавшейся системой эстетических ценностей, способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому необходимо совершенствовать методы и средства эстетического воспитания, использовать новые подходы к содержанию, формам проведения музыкальных занятий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса на примерах мировых классических произведениях. Расширяя представления детей о классической музыке, мы развиваем музыкальность детей, их способность как можно более эмоционально воспринимать музыку. |
Материально-техническое обеспечение |
|
| |
Цель проекта | Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к восприятию классической музыки через знакомство с музыкальным инструментом скрипка и формирования начал музыкально-художественной культуры. |
Задачи проекта: | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Основная идея проекта: |
|
Основания для разработки проекта |
|
Направление деятельности |
|
Формы работы с детьми |
|
Формы работы с педагогами |
|
Формы работы с родителями |
|
Принципы реализации проекта: |
|
| |
Подготовительный этап (октябрь-ноябрь) аналитико-диагностический |
|
Основной этап (декабрь-март) непосредственно реализация проекта: |
|
Итоговый этап (апрель-май) |
|
| |
на кого рассчитан проект |
|
Ожидаемые результаты: | Дети:
Педагоги:
Родители:
|
Практическая значимость: |
|
Презентация проекта |
|
Предварительный просмотр:
Скрипка — божественный эликсир для души и сердца!
Философия музыки
Введение
В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке. Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества.
В соответствии с ФГОС ДО и согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного).
Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой, это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Актуальность.
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Ребенок растет и развивается в определенной музыкальной среде, которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек, с уже сформировавшейся системой эстетических ценностей, способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому необходимо совершенствовать методы и средства эстетического воспитания, использовать новые подходы к содержанию, формам проведения музыкальных занятий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса на примерах мировых классических произведениях.
Музыка – многожанрова и разнообразна. Одна из ее граней - классическая музыка с ее огромным арсеналом и богатством образов.
Приобщение детей к классической музыке способствует формированию и воспитанию эстетических чувств, развивает не только музыкальные, но и творческие способности. Скрипка - музыкальная находка нашего времени, это классика, которая всегда современна. Ее нельзя ничем заменить, даже цифровая техника не в состоянии воспроизвести подобные звуки. Как бы ни были разнообразны музыкальные инструменты, скрипка останется королевой! Кто не слышал чарующие звуки скрипки? Элегантная красавица скрипка с её чистым, нежным, волшебно-певучим, проникающим в душу звуком и безграничными техническими возможностями по праву заняла трон королевы музыки. Она царица в мире настоящей музыки. Только скрипка может с помощью своего звучания передать все тонкости человеческой души и ее эмоции. Она может излучать детскую радость и зрелую грусть, способна вызвать слезы и смех. По словам врачей, она является усилителем медикаментозного лечения, так как своим звучанием настраивает на положительный лад людей, страдающих тем или иным заболеванием, внушает веру в выздоровление и в собственные силы справиться с болезнью. И все это не пустые слова - это результат проводимых неоднократно экспериментов.
«Королеве музыки» отдали свои сердца слушатели, с ней бескорыстно связали свою судьбу тысячи скрипачей. Все великие композиторы Европы писали произведения для её величества скрипки – И. Бах, А. Вивальди, А. Корелли, В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ, П. Чайковский, Б. Барток, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Шнитке... Но непревзойдёнными являются произведения гениального скрипача и композитора, великого романтика Никколо Паганини.
Проект «Под звуки удивительные скрипки…» - познавательно – творческий, направлен на развитие восприятия и интереса к классической музыке.
Цель проекта: создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к восприятию классической музыки через знакомство с музыкальным инструментом скрипка и формирования начал музыкально-художественной культуры.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать музыкальные впечатления детей, накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки; способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
Развивающие:
Развивать слуховое восприятие, эмоциональность, познавательные и творческие способности, способности к построению ассоциативных аналогий между звуковыми и художественными образами.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к музыкальному инструменту скрипка и классической музыке.
Принципы реализации проекта
- Принцип доступности музыкального материала: соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребёнка.
- Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о классической музыке с учетом возраста, пола ребенка.
- Принцип интегративности: сотрудничество с воспитателями и педагогами ДОУ, детской школой искусств, семьей.
- Принцип наглядности: создание тематических мультимедийных презентаций.
- Принцип синкретизма: взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности (восприятие музыки, ритмопластика, игра на ДМИ, постановка музыкальных сказок, зарисовка «музыкальных фрагментов»).
Участники проекта
- Дети 4 – 7 лет общеразвивающих возрастных групп
- Специалисты, воспитатели ДОУ
- Родители детей
Продолжительность проекта: долгосрочный - октябрь 2019 – май 2020 г.
Проект «Под звуки удивительные скрипки….» реализуется в три этапа:
- подготовительный,
- основной,
- итоговый.
Подготовительный этап (октябрь – ноябрь 2019 г.) - аналитико-диагностический включает в себя:
- выявление интересов детей к восприятию музыки (диагностика, беседа с ребенком);
- составление плана мероприятий, разработка отдельных форм и методов работы с детьми.
- формирование интереса к музыкальной деятельности.
- изучение уровня знаний и приоритетов педагогов и родителей по классической музыке;
- написание конспектов занятий, сценариев праздников и развлечений, подбор иллюстративного материала.
Основной этап (декабрь 2019 г. – март 2020 г.) - непосредственно реализация проекта, включающая:
- Восприятие музыки (слушание музыки активное и рецептивное - пассивное).
- Проведение бесед-концертов, непрерывной образовательной деятельности, музыкальных гостиных совместно с родителями
- Обучение детей игре на скрипке
- Взаимодействие с сотрудниками ДОУ (консультации, мастер – классы, круглый стол, разработка совместных мероприятий)
Итоговый этап (апрель 2020 г.).
На этом этапе:
- Презентация проекта для детей и родителей в Детской школе искусств, в виде театрализованного представления с участниками проекта, социальными партнерами.
- Проведение мониторинга по результатам музыкальной деятельности, отслеживание динамики формирования у детей музыкальных способностей и начала музыкальной культуры.
Направления деятельности:
- познавательное,
- развивающее,
- воспитательное,
- творческое.
Для решения поставленных задач необходимо выполнение следующих условий:
- Создание развивающей предметно – пространственной среды:
- аудиовизуальные пособия (аудио и видео по музыкальным произведениям);
- музыкально-дидактические игры и пособия: макеты, дидактические игры, лепбуки, альбомы с иллюстрациями, графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
- Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования: с хроматическим рядом, диатоническим рядом (металлофон, блок-флейта, треугольник, набор колокольчиков «Октава» и др.)
- Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (Бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами
- Использование разнообразных форм и методов работы по восприятию музыки с учетом возрастных особенностей детей.
Формы и методы работы
- Формы работы – беседы-концерты, познавательные музыкальные занятия, встречи в музыкальной гостиной совместно с родителями, консультации для родителей, выступления учащихся Детской школы искусств.
- Формы организации занятий - групповые занятия.
- Типы занятий - тематические, интегрированные.
Методы:
Наглядный метод (иллюстрации, презентации, просмотр мультипликационных фильмов, видеосюжеты по содержанию музыкального произведения).
Наглядный метод включает следующие компоненты:
- слуховую наглядность (слушание музыки, исполнительская деятельность, беседа, художественное слово);
- зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой (показ иллюстраций к музыкальным произведениям, мультипликационных фильмов).
Словесный метод (беседа, художественное слово). Помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности, включая в себя следующие приёмы:
- объяснение (обычно дается на 1 этапе усвоения детьми музыкального материала) используется в виде образного рассказа перед слушаньем музыкальных произведений;
- поэтическое слово - чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй;
- беседа – обычно проводится после слушанья музыки, реже перед слушаньем. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения, высказывают своё отношение, дают элементарную оценку.
