Проект "Сказка в музыке"
проект по музыке
Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 42.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад «Родничок» с. Турочак
Краткосрочный проект «Сказка в музыке» для подготовительной группы Музыкального руководителя
Участники проекта: музыкальный руководитель, дети подготовительной к школе группы (6-7 лет), воспитатели, родители
Аннотация проекта:
тип проекта: творческий, коллективный;
доминирующая в проекте деятельность: восприятие музыки и театрализованная деятельность;
направленность деятельности: воспитательно-образовательная,
художественно-эстетическая;
число участников проекта: дети подготовительной группы (18 человек),
родители, воспитатели (2 человека);
сроки проведения: декабрь 2020 год ;- Место реализации МДОУ д/с «Родничок» с. Турочак
Актуальность проекта
Введение в действие с 01.09.2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование впервые получило статус первой ступени общего образования.
Стандарт основывается на исключительной самоценности дошкольного периода в развитии маленького человека. Он создает нормативные правовые условия для личностного роста ребенка, формирования траектории его индивидуального развития, учитывает особые потребности детей с ограничениями здоровья. В нем заданы новые координаты развития дошкольного образования.
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда оно обращено к внутреннему миру ребенка. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию. Она:
- развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;
развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;
дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;
развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировке сказок;
дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.
Основные противоречия
- между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыкальной сказке и содержанием современной детской музыкальной индустрии;
между требованиями к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и программно-методическими средствами, обеспечивающими заданный уровень подготовки;
между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе музыкально - эстетического воспитания детей в ДОУ и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности;
между уровнем современных подходов к проблеме музыкально-эстетического воспитания детей и его отражением в традиционной программе;
Гипотеза проекта
Создание благоприятных условий для использования сказки в музыкальной деятельности и увлекательной игровой формы и интересного сюжета сказки:
развитие более глубокого эмоционального восприятия музыки;
выработка более совершенных умений и навыков исполнительства;- Расширение возможностей умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
Цель проекта
Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности
Подведением итогов проекта стало открытое мероприятие в форме спектакля «Волк и семеро козлят», « Приключение в царстве Снежной королевы».
Задачи проектной деятельности
Теоретическое обоснование темы «Сказка в музыке», как способа ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;
приобретение практических знаний и умений по внедрению данной темы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ- Прослеживание динамики формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;
Предполагаемые результаты
- Формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке.
- Развитие образного мышления и творческого воображения.
Повышение уровня интереса к различным формам музыкальной деятельности.
- Творческое самовыражение воспитанников.
Основные методы проекта
Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы .
Изучение педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений.
Моделирование и проектирование работы по теме «Сказка в музыке».
Наблюдение, обобщение и подведение итогов проекта.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло видео письмо-просьба от Снеговика. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь ему. Было разработано решение проблемы: нужно подготовить новогодний музыкально - театрализованный праздник по сказкам, где одним из персонажей будет Снеговик
Видео письмо (с которого всё и началось…)
Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха!
Как же жизнь моя плоха.
В лесу творится ерунда.
Сто лет я сказки знаю,
Я сам их сочиняю.
Теперь случился кавардак
Во всех сказочках –бардак!
|
|
|
Создание модели организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ. Выдвижение новых целей. |
|
|
|
|
|
|
Модель организации работы по теме
«Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ посредством знакомства детей с музыкой балета П. И. Чайковского, написанного по сказке Гофмана «Щелкунчик»
Непосредственно образовательная деятельность:
1.Музыкально-ритмические движения:
Разучивание индивидуальных композиций героев сказок Золушки, Буратино под фонограмму песен В. Шаинского;
подгрупповых и групповых хореографичвеских композиций под музыку « «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П,И, Чайковского
2 Театрализованная деятельность:
Разучивание стихов, ориентирование в пространстве, развитие жестов, движений, мимики.
3.Вокальная деятельность:
Разучивание песен:ХОРОВОД ВОКРУГ ЕЛКИ слова и музыка З. Качалова «КРАСАВИЦА ЛЕСНАЯ», ПЕСНЯ слова М.Танича., муз.В.Шаинского «ЗИМНЯЯ СКАЗКА»ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ музыка и слова Л. Олифировой «С Новым годом!»
4. Игровая деятельность:
Хоровод-игра «Бабка-Ежка» сл. и муз. Т. Морозовой, подвижные Новогодние музыкальныехороводы- игры с дедом морозом и Снегурочкой «Вперед четыре шага», «Елочки- пенечки»Т. Морозовой
- развлечения и итоговое мероприятие в форме Новогоднего праздника
«Сказки в гости к нам идут ! » (сценарий праздника прилагается)
Сценарий новогоднего праздника для детей подготовительной группы
"Сказки в гости к нам идут!"
