Занятие Чудо-инструменты
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Рычагова Екатерина Сергеевна

Формирование базовой культуры личности ребенка дошкольного возраста на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Развитие творческих, музыкальных способностей детей посредством игры на русских народных  музыкальных инструментах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_chudo_-instrumenty.docx365.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/С №1 «Сказка»

                                                               КОНСПЕКТ

                                 

Тема: «Русские чудо - инструменты»

Старшая группа

Образовательные  области:

«Художественно – эстетическое развитие»,

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

15

                                                                                           Музыкальный руководитель:

                                                                                     Рычагова Екатерина Сергеевна

                                       

                                              г. Данилов

Тема: « Русские чудо – инструменты»

Цель: формирование базовой культуры личности ребенка дошкольного возраста на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей; развитие творческих, музыкальных способностей детей посредством игры на русских народных  музыкальных инструментах.

Задачи:

  1. познакомить детей с народными ударными и духовыми инструментами, а так же с  их художественно - выразительными особенностями;
  2. обогатить  детей знаниями об истории происхождения и использования народных инструментов;
  3. формировать умение использовать приёмы игры на народных инструментах;
  4. развивать в процессе музицирования  чувство  ритма, музыкальный слух и тембровый слух;
  5. развивать зрительное внимание, воображение, память, способность ориентироваться в пространстве;
  6. закрепить знания детей о знакомых народных инструментах;
  7. формировать умение взаимодействовать в коллективных формах музицирования (в составе группы инструментов, в свободном ансамбле);
  8. воспитывать интерес к народной культуре.

             Методические приёмы:

словесные: приветствие детей, загадка, беседа о группе духовых инструментах, объяснение, потешки и прибаутки о народных инструментах, репродуктивные и  поисковые вопросы детям,  положительный анализ;

наглядно-слуховой: слушание блок-флейты и рожка; звучание  шаркунка, ложек музыкально- дидактическая игра «Эхо»;

наглядно-зрительный: показ ударных инструментов ( шаркунок, разные по величине  ложки) , духовых инструментов ( рожок, дудочка), и приемов игры на народных инструментах, появление ростовой куклы «корова»;

художественно- практический: подвижная игра  «Ворон», динамическая пауза «Ложки», закрепление приемов игры на ложках «Ладошки», «Лошадка», р.н.п. "Андрей-воробей"; исполнение песни «Расписная ложка»; игра в ансамбле  р.н.м. « Смоленский гусачок».

Словарная  работа:

обогащение  словаря названиями  музыкальных инструментов ( блок-флейта, шаркунок, рожок)

 активизировать речь словами - народные, ударные, духовые инструменты, ансамбль.

             Индивидуальная  работа:

 развивать чувство ритма в процессе игры на ложках у Агаты, на трещотке у Максима;

формировать умение у Кати приема «Лошадка» во время игры на ложках;

создать ситуацию успеха для детей.

          Предварительная работа:

 знакомить детей с народными  музыкальными инструментами; чтение художественной литературы; просмотр видео материала о русских народных ансамблях «Яблочко» и «Славяне»; слушание  звучания  русских народных инструментов; использование народных игр и музыкально-дидактических игр; разучивание р.н.п. «Андрей- воробей», песни «Русская ложка», р.н.м. «Смоленский гусачок».

          Формы обучения: 

 индивидуальная, групповая, коллективная.

          Оборудование:

демонстрационный:  декорация русской избы, куклы в народных костюмах; музыкальные инструменты ( рубель,  трещотка,  свистульки,   гармошка);

 наглядный: музыкальные инструменты ( блок-флейта, шаркунок, рожок); разные по величине  ложки;

раздаточный:  ложки; дудочка, свистульки, трещотки, рубель, шапочка «ворона»;

оборудование: музыкальный центр; диск CD, аккордеон.

          Музыкальный материал

Д. Б. Кабалевский « Наш край»; русская народная прибаутка «Ворон»; русская народная песня «Андрей-воробей»; музыка и слова Н.И.Суховой «Расписная ложка»; русская народная мелодия «Смоленский гусачок».

          Интегративные качества:

проявляет  эмоциональный интерес в слушании  народной музыки;

играет   ритмично, слышит начало и конец музыкальных фраз;

умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

           

                                                                   

                                                                       

                                                                    Ход занятия

Музыкальный руководитель встречает  детей  в народном костюме. Общение с детьми начинается с приветствия, по старинной русской традиции (поклон и пожелания здоровья). Музыкальный руководитель:

            Здравствуйте, ребятки,

            Розовые пятки,

            Звонкие соловушки,

 Умные головушки.

 Дети: Здравствуйте! (поклон)

 Музыкальный руководитель: Когда люди здороваются, что они желают друг другу.