Практический метод: (конкретная деятельность детей: рисование музыки, игра на инструментах, исполнение танцевальных композиций). Необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились выполнять задания предельно выразительно.
Эвристический метод – метод позволяет ребёнку самореализововаться, проявить свою активность и развивать эмоциональное восприятие, используя приём импровизации.
Материально-техническая база
Для реализации проекта необходимо наличие следующих материально-технических средств:
- Музыкальный зал, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам.
- Электронное фортепиано, скрипка.
- Музыкальный центр.
- Фонотека (аудиокассеты и диски с записями музыкальных произведений классической, скрипичной, симфонической музыкой).
- Портреты композиторов, иллюстративный материал.
- Фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски, гуашь, белая и цветная бумага, картон, ватман, кисти разных размеров.
- Компьютерная техника.
- Проектор, экран, банк презентаций, видеофайлов для демонстрации в ходе непрерывной образовательной деятельности.
Предполагаемый результат:
Дети:
- Дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменяются особенности музыкального восприятия: появляется произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения, более глубокими и содержательными становятся высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, активный словарь пополнится новыми словами.
- Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
- Расширение представлений детей о скрипичной, симфонической, классической музыке, о музыкальных инструментах, о композиторах – классиках.
- Накопление представлений о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности.
- Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки.
- Положительные эмоции от совместной деятельности со взрослыми.
Педагоги:
- Повышение качества методического сопровождения и введение его в практику работы детского сада. Самосовершенствование профессионального мастерства.
- Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей основ музыкальной культуры.
- Улучшение способности педагогов обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых тематических проектов.
Родители:
- Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей интереса к классической музыке и умения её слушать.
Мониторинг музыкального воспитания осуществляется с помощью наблюдений за деятельностью детей во время музыкальной непрерывной образовательной деятельности, познавательных концертов-бесед, развлечений, совместных мероприятий с родителями.
При диагностировании по образовательной обрасти «Художественно – эстетическое развитие», разделу «Музыкальное развитие» используются положения С.И.Мерзляковой, О.П. Радыновой.
Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.
Анализ результатов позволяет выявить уровень развития восприятия музыки. Они выражаются в следующем:
- как дети стали слушать классическую музыку, их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки;
- как могут подобрать теплые и холодные цвета красок к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;
- умение находить яркие тембровые краски и инструментовать фрагменты классической музыки с помощью детских музыкальных инструментов;
- желание обучаться игре на скрипке.
Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований.
Индивидуальная беседа | «Скрипка – музыкальный инструмент» «Какую музыку нравится слушать?» | |
Наблюдения | Самостоятельная деятельность детей на музыкальных занятиях. | |
Анализ продуктивной деятельности детей | «Мы рисуем музыку» «Мой музыкальный инструмент» |
Заключение.
Как утверждают многочисленные исследования, проведенные учеными, психологами и педагогами разных стран, музыка способствует более активному развитию речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание, зрительное восприятие и усвоение информации. Доказано, что благодаря музыке снижается психоэмоциональное напряжение, улучшаются внимание и моторная координация, повышаются показатели вербального и невербального интеллекта, а вызванные музыкой положительные эмоции стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру.
Реализация проекта «Под звуки удивительные скрипки…» позволит отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повысит художественные требования к музыкальному репертуару в ДОУ, а также поможет использовать богатейшее культурное наследие классической музыки в эстетическом воспитании дошкольников. Таким образом, эмоционально-ценностное отношение к скрипичной и классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников успешнее формируется при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.
Библиографический список
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981
- Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В.И. Волынкин – Рн/Д.: Феникс, 2007.
- Журналы «Музыкальный руководитель» №1 – 2007, №2, 4, 6, 8 – 2008, №6 – 2009.
- Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1982.
- Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2019 г.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1994.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М., 2000.
- Радынова О.П. Слушаем музыку. М., 1990.
Приложение 1.
