РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружковой работе « Танцевальный калейдоскоп»
календарно-тематическое планирование по музыке (подготовительная группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружковой работе « Танцевальный калейдоскоп» (Партерная гимнастика) В подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhka_tantsevalnyy_kaleydoskop.doc | 57.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружковой работе
« Танцевальный калейдоскоп» (Партерная гимнастика)
В подготовительной группе
Пояснительная записка.
Введение.
Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.
Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца.
Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.
Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене.
Данная образовательная программа по хореографии (без специального отбора учащихся, в отличие от специализированных учреждений) рассчитана на год и предполагает проведение занятий с детьми дошкольного возраста. Содержание программы распределено таким образом, что в учебном году воспитанники овладевают определенным минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели.
Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.
Задачи программы:
- сформировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и красоту;
- привить учащимся умение слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в движении;
- преподать азбуку классического танца;
- укреплять костно-мышечный аппарат воспитанников;
- совершенствовать выразительность исполнения, развивать силу, выносливость, координацию движений;
- формировать художественно-образное восприятие и мышление;
- воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.
Так как занимаются дети с разной хореографической подготовки, поэтому программой предусмотрены следующие
формы занятий:
- групповые,
- подгрупповые,
- индивидуальные,
- репетиционные.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном году – 68 занятий.
Кроме занятий проводимых по учебному плану практикуется:
- проведение интегрированных занятий
- участие детей в районных конкурсах, фестивалях , участие в городских мероприятиях.
Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в месяц.
Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие
основные принципы:
- наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений;
- доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения;
- индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка;
- увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе;
- сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
Программа состоит из отдельных тематических блоков, но в связи со спецификой обучения в хореографическом коллективе, границы их сглаживаются. На одном и том же занятии происходит изучение элементов классического танца (одновременно выполняются задачи физического и музыкального развития) и изучаются движения танца.
В программу учебного года вводится теоретический материал, соответствующий содержанию основных разделов.
Основные разделы программы
«Введение» – педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства - хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида воспитанников.
- «Ритмика» – включает в себя коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие детей. Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточной музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.
- «Азбука классического танца» – знакомит с азами классического танца. Изучение позиций рук и ног. Pile , Port de bra , Releve ,Battemen ,Grand plie ,Rond de jambe, основные движения " Allegro ", расширение знаний в области классических терминов «па», изучение и исполнение классического экзерсиса. Выполняя движение классического экзерсиса, дети приобретают aplomb , выразительность и четкость в движениях, что важно для любого танцовщика. Оздоровительный момент экзерсиса это развитие выносливости, физических данных и исправление физических недостатков.
- «Танцевальные этюды» – способствуют развитию танцевальности, эмоциональности.
- «Постановка» – знакомство с композицией танца. Данный раздел включает в себя разбор и отработку основных движений , отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции и различных связок. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар.
- «Индивидуальные занятия» – работа с воспитанниками, не усвоившими материал из-за болезни, с вновь прибывшими детьми.
Работа с учащимися и создание для них наиболее благоприятных условий развития может осуществляться разными путями с использованием различных методов и приемов, выбор которых связан с интересам и особенностям самого педагога и его мастерством.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы хореографического кружка современного танца после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты
Воспитанник будет знать:
- единые требования о правилах поведения в хореографическом классе и требования к внешнему виду на занятиях;
- термины азбуки классического танца
- новые обозначения классических элементов и связок
- хореографические названия изученных элементов.
- сведения о новых направлениях и виды хореографии в музыке
Воспитанник будет уметь:
- выполнять движения и комбинации у станка и на середине зала в ускоренном темпе;
- согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
- выражать образ с помощью движений;
- свободно и грамотно ориентироваться в терминологии классического танца
- самостоятельно и грамотно выполнять изученные элементы классического танца;
- владеть исполнительским мастерством сценического танца.
- работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.
- эмоционально и технически верно выступать перед зрителями.
- самостоятельно и грамотно выполнять движения современного танца
- владеть корпусом во время исполнения движений;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать свои движения;
- исполнять хореографический этюд в группе.
- соединять отдельные движения в хореографической композиции
Контроль знаний и умений воспитанников проводиться по результатом диагностики 3 раза в год а так же на отчетном концерте в конце учебного года. Автор диагностики .
Репертуарный план.
Сентябрь.
1 Танец цыплят.
Октябрь.
1 Танец цыплят.
2 Кадриль
Ноябрь.
1. Кадриль
2. Танец с гирляндами
Декабрь.
1 Танец с гирляндами
2 «Восточная сказка»
Январь.
1 «Восточная сказка»
2 Русский стилизованный
Февраль.
1 Русский стилизованный
2 Спортивный танец
Март.
1 Спортивный танец
2 «Танец детства»
Апрель.
1 «Танец детства»
2 Современный танец
Май.
Закрепление выученных танцев . Повтор любимых танцев . Подготовка к отчётному концерту.
Календарный план .
Месяц | № занятия | Тема | Цель | Задачи | Содержание | Методы и приёмы | Кол-во часов | ||||||||
Сентябрь. | Занятие № 1 | Введение | Ознакомление с хореографическим искусством | Заинтересовать детей занятиями , расположить к себе | Познакомить в форме игры с хореографией - как видом искусства и содержанием программы. Объяснить правила поведения в муз. зале и форму одежды. | Словесные – беседа , система вопрос-ответ ;игровые - подвижные |
1 | ||||||||
Занятие №2-3 | Танец цыплят | Музыкально-ритмическое развитие детей | Формирование навыка работы у станка | Ритмика- выполнение муз.- ритмических упражнений ,марш «исполняется со сменой размеров», шаг переменный ,шаг польки Азбука классического танца – правильная постановка у станка (Руки , ноги, голова, спина.) Танцевальный этюд – «Весёлые лошадки» Постановка – Знакомство с муз. мат. постановки, изучение основного хода и основных движений. | Практические – показ правильного выполнения движений; Словесный – беседа . объяснение. Игровой – сюжетно - ролевой | 2 | |||||||||
Занятие № 4-5 | Развитие музыкальности , чувства ритма | Развивать образное мышление | Ритмика – строевые упражнения( построение в шеренгу и колонну .Ходьба на носках» «кошечка» и с высоким подниманием бедра « Цапля» Азбука классического танца – позиции ног 1,2,3; позиции рук 1-4 Танцевальный этюд – «Весёлые лошадки» Постановка - работа над техникой выполнения основных движений. | Словесные – пояснение ;Практические - образец Словесно – наглядные -показ правильного выполнения упражнений | 2 | ||||||||||
Месяц | № занятия | Тема | Цель | Задачи | Содержание | Методы и приёмы | Кол-во часов | ||||||||
Сентябрь. | Занятие № 6-7 | Танец цыплят | Развитие специальных музыкальных способностей | Развивать гибкость и пластичность | Ритмика – повороты головы, наклоны головы, постановка корпуса , Наклоны вперёд , в сторону , назад Азбука классического танца - Demi – plie в I и II позиции Танцевальный этюд – «На птичьем дворе» ( ход на полупальцах ,махи руками) Постановка – работа над танцем , соединение движений в муз. композиции | Словесные – объяснение ; практические – двигательная активность словесно - наглядные Словесно - игровой | 2 | ||||||||
Занятие №8 | Музыкально – ритмическое развитие детей | Разобрать пройденный материал | Индивидуальная работа с детьми , не усвоившими материал из-за болезни . с вновь прибывшими | Практические - показ правильного выполнения упражнений | 1 | ||||||||||
