Досуг "Знаменитые поэты и писатели Санкт-Петербурга!"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Из цикла "Люблю и знаю свой город"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znamenitye_poety_i_pisatekli_sankt-peterburga.docx | 24.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Творческий вечер из цикла «Я люблю Санкт-Петербург»
«Знаменитые поэты и писатели Санкт-Петербурга»
(Для оформления художественной галереи д.з нарисовать иллюстрацию к сказке В.Бианки, принести заранее к досугу).
Под спокойную музыку дети и родители входят в зал и садятся на стулья.
Ребёнок: Город музеев, чудесных дворцов,
Город каналов, мостов, островов,
Город чугунных оград на Неве, -
И нет прекрасней его на земле!
Ведущий: Мы живем в Санкт-Петербурге – одном из самых красивых городов мира. Чтобы гордиться им и называть себя петербуржцами, нужно хорошо знать свой город, его историю и культуру. Вы уже многое знаете о городе по рассказам, книгам, иллюстрациям. А сегодня предлагаю вам узнать, какие знаменитые поэты и писатели жили в Петербурге. Согласны? (Ответы детей.)
Почти 200 лет назад жил-был мальчик Саша. Но он не ходил в детский сад, как вы. С ним сидела няня, которую звали Арина Родионовна. Она очень любила маленького Сашу и рассказывала мальчику много разных интересных сказок: весёлых и грустных, страшных и добрых. И он так полюбил сказки, что сам, когда вырос – стал их сочинять. Но сказки не простые, а сказки в стихах.
На экране появляется слайд - портрет А.С.Пушкина.
Ведущий: - Ребята, Вы узнали кто это? Правильно, имя этого русского поэта - А.С.Пушкин. Хоть Пушкин и родился не в Санкт-Петербурге, а в Москве, но в Петербург он приехал учиться в лицей. Не далеко от Петербурга есть город «Пушкин». Какие сказки Пушкина вы знаете? (ответы)
МР: У меня есть самая любимая сказка А.С.Пушкина. Я сейчас начну её рассказывать, а вы попробуйте отгадать, что это за сказка.
М.р. читает текст, а воспитатель показывает иллюстрацию «Три девицы»
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица, –
Говорит одна девица
Я б на весь крещеный мир,
Приготовила бы пир».
«Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна».
«Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила б богатыря».
МР: Как она называется? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).
По этой сказке была написана опера русским композитором Николаем Андреевичем Римским – Корсаковым. Ребята, я назвала слово «опера», кто знает, что обозначает слово «опера»? В этой опере при помощи музыкальных звуков и были переданы ЧУДЕСА, происходящие в сказке. А помните ли вы, какие это были чудеса?
В сказке говорится о Белке, 33 богатырях и их дядьке Черноморе, о прекрасной царевне Лебеди.
МР: Все правильно. А сейчас мы с вами попробуем при помощи музыки узнать, о каком чуде идет речь.
Дети слушают 1 чудо - “Белка”
Дети: В этом отрывке композитор изобразил Белку.
МР: А как вы догадались? (ответы детей)
МР: Нам подсказала музыка. Она звучала на высоких звуках, легко, отрывисто, потому что белочка маленькая, грызет орешки и еще поет веселую песенку.
МР: А песенку вы узнали?
Дети: Да, это русская народная песенка “Во саду ли в огороде”.
МР: показывает иллюстрацию 1 чуда, а ребёнок читает отрывок из сказки.
“Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут”
МР: Как вы думаете, какое настроение у всех окружающих?
Дети: У всех прекрасное, радостное настроение, потому что жители города гордятся тем, что у них есть такая чудесная белочка.
МР: А теперь – внимание, чудеса продолжаются. Слушаем следующий фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане».
Звучит тема “33 богатыря”
МР: С каким же чудом мы с вами повстречались?
Дети: Это 33 богатыря!
МР: Молодцы, и это чудо вы правильно назвали!