Дети: Здоровья.

 Музыкальный руководитель: Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, а мы гостям всегда рады. Давайте поздороваемся с гостями.

Дети поют:

К нам гости пришли,

Дорогие пришли,

Мы не зря все наряжались

Пироги пекли!

Будьте же гости вы здоровы

И в делах ваших толковы. Здравствуйте! (поклон). Звучит народная музыка.

Музыкальный руководитель: Слышите,  музыка веселая  играет, народ развлекает. Давайте  в русскую избу пройдем,  послушаем, поиграем и споем.( открываются занавесь, дети за музыкальным руководителем  проходят  "Змейкой" под музыку  по  залу и доходят до лавочек , где рассажены куклы, одетые в русские народные костюмы с музыкальными инструментами)

Музыкально - ритмическое упражнение "Змейка"

Музыкальный руководитель: Посмотрите, куклы вас встречают. Сидят, поджидают, и на чем они играют?

Дети:  На  музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель: Да, эти чудо - инструменты  музыкальные, а придумал их народ, и поэтому они называются, как?

Дети: Народные.

Какие вы знаете народные  музыкальные инструменты.

Дети: Балалайка, ложки, бубен и др.

Музыкальный руководитель: Молодцы, много знаете инструментов. Давайте присядем  редком, да поговорим ладком.

Музыкальный руководитель: Народные музыкальные инструменты сопровождали человека на протяжении всей его жизни. И в трудовые будни, и в праздники. Талантливые народные умельцы в  инструменте отображали традиции своей деревни и малой  Родины.

           Расскажу тебе дружок,

           В древние века

          Дунул тихий ветерок

          В трубку тростника.

          Человек услышал вдруг

          Нежный, мелодичный звук

          И родился в тот момент - музыкальный инструмент.

Девочка  играет на блок-флейте.

 песню «Наш край» Д. Б. Кабалевского

Музыкальный руководитель:  Это прозвучал современный духовой инструмент блок -флейта. Душа музыканта соединилась с музыкальным инструментом, и родилась удивительная гармония.

Ребята, какие вы, знаете народные  духовые инструменты?

Дети: Свистулька, дудочка.

Музыкальный руководитель:  Почему эти инструменты называют  духовыми?

Дети: В них надо подуть.

Музыкальный руководитель:  Правильно, надо подуть и появиться звук.

Разгоняя облака, вышло солнце из рожка.

Заиграл, запел рожок, в небе солнышко зажег.

 (Музыкальный руководитель показывает рожок).

 Музыкальный руководитель: Почему этот инструмент называют рожком? 

Дети: (Дети отвечают). 

Музыкальный руководитель: Правильно, рожок сделан из настоящего коровьего рога. Духовым инструментам часто приписывали волшебную силу, так как животные всегда шли за играющим пастухом, и как бы они не разбредались по лесу, стадо всегда сходилось на звуки музыки.

 Пастушок, пастушок, поиграй нам в рожок.

(ребенок играет на рожке, заходит корова)

 Музыкальный руководитель: А вот корова Зорька к нам пришла.  Как вы думаете, почему она пришла?

Дети: Услышала звук рожка. 

Ах, милая, знаю, знаю, пришла пора подоить тебя. Ну, подожди немножко, скоро подойду и тебя подою (корова уходит).

А теперь  пришла пора, поиграть нам детвора.

Русская народная игра  « Ворон».

(Слышен плач ребенка (фонограмма).

 Музыкальный руководитель: Слышите, малыш в люльки плачет, мы так весело играли и малыша разбудили. Вы тихонечко присядьте на, а я подойду малыша на руки возьму.  (Музыкальный руководитель берет куклу и шаркунок в руки, играет и малыш замолкает). Ты, Саша, малыша возьми, мне помоги, покачай его. А у меня в руках, ребята, необычный музыкальный инструмент, называется шаркунок. Он сделан из бересты березы. Внутри насыпаны мелкие камушки и зернышки. Встряхивая шаркунок, мы получаем шуршащий звук, он относится к ударным инструментам. А, какой музыкальный инструмент вам он напоминает.

Дети: погремушка.

Музыкальный руководитель:

Инструменты - шаркунки,

Расшумелись, удальцы:

Шарк, шарк, шаркунок,

Поиграй повеселей , дружок!

(Музыкальный руководитель дает нескольким детям инструмент. Дети играют, закрепляя название инструмента). Малыша, Саша  в люльку положи, пусть спит, а мы на лавочки сядем, отдохнем. Пойду дрова в печь подкину, когда в избе тепло, то на душе светло.