Октябрь. | Занятие № 9-10 | Развитие творческих способностей | Развивать творческое воображение и фантазию | Ритмика : хлопки в такт музыки (образно – звуковые действия «горошинки»), акцентированная ходьба , поднимание и отпускание рук на 4 счёта . на 2 счёта и на каждый счёт . Азбука классического танца: Battements tendus с I позиции в сторону, вперед, назад на 2 т. 4/4; затем 1 т. 4/4. Танцевальный этюд:»На птичьем дворе» Постановка : Разводка танцевальных комбинаций в рисунках , переходах , образах | Словесно – практические : показ правильного выполнения движения , объяснение |
2 |
Месяц | № занятия | Тема | Цель | Задачи | Содержание | Методы и приёмы | Кол-во часов | ||||||||
Октябрь. | Занятие № 11-12 | Развитие выразительности и эмоциональности исполнения | Развивать умения передавать в пластике разнообразный характер музыки , различные оттенки настроения | Ритмика :Постановка корпуса . Наклоны корпуса вперёд. Назад, в сторону. Основные положения ног : свободная и 4 позиция Азбука классического танца: Battements tendus jete I позиции по 1 т. 4/4. Танцевальный этюд «Оловянные солдатик»- марш, перестроения. Постановка :Работа над выразительностью движений и техникой выполнения | Словесные – объяснение ; практические – двигательная активность | 2 | |||||||||
Занятие № 13-14 | Кадриль | Познакомить с новым танцем | Развивать музыкальность в исполнении движений | Ритмика : Упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов . выворотности ног Азбука классического танца: Battements tendus: c demi plie в I позиции в сторону, вперед, назад Танцевальный этюд « Осеннее настроение» Постановка: Знакомство с новым танцем Отработка основных элементов танца | Практические – показ правильного выполнения движений; Словесный – беседа . объяснение. Игровой – сюжетно - ролевой | 2 | |||||||||
Занятие №15-16 | Развитие специальных музыкальных способностей | Развивать пластичность и выразительность движений | Ритмика Прыжки ( на двух ногах , на одной ноге . с поворотом) Азбука классического танца: V и IV позиции ног. Demi plie по V и IV позиции. Постановка Работа над техникой , синхронностью выполнения движений. | Словесные – пояснение ;Практические - образец Словесно – наглядные -показ правильного выполнения упражнений | 2 | ||||||||||
Месяц | № занятия | Тема | Цель | Задачи | Содержание | Методы и приёмы | Кол-во часов | ||||||||
Ноябрь. | Занятие № 17-18 | Кадриль | Формирование навыков работы у станка | Развитие выразительности и чёткости в движениях | Ритмика Партерная гимнастика Упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов . выворотности ног , исполняются в положении сидя , лёжа на спине и животе . Растяжка на полу Азбука классического танца: Demi raud de jambe par terre en dehors et en dedans. Танцевальный этюд « Под дождём» с использованием элементов польки , гопака , прыжков. Постановка Отработка элементов связок , перестроений . Работа над музыкальностью и пластичностью движений | Практические - показ правильного выполнения упражнений | 2 | ||||||||
Занятие №19-20 | Танец с гирляндами | Развитие музыкальности | Развивать творческое воображение | Ритмика Элементы портерной гимнастики . Упражнения для гибкости спины
| Практические – показ правильного выполнения движений; Словесный – беседа . объяснение. Игровой – сюжетно - ролевой | 2 |
Месяц | № занятия | Тема | Цель | Задачи | Содержание | Методы и приёмы | Кол-во часов | ||||||||
Ноябрь. | Занятие № 21-22 | Танец с гирляндами | Учить детей ориентироваться в пространстве | Осваивать различные виды движений: построение перестроение | Ритмика Построение и перестроения в соответствии со структурой музыкальных произведений Азбука классического танца: Releves на полупальцах в I, II и V позициях. Танцевальный этюд : Вариации с включением изученных элементов Постановка : Изучение сложных элементов . Исполнение в медленном темпе , а затем в обычном | Словесные – пояснение ;Практические - образец Словесно – наглядные -показ правильного выполнения упражнений | 2 | ||||||||