( совместная деятельность музыкального руководителя, детей, воспитателей и инструктора по физической культуре)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1.Танцы
2.Хореографические композиции
3.Театрализованная деятельность
4.Новогодние хороводы
5.Песни
6.Подвижные игры
7.Стихи
Составитель:
Рихсиева Мария Андреевна
Действующие лица взрослые:
Баба – Яга
Дед Мороз
Действующие лица дети:
Глашатай
Сорока
Буратино
Снегурочка
Кот в сапогах
Волк
Красная Шапочка
Золушка
Звездочки (девочки)
Гномы (мальчики)
Атрибуты
- Замок из бумаги (вешается на елку)
- Золотой ключик из бумаги
- Букет искусственных цветов
Блестящие шарфы для танца девочек
- Колпачки гномов и жилетки для танца мальчиков
- Избушка Бабы – Яги
- Чемодан
- Пакет с водой
ХОД ПРАЗДНИКА
(Звучат фанфары, входит Глашатай)
Глашатай
Эй, вы, гости - господа!
К нам пожалуйте сюда!
Ждем на праздник Новый год,
Веселый, сказочный народ!
ТАНЕЦ - ВЫХОД под веселую новогоднюю музыку в записи
(дети останавливаются врассыпную)
1-й ребенок
День чудесный настает,
К нам приходит Новый год!
Праздник смеха и затей,
Праздник сказки для детей!
2-й ребенок
Как красиво в нашем зале,
Мы друзей своих позвали.
Веселится наш народ!
ХОРОМ
Мы встречаем Новый год!
3-й ребенок
Всех на свете поздравляем,
Всем мы от души желаем:
Чтоб ладошки хлопали,
Чтобы ножки топали!
Чтобы дети улыбались,
Веселились и смеялись!
Глашатай
Крепче за руки беритесь,
В круг веселый становитесь!
Будем петь и плясать,
Будем Новый год встречать!
ХОРОВОД ВОКРУГ ЕЛКИ слова и музыка З. Качалова «КРАСАВИЦА ЛЕСНАЯ»
(дети садятся, выходит Баба-Яга)
Баба-Яга
Вспомнили всех, никого не забыли,
Всех на праздник к себе пригласили.
Всех пригласили, всех усадили,
А меня красавицу, почему забыли?
Я вам этого не прощу,
Я вам за это отомщу!
(Баба-Яга садится возле избушки, которая стоит в углу зала, к ней подлетает Сорока)
Сорока
Баба-Яга! Отгадай загадку:
Нарядили в саду елку,
Повесили игрушки на каждую иголку!
Дети встали в хоровод,
Что встречают?
Дети
НОВЫЙ ГОД!
Баба-Яга
Молчи, молчи, молчи,
Душу мне не береди!
Они собрались без меня,
Праздник им испорчу я!
(Сорока улетает, Баба-Яга встает и выходит на середину зала )
Кто это устроил тарарам?
Музыка слышна и тут и там!
Кто это придумал там плясать?
Звери все должны зимою спать!
Эй, вы там, в детсаду,
Сейчас Кощею позвоню!
Ох, позвоню, ну позвоню,
Лешего в свидетели возьму!
А Кощей обидится на вас,
Он отключит свет и газ!
Посмотрю, как будете плясать,
Как будете елку зажигать?
(достает телефон)
Алло! Кощеюшка?
(детям)
Опять забыл телефон зарядить...
(уходит в избушку, выходит Снегурочка, подходит к елке)
Снегурочка
Все на месте, все явились,
Причесались, нарядились.
Пора праздник начинать,
Пора гирлянды зажигать!
Только елка не горит,
На ветвях замок висит!
Кто же ключик подберет?
Детям радость принесет?
(Буратино подходит к Снегурочке)
Буратино
У меня есть ключик золотой,
Он волшебный, не простой!
Он потайную дверь открыл,
Детей в сказку пригласил!
Ждите, елка сейчас засверкает,
Шары в ярких лучах заиграют!
(открывает ключом замок, огоньки не загораются)
Снегурочка, ребята! Помогите мне, давайте все вместе, дружно, скажем волшебные слова...
ВСЕ ХОРОМ
Скажем дружно:
Раз, два, три!
Наша елочка, гори
Снегурочка
Ребята! Давайте еще дружнее скажем волшебные слова!
(все хором повторяют слова, огоньки на елочке загораются)
Буратино
Под елку ключик положу,
Всех на танец приглашу!
ВСЕ ДЕТИ ВЫХОДЯТ И ТАНЦУЮТ ВЕСЕЛЫЙ ТАНЕЦ
(дети садятся, Кот идет за елку, Баба-Яга забирает ключик, бежит вокруг елки, Буратино за ней, Баба-Яга смеется, огоньки на елке гаснут, убегает в избушку, буратино плачет)
Буратино
Не сумел ключа сберечь,
Как нам елочку зажечь?