М.р. показывает иллюстрацию 2 чуда, а ребёнок читает отрывок из сказки.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
33 богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор”
МР: Этот фрагмент звучит торжественно, четко. Фанфары как будто призывают, чтобы все обратили внимание на то, что сейчас произойдет. С первых звуков уже понятно, что музыка изображает бесстрашных богатырей. Музыка звучит громко (форте). Можно представить себе, как море бурлит, волны поднимаются высоко, и выходят из моря огромные богатыри. Они обходят свои владения четким, энергичным шагом, так и передается темп, характер музыки.
Воспитатель: Ребята, все ли чудеса мы с вами вспомнили? (ответы детей). Конечно, мы не сказали про третье чудо. Кто помнит, что это за чудо? (ответы детей) Правильно, речь пойдет о прекрасной царевне Лебеди.
МР показывает иллюстрацию 3 чуда, а ребёнок читает отрывок из сказки.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит”
МР: Давайте мы с вами немного пофантазируем: если бы вы были композиторами, то какую бы музыку вы сочинили к образу царевны Лебедь? (ответы детей)
МР: А теперь давайте послушаем тему «Царевна Лебедь», и узнаем какую музыку к этому образу сочинил Римский-Корсаков. Предлагаю вам закрыть глазки и представить, как лебедь превращается в царевну.
Слушание темы Царевны Лебеди
Музыка, которая раскрывает образ царевны Лебеди очень напевная, звучит нежно и таинственно. Звук усиливается в тот момент, когда белая Лебедь превращается в прекрасную Царевну, и восхищению и удивлению князя Гвидона нет конца.
Физкультминутка.
Давным – давно жил царь Салтан
И делал каждый день зарядку:
Он головой крутил, вертел - (повороты головы в стороны)
И танцевал вприсядку. ( приседания)
Плечами уши доставал ( поднимать плечи вверх)
И сильно прогибался. ( отвести плечи и голову назад, руки на поясе)
Он руки к небу поднимал, (поднять руки вверх)
За солнышко хватался. ( хлопок над головой)
Дети садятся на места.
Ребёнок.
Это Пушкин! Это чудо!
Это прелесть без конца!
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их немного и немало,
Но всё Пушкинское это -
Наше вечное начало!
Ведущий: В Лицейском саду вы найдёте бронзовый памятник, отлитый к столетию со дня рождения Пушкина.
Ведущий: Что ж, ребята, а мы переходим к другому знаменитому поэту, который не только жил, но и родился в Петербурге и зовут его Корней Иванович Чуковский.
Сегодня нам трудно представить свое детство без стихов Корнея Чуковского, этого чудесного волшебника. Как согревают душу петербуржцев эти известные всем строки:
Ребёнок: «А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.»
Ведущий: И сразу всем становится ясно, что знаменитая мочалка родом из Петербурга. Все эти улочки и сады существуют на самом деле, по ним можно прогуляться. Это же просто ожившая сказка! Ну как может ребенок не поверить в волшебную силу Мойдодыра и его помощников, если даже место действия истории имеет свой точный географический адрес?
Про кого написал Корней Иванович сказку «Мойдодыр»?
( Про мальчика – грязнулю, от которого убежали вещи)
Давайте вспомним, какие вещи убежали от грязнули?
( Одеяло, простыня, подушка, свечка, книжка, самовар, утюги, сапоги, пироги, кочерга, кушак, брюки, чулки, башмаки, тетрадь.)
Ведущий: У Корнея Ивановича было четверо детей. Как-то работая в своем кабинете он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь, она не желала мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А немытым трубочистам-
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так появилась сказка «Мойдодыр». Чуковский очень любил детей, но был беспощаден к грязнулям и неряхам, как в сказке «Мойдодыр».
Ведущий: Ребята, какие ещё вы знаете сказки К.И.Чуковского? (дети называют, родители помогают).
А сейчас проверим, как вы знаете содержание сказок?