Занятие № 23 | Развитие двигательной сферы | Обогащение двигательного опыта | Ритмика : Шаг польки , галоп ( прямой и боковой) Азбука классического танца: . Battements frappes в сторону, вперед, назад. Вначале носком в пол, позднее – на 45 градусов. Танцевальный этюд : Импровизация на музыку П.И.Чайковского « времена года» Постановка Отработка техники выполнения движений ( темп . ритм . повторяемость). Повтор Кадрили | Практические - показ правильного выполнения упражнений | 1 | ||||||||||
Занятие № 24 | Развивать чувство ритма и двигательных способностей | Учить выполнять движения под музыку красиво , свободно. координационно | Индивидуальная работа с детьми , отстающими в освоении программы и репертуара
| Словесные – объяснение ; практические – двигательная активность словесно - наглядные Словесно - игровой | 1 | ||||||||||
Месяц | № занятия | Тема | Цель | Задачи | Содержание | Методы и приёмы | Кол-во часов | ||||||||
Декабрь. | Занятие № 25-26 | Танец с гирляндами | Формировать у детей танцевальные движения | Способствовать повышению общей культуры ребёнка | Ритмика : Упражнения для мышц шеи и верхнего плечевого пояса , упражнения на корпуса и ноги Азбука классического танца Grand plie в I, II, V, VI позициях. Танцевальный этюд «Лепим из глины» Постановка Работа над техникой выполнения добиваться синхронности исполнения Разводка танцевальных комбинаций в переходах , образах | Словесные – объяснение ; практические – двигательная активность | 2 | ||||||||
Занятие № 27-28 | Восточная сказка | Формирование навыка работы у станка | Развивать гибкость и пластичность | Ритмика: упражнения на развитие плавности движения рук Азбука классического танца Battements fondu в сторону, вперед, назад, носком в пол, позднее – на 45 градусов Танцевальный этюд «Пластичный – механичный Постановка Знакомство с новым танцем . Прослушать музыкальный материал , разводка танцевальной композиции , Закрепление танца «Морячка» | Практические – показ правильного выполнения движений; Словесный – беседа . объяснение. Игровой – сюжетно - ролевой | 2 |
Месяц | № занятия | Тема | Цель | Задачи | Содержание | Методы и приёмы | Кол-во часов | |||||||
Декабрь. | Занятие № 29-30 | Восточная сказка | Развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. | Учить выполнять движения под музыку красиво , свободно | Ритмика: Упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов . выворотности ног , исполняются в положении сидя , лёжа на спине и животе . Растяжка на полу Азбука классического танца V и IV позиции ног. Demi plie по V и IV позиции. Танцевальный этюд «Кукла» Постановка Разбор сложных элементов работа над пластичностью и музыкальностью | Словесные – пояснение ;Практические - образец Словесно – наглядные -показ правильного выполнения упражнений | 2 | |||||||
Занятие №31 | Учить детей ориентироваться в пространстве и осваивать различные виды построений и перестроений | Обеспечить эффективное формирование навыков и качеств | Ритмика: Строевые упражнения построение в шеренгу , бег по кругу с ориентирами . перестроение в круг. Азбука классического танца Battements tendus: с опусканием пятки во II позицию; с demi plie во II позицию без перехода с опорной ноги и с переходом с опорной ноги. Танцевальный этюд «Часики» Постановка Работа над техникой выполнения движений Закрепление выученного танца | Словесные – объяснение ; практические – двигательная активность словесно - наглядные Словесно - игровой | 1 | |||||||||
Занятие №32 | Музыкально – ритмическое развитие ребёнка | Учить выполнять движения под музыку красиво , свободно. координационно | Индивидуальные занятия. Помощь ребятам . отстающим в освоении программы из-за болезни | Практические - показ правильного выполнения упражнений | 1 | |||||||||
Месяц | № занятия | Тема | Цель | Задачи | Содержание | Методы и приёмы | Кол-во часов | |||||||