 Музыкальный руководитель:  ( берет  березовую  чурку)

           Вот березовые чурки, валяются, где лежат дрова,

           А  из чурки может выйти чудо,

           Вернее ни одно, а целых два

           Два чуда, две веселых ложки,

           Округлых, звонких, озорных,

          «Барыню»  даже без гармошки, я так отплясывала под них.

 Музыкальный руководитель:   Подумайте ребята, для чего ложка нам нужна?

Дети: Ложка кормит человека.

 Музыкальный руководитель: Ложка уже в древности считалась символом сытости, благосостояния и довольства. Её вырезали из берёзы, липы, клёна.

Деревянные ложки – это традиционный русский сувенир. Они  бывают разнообразные по форме и размерам. Вот ложечки малютки, а это обыкновенные, а это большие черпаки.

 Музыкальный руководитель: Скажите,  как называется такой вид  росписи на ложках?

Дети: Хохлома.

Музыкальный руководитель: Еще ложки является   русским народным инструментом. А звучание у ложек дивное, необыкновенное.

Возьмите в руки свои ложки. Скажите, из каких частей состоит ложка.

Дети: Из черенка и черпака.

Музыкальный руководитель: Возьмите ложки за черенки, а черпаки разверните спинками горбинками друг к другу. (Дети берут ложки в руки, из под лавки).

Динамическая пауза  «Ложки»

            Когда мы ложкой кушаем,                 поднести ложку ко рту.

           То ложечка молчит.

           А теперь послушаем,                           приложить к уху.

           Что ложка говорит:

         «Чтоб музыка звучала,

           Одной ложки будет мало.                   ударять щёчкой ложки по ладони

           В каждой ручке – по  подружке        взять вторую ложку.

           Тук-тук-тук, стучим друг дружке».

Этот прием игры называется  как?

Дети: «Ладошки».

Будут ложечки мои  играть, а ваши  будут за мною повторять.

Музыкально -  дидактическая  игра «Эхо».

Музыкальный руководитель : Какие еще  приемы игры вы знаете?

Дети: «Лошадка»

Слышен, слышен стук копыт, по мосточку конь бежит.

Предлагаю спеть песню про ложку, мальчики играют приемом «Лошадка», а девочки приемом «Ладошки».

Но, чтобы песенку нам спеть, надо горлышко нам разогреть.

Русская народная  песня  «Андрей-воробей».

Исполняют песню« Расписная ложка».

Музыкальный руководитель: Когда играет группа людей на нескольких  инструментах, как называется коллектив.

Дети: Ансамбль.

Музыкальный руководитель: Тогда возьмите инструменты  и свое мастерство  покажите.

 Все дети  говорят:

Ох, Россия, ты Россия

Славы не убавилось.

Хохломой и Городцом

На весь мир прославилась

  Исполняют русскую народную мелодию  «Смоленский гусачек».

 Музыкальный  руководитель:

Складно, ладно вы играли,

Мне сегодня помогали,

И скажу: « Вы – музыканты, настоящие таланты!»

Рефлексия: Дети высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

        Сегодня я узнал (а)…….

        Было интересно……..

       У меня получилось……..

 Наше  увлекательное занятие подошло к концу (поет и играет на ложках "До свиданья", дети отвечают таким же ритмом).

Вы инструменты аккуратно в корзину сложите, и благодарность мою примите. И как говорилось на Руси: « Черпайте жизнь полной ложкой!»

(Музыкальный руководитель кланяется детям «в пояс»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

ПРОЕКТ «Что за чудо инструмент!»

Проект «Что за чудо инструмент»Вид проекта: открытый (в контакте с семьёй, музыкальной школой), групповой, краткосрочныйЦель проекта:  Создание условий для формирования основ музыкальной культуры...

"ЧУДО - ИНСТРУМЕНТЫ"

Вашему вниманию представляется несколько несложных вариантов изготовления шумовых музыкальных инструментов. Их можно изготовить дома из бросового материала....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «ЧУДО - ИНСТРУМЕНТЫ»

Дать общее представление о музыкальных инструментах, познакомить с внешним видом, названиями, особенностями звучания группы инструментов.  Познакомить с отдельными ударными инструментами ру...

Авторское занятие из серии "Интегративные технологии ТРИЗ" для дошкольников "Как Ваня с ребятами чудо-инструмент искал"

Данный материал получил Диплом призера Шестого Всероссийского конкурса инновационных образовательных  технологий "Современная школа" научно-методического элекстронного журнала "Концепт" Конц...

Презентация НОД Авторское занятие из серии "Интегративные технологии ТРИЗ" для дошкольников "Как Ваня с ребятами чудо-инструмент искал"

Представлен практический опыт реализации инновационных ТРИЗ-технологий с театрализованным музыкальным участием родителей детей в непосредственной образовательной деятельности на материалах русск...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...