Занятие Чудо-инструменты
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Формирование базовой культуры личности ребенка дошкольного возраста на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Развитие творческих, музыкальных способностей детей посредством игры на русских народных музыкальных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_chudo_-instrumenty.docx | 365.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ Д/С №1 «Сказка»
КОНСПЕКТ
Тема: «Русские чудо - инструменты»
Старшая группа
Образовательные области:
«Художественно – эстетическое развитие»,
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Музыкальный руководитель:
Рычагова Екатерина Сергеевна
г. Данилов
Тема: « Русские чудо – инструменты»
Цель: формирование базовой культуры личности ребенка дошкольного возраста на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей; развитие творческих, музыкальных способностей детей посредством игры на русских народных музыкальных инструментах.
Задачи:
- познакомить детей с народными ударными и духовыми инструментами, а так же с их художественно - выразительными особенностями;
- обогатить детей знаниями об истории происхождения и использования народных инструментов;
- формировать умение использовать приёмы игры на народных инструментах;
- развивать в процессе музицирования чувство ритма, музыкальный слух и тембровый слух;
- развивать зрительное внимание, воображение, память, способность ориентироваться в пространстве;
- закрепить знания детей о знакомых народных инструментах;
- формировать умение взаимодействовать в коллективных формах музицирования (в составе группы инструментов, в свободном ансамбле);
- воспитывать интерес к народной культуре.
Методические приёмы:
словесные: приветствие детей, загадка, беседа о группе духовых инструментах, объяснение, потешки и прибаутки о народных инструментах, репродуктивные и поисковые вопросы детям, положительный анализ;
наглядно-слуховой: слушание блок-флейты и рожка; звучание шаркунка, ложек музыкально- дидактическая игра «Эхо»;
наглядно-зрительный: показ ударных инструментов ( шаркунок, разные по величине ложки) , духовых инструментов ( рожок, дудочка), и приемов игры на народных инструментах, появление ростовой куклы «корова»;
художественно- практический: подвижная игра «Ворон», динамическая пауза «Ложки», закрепление приемов игры на ложках «Ладошки», «Лошадка», р.н.п. "Андрей-воробей"; исполнение песни «Расписная ложка»; игра в ансамбле р.н.м. « Смоленский гусачок».
Словарная работа:
обогащение словаря названиями музыкальных инструментов ( блок-флейта, шаркунок, рожок)
активизировать речь словами - народные, ударные, духовые инструменты, ансамбль.
Индивидуальная работа:
развивать чувство ритма в процессе игры на ложках у Агаты, на трещотке у Максима;
формировать умение у Кати приема «Лошадка» во время игры на ложках;
создать ситуацию успеха для детей.
Предварительная работа:
знакомить детей с народными музыкальными инструментами; чтение художественной литературы; просмотр видео материала о русских народных ансамблях «Яблочко» и «Славяне»; слушание звучания русских народных инструментов; использование народных игр и музыкально-дидактических игр; разучивание р.н.п. «Андрей- воробей», песни «Русская ложка», р.н.м. «Смоленский гусачок».
Формы обучения:
индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
демонстрационный: декорация русской избы, куклы в народных костюмах; музыкальные инструменты ( рубель, трещотка, свистульки, гармошка);
наглядный: музыкальные инструменты ( блок-флейта, шаркунок, рожок); разные по величине ложки;
раздаточный: ложки; дудочка, свистульки, трещотки, рубель, шапочка «ворона»;
оборудование: музыкальный центр; диск CD, аккордеон.
Музыкальный материал
Д. Б. Кабалевский « Наш край»; русская народная прибаутка «Ворон»; русская народная песня «Андрей-воробей»; музыка и слова Н.И.Суховой «Расписная ложка»; русская народная мелодия «Смоленский гусачок».
Интегративные качества:
проявляет эмоциональный интерес в слушании народной музыки;
играет ритмично, слышит начало и конец музыкальных фраз;
умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Ход занятия
Музыкальный руководитель встречает детей в народном костюме. Общение с детьми начинается с приветствия, по старинной русской традиции (поклон и пожелания здоровья). Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, ребятки,
Розовые пятки,
Звонкие соловушки,
Умные головушки.
Дети: Здравствуйте! (поклон)
Музыкальный руководитель: Когда люди здороваются, что они желают друг другу.
Дети: Здоровья.
Музыкальный руководитель: Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, а мы гостям всегда рады. Давайте поздороваемся с гостями.