Модель педагогической деятельности с детьми
в условиях реализации проекта
№ | направление работы | содержание деятельности | срок проведения |
Театрализованное представление «Кошки, мышки и пирог» старшая группа № 2 «Солнышко» |
| ноябрь | |
Музыкальная сюжетно – ролевая игра «Мы – музыканты» подготовительные группы «Любознайки» «Звоночки» |
| ноябрь | |
«Музыкальная шкатулка», НОД по слушанию музыки. средняя, старшие группы |
| декабрь | |
Музыкальный досуг «Это интересно». средняя группа № 1 «Лапушки» старшая группа № 4 «Крепыши» |
| декабрь | |
Тематическая НОД «История маленькой скрипки» средняя группа «Лапушки» старшие группы «Солнышко» «Крепыши» |
| декабрь | |
Музыкальная гостиная «Скрипка – царица музыки» совместно с родителями старшие и подготовительные группы |
| январь | |
Познавательный беседа – концерт «Симфонический оркестр и его инструменты» старшие и подготовительные группы |
| февраль | |
Художественное творчество «Струнные музыкальные инструменты. Скрипка» все группы |
| февраль | |
Взаимодействие с ДШИ все группы |
| март | |
Организация выставки рисунков детей совместно с родителями «Мы рисуем музыку» все группы |
| март | |
Создание наглядного материала для НОД и познавательных бесед все группы |
| ноябрь - апрель | |
Интегрированная деятельность «Музыкальная акварель» все группы |
| декабрь -апрель | |
Музыкальная гостиная «Под звуки удивительные скрипки…» все группы |
| апрель | |
Театрализованное представление (презентация проекта) |
| апрель | |
Создание альбомов по итогам реализации проекта |
| май |
Приложение 2.
Модель реализации педагогической деятельности с родителями
в условиях реализации проекта
№ | Содержание работы | Срок исполнения |
Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом слушания классической музыки. | октябрь | |
Консультации, папки – передвижки, рекомендации по теме проекта | октябрь — май | |
Привлечение родителей к организации книжной выставки о классической музыке и музыкантах для дошкольников. | март | |
Привлечение родителей к организации и проведения тематических бесед – концертов и музыкального праздника в музыкальной гостиной «Под звуки удивительные скрипки…». | октябрь — май | |
Участие в выставке совместных рисунков «Мы рисуем музыку» | апрель | |
Выпуск газеты «Первые шаги в мир музыки» в детском саду | апрель – май | |
Оформление информационного уголка: «Юные музыканты» в группах | октябрь — май |
Приложение 3
Мониторинг музыкального развития
детей 3 – 7 лет
(Автор методики: Радынова О.П.)
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.
Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.
Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.
Диагностика проводится на программном материале.
Цель: Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:
- ладового чувства,
- музыкально – слуховых представлений,
- чувства ритма,
- организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Метод:
Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.
Оценка уровня музыкальных способностей:
Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:
3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).
2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).
1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Ладовое чувство
1.Внимание
3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.
2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.
1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.
2.Просьба повторить
3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит повторить.
2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.
1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.
3. Наличие любимых произведений
3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.
2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.
1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.
4. Эмоциональность
3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.
2 – не ярко проявляет свою эмоциональность
1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.
5. Высказывания о музыке с контрастными частями
3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.
2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.
1 – Не различает форму музыкального произведения.
6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.
2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.
1 – Затрудняется с выполнением задания.
«Мониторинг музыкальных способностей детей от 4 до 7 лет».
Образовательная область «Музыка»
Автор Мерзлякова С.И.
Пояснительная записка.
Представленный мониторинг по музыкальному развитию детей является модифицированным и составлен на основе:
- «Программы воспитания обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и инновационной примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2012.
- Статьи из журнала «Музыкальный руководитель» № 5 2007г. С.Мерзляковой «Планирование и уровневая оценка развития детей дошкольного возраста» Москва Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2007г.
Цель мониторинга:
Изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начала музыкальной культуры.
Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития музыкальных способностей ребёнка.
Данная методика универсальна, поскольку может применяться для выявления уровня музыкального развития как нормально развивающихся дошкольников, так и имеющих различные отклонения в развитии с прослеживанием динамики в развитии каждого ребёнка.