Сказочный народ грустит,
Подскажите, как нам быть?
(выходит Кот в сапогах)
Кот
В темноте сверкают глазки,
Я такой герой из сказки!
Уши торчком, шляпа с пером,
Яркий плащ на плечах...
Я - Кот в сапогах!
Надо ключик отыскать,
Надо праздник продолжать.
Я старушку навещу,
Ключик вам я возвращу...
(уходит за елку, выходит Снегурочка)
Снегурочка
Метель и стужа на дворе,
И в лесу темно, не видно.
Не пройти Коту к Яге,
До чего ж обидно...
Сейчас я рукавом взмахну,
Звезды на небе зажгу.
Пусть они кружат, сверкают,
Ярко землю освещают!
ТАНЕЦ ЗВЕЗДОЧЕК под музыку вальса (исполняют девочки)
( убегают за елку, Баба-Яга из избушки)
Баба-Яга
Никому я не нужна,
Целый век сижу одна.
Никто в гости не зовет,
Ой, смотрите, Кот идет!
( Из – за елки выходит Кот )
Кот
Бабулечка – Ягулечка,
Ты такая красотулечка!
Не видал красивей вас,
К нам в гости едет Карабас...
Вы дверь ему откройте,
Дубовый стол накройте.
Веселись лесной народ,
Скоро праздник, Новый год!
Баба – Яга
Чего придумал, рыжий плут!
Решил старушку обмануть?
Поскорее убирайся,
На глаза не попадайся!
(Кот уходит, под музыку выбегают Красная Шапочка и Волк )
Волк
Мы помочь вам очень рады,
За это мы не ждем награды.
К Бабе – Яге сейчас пойду,
Букет цветов ей подарю.
Красная Шапочка
А я ее пирожком угощу,
Сказку ей расскажу.
Ребята! А вы нам поможете? (Да)
ПЕСНЯ слова М.Танича., муз.В.Шаинского «ЗИМНЯЯ СКАЗКА»
(дети садятся, Красная Шапочка и Волк остаются, к ним подходит Баба – Яга)
Баба – Яга
Зря вы ножки мучите,
Вы ключик не получите!
Я вас в баньке напарю,
А потом в печи зажарю...
Волк
Бабулечка – Ягулечка!
Я тебя люблю.
Я тебе, Ягулечка,
Цветочки подарю!
Отдай ребятам ключик!
Баба – Яга
Цветочки я возьму.
А ключик золотой,
Я подальше приберу.
(Красная Шапочка и Волк уходят, выходят мальчики - Гномы)
1 – й Гном
В чаще леса, в домике,
Жили – были Гномики.
Добрые, счастливые,
И трудолюбивые!
2 – й Гном
Дружная была семья,
Приходили в дом друзья!
Летом в дождик и зимой,
Шел к ним весь народ лесной!
3 – й Гном
До сих пор они живут,
И танцуют, и поют.
Свет в окне, открыта дверь,
Хочешь, заходи скорей!
4 – й Гном
К Бабе – Яге мы все пойдем,
Ключик вам мы принесем!
ТАНЕЦ МАЛЬЧИКОВ - ГНОМОВ под музыку «ГУММИ - ГНОМ»
Баба – Яга
Ах, вы, предатели, явились,
Наплясались, навеселились!
И кормила я вас, и поила я вас...
Уходите, уходите,
Ключик даже не просите!
(Гномы убегают за елку)
Снегурочка
Ребята! Кто же нам еще поможет вернуть волшебный золотой ключик?
( под музыку выбегает Золушка)
Золушка
Я – Золушка, мои друзья,
Добрее всех на свете я!
Люблю я петь и танцевать,
Похлопаем дружнее!
Ведь в Новый год, нельзя скучать,
Надо ключик возвращать.
Так станцуем вместе,
Польку поскорее!
ПАРНЫЙ ТАНЕЦ «ПОЛЬКА» танцуют все дети
(дети садятся, остается Глашатай)
Глашатай
Герои сказок, собирайтесь!
Все в дорогу отправляйтесь!
Не теряйтесь, не смущайтесь,
Ласково Яге улыбайтесь.
Волшебные слова скажите,
К себе на праздник пригласите!
Старушка тут же все поймет,
Ключик золотой вернет!
(все дети встают в позицию «саночки» и «едут» вокруг елки под веселую музыку)
Ребенок
Ах, ты, Бабушка – Яга,
Костяная нога!
Ты на нас не сердись,
В хоровод становись!
Вместе будем плясать,
Вместе Новый год встречать!
(дети встают в круг, Баба – Яга в центре круга)
ХОРОВОД Т. МОРОЗОВОЙ «БАБКА ЕЖКА»
(дети садятся)
Баба – Яга
Ребята!
Я ведь совсем не злая,
И душа у меня молодая!
