Методическая разработка по творчеству В.Я.Шаинского.
методическая разработка по музыке (средняя группа)

Папанова Надежда Александровна

Эта разработка поможет любому педагогу удобнее подбирать необходимый материал, ориентируясь по конкретному направлению знаний, которые необходимо сформировать у дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Теремок» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области.

Методическая разработка

по творчеству В. Я. Шаинского

                                          Разработал: воспитатель

   Папанова Надежда Александровна

        

        

Содержание

Пояснительная записка

3 стр.

Конспект НОД для средней группы «Творчество композитора В.Я. Шаинского»

4 стр.

Памятка для педагогов «Использование репертуара В.Я. Шаинского в реализации образовательных областей ФГОС ДО»

6 стр.

Рекомендации для воспитателей по использованию творчества В.Я. Шаинского в режимных моментах»

8 стр.

Материал для папки-передвижки «Жизнь и творчество В.Я. Шаинского

9 стр.

Консультация для воспитателей «Вместе слушаем и поем песни В. Шаинского»

11 стр.

Литература

12 стр.

           

Пояснительная записка

             Данная методическая разработка позволяет в образовательной деятельности дошкольного учреждения использовать творчество В.Я.Шаинского и  продолжает цикл, по ознакомлению дошкольников  с творчеством композиторов. Эта разработка поможет любому педагогу удобнее подбирать необходимый материал, ориентируясь по конкретному направлению знаний, которые необходимо сформировать у дошкольников.

            Любой педагог, пользуясь предлагаемыми материалами, в силах не только развить представление воспитанников о творчестве В.Я.Шаинского, но и создать условия для проявления деятельности личностных  качеств ребенка.

               В методическую разработку входит следующий материал:

  • Конспект НОД в средней группе «Творчество композитора В.Я. Шаинского»:
  • Рекомендации для воспитателей по использованию творчества В.Я.Шаинского в режимных моментах;
  • Памятка для педагогов «Использование репертуара В.Я. Шаинского в реализации образовательных областей ФГОС ДО»;
  • Консультация для воспитателей  «Вместе слушаем и поём песни В. Шаинского»
  •  Материал для папки — передвижки.

     

           Данная разработка имеет развивающее значение, так как в процессе ознакомления с творчеством В.Я.Шаинского дошкольники  узнают  новое, которое способствует формированию основ музыкальной культуры, знакомит с жанром песни. Кроме этого, все песни В.Я. Шаинского - это неоценимое богатство жизненных знаний, психологических установок, которые помогают быть успешными в жизни. Поэтому-то они и по нынешний день актуальны и востребованы, и в школах, и в детских садах. Сказочные, игровые сюжеты, поэтические образы его песен легко запоминаются, их можно обыгрывать, инсценировать. С предлагаемым репертуаром дети могут выступать на праздниках, концертах, на различных конкурсах, а также просто петь в повседневной жизни.

                Материал методической разработки можно использовать как по отдельность, так и в целом, например, как составляющую часть проектной деятельности, посвященной творчеству В.Я.Шаинского.

         

Цель методической разработки: знакомство детей с произведениями  российского композитора - песенника Владимира Яковлевича Шаинского. Обогащение музыкально-песенного материала Образовательной программы.

Задачи методической разработки:

  • дать представление о значении музыки и песен В. Я. Шаинского в современном музыкальном развитии ребенка;
  • познакомить с  музыкальными произведениями Шаинского: детскими песнями, песнями, написанными для мультфильмов, кинофильмов, радиопостановок;
  • поощрять проявления инициативы и активности в музыкальной деятельности в детском саду, готовность участвовать в концертах, использовать музыкальный репертуар в играх, в режимные моменты, выражать собственные впечатления об исполненной песне в рассказе о ней, в пластических миниатюрах, в художественно – изобразительной деятельности;
  • развивать у детей познавательные способности, творческое мышление и воображение, коммуникативные навыки;
  • воспитывать на творчестве В. Я. Шаинского у ребенка  такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, умственные, познавательные и музыкальные способности.

     Таким образом, методическая разработка способствует обогащению образовательной деятельности  музыкой композитора В.Я.Шаинского,  побуждает воспитанников к систематическому исполнению его песенного репертуара в повседневной жизни, на праздниках, развлечениях, дома в кругу семьи, а также помогает педагогам успешно развивать музыкальный вкус ребенка, его культуру, музыкальные творческие способности.