Январь. | Занятие № 33-34 | Русский стилизованный «Широка река» | Развитие двигательных качеств и умений | Работа над гибкостью , выворотностью и растяжкой. | Ритмика: Партерная гимнастика: освоение просейших элементов на полу ( растяжка , работа над осанкой) , упражнения на развитие выворотности стопы , упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. Азбука классического танца Grand plie в I, II, V, VI позициях. Танцевальный этюд «Большая птица» Постановка Изучение танцевальных движений , соединение движений в танцевальные композиции | Практические – показ правильного выполнения движений; Словесный – беседа . объяснение. Игровой – сюжетно - ролевой | 2 | |||||||
Занятие № 35-36 | Развивать интерес к русскому народному искусству | Учить передавать настроение , образ в танце через движение | Ритмика: упражнения для развития подъёма стопы, упражнения на растяжку связок и развития выворотности тазобедренного сустава Азбука классического танца . Battement developpes вперед, в сторону, назад. Танцевальный этюд «Кукла танцует» Постановка Работа над плавностью и гибкостью рук. Над техникой выполнения движений , разбор наиболее сложных ,Учить вслушиваться в музыкальные фразы и чётко попадать движениями в эти фразы. | Словесные – пояснение ;Практические - образец Словесно – наглядные -показ правильного выполнения упражнений | 2 |
Месяц | № занятия | Тема | Цель | Задачи | Содержание | Методы и приёмы | Кол-во часов |
Январь. | Занятие № 37-38 | Русский стилизованный «Широка река» | Содействовать развитию чувства ритма , музыкального слуха памяти , внимания | Формировать навыки выразительности , пластичности | Ритмика :Партерная гимнастика 6 Упражнения на гибкость ( мостик , рыбка , закидушка) Азбука классического танца Grand battements jetes с I и V позиция – вперед, в сторону, назад. Танцевальный этюд «Противоборство добра и зла» Постановка: Работа над танцем : синхронность выполнения , ориентировка в пространстве , работа над ритмичностью исполнения в соответствии с музыкальной фразировкой | Словесные – объяснение ; практические – показ правильного выполнения движений; | 2 |
Февраль | Занятие № 39-40 | Развитие творческих способностей | Развивать творческое воображение и фантазию | Ритмика упражнения для мышц шеи и верхнего плечевого пояса , тренировочный комплекс для развития координации и равновесия. Азбука классического танца Battements tendus в «маленьких» и «больших» позах. Танцевальный этюд «Волшебные цветы» Постановка: Закрепление последовательности исполнения движений , работа над выразительностью и синхронностью | Словесные – объяснение ; практические – двигательная активность словесно - наглядные Словесно - игровой | 2 |
Месяц | № занятия | Тема | Цель | Задачи | Содержание | Методы и приёмы | Кол-во часов |
Февраль . | Занятие № 41-42 | Спортивный танец | Содействовать развитию Внимания , умения согласовывать движения с музыкой | Формировать навыки грациозности и изящества движений | Ритмика партерная гимнастика на все виды мышц , Силовые упражнения ( для ног- выпады с переносом тяжести тела вправо и влево . для рук – «Волна» в положении лёжа) Азбука классического танца Battements tendus jetes: balancoir; в «маленьких» и «больших» позах. Танцевальный этюд « Баба – Яга» Постановка : Прослушивание музыкального материала , обсуждение сюжета , характера и настроения в музыке Знакомство с движениями танца | Практические – показ правильного выполнения движений; Словесный – беседа . объяснение. Игровой – сюжетно - ролевой | 2 |
Занятие № 43-44 | Музыкально - ритмическое развитие детей | Повышение работоспособности и двигательной активности | Ритмика Упражнения для выразительности и плавности рук под музыку в различном темпе Азбука классического танца Rond de jambe par terre en dehors et en dedans в demi-plies Танцевальный этюд «Добрая волшебница» Постановка Разучивание движениями работа над плавностью и гибкостью рук | Словесные – пояснение ;Практические - образец Словесно – наглядные -показ правильного выполнения упражнений | 2 |
