Досуг "Знаменитые поэты и писатели Санкт-Петербурга!"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Николаева Екатерина Александровна

Из цикла "Люблю и знаю свой город"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znamenitye_poety_i_pisatekli_sankt-peterburga.docx24.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Творческий вечер из цикла «Я люблю Санкт-Петербург»

«Знаменитые поэты и писатели Санкт-Петербурга»

 (Для оформления художественной галереи д.з нарисовать иллюстрацию к сказке В.Бианки, принести заранее к досугу).

Под спокойную музыку дети и родители входят в зал и садятся на стулья.

   Ребёнок:   Город музеев, чудесных дворцов,
Город каналов, мостов, островов,
Город чугунных оград на Неве, -
И нет прекрасней его на земле!

 Ведущий: Мы живем в Санкт-Петербурге – одном из самых красивых городов мира. Чтобы гордиться им и называть себя петербуржцами, нужно хорошо знать свой город, его историю и культуру. Вы уже многое знаете о городе по рассказам, книгам, иллюстрациям. А сегодня предлагаю вам узнать, какие знаменитые поэты и писатели жили в Петербурге. Согласны? (Ответы детей.)

              Почти  200  лет  назад  жил-был  мальчик  Саша.  Но  он  не  ходил  в  детский  сад,  как  вы.  С  ним  сидела  няня,  которую  звали  Арина  Родионовна.  Она  очень  любила  маленького  Сашу  и   рассказывала  мальчику  много  разных  интересных  сказок:  весёлых  и  грустных,  страшных  и  добрых.  И  он  так  полюбил  сказки,  что  сам,  когда  вырос – стал  их  сочинять.  Но  сказки  не  простые,  а  сказки  в  стихах.    

На  экране  появляется  слайд - портрет  А.С.Пушкина.

Ведущий: - Ребята,  Вы  узнали  кто  это?  Правильно,  имя  этого  русского  поэта  -  А.С.Пушкин.  Хоть Пушкин и родился не в Санкт-Петербурге, а в Москве, но в Петербург он приехал учиться в лицей. Не далеко от Петербурга есть город «Пушкин». Какие сказки Пушкина вы знаете? (ответы)

МР: У меня есть самая любимая сказка А.С.Пушкина. Я сейчас начну её рассказывать, а вы попробуйте отгадать, что это за сказка.

М.р. читает текст, а воспитатель показывает иллюстрацию «Три девицы»

Три девицы под окном, 
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица, –
Говорит одна девица
Я б на весь крещеный мир,
Приготовила бы пир».
«Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна».
«Кабы я была царица, –
Третья молвила  сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила б богатыря».

МР: Как она называется? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

По этой сказке была написана опера русским композитором Николаем Андреевичем Римским – Корсаковым. Ребята,  я назвала слово «опера», кто знает, что обозначает слово «опера»? В этой опере при помощи музыкальных звуков и были переданы ЧУДЕСА, происходящие в сказке.  А помните ли вы, какие это были чудеса?

В сказке говорится о Белке, 33 богатырях и их дядьке Черноморе, о прекрасной царевне Лебеди.

МР: Все правильно. А сейчас мы с вами попробуем  при помощи музыки узнать, о каком чуде идет речь.

Дети слушают 1 чудо  - “Белка”

Дети: В этом отрывке композитор изобразил Белку.

МР: А как вы догадались? (ответы детей)

МР: Нам подсказала музыка. Она звучала на высоких звуках, легко, отрывисто, потому что белочка маленькая, грызет орешки и еще поет веселую песенку.

МР: А песенку вы узнали?

Дети: Да, это русская народная песенка “Во саду ли в огороде”.

МР: показывает иллюстрацию 1 чуда, а ребёнок  читает отрывок из сказки.

“Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет, 
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут”

 МР: Как вы думаете, какое настроение у всех окружающих?

Дети: У всех прекрасное, радостное настроение, потому что жители  города гордятся тем, что у них есть такая чудесная белочка.

МР: А теперь – внимание, чудеса продолжаются. Слушаем следующий фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане».

Звучит тема “33 богатыря”

МР: С каким же чудом мы с вами повстречались?

Дети: Это 33 богатыря!

МР: Молодцы, и это чудо вы правильно назвали!