Конспект НОД

для детей средней группы

«Творчество композитора В.Я. Шаинского»

Примерная  общеобразовательная программа: « От рождения до школы» (под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

Возрастная группа: средняя

Тема НОД: « Творчество композитора В.Я. Шаинского. (познавательное развитие)

Цель: знакомство детей с композитором В.Я Шаинским и его творчеством.

Задачи:

-познакомить детей с автором музыки любимых мультфильмов;

-прививать интерес к музыке;

-воспитывать любовь  к творчеству российских композиторов.

Виды деятельности: коммуникативная, музыкальная.

Форма организации: групповая

Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок.

Оборудование: портрет В.Я Шаинского (слайд), магнитофон, флэш карта с вырезкой песен из мультфильмов, слайды героев мультфильмов, мультимедия для просмотра мультфильма.

Предварительная работа: просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Звучит музыка из мультфильма «Антошка».

По музыку дети заходят в группу

Всем известно, что песня- это самый популярный вид музыкального искусства. Песня с нами всегда, она звучит везде и повсюду. И особенно приятно, когда песенка весёлая и задорная! Оказывается, весёлая музыка имеет волшебное свойство поднимать настроение!

А вы знаете, кто пишет музыку?

Музыку сочиняет композитор. Он пишет разную музыку - весёлую и грустную, для фильмов и мультфильмов. А вы, ребята, любите мультфильмы? А какие герои мультфильмов ваши любимые? Сегодня, я хотела рассказать вам о талантливом и очень известном композиторе Владимире Яковлевиче Шаинском. ( Показывает портрет). Этот композитор написал музыку ко многим нашим любимым и известным мультфильмам. Многие мультипликационные герои поют его песни.

Попробуйте с помощью загадок угадать некоторых из них.

Дети садятся на стульчики

Ответы детей (композитор)

Дети называют героев мультфильмов

II. Основная часть

  • В.Я.Шаинский написал музыку ко многим нашим любимым и известным мультфильмам. Многие мультипликационные герои поют его песни. Попробуйте с помощью загадок угадать некоторых из них.

            Этот милый , странный душка

Безымянною игрушкой

Был когда- то в магазине,

Сказки ждал он на витрине.

И дождался. Стал известным

Своей сказкою чудесной.

Ты, меня, малыш послушай,

У него большие уши,

Он коричневого цвета,

Его любят все на свете,

Знает каждая дворняжка

           Друга Гены.....

Молодцы, ребята. ( Включает отрывок песни из мультфильма. Показывает иллюстрацию с изображением Чебурашки)

Слушайте следующую загадку.

     

      Он один совсем остался,

Сам не знал, как потерялся.

Но не верил, что на свете

Есть потерянные дети.

И решил один, на льдине

В путь отправиться он длинный,

И во что бы то ни стало,

Отыскать родную маму.

С хоботком, но не слонёнок

Это, детки,....

( Демонстрирует игрушку мамонтёнка, включается отрывок песни).

      Кто с листочка на травинку

Быстро скачет вдоль  тропинки?

Кто так весело стрекочет,

Рассказать о чём-то хочет?

Этот человечек - зелёненький....( Кузнечик)

Ответ детей (Чебурашку)

Ответ детей (мамонтенок)

Ответ детей (кузнечик)

Включает отрывок песенки « В траве сидел кузнечик...» из мультфильма «Незнайка и его друзья».

Ребята, музыка, такая задорная! Давайте, и мы представим себя маленькими зелёными кузнечиками.

Физминутка:

Спина прямая, руки на поясе.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

Дети встают

Дети выполняют движения

Дети садятся на стульчики

Я приготовила для вас небольшой рассказ о В.Я. Шаинском. Владимир Яковлевич народный артист, прославивший Россию своими песнями, музыкой. У него много различных наград и орденов. В детстве по его словам композитор был озорным, непоседливым, очень любопытным ребёнком, и очень любил всё, что связано с музыкой. В этом году композитору исполнилось 90 лет, но он до сих пор смог сохранить в себе искорки детства.

А сейчас, я предлагаю Вам посмотреть мультфильм, музыку к которому написал этот замечательный композитор.