Месяц | № занятия | Тема | Цель | Задачи | Содержание | Методы и приёмы | Кол-во часов |
Февраль . | Занятие № 45 | Спортивный танец | Развитие музыкальности , чувства ритма | Развивать образное мышление | Ритмика Мягкий высокий шаг носках. Поворот на 180 градусов на шагах Азбука классического танца Grand battements jetes во всех позах. Танцевальный этюд « Француа» Постановка Разбор наиболее сложных движений в танце , связок и перестроений | Словесные – объяснение ; практические – показ правильного выполнения движений; | 1 |
Занятие № 46 | Развитие двигательной сферы | Обогащение двигательного опыта | Индивидуальная работа с детьми отстающими в усвоении программы из-за пропусков и болезни | Практические - показ правильного выполнения упражнений | 1 | ||
Март. | Занятие № 47-48 | Развитие творческих способностей | Развивать творческое воображение и фантазию | Ритмика партерная гимнастика : тренировочный комплекс для развития подъёма стопы ( в положениях « выворотно» и «невыворотно» Азбука классического танца Rond de jambe en lair en dehors et en dedans на всей стопе. Танцевальный этюд «Фантастическое существо» Постановка Работа над характером , выразительностью и синхронностью выполнения движений | Словесные – объяснение ; практические – двигательная активность словесно - наглядные Словесно - игровой | 2 |
Месяц | № занятия | Тема | Цель | Задачи | Содержание | Методы и приёмы | Кол-во часов | |||||||
Март. | Занятие № 49-50 | Танец детства. | Развитие специальных музыкальных способностей | Развивать пластичность и выразительность движений | Ритмика партерная гимнастика , тренировочный комплекс для развития выворотности стопы на основе 1и2 позиции , а также на полупальцах Азбука классического танца Battements fondus: c plie-releve на всей стопе; в разных позах. Танцевальный этюд «Старый – молодой» Постановка Знакомство с новым танцем, с муз. мат. постановки, изучение основного хода и основных движений. | Практические – показ правильного выполнения движений; Словесный – беседа . объяснение. Игровой – сюжетно - ролевой | 2 | |||||||
Занятие № 51-52 | Формирование навыка работы у станка | Развивать гибкость и пластичность | Ритмика партерная гимнастика , упражнение «Воздушные пяточки» ( напряжение и расслабление мышц ноги одновременно с поднятием и опусканием стопы) Азбука классического танца Releves по I, II, V позициям. Постановка работа над синхронностью и выразительностью движении Соединение движений к композиции с помощью различных связок | Словесные – пояснение ;Практические - образец Словесно – наглядные -показ правильного выполнения упражнений | 2 | |||||||||
Месяц | № занятия | Тема | Цель | Задачи | Содержание | Методы и приёмы | Кол-во часов | |||||||
Март. | Занятие № 53-54 | Танец детства. | Содействовать развитию Внимания , умения согласовывать движения с музыкой | Формировать навыки грациозности и изящества движений | Ритмика партерная гимнастика , упражнение «Лягушка» ( развитие выворотности бедра) Азбука классического танца Demi – plie в I и II позиции. Battements tendus jete I позиции Танцевальный этюд «На птичьем дворе» (ход на полупальцах, махи руками) для развития образного мышления. Постановка :отработка элементов; работа над музыкальностью; развитие пластичности; синхронность в исполнении | Словесные – объяснение ; практические – показ правильного выполнения движений; | 2 | |||||||