- Кто помог доктору Айболиту добраться до Африки? (волки, кит, орлы)
- Какая вещь убежала от мальчика-грязнули первой? (одеяло)
- Куда спрятались тараканы испугавшись злодея паука? (под диваны)
- Кто сообщил Айболиту, что бегемот провалился в болото? (носорог )
- На чем ехали комарики в сказке «Тараканище»? (на воздушном шарике)
- Чем тушили пожар в сказке «Путаница»? (пирогами, блинами и сушеными грибами)
- За кем бежал чайник в «Федорином горе»? ( за кофейником )
- Кто пристыдил Медведя в сказке «Краденое солнце» и отправил его сражаться ? (зайчиха )
Молодцы! Итак, мы переходим к следующему герою.
Виталий Валентинович Бианки - автор огромного количества книг о природе, которые вошли в золотой фонд детской литературы.
Повсюду: в лесу, на полянке
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки простеешь
И лучше знакомых зверюшек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
Ведущий: Родился будущий писатель в Петербурге. Отец его был ученый-орнитолог ,изучал птиц и очень много о них знал. хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Валентина Львовича Бианки. Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического музея, поэтому сыновья Валентина Львовича (а их было трое - Лев, Анатолий и Виталий) часто бывали в музее и хорошо его знали. Настоящий музей был и в самой квартире, где жили Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Отец брал маленького Виталия на охоту и на прогулки. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверюшку. Научил его узнавать птиц по полёту, зверя – по следу и – самое главное – научил сына записывать всё, что видел и слышал. В многочисленных тетрадях Бианки хранил наблюдения о повадках птиц и животных, местные слова, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей.. Эти записи помогли Бианки стать писателем. Сказки у Виталия Бианки особенные - познавательные, в них всё – правда! В этих сказках нет волшебников, фей, злых духов. В них описаны самые настоящие приключения с птицами, насекомыми, зверями. Любовь и бережное отношение к окружающей природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь слабому — вот о чем его истории.
Ребята, а какие сказки В.Бианки вы знаете? («Мышонок Пик», «Как муравьишка домой спешил» и т.д.)
А сейчас предлагаю вам немного размяться. (Игра «Кот и скворцы»
По залу раскладываются 4 больших обруча – это скворечники. В каждый помещается по 4 скворца. Кот находится в стороне. Под лёгкую, весёлую музыку «скворцы летают по залу в рассыпную, не залетая в обручи. С окончанием музыки кот всех ловит. В одном скворечнике могут находится только 4 скворца. (после игры садятся на стулья).
Ведущий: Дорогие гости, представляем вашему вниманию иллюстрации наших юных художников к сказкам В.Бианки. Внимание на экран!
Дорогие ребята и уважаемые родители! Вот такое путешествие у нас сегодня получилось. Мы вспомнили только трёх знаменитых людей, а ведь их гораздо больше! Предлагаю вам самим с детьми найти в Петербурге памятные места детских поэтов и писателей, сфотографироваться на их фоне и принести нам фотографии для оформления книги. Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".
Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...
Конспект совместной деятельности "По музеям Санкт-Петербурга" в рамках проекта "Санкт-Петербург - мой город родной"
Дать представление о музеях Санкт-Петербурга....
Художественная литература для детей 6-7 лет по разделам: "Произведения поэтов и писателей России"; "Произведения поэтов и писателей разных стран".
Сборник текстов художественных произведений для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе по прогамме "От рождения до школы" по разделам: "Произве...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. № 1. Ознакомление дошкольников с историей города Санкт-Петербурга. "Город, воспетый поэтами".
Стыдно жить в городе и не знать его. Предлагаю знакомить детей с городом в интересной занимательной форме. Материал будет полезен и интересен не толко воспитателям и детям, но и родителям....
Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург
Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...
Презентация "Детские писатели Санкт-Петербурга" (региональный компонент).
В презентации предоставлен материал для ознакомления с биографией и произведениями детских писателей, которые жили и работали в Санкт-Петербурге....
Конспект на тему "Стихи великих писателей про Санкт-Петербург"
Ознокомление со стихами писателей про Санкт-Петербург...