Дети смотрят мультфильм «Антошка»

Дети, вы видели, что Антошка похож на солнышко. Давайте и мы нарисуем солнышко все вместе.

У меня уже нарисован на листе (лист ватмана) желтый круг. А вы сейчас нарисуйте пальчиком лучики солнышку.

Молодцы, Солнышко стало таким же веселым, как и музыка песенки про Антошку.

Дети подходят к столу, где лежит лист ватмана и пальчиками подрисовывают лучи солнышку.

III. Заключительная часть

Ребята, кто же такой композитор? О каком композиторе вы сегодня узнали? К каким мультфильмам он написал песни?

Ответы детей

Памятка для педагогов

 «Использование репертуара В.Я. Шаинского

в реализации образовательных областей ФГОС ДО»

Образоватльная область

Задача

Репертуар

Познавательно развитие

Использование музыкального репертуара Шаинского  для обогащения содержания области «Познание развитие», расширение кругозора

"Если б не было школ " сл. Ю.Энтин

"Дважды два четыре"" сл. М.Пляцковский

"Первоклашка" сл. Ю.Энтин

«Двойка» сл. М. Пляцковский

"Чему учат в школе" сл. М Пляцковский

"Ожившая кукла" сл. С. Алиханов

«Куклы пляшут и поют» сл. М.Пляцковский

"В мире много сказок" сл.Ю.Энтин

"Облака" сл. С. Козлов

"Белые кораблики" сл. М. Пляцковский

«Не поётся птицам»  сл. М. Пляцковский

"Песня бобрят»  сл. Ю.Энтин

"Хрюшка" сл.М.Пляцковский

"Белочка" сл. М. Пляцковский

"Кузнечик" сл. Н. Носов

«Ловите крокодила» сл. М.Танич

«Песенка про бегемота» сл.

«Зачем кричат попугаи» сл. О. Гаджикасимов

Социально-коммуникативное развитие

Использование музыкального репертуара Шаинского  для обогащения социально-личностного опыта детей, развития социально-ценностных ориентировок и представлений,  развития детского самосознания, формирования первичных представлений о себе, собственных возможностях, окружающем мире, семье и т.д.

"Все мы делим пополам" сл. М.Пляцковский

"Подарки" сл. М.Пляцковский

"Про папу" сл. М. Танич

"Пропала собака" сл. А. Ламма

 "Когда мои друзья со мной" сл. М. Танич

 "Голубой вагон" сл. Э.Успенский

"Чебурашка" сл. Э.Успенский

"Песенка Шапокляк " сл. Э.Успенский

"Песенка Мамонтенка" сл. Д.Непомнящий

"Улыбка" сл. М.Пляцковский

«Наша мама» сл. В.Попков

«По секрету всему свету» сл. М. Танич

"Неразлучные друзья" сл. М.Танич

«Мир похож на цветной луг» сл. М. Пляцковский

«Ты, да я , да мы с тобой» сл. М. Пляцковский

«Антошка» сл. Ю. Энтин

"С понедельника возьмусь" сл. Ю. Энтин

"Песенка о ремонте" сл. М.Пляцковский

«Песенка строителей» сл. Э.Успенский

Речевое развитие

Использование музыкального репертуара Шаинского  для развития свободного общения со взрослыми и детьми

«АБВГДейка»  сл. Э. Успенский

"Игра" сл. Р. Рождественский

"Небылицы" сл. Ю. Энтин

"Крейсер "Аврора" сл. М. Матусовскаий

«Песня о цирке» сл. М. Пляцковский

 "Чунга-чанга" сл. Ю.Энтин

"Ужасно интересно"сл. Г. Остер

"Снежинки" сл. А.Внуков

"Зимняя песенка" сл. М. Танич

Художественно-эстетическое развитие

 Знакомство с песенным творчеством Шаинского в процессе музыкальной деятельности, использование репертуара  композитора при проведении изобразительной деятельности, для эмоциональной окраски    изобразительных образов и создания положительной эмоциональной обстановки.  