Апрель. | Занятие № 55-56 | Развитие музыкальности , чувства ритма | Развивать образное мышление | Ритмика партерная гимнастика , упражнение для укрепления мышц спины «Самолётики» Азбука классического танца Battements tendus: c demi plie в I позиции в сторону, вперед, назад; с V позиции, Танцевальный этюд«Веселые лошадки» Постановка: соединение движений в танцевальные композиции; разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах. | Словесные – объяснение ; практические – двигательная активность словесно - наглядные Словесно - игровой | 2 |
Месяц | № занятия | Тема | Цель | Задачи | Содержание | Методы и приёмы | Кол-во часов |
Апрель. | Занятие № 57-58 | Танец детства. | Развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. | Учить выполнять движения под музыку красиво , свободно | Ритмика партерная гимнастика , Упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов, выворотности ног; исполняются в положении сидя, лежа на спине и на животе. Азбука классического танца Demi raud de jambe par terre en dehors et en dedans. Танцевальный этюд « Синеглазка» – соединение танцевального шага с поклоном, позиция рук. Постановка работа над техникой танца; отработка четкости и чистоты в рисунков, построений и перестроений | Словесные – объяснение ; практические – двигательная активность словесно - наглядные Словесно - игровой | 2 |
Занятие № 59-60 | Современный танец | Учить детей ориентироваться в пространстве | Осваивать различные виды движений: построение перестроение | Ритмика Основные положения рук: вдоль корпуса, на поясе. Прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом).
с I и V позиций в сторону, вперед, назад; Танцевальный этюд «Голуби» – этюд на построение и перестроение. Постановка: Знакомство с новым танцем , обсуждение его характера окраски ,ассоциаций , эмоциональное восприятие | Практические – показ правильного выполнения движений; Словесный – беседа . объяснение. Игровой – сюжетно - ролевой | 2 |
Месяц | № занятия | Тема | Цель | Задачи | Содержание | Методы и приёмы | Кол-во часов |
Апрель. | Занятие № 61 | Современный танец | Формирование навыка работы у станка | Развивать гибкость и пластичность | Ритмика: партерная гимнастика, растяжки на полу ,упражнения для гибкости спины. Азбука классического танца Grand plie в I, II, V, VI позициях. Танцевальный этюд«Со скакалкой мы – подруги». Постановка: отработка элементов; работа над музыкальностью; развитие пластичности; синхронность в исполнении | Словесные – пояснение ;Практические - образец Словесно – наглядные -показ правильного выполнения упражнений | 1 |
Занятие № 62 | Развитие двигательной сферы | Обогащение двигательного опыта | Индивидуальная работа с детьми отстающими в усвоении программы из-за пропусков и болезни | Практические - показ правильного выполнения упражнений | 1 | ||
Май. | Занятие № 63-64 | Музыкально - ритмическое развитие детей | Развивать музыкальность движений | Закрепление движений танца. Подготовка к отчётному концерту | Словесные – беседа , система вопрос-ответ | 2 | |
Занятие № 65-66 | Отчетный концерт | Развитие специальных музыкальных способностей | Развивать пластичность и выразительность движений | Повтор и закрепление выученных танцев | Практические - показ | 2 | |
Занятие № 67-68 | Содействовать развитию Внимания , умения согласовывать движения с музыкой | Формировать навыки грациозности и изящества движений | Отчетный концерт | Словесные – беседа , система вопрос-ответ ;игровые - подвижные | 2 |
Методическое обеспечение программы
Специфика обучения хореографии связана с систематической физической и психологической нагрузкой. Детям необходимо осмысливать указания педагога, слушать музыку, запоминать предложенный текст, отрабатывать различные движения. Преодолеть трудности помогает осуществление индивидуального подхода при одинаковых заданиях для всех. При этом учитывается тип личности, уровень подготовки ребенка, его умение сосредоточиться на разных аспектах задания.