Целый век в глуши сижу,
Попасть на праздник, так хочу!
Сейчас ключик я верну,
И под елку положу.
(звучит фрагмент песни «Российский Дед Мороз», входит Дед Мороз)
Дед Мороз
Здравствуйте, дети!
Рад с вами встретить
Самый волшебный
Праздник на свете!
Где дети смеются,
Игрушки сверкают!
Елки гирлянды свои зажигают!
(Дед Мороз с детьми зажигает огоньки на елке, далее программа Деда Мороза и Снегурочки)
1.Хоровод - игра «Вуги – Вуги»
2.Игры: «Заморожу», «Варежка»
3. Хоровод со Снегурочкой
4. Игры: «Паровоз», «День – ночь»
ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ музыка и слова Л. Олифировой «С Новым годом!»
(дети садятся)
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
Снегурочка
Дедушка!
Ты нас всех развеселил,
А подарки не забыл?
Дед Мороз
Ах, пустая голова,
Я ж подарки нес сюда.
А куда их положил,
Я, ребятушки, забыл...
Ах, вот же они (достает чемодан из - под елки)
Баба – Яга
Раздавать буду я!
Дед Мороз
Нет, я!
Снегурочка
Вы не ссорьтесь, а лучше станцуйте!
(Дед Мороз и Баба Яга начинают танцевать, ( под р. н. мелодию) , Баба Яга берет чемодан и выбегает за двери)
Дед Мороз
А где подарки?
(дети отвечают)
А у меня есть волшебный колокольчик...
(Дед Мороз звенит в колокольчик , Баба Яга несет чемодан)
Баба Яга
Очень стыдно мне, друзья...
Больше так не буду я!
(Дед Мороз открывает чемодан – там пакет с водой)
Дед Мороз
Вот они, твои подарочки,
Хорошо, не от свечки огарочки!
А вот и настоящие подарочки!
(достает из-за елки мешок с подарками, раздает подарки)
С НОВЫМ ГОДОМ!
Программно-методическое обеспечение:
- общеобразовательная программа «От рождения до школы» в соответствии ФГОС . Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
-перспективное планирование интегрированных занятий;
-перспективное планирование досугов и открытого мероприятия в форме праздника;
-использование здоровьесберегающих технологий
Обеспечение проектной деятельности
1. Методическое.
О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
О.П. Радынова. А.И. Катинене. М.Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1999 г.
С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».
Н.А. Сорокина «Театр, творчество, дети».
Журналы «Музыкальный руководитель»: № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.
2. Материально-техническое.
- Декорации, атрибуты;
Диски с музыкальными сказками;
Музыкальный центр;
Комплект из семи аудио кассет «Музыкальные шедевры».О.П.Радынова Слушаем музыку, танцуем и играем. – М. 2004 г.
Комплект из трех аудио кассет и дидактического альбома к программе «Музыкальные шедевры». О.П. Радынова. Беседы о музыкальных инструментах
Дидактическое.
Творческие задания, направленные на:
- формирование музыкального и импровизационного творчества.
- восприятие музыкального образа через синтез искусств
Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от Бабы Яги. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение проблемы: нужно подготовить новогодний музыкально - театрализованный праздник по сказкам, где одним из персонажей будет Баба Яга
Письмо Бабы Яги (с которого всё и началось…)
Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха!
Как же жизнь моя плоха.
Мочи нет одной мне жить.
С вами я хочу дружить.
Надоело мне летать
В этой старой ступе,
Мне б избушку побелить,
Как весна наступит.
На сто лет я сказок знаю,
Я сама их сочиняю.
Я расстанусь с помелом,
Ступу сдам в металлолом.
Я хочу хорошей быть
И карету заслужить.
Помогите! Помогите!
Сказку, сказку сочините!
Чтоб была я в ней не злая, а добрая!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Какую музыку стоит слушать ребёнку"; "Влияние классической и народной музыки на здоровье ребёнка"; "Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребёнком"
консультация для родителей...
Открытое занятие по музыке "Музыка весны"
Музыкальное занятие для средней и старшей группы по программе И. Каплуновой "Ладушки". Тип занятия - интегрированное, вид - исследовательское...
Методические материалы по проведению интегрированных занятий в образовательной области музыка. Тема: "Музыка в рисунках детей"
Интегрированное занятие в образовательнойобласти музыка по приобщению детей к слушанию, развитию фантазии, творческого мышления....
Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"
Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...
"Музыка иленэ сэяхэт"-музыка шогыле (М.хэзерлек торкеме)
Мэктэпкэ хэзерлек торкемендэ уткэрелгэн музыка шогыле...
«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки
Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....
Праздник осени Цели: Воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера • Развивать чувство ритма • Эстетического восприятие средствами музыки • Продолжать формировать певческие и танцевальные навыки • Учить передавать смену характера музыки
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26385735","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...