Весь перечисленный репертуар, используемый в других образовательных областях при проведении образовательной деятельности

Физическое развитие

Использование музыкального репертуара Шаинского в двигательной  деятельности для развития представлений и воображения для освоения двигательных навыков в творческой форме, моторики, снятия напряжения, поднятия эмоционального настроя

« Вместе весело шагать" сл. М. Матусовский

"Песенка крокодила Гены" сл. А. Тимофеевский

"Синяя вода" сл. Ю.Энтин

«Песенка про моржей»  сл. И. Шаферан

«Дождь пойдет по улице» сл. С.Козлов

Рекомендации для воспитателей

 по использованию творчества В.Я.Шаинского

в режимных моментах

Режимный момент

Репертуар

Утренние часы

«Улыбка»  сл. М. Пляцковский,  «Голубой вагон» сл. Э. Успенский.

Утренняя гимнастика

«В траве сидел кузнечик» сл. Носик, «Вместе весело шагать» сл. М. Матусовский, «Пластилиновая ворона» сл. Э. Успенский.

Прогулка

Вместе весело шагать" сл. М. Матусовский

«Дождь пойдет по улице» сл. С.Козлов

"Облака" сл. С. Козлов

"Пропала собака" сл. А. Ламма

 "Когда мои друзья со мной" сл. М. Танич

 "Голубой вагон" сл. Э.Успенский

«По секрету всему свету» сл. М. Танич

"Неразлучные друзья" сл. М.Танич

«Мир похож на цветной луг» сл. М. Пляцковский

«Ты, да я, да мы с тобой» сл. М. Пляцковский

"Зимняя песенка" сл. М. Танич

"Снежинки" сл. А.Внуков

"Ужасно интересно" сл. Г. Остер

Умывание

Синяя вода" ( В.Шаинский -  Ю.Энтин

«Песенка про моржей»  сл. И. Шаферан

Подготовка ко сну

Душечка-подушечка-(сказка-"Сон-с продолжением") сл. С. Михалков

Игровая деятельность

«Песенка Чебурашки» сл. Э.Успенский, «Подарки» сл. М. Пляцковский «В мире много сказок»  сл. Ю. Энтин.

Просмотр мультфильмов

"Площадь картонных часов"

"Чебурашка"

"Чебурашка идёт в школу"

"Шапокляк"

"Крошка Енот"

 "Мама"

"Антошка"

"Катерок""

«Трям! Здравствуйте!"

"Бобры идут по следу"

"Аврора"

«38 попугаев»

«Приключения Незнайки»

    Постоянное звучание песен В.Я. Шаинского позволит разнообразить песенный потенциал каждого ребенка и обогатить его субкультуру. Для облегчения усвоения ребенком песенного репертуара не следует предлагать сразу же много песен. Предлагаемое количество песен наиболее точно соответствует объему детской памяти.

Материал для папки — передвижки

«Жизнь и творчество В.Я.Шаинского»

                   Имя В.Я.Шаинского знакомо и взрослым, и детям. На протяжении многих лет звучат  его светлые, добрые песни. Их популярность огромна. Есть в них то, что выделяет их среди множества других. Это  открытая эмоциональность, праздничность, удивленно восторженный взгляд на мир. Автор нашел свой музыкальный ключ в общении с детьми и взрослыми. Он умеет «разговаривать» с детьми «по душам», как бы с разных сторон: то с озорством и лукавством, то ласково и серьезно, то с добродушным юмором и  неудержимым весельем. Песни Владимира Яковлевича  очень «общительны». Их яркие, звонкие мелодии очень запоминаются и поются всеми: и детьми, и взрослыми.

                     В.Я.Шаинский родился в декабре 1925 года. Его отец был инженером-химиком, а мать биологом. Детство Шаинского прошло в Киеве. Это было время массового расцвета песни. Кажется, отовсюду неслись различные мелодии. В одном из киевских дворов Володя играл с мальчишками в игры и пел с ними песни. «Я  с утра, до ночи пел песни»,- говорил В.Я. Шаинский.

                     Из музыкальных впечатлений детства было посещение оперного театра. Это было в 1929 году, когда мальчику было 4 года. Он вместе с мамой слушал оперу «Сказка о царе Салтане». Торжественная атмосфера театра, большая сцена, красивая, огромная люстра и, конечно, сама опера и чудеса сказки Пушкина и музыки Римского — Корсакова, все захватило воображение маленького мальчика. Возвратившись домой, он уже напевал музыку из оперы. Володю часто водили в этот прославленный  музыкальный театр. Мальчик стал мечтать о занятиях музыкой. У Володи было много увлечений, но главные из них - это музыка и рисование. Родители даже не знали, куда все-таки мальчика определить. У него была прекрасная память. С одного прочтения он мог запомнить целую страницу прозаического текста. Или в классе тут же  слово в слово повторить только что прочитанный учительницей текст.