М.р. показывает иллюстрацию 2 чуда, а ребёнок читает отрывок из сказки.

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
33 богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор”

МР: Этот фрагмент звучит торжественно, четко. Фанфары как будто призывают, чтобы все обратили внимание на то, что сейчас произойдет. С первых звуков уже понятно, что музыка изображает бесстрашных богатырей. Музыка звучит громко (форте). Можно представить себе, как море бурлит, волны поднимаются высоко, и выходят из моря огромные богатыри. Они обходят свои владения четким, энергичным шагом, так и передается темп, характер музыки.

Воспитатель: Ребята, все ли чудеса мы с вами вспомнили? (ответы детей). Конечно, мы не сказали про третье чудо. Кто помнит, что это за чудо? (ответы детей) Правильно, речь пойдет о прекрасной царевне Лебеди.

МР показывает иллюстрацию 3 чуда, а ребёнок читает отрывок из сказки.

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит”

МР: Давайте мы с вами немного пофантазируем: если бы вы были композиторами, то какую бы музыку вы сочинили к образу царевны Лебедь? (ответы детей)

МР: А теперь давайте послушаем тему «Царевна Лебедь», и узнаем какую музыку к этому образу сочинил Римский-Корсаков. Предлагаю вам закрыть глазки и представить, как лебедь превращается в царевну.

Слушание темы Царевны Лебеди

Музыка, которая раскрывает образ царевны Лебеди очень напевная, звучит нежно и таинственно. Звук усиливается в тот момент, когда белая Лебедь превращается в прекрасную Царевну, и восхищению и удивлению князя Гвидона нет конца.

Физкультминутка.  

Давным – давно  жил  царь  Салтан

И  делал  каждый  день  зарядку:

Он  головой  крутил,  вертел -  (повороты  головы  в  стороны)

И  танцевал  вприсядку.   ( приседания)

Плечами  уши  доставал  ( поднимать  плечи  вверх)

И  сильно  прогибался.  ( отвести  плечи  и  голову  назад,  руки  на  поясе)

Он  руки  к  небу  поднимал,  (поднять  руки  вверх)  

За  солнышко  хватался.  ( хлопок  над  головой)  

Дети садятся на места.

Ребёнок. 

Это  Пушкин!  Это  чудо!  

Это  прелесть  без  конца!  

В  нашей  жизни  вечно  будут  

Этих  сказок  голоса.  

Сколько  сказок  у  поэта?  

Их  немного  и  немало,  

Но  всё  Пушкинское  это -  

Наше  вечное  начало!  

Ведущий: В Лицейском саду вы найдёте  бронзовый памятник, отлитый к столетию со дня рождения Пушкина.

Ведущий: Что ж, ребята, а мы переходим к другому знаменитому поэту, который не только жил, но и родился в Петербурге и зовут его Корней Иванович Чуковский.

Сегодня нам трудно представить свое детство без стихов Корнея Чуковского, этого чудесного волшебника. Как согревают душу петербуржцев эти известные всем строки:

Ребёнок:  «А она за мной, за мной

                    По Садовой, по Сенной.

                   Я к Таврическому саду,

                   Перепрыгнул чрез ограду,

                   А она за мною мчится

                   И кусает, как волчица.»

Ведущий: И сразу всем становится ясно, что знаменитая мочалка родом из Петербурга. Все эти улочки и сады существуют на самом деле, по ним можно прогуляться. Это же просто ожившая сказка! Ну как может ребенок не поверить в волшебную силу Мойдодыра и его помощников, если даже место действия истории имеет свой точный географический адрес?

Про кого написал Корней Иванович сказку «Мойдодыр»?

( Про мальчика – грязнулю, от которого убежали вещи)

Давайте вспомним, какие вещи убежали от грязнули?

( Одеяло, простыня, подушка, свечка, книжка, самовар, утюги, сапоги, пироги, кочерга, кушак, брюки, чулки, башмаки, тетрадь.)

Ведущий: У Корнея Ивановича было четверо детей. Как-то работая в своем кабинете он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь, она не желала мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

«Надо, надо умываться

   По утрам и вечерам

   А немытым трубочистам-

   Стыд и срам!   Стыд и срам!