Дети поют:
К нам гости пришли,
Дорогие пришли,
Мы не зря все наряжались
Пироги пекли!
Будьте же гости вы здоровы
И в делах ваших толковы. Здравствуйте! (поклон). Звучит народная музыка.
Музыкальный руководитель: Слышите, музыка веселая играет, народ развлекает. Давайте в русскую избу пройдем, послушаем, поиграем и споем.( открываются занавесь, дети за музыкальным руководителем проходят "Змейкой" под музыку по залу и доходят до лавочек , где рассажены куклы, одетые в русские народные костюмы с музыкальными инструментами)
Музыкально - ритмическое упражнение "Змейка"
Музыкальный руководитель: Посмотрите, куклы вас встречают. Сидят, поджидают, и на чем они играют?
Дети: На музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: Да, эти чудо - инструменты музыкальные, а придумал их народ, и поэтому они называются, как?
Дети: Народные.
Какие вы знаете народные музыкальные инструменты.
Дети: Балалайка, ложки, бубен и др.
Музыкальный руководитель: Молодцы, много знаете инструментов. Давайте присядем редком, да поговорим ладком.
Музыкальный руководитель: Народные музыкальные инструменты сопровождали человека на протяжении всей его жизни. И в трудовые будни, и в праздники. Талантливые народные умельцы в инструменте отображали традиции своей деревни и малой Родины.
Расскажу тебе дружок,
В древние века
Дунул тихий ветерок
В трубку тростника.
Человек услышал вдруг
Нежный, мелодичный звук
И родился в тот момент - музыкальный инструмент.
Девочка играет на блок-флейте.
песню «Наш край» Д. Б. Кабалевского
Музыкальный руководитель: Это прозвучал современный духовой инструмент блок -флейта. Душа музыканта соединилась с музыкальным инструментом, и родилась удивительная гармония.
Ребята, какие вы, знаете народные духовые инструменты?
Дети: Свистулька, дудочка.
Музыкальный руководитель: Почему эти инструменты называют духовыми?
Дети: В них надо подуть.
Музыкальный руководитель: Правильно, надо подуть и появиться звук.
Разгоняя облака, вышло солнце из рожка.
Заиграл, запел рожок, в небе солнышко зажег.
(Музыкальный руководитель показывает рожок).
Музыкальный руководитель: Почему этот инструмент называют рожком?
Дети: (Дети отвечают).
Музыкальный руководитель: Правильно, рожок сделан из настоящего коровьего рога. Духовым инструментам часто приписывали волшебную силу, так как животные всегда шли за играющим пастухом, и как бы они не разбредались по лесу, стадо всегда сходилось на звуки музыки.
Пастушок, пастушок, поиграй нам в рожок.
(ребенок играет на рожке, заходит корова)
Музыкальный руководитель: А вот корова Зорька к нам пришла. Как вы думаете, почему она пришла?
Дети: Услышала звук рожка.
Ах, милая, знаю, знаю, пришла пора подоить тебя. Ну, подожди немножко, скоро подойду и тебя подою (корова уходит).
А теперь пришла пора, поиграть нам детвора.
Русская народная игра « Ворон».
(Слышен плач ребенка (фонограмма).
Музыкальный руководитель: Слышите, малыш в люльки плачет, мы так весело играли и малыша разбудили. Вы тихонечко присядьте на, а я подойду малыша на руки возьму. (Музыкальный руководитель берет куклу и шаркунок в руки, играет и малыш замолкает). Ты, Саша, малыша возьми, мне помоги, покачай его. А у меня в руках, ребята, необычный музыкальный инструмент, называется шаркунок. Он сделан из бересты березы. Внутри насыпаны мелкие камушки и зернышки. Встряхивая шаркунок, мы получаем шуршащий звук, он относится к ударным инструментам. А, какой музыкальный инструмент вам он напоминает.
Дети: погремушка.
Музыкальный руководитель:
Инструменты - шаркунки,
Расшумелись, удальцы:
Шарк, шарк, шаркунок,
Поиграй повеселей , дружок!
(Музыкальный руководитель дает нескольким детям инструмент. Дети играют, закрепляя название инструмента). Малыша, Саша в люльку положи, пусть спит, а мы на лавочки сядем, отдохнем. Пойду дрова в печь подкину, когда в избе тепло, то на душе светло.
Музыкальный руководитель: ( берет березовую чурку)
Вот березовые чурки, валяются, где лежат дрова,
А из чурки может выйти чудо,
Вернее ни одно, а целых два
Два чуда, две веселых ложки,
Округлых, звонких, озорных,
«Барыню» даже без гармошки, я так отплясывала под них.