                   Предпочтение было отдано музыке, но серьезные занятия начались только в 10 лет, в музыкальной студии, во Дворце пионеров. Шаинский учился играть на скрипке. Его педагогом был известный в то время музыкант Бертье, профессор киевской консерватории. Володя учился увлеченно и с интересом занимался по всем предметам.

                   Бертье был так доволен успехами своего ученика, что через год мальчика перевели в четвертый класс, в Киевскую центральную музыкальную школу. Здесь продолжались занятия с любимым профессором. Мальчик отлично учился, часто выступал на концертах и многие ему предсказывали прекрасное будущее скрипача.

                  Свою первую песню для детей Шаинский написал в 1966 году. На радио, в передаче  «С добрым утром» прозвучала трогательная песня «Зачем, зачем я не знаю, зачем кричат попугаи?» Её исполнила грузинская девочка Ирма Сохадзе. Для неё композитор написал еще несколько песен «Кенгуру», «Ласточка», «Бемби», «Сказка». Сейчас в творческом багаже композитора  огромное количество разнообразных песен, многие из них написаны для мультфильмов, кино и телефильмов, мюзиклов и радиопостановок.

                 На студию «Союз мультфильма»  Шаинский попал неожиданно. Помог ему один из героев Антошка, который пел: «Тили-тили, трали-вали». Сначала Владимир Яковлевич написал песенку вместе с поэтом Энтиным. Песенка получилась задорная, веселая, озорная, бойкая, слом, как главный герой Антошка. Когда песенку услышал режиссер Роман Качанов, то пригласил В.Я Шаинского вместе с песенкой на студию. Леонид Насырёв написал сценарий и сделал постановку маленького мультфильма.  Этот мультфильм вошел в детский юмористический журнал «Веселая карусель». Но чаще композитор сочинял песенку уже к готовым сценариям и нарисованным художником героям.

                   Вот так родилась песенка про «Улыбку». Поэт Михаил Пляцковский пришел и принес Шаинскому картинку с изображением  Енота и стихи. Владимир Яковлевич поставил их перед собой и стал придумывать разные варианты мелодий, но ни один из них ему не нравились. И вдруг, прищурив глаза, улыбнувшись, он обернулся к поэту, который все это время сидел тихо в сторонке: «Вот послушай, что получилось». И комнату наполнила нежная, лирическая мелодия, а Шаинский запел: «От улыбки хмурый день светлей...». М.Пляцковский был поражен, как музыка появилась только что удивительным образом и слилась с его стихами, а в припеве он даже пытался подпевать композитору.

                   В мультфильме «Старуха Шапокляк» неразлучные друзья Чебурашка и крокодил Гена еду на юг, а с ними едет и вредная Шапокляк. В мультфильме две песенки: одна «А в Подмосковье водятся лещи», другая - «Голубой вагон» звучит несколько раз на разных музыкальных инструментах, передавая характер разных ситуаций, в которых оказались герои. И только, когда в конце мультфильма крокодил Гена вместе с Чебурашкой и Шапокляк едут на крыше вагона, песенка звучит полностью со словами. Таким образом, музыка выразила главное торжество справедливости, дружбы и доброты.

                В мультфильме «38 попугаев» прозвучала песенка «Ужасно интересно». Любознательные герои мультфильма слоненок, мартышка, попугай,  удав то измеряют удава, то передают привет в попугаях. Музыка придала этим героям особое очарование.

                   К героям повести Носова композитор обратился и в телевизионном мультфильме «Незнайка в Солнечном городе». Кнопочка, Пестренький и Незнайка отправляются в путешествие на машине, которая двигается с помощью газированной воды с сиропом. Незатейливая мелодия с простым, немного приплясывающим ритмом напоминает детские считалки и дразнилки. Эта песенка очень близка другой, очень похожей на песню «В траве сидел кузнечик» из мультфильма про Незнайку. Композитору удается создать точные музыкальные образы героев, сделать их, то смешными и трогательными, то забавными и наивными, то равнодушными и застенчивыми.