Так появилась сказка «Мойдодыр». Чуковский очень любил детей, но был беспощаден к грязнулям и неряхам, как в сказке  «Мойдодыр». 

Ведущий: Ребята, какие ещё вы знаете сказки К.И.Чуковского? (дети называют, родители помогают).

А сейчас проверим, как вы знаете содержание сказок?

- Кто  помог доктору Айболиту добраться до Африки? (волки, кит, орлы)

- Какая вещь убежала от мальчика-грязнули первой? (одеяло)

- Куда спрятались тараканы испугавшись злодея паука?  (под  диваны)

- Кто сообщил Айболиту, что бегемот провалился в болото? (носорог )

- На чем ехали комарики в сказке «Тараканище»? (на воздушном шарике)

- Чем тушили пожар в сказке  «Путаница»? (пирогами, блинами и сушеными грибами)

- За кем бежал чайник в «Федорином  горе»? ( за кофейником )

- Кто пристыдил Медведя в сказке «Краденое солнце» и отправил его сражаться ? (зайчиха )

Молодцы! Итак, мы переходим к следующему герою.

        Виталий Валентинович Бианки - автор огромного количества книг о природе, которые вошли в золотой фонд детской литературы.

Повсюду: в лесу, на полянке

В реке, на болоте, в полях –

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки простеешь

И лучше знакомых зверюшек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

 Ведущий: Родился будущий писатель в Петербурге. Отец его был ученый-орнитолог ,изучал птиц и очень много о них знал. хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Валентина Львовича Бианки. Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического музея, поэтому сыновья Валентина Львовича (а их было трое - Лев, Анатолий и Виталий) часто бывали в музее и хорошо его знали. Настоящий музей был и в самой квартире, где жили Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Отец брал маленького Виталия на охоту и на прогулки. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверюшку. Научил его узнавать птиц по полёту, зверя – по следу и – самое главное – научил сына записывать всё, что видел и слышал. В многочисленных тетрадях Бианки хранил наблюдения о повадках птиц и животных, местные слова, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей.. Эти записи помогли Бианки стать писателем. Сказки у Виталия Бианки особенные - познавательные, в них всё – правда! В этих сказках нет волшебников, фей, злых духов. В них описаны самые настоящие приключения с птицами, насекомыми, зверями. Любовь и бережное отношение к окружающей природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь слабому — вот о чем его истории.

Ребята, а какие сказки В.Бианки вы знаете? («Мышонок Пик», «Как муравьишка домой спешил» и т.д.)

          А сейчас предлагаю вам немного размяться. (Игра «Кот и скворцы»

По залу раскладываются 4 больших обруча – это скворечники. В каждый помещается по 4 скворца. Кот находится в стороне. Под лёгкую, весёлую музыку «скворцы летают по залу в рассыпную, не залетая в обручи. С окончанием музыки кот всех ловит. В одном скворечнике могут находится только 4 скворца. (после игры садятся на стулья).

Ведущий: Дорогие гости, представляем вашему вниманию иллюстрации наших юных художников к сказкам В.Бианки. Внимание на экран!

Дорогие ребята и уважаемые родители! Вот такое путешествие у нас сегодня получилось. Мы вспомнили только трёх знаменитых людей, а ведь их гораздо больше! Предлагаю вам самим с детьми найти в Петербурге памятные места детских поэтов и писателей, сфотографироваться на их фоне и принести нам фотографии для оформления книги.                Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Художественная литература для детей 6-7 лет по разделам: "Произведения поэтов и писателей России"; "Произведения поэтов и писателей разных стран".

Сборник текстов художественных произведений для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе по прогамме "От рождения до школы" по разделам: "Произве...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. № 1. Ознакомление дошкольников с историей города Санкт-Петербурга. "Город, воспетый поэтами".

Стыдно жить в городе и не знать его. Предлагаю знакомить детей с городом в интересной занимательной форме. Материал будет полезен и интересен не толко воспитателям и детям, но и родителям....

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург

Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...

Презентация "Детские писатели Санкт-Петербурга" (региональный компонент).

В презентации предоставлен материал для ознакомления с биографией и произведениями детских писателей, которые жили и работали в Санкт-Петербурге....

Конспект на тему "Стихи великих писателей про Санкт-Петербург"

Ознокомление со стихами писателей про Санкт-Петербург...