Мониторинг состоит из 4 разделов.
Результаты мониторинга могут быть использованы музыкальным руководителем, специалистами (учителями-логопедами, инструктором по физической культуре и др.) для сравнения динамики развития в начале и в конце учебного года, чтобы выявить компоненты, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребёнка.
Этапы работы:
- Диагностический - сбор информации по проблеме.
- Практический - Проведение занятий, индивидуальная работа с детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
- Обобщающий - Итоговая диагностика, оценка результатов.
Критерии оценивания:
Оценка уровня развития музыкальных способностей детей проходит по трех бальной системе.
- 0 баллов – негативное отношение ребёнка к музыке, к музыкальной деятельности.
- 1 балл – ребёнок малоэмоционален, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности, не справляется с заданием.
- 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога при выполнении задания.
- 3 балла – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное, выразительное его выполнение без помощи взрослого.
Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход.
- Оценка по баллам (максимальное количество – 30 баллов
Для проведения диагностики музыкальных способностей ребёнка используется групповая и индивидуальная форма работы.
Для индивидуального обследования необходимо заранее подобрать музыкальные произведения и разработать задания для детей.
№ п/п | Показатели, характеризующие уровень музыкального развития детей | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
1. | Выявление особенностей восприятия музыки | Различать на слух марш, колыбельную и плясовую. | Различать на слух три пьесы, разные по характеру и жанру (марш, колыбельная, плясовая) | Различать на слух три пьесы различного характера, одного жанра (полька, пляска, вальс) |
2. | Восприятие 2-3 частной формы в условиях темповых и динамических изменений | Отмечать хлопком смену частей в двухчастном произведении | Определять 3 контрастные части пьесы | В процессе слушания пьесы трёхчастной формы, определять начало звучания каждой части |
1. | Выявление особенностей восприятия музыки | М/Д игра «Музыкальный магазин» «Что делает кукла?» | «Марш» Д.Шостаковича «Вальс» Д. Кабалевского «Колыбельная» р. н. м. | «Три танца» Г. Левкодимова |
2. | Восприятие 2-3 частной формы в условиях темповых и динамических изменений | Любые двухчастные пьесы по выбору педагога | «Марш» Д.Шостаковича | «Клоуны» Д. Кабалевский |
Таблица
№ | Ф. И. | 2 раздел Восприятие музыки | ИТОГИ в баллах | ||||
Определение жанра музыки | Восприятие частей музыки | ||||||
С | М | С | М | С | М | ||
1. | |||||||
2. | |||||||
Мониторинг
по развитию музыкального восприятия на начало реализации проекта
Обследовано 75 детей (5 возрастных групп),
данные на начало реализации проекта - октябрь 2019 г.
Мониторинг
по развитию музыкального восприятия после реализации проекта
Обследовано 75 детей (5 возрастных групп),
данные после реализации проекта март 2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звуко-буквенных связей у детей дошкольного возраста.
Практический материал для логопедов, воспитателей логопедических групп, дефектологов....
Развитие звуко-буквенного анализа у детей дошкольного возраста.
Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников с целью профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Этапы коррекционной работы работы с учётом возраста детей. Дидактические...
Фольклор в воспитании детей дошкольного возраста на примере проекта: “Колыбельная песня как источник мировоззрения детей дошкольного возраста”
Паспорт проектаВид проекта: Познавательно - творческий.Актуальность.В современном мире у детей проявляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом - к знаниям культурных ценностей ...
Формирование звуко-буквенных связей у детей дошкольного возраста
В публикации предложена поэтапная система коррекционной работы по преодолению фонематических, оптических, двигательных нарушений у дошкольников с нарушениями речи. Предложенная автором система являетс...
Значение дидактической игры в процессе автоматизации звуков в речи у детей дошкольного возраста
Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в...
Отчет по самообразованию "Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи, у детей дошкольного возраста
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает с...
Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".
Краткосрочный образовательный проект по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...