              Много песен Шаинский посвятил школьным годам, которые в жизни каждого человека занимают особое место. Все хорошо знают песни «Чему учат в школе», «Дважды два четыре», «Все мы делим пополам», но не все знают, что они написаны для музыкальной сказки Топелиуса «Дважды два четыре».

                 Много песен Шаинский написал музыки к телефильмам. Самый популярный — это телефильм «Завтрак на траве». Песенка про картошку переплетается с действием. В лагере произошло ЧП. Пропало сразу несколько человек. Вожатый отправился на поиски, вдруг видит, что беглецы сидят и пекут картошку.

                 Еще один замечательный фильм «По секрету всему свету». Главный герой Дениска Кораблев постоянно попадает в какие-то приключения.

                 Композитором за долгие годы созданы многие песни. У него впереди еще годы творчества. Пусть его новые песни будут праздником, радостью, улыбкой.

Консультация для воспитателей

«Вместе слушаем и поём песни В. Шаинского»

                Споры, жаркие дискуссии, множество вопросов…  И всё вокруг одного и того же. Главный герой наших сомнений – это наши дети. Мы хотим, чтобы они больше знали, лучше, красивее и беззаботнее жили. Но пугает одно, когда наш любимый маленький ребёнок вдруг проявляет жестокость. Чего же не хватает детям, чем же мы обделили их? Необходимо воспитывать добротой, а вместе с тем воспитывать доброту. И музыка может стать верным помощником в процессе воспитания доброты.

                   Музыка – язык общения человеческих душ, верный и вечный лекарь человеческого сердца. И особое место в этом плане, наверное, во все времена принадлежало песне. Ибо ни в одном другом жанре искусства человек столько не поведал от имени своего сердца, как в песне. Песня – самый лучший друг, она всегда с тобой, живой и верный спутник твоей жизни. Она объединяет людей в едином душевном порыве.

«Улыбка», «Песенка крокодила Гены», «Антошка», «Чебурашка» - эти песни так прочно вошли в нашу жизнь, что мы не представляем себя без них. Кажется, что они существовали всегда, а их автор-композитор Владимир  Шаинский всегда писал песни. Но Шаинский пришёл к песне не сразу. Люди всегда тянутся к песне. Многие любят не только слушать или петь песни, но и сами сочиняют их. Так велико желание человека поделиться своими чувствами, своей любовью с другими. Но для того, чтобы создать настоящее произведение искусства, песню, мало быть талантливым. Необходимо быть мастером.

                     Чем объяснить тот факт, что детские песни Шаинского так популярны? Почему его песни ребёнок поёт сам, когда играет? Почему не расстаётся с ними? В музыке Шаинского малыш слышит, прежде всего, добрую тональность, ласковую улыбку, видит желанных героев. И ему бесконечно близки эти герои, их отношения, поскольку в них он видит себя и свое отношение к другим. Дружба ради единства, ради способности существовать на земле – эта идея привлекает маленького человека в песнях Владимира Яковлевича. Одиночество – ничто, дружба – все. А это понятно малышу, ведь именно в детстве человек больше всего страдает от непонимания. Все творчество Шаинского для детей можно определить так: дружба, улыбка = доброта. Отсюда популярность крокодила Гены, Чебурашки, крошки Енота как  обобщенных образов. Дети рисуют крокодила, так как они хотят дружить с ним. А Чебурашка пользуется такой горячей любовью, которой не удостаивались ни собачки, ни кошечки. И не случайно симпатичная игрушка обитает во многих наших домах. Чебурашка стал символом необычайной, беспредельной сердечности и доброты. На зимней Олимпиаде 2006 года, проходившей в Турине, талисманом российской сборной стал  тоже Чебурашка. Чья же тут заслуга, создателей мультфильма, режиссера, сценариста, художника? Безусловно. Но если бы не музыка Шаинского, эти образы не вошли бы в наш быт так уверенно.

                      О музыке композитора много говорят и пишут. Шаинский обладает ярким мелодическим дарованием,  его песни легко запоминаются  благодаря простым,  но вовсе не примитивным интонациям.  Частые повторения этих интонаций облегают их запоминание. И в то же время песни Владимира Яковлевича необычайно современны. Их содержание, мелодии близки и понятны детям. Повторяя яркие, запоминающиеся мелодические обороты, ребенок не только лучше запоминает песню, но и получает огромное удовольствие от самого процесса повторения, пропевания «лакомой» интонации. Она у него получается, и в этом счастье маленького человека.