Музыкальный руководитель: Подумайте ребята, для чего ложка нам нужна?
Дети: Ложка кормит человека.
Музыкальный руководитель: Ложка уже в древности считалась символом сытости, благосостояния и довольства. Её вырезали из берёзы, липы, клёна.
Деревянные ложки – это традиционный русский сувенир. Они бывают разнообразные по форме и размерам. Вот ложечки малютки, а это обыкновенные, а это большие черпаки.
Музыкальный руководитель: Скажите, как называется такой вид росписи на ложках?
Дети: Хохлома.
Музыкальный руководитель: Еще ложки является русским народным инструментом. А звучание у ложек дивное, необыкновенное.
Возьмите в руки свои ложки. Скажите, из каких частей состоит ложка.
Дети: Из черенка и черпака.
Музыкальный руководитель: Возьмите ложки за черенки, а черпаки разверните спинками горбинками друг к другу. (Дети берут ложки в руки, из под лавки).
Динамическая пауза «Ложки»
Когда мы ложкой кушаем, поднести ложку ко рту.
То ложечка молчит.
А теперь послушаем, приложить к уху.
Что ложка говорит:
«Чтоб музыка звучала,
Одной ложки будет мало. ударять щёчкой ложки по ладони
В каждой ручке – по подружке взять вторую ложку.
Тук-тук-тук, стучим друг дружке».
Этот прием игры называется как?
Дети: «Ладошки».
Будут ложечки мои играть, а ваши будут за мною повторять.
Музыкально - дидактическая игра «Эхо».
Музыкальный руководитель : Какие еще приемы игры вы знаете?
Дети: «Лошадка»
Слышен, слышен стук копыт, по мосточку конь бежит.
Предлагаю спеть песню про ложку, мальчики играют приемом «Лошадка», а девочки приемом «Ладошки».
Но, чтобы песенку нам спеть, надо горлышко нам разогреть.
Русская народная песня «Андрей-воробей».
Исполняют песню« Расписная ложка».
Музыкальный руководитель: Когда играет группа людей на нескольких инструментах, как называется коллектив.
Дети: Ансамбль.
Музыкальный руководитель: Тогда возьмите инструменты и свое мастерство покажите.
Все дети говорят:
Ох, Россия, ты Россия
Славы не убавилось.
Хохломой и Городцом
На весь мир прославилась
Исполняют русскую народную мелодию «Смоленский гусачек».
Музыкальный руководитель:
Складно, ладно вы играли,
Мне сегодня помогали,
И скажу: « Вы – музыканты, настоящие таланты!»
Рефлексия: Дети высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
Сегодня я узнал (а)…….
Было интересно……..
У меня получилось……..
Наше увлекательное занятие подошло к концу (поет и играет на ложках "До свиданья", дети отвечают таким же ритмом).
Вы инструменты аккуратно в корзину сложите, и благодарность мою примите. И как говорилось на Руси: « Черпайте жизнь полной ложкой!»
(Музыкальный руководитель кланяется детям «в пояс»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
ПРОЕКТ «Что за чудо инструмент!»
Проект «Что за чудо инструмент»Вид проекта: открытый (в контакте с семьёй, музыкальной школой), групповой, краткосрочныйЦель проекта: Создание условий для формирования основ музыкальной культуры...
"ЧУДО - ИНСТРУМЕНТЫ"
Вашему вниманию представляется несколько несложных вариантов изготовления шумовых музыкальных инструментов. Их можно изготовить дома из бросового материала....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «ЧУДО - ИНСТРУМЕНТЫ»
Дать общее представление о музыкальных инструментах, познакомить с внешним видом, названиями, особенностями звучания группы инструментов. Познакомить с отдельными ударными инструментами ру...
Авторское занятие из серии "Интегративные технологии ТРИЗ" для дошкольников "Как Ваня с ребятами чудо-инструмент искал"
Данный материал получил Диплом призера Шестого Всероссийского конкурса инновационных образовательных технологий "Современная школа" научно-методического элекстронного журнала "Концепт" Конц...
Презентация НОД Авторское занятие из серии "Интегративные технологии ТРИЗ" для дошкольников "Как Ваня с ребятами чудо-инструмент искал"
Представлен практический опыт реализации инновационных ТРИЗ-технологий с театрализованным музыкальным участием родителей детей в непосредственной образовательной деятельности на материалах русск...
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...