Для обучения танцам детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо использовать игровой принцип. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом.
Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной.
Следующий важный принцип работы на первых этапах обучения – принцип многократного повторения изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного процесса.
Из всего многообразия средств обучения классический танец отличается тем, что является фундаментом всей хореографической подготовки и основой высокой исполнительской культуры. Поэтому классический экзерсис, после изучения основных его элементов, рекомендуется использовать в качестве тренажа на репетициях коллектива. Для того чтобы облегчить воспитанникам усвоение тем образовательной программы, занятие делится на три части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть – включает построение воспитанников на середине зала и настрой на занятие (взаимные приветствия детей и педагога), маршировку, бег и вспомогательные корригирующие упражнения на полу для подготовки мышц, суставов и связок к нагрузке.
Основная часть – постановка корпуса, ног, рук и головы для формирования балетной осанки, выработка выворотности ног в упражнениях у станка и на середине зала, развитие гибкости, отработка шага, прыжка, развитие силы и выносливости.
Заключительная часть – включает, в основном, движения для развития танцевально-ритмической координации и выразительности. Они также направлены на то, чтобы снять нервное и физическое напряжение, поднять эмоциональный тонус у детей. В этой части разучиваются и повторяются музыкальные этюды, композиции.
Ведущими методами обучения детей хореографическому искусству являются:
∙ наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);
∙ объяснение методики исполнения движения;
∙ демонстрация иллюстраций (наглядные пособия, видеоматериал).
Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:
∙ качественный показ;
∙ словесное (образное) объяснение;
∙ сравнение;
∙ контраст;
∙ повторение.
Ребенок должен знать хореографическую терминологию, пользоваться ею на занятии. Использование точной, грамотной терминологии позволит постепенно отойти от практического показа, разовьет внимательность воспитанников и их способность воспринимать словесную информацию.
С первых занятий важна работа над культурой движения. Каждое движение имеет начало и окончание, амплитуду, характер. Оно должно исполняться в такт музыке.
Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица, играть с ними в «маски» (грустная, веселая, сердитая).
Особое внимание уделяется музыкальному оформлению занятия. Оно должно быть разнообразным и качественным. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.
В разделы «Танцевальные этюды», «Танцевальные композиции» включены современные мелодии для стимуляции эмоциональной и актерской выразительности воспитан
Список литературы
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983.
2. Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993.
3. Программа по музыкально – ритмическому воспитанию детей. А.И. Буренина
4. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
5. . Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.
6. Захаров Р. Записки балетмейстера. – М., 1976.
7. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств. – М., 1988.
8. Программа ДОД «Хореографическая студия «Эдельвейс»» С. М. Сапожникова
9. Костровицкая В. Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1968.
10. Тарасов Н. Классический танец. – М.: Искусство, 1971.
11. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
12. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.
13. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.
14. . Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кружковой работе с детьми с задержкой психического развития " Веселые карандаши"
Методическая разработка Рабочий кружковой программы для детей с задержкой психического развития по развитию графических навыков....
Рабочая программа по кружковой работе "Волшебный пластилин"
Рабочая программа по кружковой работе " Волшебный пластилин"...
Рабочая программа по кружковой работе Волшебная мастерская"
Рабочая программа...
Рабочая программа по кружковой работе во второй младшей группе.
Программа дополнительного образования«Разноцветные пальчики"(Художественно-эстетическое направление)...
Рабочая программа по кружковой работе "Театр - это волшебство"
Театрализованная деятельность способна на гармоничное творческое всестороннее развитие детей. Ведь воспитательные возможности такой деятельности широки. Воспитанники не только эстетически развив...
Рабочая программа по кружковой работе в средней группе «Разноцветные пальчики»
Пояснительная запискаДошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовы...
Рабочая программа по кружковой работе на тему "Формирование дружеских взаимоотоношений в группе между детьми посредством создания благоприятного микроклимата"
Рабочая программа по кружковой работе...