                       Прислушивались ли вы к тому, как разговаривают наши дети? Детская речевая интонация  своеобразна. Она не может быть безликой, одинаково ровной и плавной, отличается от логически определенной интонации взрослых своей алогичностью. Но эта особенность интонации вызвана тем, что дети воспринимают мир преувеличенно эмоционально. В своей детской музыке В. Шаинский удивительно чутко «подслушал» интонацию ребячьего говора. Песня «Чему учат в школе» звучит необычно мягко, нежно, светло, и немного грустно. Но это для взрослого. Для ребенка же эта песня не просто рассказ, а игра в школу, где он рассказывает сам себе и другим о том, какой должна быть                  школа, какой он ее себе представляет.

                         Обратимся теперь к знаменитой «Улыбке». Удивительно светлая, нежная, добрая музыка, легкая и мягкая, сердечная. Но отчего  нам так хочется улыбнуться, как только мы запеваем мелодию песни? Произнесите вслух слово «улыбка» с повышением интонации на ударном слоге, и вы заметите, что мышцы ваших губ и рта пришли в такое же положение, как при самой доброй, широкой улыбке. И мы улыбаемся.

                         Проникновение лирики в веселую детскую песню произошло у композитора так органично, что часто мы затрудняемся однозначно ответить на вопрос о характере песни. В песнях печаль растворяется в задоре,  а радость – в грусти. То услышишь в них беззаботное озорство, а споешь в другой раз и заметишь вдруг что-то новое. И в этом еще одно доказательство большого воспитательного и эстетического воздействия песен Шаинского на детские сердца. Ведь мы должны учить ребят не только любви, дружбе и доброте, но и печали, грусти. Очень важно, чтобы наши дети смогли чувствовать чужую боль, чужое горе и сумели пережить свое, чтобы не сломались и не оступились они в трудную минуту. Ведь жизнь – это не только лишь одни праздники.

                      И все же печаль Шаинского мимолетна, а грусть светла. Оптимист в душе, Владимир Яковлевич уносит наших мальчиков и девочек в неугомонном, буйном ритме своих песен, в озорных, дразнящих и жизнерадостных интонациях в мир сказки, игры, фантазии.

                       Всем своим творчеством он обращается к нам и к нашим детям: «Верьте людям, надейтесь на них, любите жизнь. Будьте добры!»

ЛИТЕРАТУРА

1. Кошмина И. "Владимир Шаинский и его песни".-М.:Музыка,1986

2.Серия /Детские поэты и песенники/ Владимир Шаинский  - к 80-летию В.Шаинского, - М., Музыка,2002

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по творчеству С. В. Михалкова в подготовительной к школе группе

Методическая разработка по творчествуС. В. МихалковаКонспект ООД в подготовительной к школе группе «Потерянные страницы» Задачи НОД:Образовательные: Закреплять знания детей о тво...

Методическая разработка "Народное творчество"

laquo;Народное творчество»Вид проекта:   познавательно - игровойПродолжительность:  долгосрочный (феврвль- май 2019)Участники проекта: дети подготовительной  группы.Основные...

Методическая разработка «Мое творчество в стихах в системе коррекционной работы с детьми с ОНР»

Игорвые упражнения в стихах на развитие общей и речевой моторики....

Методическая разработка: Развитие творчества и воображения с помощью рисования нетрадиционными техниками

laquo;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

Методическая разработка по творчеству С. А. Есенина "Путешествие на поезде познания"

Данная методическая разработка поможет воспитателям познакомить детей с творчеством замечательного русского поэта С. А. Есениным в игровой форме. Увлекательное путешествие "На поезде познания&quo...

Методическая разработка "Конструктивное творчество дошкольника"

Методическая разработка  «КОНСТРУКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДОШКОЛЬНИКА» Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ре...

Методическая разработка по творчеству В. Я. Шаинского

           Данная методическая разработка позволяет в образовательной деятельности дошкольного учреждения использовать творчество В.Я.Шаинского и  продолжает ...