Авторское занятие из серии "Интегративные технологии ТРИЗ" для дошкольников "Как Ваня с ребятами чудо-инструмент искал"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Данный материал получил Диплом призера Шестого Всероссийского конкурса инновационных образовательных технологий "Современная школа" научно-методического элекстронного журнала "Концепт"
Концепция о технологиях развивающего обучения в современном процессе оптимизации образовательных систем является одной из важнейших составляющих. Социальный заказ государства ориентирован на рост и развитие человека нового времени – обладающего высокими интеллектуальными ориентациями, творческими позициями, созидателя новых и эффективных идей. Именно поэтому необходимо уже с раннего дошкольного возраста создать разностороннюю развивающую среду из предметного и коммуникативного пространства вкупе с реализацией познавательного игрового исследования, используя технологии проблемного дошкольного исследования и развивающего обучения.
Противоречие между возрастными дошкольными особенностями и требованиями проектной-исследовательской деятельности легко разрешаемы, если жизнь ребёнка не нагружена информативным объёмом, а идёт естественным образом в игровой ситуации. Весьма эффективным следует здесь обозначить технологию ТРИЗ Альтшуллера. В контексте заданного подхода реализуются основные принципы деятельностного саморазвития ребёнка: активность и инициативность усиливает мотивацию к неизвестному и желанию его постигнуть. Причём происходит максимальное развитие психических категорий, мышления, речи, способности принимать решение на основе постигаемого – всего в одномоментный период за счёт развития всех специфических видов деятельности (амплификация развития по А.В. Запорожцу) Мне близка так же теория В.Т. Кудрявцева о амплификации как «содействии в превращении деятельности ребёнка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самодеятельность, направленную на творческое переосмысление, главным результатом которой становится порождение нового образа себя и своих возможностей»
Организованная педагогом непосредственная образовательная деятельность с дошкольниками выраженная в своеобразном алгоритме со многими неизвестными, но легко узнаваемыми при использовании раннее приобретённого опыта, в игровой сказочной или мультипликационной, либо экспериментальной форме катализирует внутренние интеллектуальные и творческие способности маленького исследователя. При апробировании на практике подобных конгломератов становятся удивительными многие открытия шести-семилетних детей. Так, как предложено в данной работе, никогда не знакомившись с русским народным инструментом-дрова- дети, глядя на различный их размер, оценивая высоту тона при ударе о бревно, сравнивая с клавишными – фортепиано и пианино, проводя параллели по характеру извлечения с ксилофоном, выдвигая предположения по технологии изготовления музыкального инструмента и предмета окружающего быта, дети приходят фактически самостоятельно (при едва уловимом, косвенном участии педагога) к решению поставленной задачи-изготовление и игра на инструменте из обычных дров. Безусловно, процесс детского исследования – это обрамление русской народной сказкой, постановка мотива к действию в призме с воспитательным моментом (надо обязательно помочь Ванюше решить задачу), социальное партнёрство с семьёй (родители детей играют на народных инструментах и являются непосредственными и участниками, и соучастниками образовательно-воспитательного пространства), смена двигательных, речевых, вокальных движений, эмоциональное игровое пространство.
Данное авторское занятие является одним из нескольких в моём цикле «Русские народные инструменты» (технология ТРИЗ и познавательно - исследовательская деятельность в дошкольном возрасте).
Цель: познакомить с новым неизвестным русским народным инструментом - дрова в процессе познавательно-исследовательской деятельности(в рамках программы социального партнёрства с семьёй)
Задачи: выработать навыки познавательного творчества в решении поставленной задачи; научить выдвигать гипотезу в отношении обозначенной проблемы и находить ключ к ответу, используя полученные ранее знания и навыки операций мышления-как можно из бытовых материалов, брёвен и поленьев извлечь музыку; познакомить с композитором Римским - Корсаковым, проведение связи между классической и русской народной музыкой; научить играть и петь народную музыку и песни в сольном и хоровом исполнении; повторить имеющиеся знания о русских народных инструментах, их качествах, истории возникновения, воспитать гражданственность и патриотизм, любовь к Родине через музыкально-эстетическое восприятие.
Методы: три ведущих - театрализация, ТРИЗ, творческое исследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vanya.pdf | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с использованием технологии "триз"
Для работы в рамках проекта "Второй шанс для мусора"...
Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».
Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».Цель: Формировать умение мыслить с помощью приемов анал...
Конспект интегрированного занятия с использованием технологий ТРИЗ в средней группе «Деревья. Ель»
Задачи:Обучающие :· Закрепить название деревьев, их строение, внешние признаки· Учить различать деревья по внешним п...
Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ для средней группы
ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Технология ТРИЗ спо...
Презентация НОД Авторское занятие из серии "Интегративные технологии ТРИЗ" для дошкольников "Как Ваня с ребятами чудо-инструмент искал"
Представлен практический опыт реализации инновационных ТРИЗ-технологий с театрализованным музыкальным участием родителей детей в непосредственной образовательной деятельности на материалах русск...
Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»
Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»...
конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ (познание-развитие речи)
занятие в форме путешествия в страну Красивой речи)...